Отчёт по практике на тему Исследование характеристик функционального состояния ЦНС студентов в процессе учебной и спортивной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 1
Глава 1. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье 4
Глава 2. Особенности функционального состояния центральной нервной системы студентов в процессе учебной деятельности. 8
Глава 3. Обследование состояния студентов в процессе физической нагрузки 14
Заключение 18
Список используемой литературы 21
Введение:
Постоянное усложнение программ обучения в вузах, внедрение компьютерных технологий и приводят к интенсификации процесса обучения и, естественно, предъявляет повышенные требования к организму студентов. Известно, что в течении учебного года центральная нервная система (ЦНС) студентов испытает чрезвычайно большую нагрузку [1,2]. Именно поэтому центральная нервная система очень сильно нагружается во время умственной нагрузки.
Существующая в настоящее время система образовательного процесса в вузах не позволяет полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности, поэтому особое значение в этих условиях приобретают занятия массовым спортом. В зависимости от рациональности применения физическая активность может выступать как оптимизирующий или как дизадаптирующий фактор [2]. В связи с этим, важно выяснить, какое влияние оказывают занятия в спортивных секциях на функциональное состояние ЦНС, поскольку успешность выполнения как двигательной, так и учебной деятельности определяется в первую очередь ее текущим функциональным состоянием [2].
Проблема влияния физических нагрузок на функциональное состояние нервной системы спортсменов остается актуальной. С точки зрения теории функциональных систем, в обеспечении адаптации организма, ведущую роль играет центральная нервная система. Основные свойства нервной системы определяют функциональную и психологическую подготовленность спортсменов, ответственную за спортивную эффективность, особенно, в ситуационных видах спорта (спортивные игры и единоборства)[3]. Из сказанного можно сделать вывод, что при постоянных физических нагрузках у студентов, занимающихся спортивной деятельностью центральная нервная система так же подвержена напряжению.
Но, прошу заметить, напряжение при умственной и физической нагрузкой на ЦНС разное, следовательно, и рассматриваться будет по-разному.
Объектом исследования во время практики будут характеристики функционального состояния ЦНС студентов в процессе учебной и спортивной деятельности.
Цели учебной практики:
— систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, закрепление у магистров практических навыков и умений ведения самостоятельной научно-исследовательской и экспериментальной работы разного уровня организации по различным разделам прикладной морфологии и физиологии человека;
— непосредственное участие студента в научно-исследовательской или производственной деятельности организации, закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий, учебных практик;
— формирование умений и навыков исследования биологических систем разного уровня организации;
— отработка навыков работы с научной литературой и реферирования.
Задачи учебной практики (ознакомительной практики):
— овладение методиками научного исследования биологических объектов разного уровня организации в области прикладной морфологии и физиологии человека;
— знакомство с методами экспериментальной работы в области прикладной морфологии и физиологии;
— закрепление теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков при выполнении конкретных научно-исследовательских заданий, полученных студентами в период практики.
Заключение:
Сам по себе образ жизни студентов не даёт надежду на хорошее самочувствие. Каким является образ жизни студента кратко:
● Несвоевременный приём пищи,
● систематическое недосыпание,
● малое пребывание на свежем воздухе,
● недостаточная двигательная активность,
● отсутствие закаливающих процедур,
● выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна,
● курение и тд.
И это только самые частые проблемы студентов, которые мешают полноценно жить. Картина не самая лучшая.
Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания. Например, может снижаться иммунитет и, как следует, повышаться количество заболеваний. Все это будет сказываться как на учебном процессе, точнее его плохом течении, так и на неэффективности физических нагрузок, из-за плохого самочувствия.
Казалось бы, что ситуация мы можем исправить большим количеством физической активности, но и тут ошибочно. Физическая нагрузка так же, как и умственная нагружает ЦНС, от чего та работает хуже. Из-за того, что при получении знаний мы стараемся получить их больше, тратим на учебу больше времени, меньше спит, меньше принимаем пищу и прочее, получается что большая группа обучающихся обладают низкими характеристиками, которым присуща невысокая успешность восприятия и мышления, а также средний уровень способности оперировать пространственными предметами, концентрации и переключения внимания.
Желание учиться есть, а вот сил на учебу нет. Именно это и является тормозом прогресса.
Далее поговорим про физическую активность. Она тоже не особо много положительного даёт. Спортсмен во время занятий спортом инициативен, что влечет за собой напряжение ЦНС. По общим результатам работоспособности можно наблюдать, что основная масса студентов находится на границе нормы (62%). Это говорит о начальных стадиях утомления, частой усталости, снижению внимания в течении дня, не полноценному функционированию центральной нервной системы.
Были достигнуты следующие цели учебной практики:
— систематизированы, расширены и закреплены профессиональные знания, закреплены практические навыки и умения ведения самостоятельной научно-исследовательской и экспериментальной работы разного уровня организации по различным разделам прикладной морфологии и физиологии человека;
— было проведено непосредственное участие в научно-исследовательской или производственной деятельности организации, закреплены теоретические знания, полученные во время аудиторных занятий, учебных практик;
— сформированы умения и навыки исследования биологических систем разного уровня организации;
— были отработаны навыки работы с научной литературой и реферирования.
Были выполнены следующие задачи учебной практики (ознакомительной практики):
— овладение методиками научного исследования биологических объектов разного уровня организации в области прикладной морфологии и физиологии человека;
— ознакомлен с методами экспериментальной работы в области прикладной морфологии и физиологии;
— закреплены теоретические знания, приобретены практические умения и навыки при выполнении конкретных научно-исследовательских заданий, полученных студентами в период практики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
Образ жизни студента есть не что иное, как определённый способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих её переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доле бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует своё свободное время, каким видам отдаёт предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие – для занятий физическими упражнениями, третьи – на общение.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для неё форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определённой автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о её неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания – 10-16%, на режим двигательной активности – 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на III – до 83,1, на IV курсе – до 75,8%.
Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам. Помимо этого, человек обязан вписать себя в данный ему мир, «подогнать» себя к нему. Человек обязан научиться жить в реально существующем мире с его своеобразием, своеобразными закономерностями, своеобразным складом.
Обобщив сказанное, мы придём к выводу: оптимальная жизнедеятельность человека зависит не только от того, что непосредственно «записано» в нём, но и от того, что его окружает – от среды и от условий жизни
Безусловно, образ жизни, как по кирпичикам, строит нашу с Вами жизнь и забывать о нем глупо. Агаджанян. Н.А и Радищев. И.В решили оценить качество жизни студентов. Качество жизни оценивалось с помощью русскоязычной версии международного стандартизированного опросника SF-36. Сравнительный анализ показал, что по ряду параметров показатели качества жизни у женщин превышали таковые у мужчин. Это обусловлено сочетанным влиянием нескольких факторов: во-первых, умением женщин рационально организовать свой распорядок дня, во-вторых более ответственным отношением их к учебе. Оценивая данные самооценки в целом по методике САН, можно отметить довольно высокий уровень самочувствия, активности и настроения у женщин по сравнению с мужчинами. Установлено, что высокий уровень здорового образа жизни присущ 8,7 % обследованных, средний уровень 37,6 %, низкий 48,8 %, а крайне низкий 4,9 % студентов, которым свойственно отрицательное и пассивное отношение к здоровому образу жизни.