Отчёт по практике на тему Дефектологическое образование
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение. 2
Основная часть. 5
1.1 Анализ коррекционно-развивающих занятий сурдопедагога 5
1.2 Проведение психолого-педагогического изучения образовательного потенциала ребенка с нарушением слуха с целью проектирования индивидуального маршрута развития ребенка 24
1.3 Разработка коррекционно-развивающих занятий сурдопедагога 27
1.4 Индивидуальная программа развития ребенка с нарушением слуха (фрагмент: раздел сурдопедагога) 40
1.5 Рекомендации для педагогов по организации и модернизации коррекционно-образовательной среды и методического обеспечения образовательного процесса 47
Введение:
Педагогическая практика – это составная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования, является одним из этапов профессионально-педагогической подготовки студента.
Производственная дефектологическая практика занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов и представляет собой особую форму взаимосвязи процесса обучения и будущей практической деятельности. Я в ходе практики имею возможность применить, закрепить полученные теоретические знания и умения, приобрести систематизированный опыт педагогической деятельности в конкретном образовательном учреждении.
Основные цели практики:
1. Моделирование будущей профессиональной деятельности педагога-дефектолога в условиях учреждений для детей с нарушениями развития на базе теоретической, научно-методической и практической подготовки в период обучения в ВУЗе.
2. Формирование профессионально необходимых педагогу-дефектологу коррекционно-педагогических умений и значимых качеств личности в условиях самостоятельной деятельности.
1. Задачи практики.
К основным задачам производственной дефектологической практики следует отнести:
• совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями и выработка у обучающихся умения применять эти знания в практической педагогической деятельности;
• формирование умения наблюдать, анализировать и критически осмысливать учебно-воспитательный процесс в специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, обобщать передовой педагогический опыт;
• подготовка обучающихся к эффективному проведению коррекционно-развивающей, учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения дошкольного и школьного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных -психофизиологических особенностей и возможностей;
• организация общения и совместной деятельности с детьми, изучение их возрастных и типологических особенностей;
• формирование творческого подхода к решению учебно-воспитательных задач и интереса к научно-исследовательской работе по специальности;
• воспитание любви к профессии педагога-дефектолога, стремления к совершенствованию своих педагогических способностей и профессионально значимых качеств личности будущего педагога-дефектолога.
За время прохождения практики я вижу необходимость в таких видах профессиональной деятельности, как:
— проведение направленного наблюдения за деятельностью детей с отклонениями в развитии на этапах планирования, осуществления и оценки эффективности психологической помощи;
— анализ результатов направленного наблюдения, данных медицинской и психолого-педагогической документации, с целью определения стратегии оказания помощи лицам с нарушениями в развитии;
— определение конкретных коррекционно-педагогических и учебно-воспитательных задач с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей детей и социально-психологических особенностей коллектива;
— планирование и анализ коррекционно-педагогического и учебно-воспитательного процессов в дидактических, методических и аксиологических аспектах с учетом современных технологий обучения;
— обоснованный выбор оптимальных форм, методов и средств диагностики и коррекции, определение результатов усвоения детьми программного материала, уровень их воспитанности и развития;
— проведение разносторонней работы по развитию познавательной активности, интересов и потребностей детей;
— осуществление воспитательной работы в групповом коллективе образовательного учреждения, творческих группах и объединениях детей;
— проведение индивидуальной коррекционной работы с детьми с нарушениями развития, осуществление психолого-педагогического просвещения родителей с учетом меняющихся социальных условий, вовлечение семьи в образовательный процесс;
— развитие у детей с проблемами в развитии потребности в здоровом образе жизни, в соблюдении правил личной и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности;
— использование в коррекционно-развивающем процессе различных технологических средств: мультимедийная техника (ауди-, видео- средства) и разнообразные наглядные пособия;
— разработка диагностического материала и наглядных пособий;
— проведение самоанализа, самооценки и корректировки собственной деятельности;
— организация деятельности ребенка с отклонениями в развитии, детского коллектива;
-организация индивидуальной работы, работы с группой, коллективом (классом, группой, родителями).
