Отчёт по практике на тему Коррекция зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Задание 2. СОСТАВЛЕНИЕ СИНОПСИСА (ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВА-ТЕЛЬСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ)
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что общее недоразвитие речи у дошкольников является самым распространенным нарушением в дошкольном образова-нии. Речевые нарушения обусловливают специфическое развитие познавательных процес-сов и личности ребенка в целом. Развитие памяти является одним из главных условий успешной подготовки ребенка к учебной деятельности в школе.
Объект исследования: особенности зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: коррекция зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и проверке возможно-стей коррекции зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Проанализировать особенности развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Провести диагностику особенностей развития зрительной памяти у детей до-школьного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Реализовать комплекс мероприятий по коррекции зрительной памяти детей стар-шего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и проанализировать его эффектив-ность.
Методы исследования:
— метод анализа научной литературы;
— биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);
— эмпирические методы (экспериментальные методики);
— методы качественного и количественного анализа результатов исследования.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и спсика литературы.
Задание 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у всех детей с нормальным слухом и интеллектом нарушается формирование всех компонен-тов речевой системы, относящихся к ее звуковой и семантической стороне.
По мнению С.Н. Шаховской, общее недоразвитие речь — это глобальное нарушение, которое проявляется на всех уровнях организации речи. В структуре дефекта с общим недо-развитием речи наблюдается недостаточное формирование речевой активности и других психических функций.
При общем недоразвитии речи своеобразие развития словарного и грамматического строения речи широко представлено в различных исследованиях. Так, Р.Е. Левиной (1968) описаны особенности словаря на каждом уровне речевого недоразвития. Т.С. Табаченко (1999) отмечает у детей с общим недоразвитием бедный, не соответствующий норме, сло-варный запас и оригинальность его использования, узко ситуационный характер словарного запаса, незавершенность процессов словообразования и склонения. Дети не сразу начинают использовать в различных ситуациях словесного общения, усвоенные ими во время занятий, по мере изменения ситуации слова, которые кажутся им хорошо известными и произноси-мыми в других условиях, «теряют» слова.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева (1999) акцентируют свое внимание на то, что что «при общем недоразвитии речи отмечается неравномерный, медленный процесс освоения языковых средств родного языка. Дети не могут овладеть самостоятельной речью, и с возрастом эти несоответствия становятся все более заметными».
Н. С. Жукова утверждает, что к общему недоразвитию речи могут привести различ-ные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.
Недоразвитие речи подразделено на несколько уровней.
Подробнее охарактеризуем каждый из уровней.
I уровень недоразвития речи характеризуется бедным словарным запасом ребенка, в основном при общении «лепечит», в большей степени использует при общении жесты и мимику, не использует в речи простых предложений, обращенную речь понимает гораздо лучше, принимает ее, но в общении с его стороны речь пассивна. Также сокращает сложные слова, например, автобус говорит «абас».
II уровень недоразвития речи характеризуется использованием в речи ребенка одного и того же слова, которое указывает на конкретный предмет, одна его произношение неверно.
Однако ребенок не знает слов, которые обозначают признаки предмета, активный словарь беден, звукопроизношение сильно отстает, пропускает предлоги в речи, не может согласовать слова в предложении, у таких детей нарушена структура многосложных слов.
III уровень недоразвития речи подразумевает факт, что ребенок может общаться с окружающими лишь с помощью родителей, которые выступают в роли переводчика его речи. Также к характеристике этого уровня относится неустойчивое произношение слов, сложные в произношении звуки ребенок замещает на другие, прослеживается расширение активного словарного запаса, грамматическая связь слов в предложениях как правило построена еще с ошибками, однако ребенок уже с их помощью в состоянии построить рассказ.
Особенностью является и непостоянство грамматических ошибок, когда в одном случае ребенок употребляет слова верно, а в другом – нет. Для ребенка вызывают затруднения согласование слов существительных с числительными, производит ошибки в трудных словах.
IV уровень недоразвития речи характеризуется отсутствием неправильного произношения звуков, однако речь невнятна и невыразительна, иногда ребенок пропускает слоги в словах , заменяет один звук другим, неправильно использует слова – признаки предметов, затрудняется в образовании новых слов при помощи суффиксов, в основном затруднение вызывает согласованность существительного и прилагательного.
Структура речевой недостаточности и компенсационные процессы определяются в зависимости от того, когда произошло повреждение головного мозга. В значительной сте-пени характер аномального развития мозга в целом зависит от времени поражения.
Под влиянием различных опасностей (инфекций, интоксикаций и т. д.) Наиболее тя-желое повреждение головного мозга обычно происходит во время раннего эмбриогенеза (3-4 месяца внутриутробной жизни).
Недостаточное развитие может быть связано, прежде всего, с двигательными, сен-сорными, речевыми или интеллектуальными функциями, в зависимости от того, какие части нервной системы развиваются наиболее интенсивно в период воздействия того или иного вредного фактора.
Более выраженные поражения отдельных структур мозга или недоразвитие мозга в целом могут привести к сложному дефекту, например, к сочетанию олигофрении с двига-тельной алалией и т. д.
Основными причинами этих поражений или недостаточного развития головного мозга являются инфекции или интоксикации матери во время беременности и плода по ре-зус-фактору или группе крови, заболевания нервной системы (нейроинфекция) и травмы головного мозга в первые годы жизни ребенка.
Употребление матерью алкоголя и никотина во время беременности может также привести к нарушению физического и нейропсихологического развития ребенка, одним из проявлений которого часто является общее недоразвитие речи в сочетании с синдромом двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и крайне низкой умственной работоспособностью.