Отчёт по практике на тему Анализ и совершенствование системы управления закупками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Современные отношения по закупкам в России. 5
2 Анализ управления закупочной деятельностью на примере "АО"ОКБ"Новатор" г. Екатеринбург 12
2.1 Краткая характеристика предприятия "АО"ОКБ"Новатор" г. Екатеринбург 12
2.2 Анализ управления закупочной деятельностью предприятия "АО"ОКБ"Новатор" г. Екатеринбург. 14
2.3 Оценка эффективности управления закупочной деятельностью
на предприятии "АО"ОКБ"Новатор"
г. Екатеринбург. 20
3. Формирование стратегий развития управления закупочной деятельности "АО"ОКБ"Новатор" г. Екатеринбург. 22
Заключение. 24
Список использованной литературы.. 25
Введение:
В настоящее время главными задачами для промышленных
предприятий являются повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, а
также адаптация и быстрое реагирование на возникающие со стороны внешней среды
изменения.
Многие начинающие участвовать в электронных торгах путаются в понятиях —
что такое закупки по 223-ФЗ, что такое закупки по 44-ФЗ, чем они отключаются от
коммерческих закупок? Давайте прежде всего разберемся, что такое закупочная
деятельность. Закупка — это процесс приобретения товаров, работ и услуг,
состоящий из выявления потребности в товаре, работе или услуге, поиска и выбора
поставщика, заключения и исполнения договора о поставке товара (выполнения
работ, оказания услуг).
Закупочная деятельность — процесс, целью которого является получение
товаров, работ, услуг определенного качества в необходимом количестве в
требуемое время и по минимальной цене.
Проведение закупок является необходимой составляющей деятельности каждой
организации. Эта деятельность должна быть целостным, системным процессом, цель
которого — с минимальными затратами сил и средств своевременно получить все те
товары, работы и услуги, которые необходимы организации.
Законодательное регулирование закупочной деятельности необходимо в первую
очередь для того, чтобы упорядочить эту деятельность, установить единые и
прозрачные правила её проведения и условия для открытой конкуренции за право
заключить договор с заказчиком.
Всё это в
совокупности должно обеспечивать минимизацию риска злоупотреблений при
проведении закупок и повышать их эффективность.
Обеспечение эффективного функционирования
промышленного предприятия во многом определяется его закупочной деятельностью,
в том числе ритмичностью, надежностью и согласованностью процесса организации
закупок.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что закупки
являются одной из главных составляющей в повышении конкурентоспособности и
эффективности предприятия, так как именно в них сосредоточена наибольшая часть
затрат в себестоимости готовой продукции.
Уменьшение затрат в закупочной деятельности является
одним из способов повышения эффективности деятельности предприятия. Данное
преимущество может достигаться с помощью внедрения информационных технологий, а
именно внедрения электронных торгов.
Закупочная деятельность направлена на то, чтобы
предприятие своевременно получало необходимое по количеству и качеству сырье,
материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного и
добросовестного поставщика, с хорошим сервисом и по выгодной цене.
Цель работы – анализ закупочной деятельности "АО"ОКБ"Новатор"
г. Екатеринбург.
Для достижения поставленной цели необходимо решение
следующих задач:
— рассмотреть
теоретические аспекты закупочной деятельности;
— провести
анализ закупочной деятельности предприятия.
Объектом исследования работы является предприятие "АО"ОКБ"Новатор"
г. Екатеринбург.
Предметом работы является закупочная деятельность
предприятия "АО"ОКБ"Новатор"
г. Екатеринбург.
Заключение:
Изучение теоретических аспектов закупочной
деятельности на промышленном предприятии показало, что закупочная деятельность
является важным звеном в процессе производства продукции.
Закупочная деятельность — процесс, целью которого является получение
товаров, работ, услуг определенного качества в необходимом количестве в
требуемое время и по минимальной цене.
Для достижения цели работы был проведен анализ
закупочной деятельности предприятия "АО"ОКБ"Новатор" г.
Екатеринбург.
В результате
данного анализа была рассчитана доля некачественных материалов в общем объеме
поставок, проанализирована обеспеченность предприятия материально-техническими
ресурсами, а также оценена эффективность закупочной деятельности "АО"ОКБ"Новатор"
по уровню остатков.
В ходе данного анализа было выявлено наличие
некачественных материалов в поставках предприятия, также запасы некоторых
материалов не соответствуют нормативным, чтобы обеспечивать бесперебойность
производства.
Выявленные
недостатки препятствуют эффективной производственной деятельности предприятия.