— установление положительного контакта с родителями, привлечение их к сотрудничеству;
— соблюдение конфиденциальности служебной информации и личных тайн воспитанника;
— принятие и уважение личности и права ребенка с отклонениями в развитии;
— установление доверительных отношений с детьми с отклонениями в развитии.
Отчет содержит следующие структурные элементы: введение, основную часть, выводы, список используемых источников, приложения.
Фрагмент текста работы:
1.1 Анализ коррекционно-развивающих занятий сурдопедагога
Занятие № 1
Учитель — дефектолог ФИО
Ф.И.О. анализирующего студент-практикант ФИО
Дата, время проведения занятия — ДАТА ЗАНЯТИЯ
Содержание занятия
Анализ подгруппового занятия учителя дефектолога Шенгелая Марины Дмитриевны.
1. Место данного занятия в системе занятий по теме:
Подгрупповое занятие «Цветочная поляна» (сенсомоторное развитие, ознакомление с окружающим, зрительное восприятие) с детьми со сложными интеллектуальными и речевыми нарушениями 6-7 лет, группы III года обучения.
2. Место данной темы в общей системе работы дефектолога:
Занятие соответствовало плану индивидуальной коррекционной работы дефектолога, требованиям программы Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей» и тематическому плану ДОУ.
3. Подготовленность занятия, связь с предыдущим и последующим обучением:
Данная тема запланирована в общей системе дефектологической работы на период одной недели по всем разделам программы. Прослеживается четкая связь темы с предыдущими и последующими темами, как в подгрупповой НОД, так и в индивидуальной.
4. Анализ целей и задач занятия:
расширение знаний об окружающем мире, знакомство со цветами, которые достигались путем решения следующих задач:
коррекционно-развивающие задачи: учить детей вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков, развивать у детей координацию руки и глаза.
Коррекционно-образовательные задачи: закрепление знаний о цветах.
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование у детей потребности, способов и умения участвовать в коллективной игровой деятельности сверстников, закрепление адекватных форм поведения и адекватных способов взаимодействия со сверстниками.
Цель занятия была доведена до детей, была понятна и соответствовала содержанию занятия, единству целей и задач.
5. Анализ структуры и реализации занятия:
Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту детей и подгруппы, подобраны с учетом индивидуальных особенностей и медицинского заключения.
Продолжительность занятия 30 минут, что соответствует требованиям программы, учебному плану учреждения и возрастным нормам.
Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и четко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речесмыслительной деятельности посредством применения наглядных опор, элементарных словесных инструкций.
В ходе занятия четко соблюдена структура построения НОД: организационный момент, сообщение изучаемой темы, основная часть, закрепление и подведение итогов занятия. Логически правильный и плавный переход этапов занятия.
6. Анализ этапов занятия:
Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. Фактический ход занятия соответствовал запланированному ходу НОД, грамотное подведение итогов деятельности ребенка.
С целью формирования знаний у детей на занятии использовались: показ иллюстраций для привлечения внимания, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра.
7. Оценка коррекционной направленности занятия:
Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов, это способствовало развитию внимания, восприятия и мышления.
8. Анализ поведения и работы ребенка.
Дети с интеллектуальными и речевыми нарушениями. На занятиях дети были активны, на всех этапах дефектологу удавалось удерживать внимание и интерес к учебному материалу. Дефектолог использует метод общения «лицо в лицо», тактильные прикосновения, что помогало детям справляться с поставленными задачами. Дети старательно, с интересом выполняли задания, пользовались методом проб, применяли имеющиеся знания в решении практических задач, принимали помощь взрослого.
9. Личность дефектолога на занятии:
Дефектолог знает материал занятия, владеет методами и приемами коррекционной работы, умело использует методические пособия.
На занятии была эмоционально благоприятная обстановка. Речь дефектолога ясная, выразительная, эмоциональная.
10. Результаты занятия:
Занятие было насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия достигнуты.
11. Общие выводы:
На занятии я познакомилась с основными методами работы с детьми, узнала много интересного, в дальнейшем смогу использовать в работе.
Занятие № 2
Учитель — дефектолог ФИО
Ф.И.О. анализирующего студент-практикант ФИО
Дата, время проведения занятия — ДАТА ЗАНЯТИЯ