Отчёт по практике на тему Формы совместной работы семьи и детского сада по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА 3
ЗАДАНИЕ по производственной преддипломной практике обучающегося 10
ДОКЛАД по теме выпускной квалификационной работы 11
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Введение:
Актуальность проблематики социально-коммуникативного развития обусловлена социальным заказом общества, призванным формировать социально развитую личность ребенка, а также правовыми и нормативными документами, среди которых особое место занимает ФГОС ДО. Согласно ФГОС ДО в образовательный стандарт включается коммуникативно-личностный компонент, направленный на приобретение дошкольниками опыта в коммуникативной деятельности: конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения.
На современном этапе общественного развития одной из актуальных проблем является проблема приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, формирование у детей умений к адекватной ориентации в доступном социальном окружении, осознание самоценности собственной личности и окружающих. Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений, как сотрудничество, сотворчество, партнерство, умение работать в команде, способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в социальной и духовной сферах.
В качестве целевых ориентиров рассматривается инициативность и самостоятельность ребенка в игре и общении как ведущих видах деятельности; способность ребенка выбирать себе партнеров по взаимодействию; активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми; и т.д. Социально-коммуникативное развитие предполагает становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Старший дошкольный возраст является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений посредством общения со взрослыми и сверстниками в соответствии с нормативным поведением, принятым в межличностных отношениях. Общение является важнейшим условием психического развития дошкольников, потребность в общении служит ведущей социальной потребностью и условием развития общественных качеств личности ребенка. Влияние детского сообщества на развитие личности ребенка заключается в том, что в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике нормы поведения по отношению к другим людям. В совместной деятельности детей возникают ситуации, требующие согласованных действий, проявления доброжелательного отношения, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Лишь посредством участия в совместной деятельности в коллективе сверстников дети способны объединяться и вступать между собой во взаимоотношения.
Новые нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных организаций, актуализируют внимание специалистов к сотрудничеству между дошкольной организацией и родителями воспитанников как потребителями образовательных услуг. Согласно ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является содействие и сотрудничество.
В этом контексте возрастает роль родителей в образовательном пространстве, а сотрудничество и взаимодействие с семьей ребенка необходимы для полноценного развития и образования ребенка.
Современные комплексные программы («Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, «Радуга» Т.Н. Дороновой и др., «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой и др., «Из детства — в отрочество» Т.Н. Дороновой и др., «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и Т.С. Комаровой и др.) направлены на решение следующих задач сотрудничества с родителями: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие, создание условий для развития личности дошкольника, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Однако в перечисленных программах отсутствует четкая конкретизация задач, форм и методов сотрудничества с родителями дошкольников.
Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в условиях современного общества в связи с тем, что особенности социального окружения ребенка зачастую представлены дефицитом воспитанности, доброты, доброжелательности, культуры во взаимоотношениях с окружающими. В рамках ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие ориентировано на решение следующих задач:
— формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье;
— формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе»;
— овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между практической необходимостью социально-коммуникативного развития дошкольников и недостаточным использованием потенциала семьи как участника образовательного процесса. Стремление найти пути решения указанного противоречия позволяет сформулировать тему исследования: «Формы совместной работы семьи и детского сада по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста».
2. Цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: изучить возможности совместной работы семьи и детского сада по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные походы к определению понятия социально-коммуникативного развития в психолого-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть содержание педагогической деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить возможности совместной работы семьи и детского сада по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование эффективности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной работы семьи и ДОО и дать анализ полученным результатам.
3. Методологическая база исследования.
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Предмет исследования: формы совместной работы семьи и детского сада.
Методы исследования: теоретические — анализ; анализ; синтез; обобщение; классификация; эмпирические — наблюдение; социометрия, анкетирование; методы качественного и количественного анализа.
4. Практическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании особенностей социально-коммуникативного развития дошкольников. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы.
5. Краткое содержание выпускной квалификационной работы. Выводы по результатам исследования ВКР.
