Отчёт по практике на тему Экспериментальная психология
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Любое общение происходит на
двух уровнях: вербальном и невербальном. Очень важно, чтобы до, во время и после
беседы вы наблюдали за невербальными сигналами и языком тела собеседника, потому
что они могут стать для вас барометром, показывающим, насколько нужен разговор,
продуктивно ли он протекает и дал ли нужный результат. Кроме того, невербальные
сигналы служат предупреждением о том, что некоторые спорные вопросы требуется разрешить
сейчас.
Если собеседник откинулся
на спинку стула, скрестил руки на груди и сжал губы, значит, разговор ему не нравится.
Люди склонны отдаляться от того, что не хотят видеть и слышать. Если же во время
беседы человек подается вперед, это, напротив, благоприятный знак (мы уже говорили
об этом раньше).
Наблюдение в психологии — один из основных
методов познания особенностей объекта эмпирическим путем. Метод предполагает обязательный
переход от описания фактов к объяснению их сути, формированию психологической характеристики
наблюдаемого.
На результат применения научного метода
могут влиять такие факторы:
· уровень знаний в исследуемой области;
· профессиональный опыт, квалификация наблюдающего;
· личный опыт, эмоциональные и мыслительные стереотипы, ценностные
ориентации психолога.
Наблюдение предполагает невмешательство
субъекта в исследуемый процесс или ситуацию.
Метод дает возможность получить полную
картину происходящего, отразить ее через записи, таблицы. Особенностью процедуры
является сложность, а часто невозможность точно повторить ситуацию наблюдения.
Цель исследования: реализовать метод наблюдения по реализации
общения в различных ситуациях, провести групповой эксперимент.
Объект исследования: мужчина, 25 лет; школьники 5 класс.
10 человек.
Предмет исследования: процесс наблюдения за общением в различных
ситуациях.
Задачи
исследования:
1.
Изучить особенности метода наблюдения
2.
Провести наблюдение за общением
3.
Провести групповой эксперимент
4.
Проанализировать результаты
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что
в процессе общения с различными людьми определенных статусов человек может вести
себя по-разному.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С.
Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах
развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б.
Эльконин и др.).
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников;
— эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент;
— математические и статистические методы обработки экспериментальных
данных.
Теоретическая
значимость результатов исследования состоит в обогащении знаний; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы
могут быть использованы в профессиональной деятельности образовательных организаций
и организациях дополнительного образования.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
3. Методика эксперимента (экспериментальный
материал, процедура и план эксперимента, инструкция испытуемым) Психологическое наблюдение — это сбор
информации экспериментатором без вмешательства в ситуацию. Психологами метод применяется
соответствии с определенным планом, подразумевает фиксацию фактов и особенностей
ситуации, их анализ и интерпретацию.
Наблюдение в психологической науке, в
отличие от бытового, базируется на определенном замысле, продуманной заранее программе,
требует фиксации фактов, их анализа и интерпретации.
Отслеживанию доступны только внешние
(речевые, двигательные) проявления. Например, невозможно наблюдать:
· интеллект, но исследователю доступно слежение за процессом
решения задач;
· общительность, но можно увидеть факт общения с другими
людьми.
Наблюдаемые ситуации, явления, поведение
объектов обязательно регистрируются в протоколах, дневниках. Замеченные характеристики
излагаются максимально описательно, без объяснений. Форма протокола отражает предмет,
задачу, гипотезу и основные критерии исследования.
Достоверность результатов наблюдения
повышается, если исследователь имеет возможность применять метод длительное время,
наблюдать объекты в разных ситуациях, ролях. Повышается надежность исследования
и в случае, если за ситуацией следят несколько наблюдателей.
Качественное наблюдение возможно только,
если ролевые отношения между объектом и субъектом отсутствуют. Например, школьник
по-разному ведет себя в присутствии родителей, учителя и друзей. Поэтому характеристики,
которыми наделяют его разные люди, отличаются.