Отчёт по практике на тему Детское экспериментирование, как условие развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольниковПреддипломная практика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Познавательный интерес
является неотъемлемой частью развития детей дошкольного возраста. Благодаря
познавательному интересу у ребенка возникает желание узнавать и исследовать
новые объекты и явления. Под познавательным интересом понимает систематическое
стремление человека к познанию мира.
Говоря о развитии
познавательного интереса ребенка, стоит отметить, что оно происходит только в
случае, когда ребенок слышит и видит, а также самостоятельно выполняет
познавательную деятельность. Другими словами, ребенок должен проводить
экспериментальную работу, поскольку детское экспериментирование в процессе
дошкольного обучения является ведущей деятельностью наравне с игровой.
В ходе исследования была
проведена опытно-экспериментальная работа по определению эффективности
использования экспериментирования с объектами неживой природы для развития
познавательного интереса детей дошкольного возраста. Опыт проходил в три этапа.
На констатирующем этапе
исследования была проведена диагностика уровня сформированности познавательного
интереса у детей дошкольного возраста. В качестве испытуемых были выбраны
воспитанники детского сада в количестве 36 человек, которые были разделены в
свою очередь на две группы: экспериментальную и контрольную. В результате были
получены данные, которые свидетельствовали, что высокого уровня развития
познавательного интереса в экспериментальной группе выявлено не было, в группе
воспитанников преобладал средний уровень развития познавательного интереса.
На формирующем этапе исследования
был разработан перечень экспериментов и опытов с объектами неживой природы. В
результате наблюдений педагога было определено, что предложенные эксперименты и
опыты («Занимательно о глине и песке», «Удивительная почва», «Волшебная
кладовая» и др.) повлияли на познавательный интерес детей дошкольного возраста,
а именно они стали выдвигать собственные гипотезы о происходящих явлениях,
научились сравнивать свойства объектов, обобщать полученные знания.
Фрагмент текста работы:
В условиях быстро меняющейся жизни от современного
подрастающего поколения требуется не только овладение знаниями, но и в первую
очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить
самостоятельно и творчески. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с
игровой деятельностью, огромное значение в личности ребенка, в процессе
социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только
как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск
знаний, самостоятельно или под умелым руководством взрослого.
Актуальность темы исследования. В настоящее время
развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является
одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность,
способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Для дошкольника характерен
повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все
новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты
сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Поддерживая детский интерес, нужно вести их от
знакомства с природой к ее пониманию. В Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначены
предметные области освоения основной образовательной программы. Согласно
стандарту, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и
др.
Проблема исследования заключается в определении
условий для успешной организации экспериментирования для развития
познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: использование экспериментальной
деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста повышает уровень сформированности
познавательно-исследовательской деятельности.
Степень изученности темы исследования. Вопросы о
развитии познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного
возраста были отражены в трудах таких авторов как Ю.К. Бабанский, Я.А.
Коменский, А.Н. Леонтьев, В.И. Лозовая, Д. Локк, А.К. Маркова, В.Ф. Моргун,
Н.У. Садыкова, Ж.Н. Тельнова, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина и др.
Цель исследования – изучить процесс
экспериментирования как средства формирования познавательно-исследовательской
деятельности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой.
Исходя из цели исследования, необходимо решить
следующие задачи:
1. рассмотреть психолого-педагогические особенности познавательно-исследовательской
деятельности у детей дошкольного возраста;
2. изучить процесс развития познавательно-исследовательской
деятельности у детей дошкольного возраста;
3. изучить познавательно-исследовательскую деятельность у детей
дошкольного возраста;
4. провести организацию опытно-экспериментальной работы по
использованию экспериментирования как средства формирования познавательно-исследовательской
деятельности у детей дошкольного возраста;
5. провести анализ опытно-экспериментальной работы по
использованию экспериментирования как средства формирования познавательно-исследовательской
деятельности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – познавательно-исследовательская
деятельность у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – экспериментирование как
средство развития познавательно-исследовательской деятельности у детей
дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались
следующие методы научно-педагогического исследования: эмпирические и
теоретические.
Теоретические методы:
1. Анализ научной и учебной литературы.
Эмпирический метод:
1. Наблюдение за деятельностью обучающихся.
2. Беседа.
3. Тестирование
4. Педагогический эксперимент, состоящий из трех
этапов: 1 этап – констатирующий; 2 этап – развивающий; 3 этап – контрольный.
Практическая значимость исследования заключается в
том, что предложенные результаты исследования могут быть использованы в
деятельности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении при изучении
неживой природы на занятиях по окружающему миру.