В первой главе «Теоретические подходы к проблеме социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста» в первом параграфе охарактеризованы основные подходы к определению понятия социально-коммуникативного развития в психолого-педагогических исследованиях.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей Модификация и критерии анализа:(Шутц, Г.Р. Хузеева). Цель: определение особенностей межличностных отношений ребенка с взрослыми и сверстниками, отношение к лидерству, субъективное ощущение включенности ребенка в группу сверстников, эмоциональное отношение к сверстникам и взрослым, способы поведения в ситуации отвержения.
2. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику» (В. Петровский). Цель: выявить умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника.
3. Метод Социометрии — «Маски» (Лаврова Г.Н., 1999). Цель: выявить статусное положение ребенка в группе сверстников.
4. Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников (Смирнова О.Е., Холмогорова В.М.) Цель: описание конкретной картины взаимодействия дошкольников в естественных условиях.
На констатирующем этапе были определены критерии (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и показатели социально-коммуникативного развития дошкольников — отношение к лидерству, эмоциональное отношение к сверстникам и взрослым, способы поведения в ситуации отвержения; наличие эмоциональной отзывчивости; социометрический статус в группе; инициативность в общении, чувствительность к воздействиям сверстника; субъективное ощущение включенности в группу сверстников.
Первичная диагностика представлена следующими результатами.
1. Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей Модификация и критерии анализа:(Шутц, Г.Р. Хузеева). Цель: определение особенностей межличностных отношений ребенка с взрослыми и сверстниками, отношение к лидерству, субъективное ощущение включенности ребенка в группу сверстников, эмоциональное отношение к сверстникам и взрослым, способы поведения в ситуации отвержения.
По данной методике по итогам констатирующего этапа активной позицией в общении характеризуются 60% детей; количество детей, отмеченных пассивной позицией в общении, составило 40%. Автономия в общении характерна для 66,7% детей, пассивным подчинением отмечены 33,3% детей. Детей, отмеченных «сотрудничеством» во взаимоотношениях со взрослыми — 26,6%, «подчинением» — 40% и «сопротивлением» — 35%. У 7 детей преобладает широта общения (46,7%). Узким кругом общения отмечены 8 (53,3%) детей. Наличие продуктивных способов выхода из ситуации отвержения и неприятия сверстниками выявлено у 73,3% детей, для 26,7% детей — характерны деструктивные способы решения ситуации. Положительные отношения со сверстниками имеют 80% детей, отрицательные отношения — 20% детей. У 66,7% детей имеется тенденция к лидерству, у 33,3% детей выражено отрицательное отношение к лидерству. Деловым мотивом отмечены 3 (20%) детей; игровым — 9 (60%) детей; познавательным — 3 (20%) детей.
По итогам контрольного этапа эксперимента произошла существенная динамика результатов. Активной позицией в общении характеризуются 80% детей. Ответы детей претерпели некоторые изменения в плане выражения готовности к совместному взаимодействию. Пассивная позиция также отмечается положительной динамикой, несмотря на отсутствие готовности к принятию ответственности, дети тем не менее стараются пересмотреть свои позиции (20%). Детей с автономией в общении выявлено 80%, пассивным подчинением отмечены 20% детей. Детей, отмеченных «сотрудничеством» со взрослыми — по-прежнему 4 (26,6%), «подчинением» — 40% и «сопротивлением» — 35%. Увеличилось и количество детей с широким кругом общения — 86,7%, вместе с тем даже дети с пассивной позицией в общении (13,3) считают, что нужно дружить со всеми. Практически все дети демонстрируют продуктивные способы поведения в ситуации неприятия в группу сверстников. Положительные отношения со сверстниками у 86,7% детей и не очень благоприятные — у 13,3% детей. Позиция к лидерству также претерпела положительные сдвиги — у 86,7% детей выраженное стремление к лидерству. Доминирующий мотив общения игровой — у 8 (53,3%) детей. Познавательный мотив общения выявлен у 2 (13,3%) детей и деловой — у 5 (33,3%) детей.
2. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику» (В. Петровский). Цель: выявить умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника.