Психолого-педагогическое образование,преддиплоная практика Отчёт по практике Педагогика/Психология

Отчёт по практике на тему Коррекция нарушения внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР Преддипломная практика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Задание 1. Представить теоретико-методологическое обоснование темы ВКР…………………………………………………………………………………3

Задание 2. Сделать основные выводы по анализу научной литературы в соответствии с темой ВКР 7

Задание 3. В рамках исследовательских задач и исходной гипотезы бакалаврской ВКР провести психодиагностическое обследование испытуемых 42

Задание 4. Провести качественный и количественный анализ эмпирических данных, оформить их в таблично-графической форме, представить выводы и рекомендации для специалистов и участников образовательного процесса. 45

Задание 5. Индивидуальное задание (на выбор) 51

Список литературы……………………………………………………………..111

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Задание 1. Представить теоретико-методологическое обоснование темы ВКР

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях фундаментальной перестройки системы образования в нашей стране усилено внимание проблеме развития детей с особыми потребностями. На законодательном уровне это закреплено в ряде государственных законодательных актов, таких как ФГОС НОО, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в которых отражена актуальность воспитания, обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями,

Актуальное значение приобретает вопрос о развитии познавательных психических процессов у детей, что обеспечит им благоприятные условия для дальнейшего обучения и социализации в общество. Эффективность обучения детей с особыми образовательными потребностями зависит от уровня активизации и развития у них познавательной деятельности. Основой успешного усвоения учебного материала является достаточный уровень развития таких познавательных психических процессов, как внимание, память, внимание, мышление и воображение. Особую актуальность проблема развития познавательной деятельности, в том числе и внимания, приобретает при работе с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР).

Многими научными исследованиями установлено, что детям с ЗПР свойственна низкая познавательная активность, так как у них с опозданием формируются все познавательные процессы, что оказывает негативное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная коррекционная работа по развитию познавательной деятельности будет способствовать развитию всех познавательных психических процессов, в том числе и внимания, что будет способствовать лучшему усвоению материала в процессе учебной деятельности, улучшению общения и социальной адаптации детей, что в свою очередь предупредит возможные трудности школьного обучения.

Для решения указанной проблемы нужно разработать комплексную психокоррекционную работу, по активизацию познавательной деятельности детей с ЗПР.

Особенно актуально исследование внимания у данной группы детей, так как по данным Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, Т. Марковской, М.С Певзнера, внимание при ЗПР характеризуется форагментарностью, ограниченностью, константностью, что сказывается на процессе межанализаторных связях: недостатки зрительной, моторной и слуховой сферах.

Как показали исследования ученых, развитие детей с ЗПР характеризуется неравномерным или задержанным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы.

Особое внимание современных ученых уделяется психологическим проблемам диагностики и коррекции развития детей младшего школьного возраста с ЗПР (Л.Н. Блинова, Н. Ю. Борякова, М. А. Касицина). Авторы подчеркивают, что в результате оказания своевременной комплексной (медицинской, психологической и педагогической) помощи большую часть проблем можно преодолеть, а именно: отклонения в психическом развитии детей становятся менее выраженными или дети достигают уровня развития детей без интеллектуальных и двигательных нарушений.

Однако, значительное количество исследований, посвященных изучению развития детей с ЗПР, не исчерпывает полноты раскрытия всех аспектов этого вопроса, в том числе и по психокоррекционной работы по развитию внимания у данной категории детей. В то же время современная система воспитания требует более глубокого изучения условий, содержательного и методического наполнения комплексной коррекционной работы, направленной на развитие не только познавательных психических процессов в целом, но и в частности, в том числе и внимание.

На основании вышесказанного можно обозначить противоречия:

— между государственной необходимостью в развитии, обучении и воспитании детей с ЗПР и отсутствием научной разработанности в создании комплексной коррекционной работы, направленной на развитие не только познавательных психических процессов в целом, но и в частности, в том числе и внимание,

— между необходимостью развития внимания, как познавательного психического процесса у детей с ЗПР и остутвием практики реализации специальных программ, направленных на его развитие.

Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: какова роль и значение комплексной коррекционной работы в развитии внимания у детей млашего школьного возраста с ЗПР?

Объект исследования – внимание у млашего школьного возраста с ЗПР.

Предмет исследования – психологическая коррекция в развитии внимания у детей млашего школьного возраста с ЗПР.

Цель исследования – проанализировать эффективность комплексной психологической коррекции в развитии внимания у детей млашего школьного возраста с ЗПР.

Гипотеза исследования: считаем, что комплексная психологическая коррекция может послужить эффективным средством в развитии внимания детей млашего школьного с ЗПР если:

-использовать в психокоррекции игры и упражнения,

-игры будут проводиться систематически, не только в образовательной деятельности, но и в повседневной жизни детей.

Задачи исследования:

1. теоретичеки исследовать нарушение внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР

2. составить и апробировать коррекционную программу направленную на коррекцию нарушения внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР,

3. провести эмпирическое исследование нарушения внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Методы исследования.

В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы:

1) теоретические: теоретико-методологический анализ специальных психолого-педагогических концепций и теорий с целью определения состояния разработанности проблемы;

2) эмпирические: наблюдение, диагностика, тестирование.

3) статистические: методы описательной математической статистики.

Методики исследования:

Методика «Найди и вычеркни» (Р.С. Немова)

Цель – определение стойкости внимания.

Методика «Корректурная проба» (Б. Бурдон).

Цель – определенене распределения внимания.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в работе представлена попытка определить основные направления, методы и средства психологической коррекции по развитию внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Практическая значимость. Психологическая система коррекции внимания детей младшего школьного возраста направлена на развитие внимания; рассчитана на организацию взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками на индивидуальном и групповом уровнях путем повышения мотивации к познавательной деятельности детей. Система работы по организации психологической коррекции может использоваться практическими психологами в условиях ДОУ в специализированных группах для детей с ЗПР, в группах с инклюзивной формой обучения и в группах общего развития.

Задание 2. Сделать основные выводы по анализу научной литературы в соответствии с темой ВКР

1.1. Теоретические подходы к понятию «внимание»

Внимание — это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других [11, с. 73].

Внимание включено во все познавательные процессы и проявляется в любой сознательной деятельности: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Наличие внимания делает человеческую деятельность организованной и продуктивной. Оно обеспечивает активизацию нужных и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов; способствует целенаправленному отбору поступающей информации; обеспечивает сосредоточенность психической активности на определенной деятельности.

Особенностью внимания является то, что оно не существует само по себе, вне осуществляемых человеком действий.

Внимание-форма психической деятельности человека, проявляющаяся в направленности и сосредоточенности его сознания на определенных объектах, имеющих постоянное или ситуативное значение. Внимание не считается психическим процессом. Это психическое состояние личности, проявляющееся в сосредоточенности на чем-либо. Это состояние характеризует условия протекания любого познавательного процесса.

Оценивая роль внимания в психической деятельности, следует вспомнить слова К. Д. Ушинского о том, что внимание является той дверью, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.

Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей. Внимание не может быть беспредметным. Предметом внимания может выступить внешний мир, на который направлен акт познания, сама психическая деятельность: мысли, переживания, анализ действия, поступки.

Физиологический механизм внимания является сложным. На сегодня он рассматривается как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивает те сигналы, которые мало значимы для человека. Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И. П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса (непроизвольное внимание). Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания внес А. А. Ухтомский. Согласно его представлениям, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующего характера. Мозговой центр, который гораздо легче отзывается на раздражители («доминанта» по А. А. Ухтомскому) характеризуется устойчивостью возбуждения в нем («инертность доминанты») и способностью» подтягивать»к себе те нервные импульсы, которые вызывают незначительные очаги возбуждения («субдоминанты») и подкрепляться за их счет («подкрепленные доминанты»).

Точка зрения И. П. Павлова и А. А. Ухтомского получила в наше время ряд подтверждений в экспериментах с регистрацией биотопов мозга животных и людей. Современные нейрофизиологические исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно лишь на основе общей бодрости коры головного мозга, повышенной активности ее деятельности. Некоторые ученые подчеркивают особенно важную роль лобных долей мозга в отборе информации. На данном этапе в мозге найдены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания». Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, размещенных в стволовой части мозга, получивших название ретикулярная формация.

Предполагается, что ретикулярная формация представляет собой комплекс нескольких систем, одна из которых обеспечивает активацию ориентировочного рефлекса, другие-защитного, а третьи — пищевого. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль своего поведения, на поддержание устойчивости выборочной активности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы