Магистерский диплом (ВКР) на тему Здоровьесберегающее поведение молодежи: социологический анализ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
Здоровьесберегающее поведение молодежи как объект социологического исследования. 9
1.1
Исследование понятия ««здоровьесберегающее поведение». 9
1.2 Факторный
анализ формирования здоровья молодежи. 16
1.3
Здоровьесберегающее поведение молодежи – вызов XXI века. 20
ГЛАВА 2.
Анализ здоровья молодежи в современной России. 30
2.1 Здоровье
молодежи глазами статистики — проблемы, тенденции, последствия 30
2.2 Молодежь
новой России: образ жизни и ценностные приоритеты.. 36
2.3 Оценка
состояния здоровья молодёжи Приморского Края. 47
ГЛАВА 3.
Здоровье молодежи – ключ к благосостоянию страны в будущем. 68
3.1
Самооценка образа жизни различными группами молодежи и готовность его изменить. 68
3.2
Направления формирования жизненного стиля с доминированием ценностей здорового
образа жизни. 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 84
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 88
ПРИЛОЖЕНИЕ. 97
Введение:
На
современном этапе развития общества активизировалось внимание к здоровому
образу жизни студентов, их поведению и восприятию самого понятия «здоровый
образ жизни». А также, все большее значение отводится роли высшей школы как
социальному институту, формирующему не только компетентного специалиста, но и
полноценную личность с такими качествами и свойствами, как физическое и
нравственное здоровье, социальная активность, ответственность и высокие
эстетические идеалы. Как считают, многие исследователи студенты высших учебных
заведений отличаются более высоким уровнем общей эрудиции, социальной и
потребительской активности.
Укрепление
и охрана здоровья, повышение работоспособности студенческой молодежи – одна из
главных задач совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров,
поскольку состояние здоровья студентов, наряду с профессиональным уровнем,
следует рассматривать как один из показателей качества их подготовки.
В настоящее
время состояние здоровья студентов свидетельствует о том, что эта проблема
является актуальнейшей для общества и государства, в связи, с чем необходима
государственная поддержка здоровья и формирования здорового образа жизни,
включая разработку и реализацию системы охраны здоровья студентов. Во многих
нормативных актах, целевых программах среди приоритетов в области укрепления
здоровья населения ставится задача создания благоприятной и безопасной для
здоровья окружающей среды в организациях образования.
Исходя
из сказанного выше можно сформулировать проблему исследования: студенты вузов
обладают стремлением к самосовершенствованию и освоению знаний; с другой ‒
учеба в вузе не способствует кардинальному повышению уровня культуры здоровья и
восприятия студентами здоровья как самостоятельной ценности.
Степень
и уровень разработанности проблемы. Если касаться, изучения различных аспектов
применения оздоровительных технологий в вузах, то на эту тему посвящены
исследования зарубежных и российских специалистов, таких как Антонова Л.Н., Борисова
И.П., Вайнер Э.Н., Зайцева В.Т., Ивахненко Г.А., Монтессори М., Найн А.Я., Сериков
С.Г., Соловьев В.Н., Френе С. и др.
Научные
работы многих исследователей посвящены здоровьесберегающей деятельности в
общеобразовательных учреждениях, так как именно от того, насколько организован
педагогический процесс в образовательном учреждении, зависит уровень здоровья
молодого поколения.
В
развитие теории здоровьесбережения свой вклад внесли многие современные ученые,
такие как Н.П. Абаскалова, Э.Н. Вайнер, Т.Н. Казакова, Э.М. Казин, А.М.
Митяева, И.Г. Никитин, Т.Н. Пирогова, Г.Н. Сериков, Ф.Р. Филатов, Ж.Р.
Хайруллов, Ю.М. Хрусталев. В работах данных авторов обосновано мнение о том,
что здоровье формируется под влиянием
множества внешних и внутренних факторов. Кроме того, в ряде работ представлена
точка зрения о необходимости целостной концепции здоровьесбережения, в которой
процесс сохранения и укрепления здоровья формировался путем внедрения
здоровьесберегающих технологий и он также рассматривался бы в 2-х направлениях.
Это в первую очередь, реализация социокультурных условий жизнедеятельности
человека и потребности в здоровье как условие физического, психического и
социального благополучия, а также реализация внутренних условий, связанных с
ответственностью человека за существования целостности своего здоровья.
Описывая
сущность здорового образа жизни, модернизацию содержания образования говорили
В.Ф. Базарный, Г.К. Зайцев, И.Ю. Шилов, об оптимизации двигательной активности
учащихся отмечали в своих работах В.А. Бароненко, Л.И. Лубышева, И.В. Пляскина,
Н.Х. Хакунов, а также об валеологическом обеспечении учебно-воспитательной
деятельности – И.И. Брехман, В.И. Дубровский, А.Г. Зайцев, В.В. Колбанов, З.И.
Тюмасева, применение здоровьесберегающих технологий в практике образовательного
процесса – М.М. Безруких, А.И. Зарипова, Н.К. Смирнов, Н.Ф. Талызина, Л.А.
Тараканова. Данные авторы считают, что сохранение и укрепление здоровья, по
сути, представляет собою проблему управления здоровьем. А процесс управления
здоровьем субъектов образовательного процесса состоит из следующих формальных
этапов:
а) сбор
и анализ информации о состоянии объекта, его прогноз;
б)
формирование программы управляющих действий, ее реализация;
в)
анализ адекватности и эффективности управляющей программы (обратная связь).
Процесс
здоровьесбережения, да и не только реализация здоровьесберегающих технологий в
образовательном процессе, должна осуществляться на пути гармоничного и
слаженного взаимодействия образовательный среды и студентов как основного
субъекта образования.
Большое
внимание уделяется проблеме использования здоровьеформирующих технологий во
всех образовательных учреждениях: дошкольного образования – В.А. Вишневский,
JI.H. Волошина, М.В. Корепанова, И.В. Липова, О. В. Лавриненко, в
общеобразовательной школе – Т. И. Бычкова, В. А. Вишневский, Г. Б. Кетов, М. Г.
Колесникова, М. И. Лукьянова, Е. А. Менчинская, Е. П. Митина, И. А. Петрунина,
В. А. Петьков, З.А. Самсонова, А.И. Севрук, Т.Ю. Щипкова, в учреждениях
профессионального образования – О. А. Бутакова, Т. М. Резер, О. Е. Катина, Т.
В. Черникова, Н. Л. Шикина, И. Д. Шуманков, в том числе в вузе – В. Ф. Балашова,
H.A. Безруких, Д. В. Викторов, Я. М. Герчак, С. Г. Добротворская, Н. З.
Кайгородова, Э. П. Комарова, H. A. Красноперова, М. М. Мельникова, Д. С. Сомов,
В. В. Стригин.
В
условиях образовательных учреждений огромное внимание уделяется проблеме формирования
здоровья детей, школьников и студентов в работах таких исследователей: В.К.
Бальсевич, Л.Г. Качан, Г.В. Мухаметзянова, Т.Ф. Орехова, Ф.Ф. Харисов, Е.А.
Черепов и др.
По
данной проблеме можно сказать, что все исследования были сосредоточены в рамках
организации и содержания здоровьесберегающего образовательного процесса, не
уделив должного внимания подготовке специалистов для его реализации.
Выбор
темы исследования также определяется тем, что во многих высших учебных
заведениях было проведено немало исследований о здоровом образе жизни,
применяемых в вузе здоровьесберегающих технологиях в рамках различных
дисциплин.
Актуальность
проведения исследования вызвана зачастую неправильным образом жизни студентов,
недостаточной информированностью их родителей и работников сферы образования о
проблемах поведения в молодежной среде и общей ситуации, которая складывается
вокруг халатного отношения молодого поколения к здоровью и их пренебрежением
физической активностью.
Объект
исследования – здоровьесберегающее поведение.
Предмет
исследования – факторы здоровьесберегающего поведения молодежи.
Цель
исследования – выявить факторы здоровьесберегающего
поведения молодежи.
Достижение
цели потребовало решения следующих задач:
— исследовать понятие «здоровьесберегающее поведение»;
— провести факторный анализ формирования
здоровья молодежи;
— рассмотреть здоровьесберегающее поведение
молодежи как вызов XXI века;
— раскрыть проблемы, тенденции, последствия здоровья
молодежи с точки зрения статистики;
— изучить образ жизни и ценностные приоритеты
современной молодежи;
— оценить состояние здоровья молодёжи
Приморского Края;
— провести исследование по вопросам самооценки
образа жизни различными группами молодежи и готовности его изменить;
— определить направления формирования
жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни. Источниковую
базу исследования составили законодательные акты, опубликованные источники, труды
отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, а также
результаты проведенного социологического исследования.
В
практической части работы было проведено социологическое исследование по
выявлению основных факторов формирования здоровьесберегающего поведения у
студентов.
На
основании анализа теоретических источников по проблеме исследования были
сформулированы следующие гипотезы для социологического исследования: —
молодежь знает основы здоровьесберегающего поведения, причем под здоровым
образом жизни большинство студентов понимает: занятие физической культурой,
отказ от вредных привычек, рациональное питание, режим труда и отдыха;
—
студенты пытаются вести ЗОЖ, однако по ряду различных причин не могут его постоянно
соблюдать;
— у
студентов слабая мотивация к здоровьесберегающему поведению.
Методы
исследования: анализ теоретических источников
(психологической, педагогической и социологической литературы по
проблеме); анализ исследуемой организации (изучение сайта университета, анализ
плана мероприятий по здоровому образу жизни и реализации здоровьесберегающих
технологий в вузе); экспертное формализованное интервью, анкетирование,
социологическое наблюдение.
Выборка.
В исследовании приняло участие 120 студентов Дальневосточного федерального
университета в возрасте 18–23 года. Из общего числа опрошенных 69 человек —
девушки и 51 человек – юноши. 30% от общего числе опрошенных студенты 1-го
курса, 20% — учатся на втором курсе, 40% — студенты 3 курса и 10% — студенты
4-го курса. В исследовании приняли участие студенты следующих специальностей:
Гостиничное дело, Дизайн, Биология, География, Архитектура.
Новизна
исследования заключается в разработке новых подходов к формированию
здоровьесберегающего поведения молодежи на основе выявления основных факторов и
условий, влияющих на уровень ценностей и мотивации студентов ДВФ на ведение ЗОЖ
и отказ от вредных привычек.
Практическая
значимость заключается в том, что на основании проведенного исследования были
разработаны предложения по совершенствованию здоровьесберегающих технологий в
работе со студенческой молодежью в высших учебных заведениях.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая
представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных
источников и приложением.
Заключение:
Проведенное
исследование было направлено на выявление факторов здоровьесберегающего
поведения молодежи. В ходе проведенного исследования были решены следующие
задачи:
1.
Исследованое понятие «здоровьесберегающее поведение», которое показало, что в
современном обществе имеется принципиальная возможность перейти от
декларативного понятия «здоровьесберегающее поведение» к более или менее
практической его реализации.
Для
этого необходимо определиться с тремя важнейшими взаимосвязанными
обстоятельствами: признать здоровье, как высшую фундаментальную ценность
общества; предоставлять информацию, способствующую нравственному здоровью
общества; сформировать эффективную экономическую и правовую систему общества.
2.
Проведен факторный анализ формирования здоровья молодежи, который показал, что отношение
к здоровью является важным фактором формирования здоровьесберегающего
поведения.
Результаты
факторного анализа показывают, что структура здоровьесберегающего поведения
молодых россиян представлена тремя
факторами, которые в совокупности охватывают 53,5% дисперсии ответов
респондентов. Первый фактор в структуре здоровье-сберегающего поведения, на
который приходится 24% объяснимой дисперсии, включает в себя ценности
«Самостоятельность: мысли», «Достижение», «Власть: доминирование»,
эмоциональную шкалу отношения к здоровью и фактор субъективного экономического
благополучия «экономический пессимизм». Второй фактор в структуре модели здоровьесберегающего
поведения молодых россиян, на который приходится 19 % объяснимой дисперсии,
представлен ценностями гедонизма, стимуляции, шкалой поступков и финансовой
депривированность. Третий фактор в модели, на который приходится 10,5%
объяснимой дисперсии, представлен ценностями репутации, общественной
безопасности, межличностным конформизмом, практической шкалой отношения к
здоровью и экономической тревожностью
3.
Рассмотрено здоровьесберегающее поведение молодежи как вызов XXI века, которое
показало, что современные молодые люди имеют достаточно
низкий уровень мотивации в области ведения здорового образа жизни, что выявлено
на основании социологического опроса молодежи (возраст 18–30 лет). Повышению
мотивации молодежи к ведению здорового образа жизни и снижению заболеваемости
способствуют развитие системы популяризации физической культуры и спорта и
повышение эффективности системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки
спортивного резерва. Для этого необходимо обеспечить правовые и организационные
механизмы взаимодействия общества и государства, которые в целом реализуются в
процессе деятельности органов исполнительной власти различных уровней, включая
федеральный, региональный и муниципальный.
На
современном этапе деятельность органов исполнительной власти не имеет
эффективного взаимодействия с обществом, что обуславливает значимость
исследования особенностей их деятельности в области управления сферой
физической культуры и спорта, а также разработку предложений по
совершенствованию этой деятельности.
В
области управления оздоровлением молодежи в ходе исследования выявлены
следующие социальные тенденции: молодежь возлагает ответственность за ЗОЖ
на государство; органы власти и местного самоуправления не стремятся привносить
новое в процесс управления оздоровлением населения.
4.
Проведена оценка состояния здоровья молодёжи Приморского Края при помощи
социологического исследования на основе анкетирования студентов ДВФУ.
Сравнительный
анализ результатов исследования показал, что такие ценности как потребность в
независимости (способность действовать самостоятельно, решительно),
образованность (широта знаний, высокая общая культура); ответственность
(чувство долга, умение держать свое слово), жизнерадостность (чувство юмора),
воспитанность (хорошие манеры) и честность (правдивость, искренность) занимают
важное место в становлении будущих врачей, так как актуализация этих
потребностей составляет основную базу медицинской профессии.
Однако,
определенная доля незрелости в профессиональном поведении наших респондентов,
обусловлена психологически, что порождает среди них социальный и
профессиональный инфантилизм. Отметим, что, такие ценности как «развитие
(работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)»,
чуткость (заботливость), высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие
притязания) непримиримость к недостаткам в себе и других, активная деятельная
жизнь; наличие хороших и верных друзей; а также познание — оказались для
испытуемых студентов менее значимыми.
В целом,
у студентов сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более
половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта.
5.
Определены направления формирования жизненного стиля с доминированием ценностей
здорового образа жизни.
Формирование
здорового образа жизни представляет собой неоднозначный системный процесс,
складывающийся из различных звеньев образа жизни современного человека в
общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
Можно выделить основные приоритетные направления пропаганды для формирования
здорового образа жизни.
1.
Популяризация здорового образа жизни, исключающий отказ от вредных пристрастий
(курение, алкоголизм, наркотики).
2.
Питание, соответствующее физиологическим потребностям конкретного человека.
3.
Оптимальный двигательный режим с учетом возрастных и физиологических
особенностей человека.
4.
Закаливание организма и соблюдение личной и общественной гигиены, особенно в
современных условиях.
5.
Продолжить организацию деятельности государства по созданию и внедрению
оптимальных национальных проектов по стимулированию здорового образа жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Здоровьесберегающее поведение молодежи как
объект социологического исследования
1.1 Исследование понятия «здоровьесберегающее
поведение» Основной
лейтмотив в развитии современного здравоохранения России — формирование у
населения здорового образа жизни. Всемирная организация здравоохранения (далее
ВОЗ) поставила перед всеми странами задачу пересмотра ряда направлений
государственной политики в области охраны здоровья с целью возложения
ответственности за здоровье народа не на органы здравоохранения, а на
правительство в целом при активном участии населения.
Такой
подход требует, во-первых, эффективной системы анализа состояния здоровья
населения, во-вторых ответа на вопрос готово ли само население поддержать
инициативы со стороны государства в укреплении потенциала своего здоровья?
Чтобы ответить на данный вопрос необходимо обратиться, прежде всего, к тому,
как люди сами оценивают свое состояние своего здоровья.
Как
подчеркивает исследователь С. А. Ефименко, «самооценка здоровья связывается
человеком с оценками самых разнообразных своих возможностей и 214 качеств, с
осознанием жизненной перспективы и места среди других людей, а также несет на
себе отпечаток устоявшихся традиций и культурных ценностей»[1].
По
данным исследования С.Н. Варламовой и соавторов, главными причинами растущей
заболеваемости граждане России считают социально-экономические факторы, а
именно: низкий уровень жизни (49,2%) и недоступность качественной медицинской
помощи (42,3%), дороговизну лекарственных препаратов, плохую экологию и
питание, неправильный образ жизни (по 32 — 33%). Так 23,4% считают, что жизнь
сокращают слишком высокий её темп и постоянные стрессы, еще 13,5% указали на
отсутствие у людей возможности полноценного отдыха[2]. [1] Ефименко С. А. Потребители
медицинских услуг в бюджетных организациях и их самооценка здоровья / С. А.
Ефименко // Социол. исслед. 2017. N 9. С. 110 — 114. [2] Варламова С.Н. Здоровый образ
жизни — шаг вперед, два назад / С.Н. Варламова, Н.Н. Седова // СОЦИС. — 2020. —
№4. — С.75.