Некачественные материалы не позволяют производить продукцию, соответствующую
стандартам, а отсутствие необходимых материалов на складе способствует застоям
в производственном процессе.
Для решения данных проблем было предложено внедрение
в закупочную деятельность предприятия электронных торгов, а также метод для
оценки участников торгов. Данные мероприятия необходимо осуществить для того,
чтобы более эффективно осуществлять поиск необходимых поставщиков и оценивать
их по более детальной методике.
Фрагмент текста работы:
1. Современные отношения по закупкам в России Закупка – процедура получения товаров, работ или услуг,
которая заключается в том, чтобы установить необходимость этих товаров, работ и
услуг, найти поставщиков, заключить и привести в исполнение договор о поставке
товара (выполнению работ или услуг) [6].
Как правило, понятия «закупка» и «тендер» являются синонимами, и означают
процесс по организации мероприятия для выбора поставщика. Понятие тендер
прочно закрепилось в сфере закупок, но не упоминается в российском
законодательстве. «Tender» переводится с английского как «предложение» и
означает «предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене» [5].
Закупочная деятельность позволяет приобретать товары, работы и услуги
нужного качества в требующемся количестве в определенные даты и по оптимальной
цене. Проведение закупок является важным процессом для организации, так как
благодаря этому можно минимизировать затраты финансов и сил, и в срок получить
всё то, в чем нуждалась организация [5].
Регулируется закупочная деятельность законодательством. Сфере закупок
посвящены Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции», 44-ФЗ и 223-ФЗ,
федеральные и региональные нормативно-правовые акты, корпоративный закупочный
стандарт, корпоративные регламенты работы структурных подразделений при
проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы, план
закупок, извещение о закупках, закупочная документация, итоговый протокол
закупки [54].
Основные законы, регулирующие закупочную деятельность – 44-ФЗ и 223-ФЗ, а
также КоАП РФ. Первый закон регламентирует закупки бюджетных организаций,
второй – закупки компаний, которые наполовину и более принадлежат государству,
а Кодекс об административных правонарушениях регулирует общественные отношения
по привлечению к ответственности за совершения правонарушений в сфере закупок
(ст. 7.30).
Федеральный закон 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок имеет гораздо
более серьезные требования к участникам. Он регулирует закупки государственных
организаций, федеральных и муниципальных структур. То есть, торгово-закупочная
деятельность бюджетных предприятий называется контрактной системой. В 44-ФЗ детально
прописано, как должны закупаться товары, работы и услуги в больницы, школы,
администрации и т.д. Также указаны сроки, документы для оформления, штрафы за
нарушения. Госзакупки размещаются на федеральных электронных площадках [4].
223-ФЗ регулирует тендеры для госкорпораций, субъектов естественных
монополий. В нем прописаны только основные правила проведения тендеров. В
остальном, намного больший простор для участия. Детали проведения не указаны в
законе, каждый заказчик волен самостоятельно их разрабатывать и каждый год
заново утверждать в Положении о закупках. Поэтому, его необходимо тщательно
изучать. Оно находится в ЕИС и на сайте заказчика. Тендеры по 223-ФЗ размещают
на федеральных и коммерческих площадках [5].
Различают несколько видов организации закупок. Закупки бывают конкурентные
и неконкурентные. В конкурентных участвуют
много поставщиков, они соревнуются за победу и заключение контракта с
заказчиком. Неконкурентными
считаются всего один вид закупок – у единственного поставщика. Заказчик быстро
и просто приобретает товар у конкретного продавца. Регулируются неконкурентные
закупки по 93 статье 44-ФЗ. Там указаны все основания для такого рода закупок.
Наиболее часто они проводятся по причине подписания контракта с естественными монополиями,
в случае закупки до 300 тысяч рублей, и также тендеры, которые проводились другими
способами, но не состоялись из-за отклонения всех заявок кроме одной. Чтобы
неконкурентная закупка считалась действительной, заказчику необходимо
обосновать, почему нельзя организовать конкурентную.
Развитие госзакупок началось с указа о
проведении публичных торгов подписал царь Алексей Михайлович в 1654 г. Касался
он организации поставки сухарей и муки в Смоленск.
Тогда на товар была установлена единая
цена, не облагаемая государственной пошлиной. В то время торги еще проводились
не на конкурсной основе. В формировании заказов государство принимало
непосредственное участие, самостоятельно подбирая подрядчиков и регулируя
методы закупок [5]. Рис. 1.1. — Схема закупочного
процесса в РФ.
Регулированием казенных подрядов в 1917
году занималась Канцелярия подрядных дел. Так происходило торговое обеспечение
армии, а полученные строительные материалы использовались при сооружении
казенных дорог. При этом в военных ведомствах закупками занимались специально
назначенные для этих целей лица [2].
По приказу Петра Первого вывески с
подробным описанием текущих аукционов вывешивались на главных воротах города.
Все, кто въезжал или выезжал из него, видели эти объявления. Листовки
содержали:
информацию об исполнителях госзаказа,
заключенных с ними договорах;
сведения о предоставляемых поставщикам
льготах [3].
Дела велись только с зарекомендовавшими
себя предпринимателями. Купцы, сорвавшие сделку, выплачивали пеню, иногда
равную двойной стоимости такого контракта. Также денежный штраф взимался с
поручителя неблагонадежного купца. Одновременно благодаря особой политике
Сената велась борьба с коррупцией, предотвращалось искусственное завышение цен [4].
В 1721 г. был принят Регламент
адмиралтейства и верфи, основу которого составили положения из уставов флотилии
других стран. Согласно новому постановлению, соблюдались особые условия
проведения торгов [8].
Ответственный обер-комиссар в
установленное время и в заранее объявленном месте оглашал стоимость заказа.
Поставщики в это время расписывали свои условия сделки. Отсюда пошло выражение
«сидение при свечах» [4].
Императрица Елизавета установила жесткий
контроль над проведением госзакупок. Товар закупался у производителей, а не у
посредников. Действия поставщиков строго контролировались [14].
В
1775 г. был принят специальный законодательный акт, который впоследствии
получил наименование «Учреждение о губерниях». Крупные заказы, заключаемые на
срок от 4 лет, контролировались Казенной палатой [5]. Рис. 1.2. — Схема осущствеления
государственных закупок.
В 19 в., во времена правления Александра
Второго, закупки были тщательно организованы. Поставщики могли передавать
заявки в канцелярию не лично, а через нарочного [8].
Проблема заключалась в том, что казенные
заводы, принимающие участие в торгах, оказывались в более выгодном положении,
чем частные:
не облагались налогами;
не выплачивали штрафы за просрочку;
получали от государства материальное
возмещение в случае назначения изначально убыточных цен.
Подобная ситуация возникала с заводами,
расположенными на территории Урала.
После революции потребность в публичных
торгах пропала, но 2 года спустя был принят декрет «О заготовке
продовольственных продуктов», запрещающий заниматься производством и поставкой
товаров любым предприятиям, не являющимся государственными [5].
Изготовлением некоторых видов продукции в
период НЭПа занимались только специализированные бюджетные организации. В 1922
г. монополии прекратили свое существование.
В
1925 г. применялся договор контрактации. Производители продукции получали
денежные авансы и премии, если тем удавалось повысить урожайность. Позднее
хозяйство стало плановым.
Поставка сельхозпродукции осуществлялась не на
основе договоров, а в административно-командном порядке. На протяжении всего
остального советского периода полномочия по управлению госзаказами принадлежали
системе Госснаба [7].
В 1992 г. организация Госснаб перестала
существовать. Развитие госзакупок в Российской Федерации В 1992 г. в РФ были
приняты законы по осуществлению закупок товаров: 826 УП и ФЗ №53. Торги еще
проводились на добровольной основе и никак законодательно не регулировались, а
данная сфера права нуждалась в дальнейшем усовершенствовании.
Ситуация начала меняться в 1997 г. В это
время были составлены правовые документы 97-ФЗ и 305-УП. Но в этих актах мало
внимания уделялось созданию заказов на уровне региона.
В период 2006-2014 гг. изменился порядок
размещения госзаказов. Так, появились электронные аукционы, отдельно
рассчитывались первоначальная и итоговая стоимости контракта. Все заказы, кроме
тех, которые представляют государственную тайну, начали публиковаться в
открытом доступе. Рис. 1.3. — Процедура проведения
госзакупок в РФ.
Новый вектор развития госзакупок был задан
в 2014 г. с принятием ФЗ №44. Этот закон «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг» содержит информацию о применяемых мерах планирования и
прогнозирования закупок для нужд государства, инструментах контроля и
мониторинга таких торгов, их аудите.
Основные цели нового закона: повышение
эффективности подобных закупок; борьба с коррупцией.
Отныне заказчики занимаются планированием
закупок, определяют объективную потребность в приобретаем товарах. Эти меры
помогают препятствовать необоснованной растрате бюджетных средств.