Магистерский диплом (ВКР) на тему Защита трудовых прав в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ 8
1.1 История развития института защиты трудовых прав 8
1.2 Понятие и сущность защиты трудовых прав 16
1.3 Правовое регулирование защиты трудовых прав в России 23
2. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН 31
2.1 Общая характеристика способов защиты трудовых прав граждан 31
2.2 Понятие и реализация самозащиты трудовых прав работников 40
2.3 Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов 47
2.4 Судебная защита трудовых прав 53
3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТНИКАМИ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ 60
3.1 Порядок и основания обращения работников за защитой трудовых прав 60
3.2 Актуальные проблемы защиты трудовых прав работников в Российской Федерации 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Введение:
Актуальность темы исследования. С принятием Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовое право, как одна из самых важных отраслей стало охватывать собой важную сферу жизнедеятельности общества. Одной их самых важных новелл стала идея защиты трудовых прав граждан. В ТК РФ предусмотрели самостоятельный раздел о способах защиты трудовых прав граждан, что подтверждает важность этой категории для установления в государстве устойчивой и сбалансированной системы трудовых отношений работников и работодателей. Сегодня важным для науки трудового права является осмысление опыта отстаивания участниками трудовых отношений своих прав и законных интересов, что может дать возможность успешно проводить мероприятия в части совершенствования действующего законодательства.
В силу множества причин со стороны государства проводится либеральная социальная политика, когда государство минимально старается вмешиваться в отношения, возникающие между работником и работодателем, однако если в этих отношениях не установить четких и эффективных правил, это приведет к невозможности повышения благосостояния граждан, и не будет способствовать дальнейшему развитию экономики. Именно ввиду этого к важной государственной задаче следует относить доведение правового регулирования трудовых отношений в государстве до такого уровня, когда положения Конституции Российской Федерации о том, что Россия является социальным государством, не будут просто словами.
При этом работники должны иметь не только правовую возможность защиты своих прав, но и иметь фактическую возможность их защищать, а в рамках законодательства должны иметь место адекватные правовые формы и институты, гарантии и эффективные способы их реализации.
Однако известно, что работникам на современном этапе защитить свои права не так просто, во многом это связано с банальным незнанием положений действующего законодательства, но и отдельные положения последнего не всегда позволяют работнику эффективно защитить свои права, что в комплексе приводит к определенным проблемам, возникающим в отношениях между работниками и работодателями.
Отдельно следует указать на незначительное число современных исследований проблем защиты трудовых прав граждан, многие исследования проводились давно и сегодня не учитывают ни современных социальных, ни экономических условий жизнедеятельности общества и не принимают во внимание последние изменения, которые периодически вносятся в трудовое законодательство. Дискуссионными остаются и многие теоретические вопросы относительно понятия защиты трудовых прав, способов и оснований их защиты, что также требует своего осмысления, принимая во внимание нормы действующего законодательства, что и указывает на актуальность темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. В разный период времени вопросы защиты трудовых прав работников в своих трудах исследовали: В.В. Коробченко, Л.В. Никитинский, А.Ф. Нуртдинова, Н.М. Саликова, В.А. Смирнов, В.Р. Халиков, Е.Б. Хохлов, Н.Н. Шептулина, М.С. Шикарян и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере защиты трудовых прав работников.
Предметом исследования являются нормы действующего трудового законодательства в части защиты трудовых прав работников, практика применения этих норм и доктринальные положения науки трудового права.
Целью исследования является выявление проблем правового регулирования защиты трудовых прав работников с целью определения возможности дальнейшего совершенствования действующего законодательства.
Поставленная цель исследования предполагает необходимость решения следующих задач:
— рассмотреть историю развития института защиты трудовых прав;
— дать понятие и рассмотреть сущность защиты трудовых прав;
— исследовать правовое регулирование защиты трудовых прав в России;
— привести общую характеристику способов защиты трудовых прав граждан;
— определить понятие и исследовать вопросы реализации самозащиты трудовых прав работников;
— исследовать федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов;
— выявить проблемы судебной защита трудовых прав;
— исследовать порядок и основания обращения работников за защитой трудовых прав;
— рассмотреть актуальные проблемы защиты трудовых прав работников в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили конкретно-исторический метод, методы анализа и синтеза, формально-логический и логико-юридический методы исследования.
Научная новизна исследования выражение находит в положениях, выносимых на защиту:
1. Предлагаем защитой трудовых прав считать юридические действия, направленные на восстановление нарушенных трудовых прав граждан, на устранение препятствий в их реализации, возмещение и компенсацию причиненного вреда, и предупреждение нарушений.
2. Предлагаем под самозащитой трудового права понимать индивидуальные или самостоятельные действием субъекта направленные на недопущение нарушения его прав и свобод и на уменьшение последствий нарушения права.
3. В п. 61 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 целесообразно указать, что причина увольнения должна быть судом сформулирована до удаления в совещательную комнату и до вынесения окончательного решения, а работнику должно быть дано право высказать свои возражения и привести иные доказательства незаконности увольнения.
4. Предлагаем внести изменения в ст. 379 ТК РФ изложив ее в следующей редакции:
«В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме (а в случае невозможности это сделать, без такого извещения, до момента пока объективная возможность не появится), может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью или жизни и здоровью других людей, или если работа может унизить честь и достоинство работника или посягает на личную свободу за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами….. и далее по тексту».
5. Предлагаем в ст. 142 ТК РФ срок задержки выплаты заработной платы, когда работник вправе приостановить работу сократить с 15 до 3 дней. При этом обязать работодателя обеспечить на все время простоя работника питанием. При этом предлагаем данную норму также считать способом самозащиты права работника и дополнить им ст. 379 ТК РФ.
6. Определена необходимость включить в ст. 382 указание на Государственную инспекцию труда или исключить из законодательства возможность инспекции вмешиваться в индивидуальные трудовые споры.
7. Ч. 2 ст. 352 «Способы защиты трудовых прав и свобод» ТК РФ дополнить абз. 4 о «процедуре медиации».
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что автор комплексно исследует теоретические и практические проблемы защиты трудовых прав работников с позиции приоритетной роли в государстве таких прав, исследует во всем его многообразии само понятие защиты трудовых прав, исследует формы и способы защиты трудовых прав работников и обосновывает предложения, которые могут стать основой для дальнейшего совершенствования положений действующего законодательства.
Эмпирическая база исследования представлена материалами судебной практики по искам работников с целью защиты своего трудового права.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Предлагаем следующую периодизацию становления и развития института защиты трудовых прав.
1 этап – период до революции 1917 г. В этот период до XIX века о защите трудовых прав речи не шло вовсе, так как работник фактически был рабом своего хозяина и только с течением времени понимая, что назревает революция, начинает приниматься законодательство в сфере труда, работникам определяют круг их прав и обязанностей, однако говорить о том, что работник мог в полном объеме свои права и свободы защитить не приходилось, в целом назревали бунты и стачки, что и привело к революции.
2 этап. – Времена СССР. В это время изначально создается развитая система защиты трудовых прав, образовывается государственный и профсоюзный контроль, сторонами индивидуальных трудовых споров становятся работник и администрация социалистического предприятия, однако администрации находилась под жестким контролем и должны были решать социальные задачи и не только посредством норм права, но и исходя из экономической целесообразности. Советское право в целом знало все формы и средства защиты прав работников, исключение разве что составляла самозащита своего права. Однако хотя прямо самозащита и не была поименована в законе, отказ от выполнения требований администрации не влек юридической ответственности, по крайней мере, после 60-х годов прошлого века, если требования были незаконными, однако вплоть до 80-х годов жестко пресекали любые попытки забастовок.
3 этап. Современный период. Данный этап начался с 2001 года с принятием ТК РФ и продолжается сегодня. Однако этот период характеризуется более либеральным законодательством, предусмотрена, в том числе и самозащита прав и свобод работников, а сам работник может защищать себя не только исходя из положений действующего законодательства России, но и принимая во внимание положения международных норм права и договоров.
Определено, что система защита трудовых прав работников является системой связанных между собой институтов, которыми установлено само право работника на защиту трудовых прав и интересов, определены способы защиты, средства правового принуждения, правила и процедуры.
Право на защиту может быть реализовано разными способами, которые в той или иной мере урегулированы на уровне закона, при этом нормы закона будут образовывать единство системы защиты трудовых прав работников и их интересов.
Определено, что основными законодательными актами, которыми предусматривается защита трудовых прав граждан, являются Конституция России и Трудовой кодекс Российской Федерации. Однако сами права работников урегулированы на уровне множества, как федеральных законов, так и постановлений Правительства РФ и на уровне иных нормативно-правовых актов, нарушение которых может приводить к тому, что работник будет вынужден защищать свое нарушенное трудовое право в административном, судебном порядке или в соответствии с положениями о самозащите.
Таким образом, правовое регулирования защиты прав работников является объемным, что, тем не менее, не создает в этом вопросе трудностей.
Определено, что способы защиты трудовых прав работников являются действиями правового характера, которые состоят в восстановлении нарушенного трудового права, в устранении препятствий его реализации, возмещении или компенсации вреда, причиненного нарушением права, а также направленные на предупреждение нарушения трудовых прав работников.
Установлено, что способы защиты трудовых прав работников не исчерпываются указанными в ст. 352 ТК РФ, такие способы намного шире и их намного больше, следовательно, перечень приведенный в ст. 352 ТК РФ необходимо считать открытым.
Из рассмотренных нами способов защиты трудовых прав было установлено, что каждый из них имеет собственные недостатки, что связано с экономическими, социальными и субъективными причинами.
Больше всего вопросов вызывает возможность защиты права через восстановление работника на работе, когда в приказе указано не соответствующее закону обстоятельство или причина увольнения. Установлено, что в этом случае в соответствии с п. 61 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 суд вправе изменить формулировку и указать ее в своем решении. В этом случае получается, что суд становится адвокатом работодателя и помогает ему выбрать правильную формулировку увольнения, работник же о такой формулировке узнает постфактум и не сможет в первой инстанции защитить свои права и будет вынужден обращаться в вышестоящую инстанцию, что с нашей точки зрения, является затягиванием процесса и ведет к тому, что гражданин попросту откажется защищать свои права. Следовательно, в п. 61 указанного постановления будет целесообразно указать, что причина увольнения должна быть судом сформулирована до удаления в совещательную комнату и до вынесения окончательного решения, а работнику должно быть дано право высказать свои возражения и привести иные доказательства незаконности увольнения. Подставляется, что такая формулировка будет больше соответствовать принципу состязательности судебного разбирательства.
Есть необходимость подумать о возможности введения в России по прообразу Великобритании такого способа самозащиты права как обращение работника к претензионной процедуре, которая полностью проходит в рамках предприятия и не требует ни от работника, ни от государства дополнительных затрат.
Определено, что Федеральная инспекция труда имеет довольно существенный круг полномочий, которые позволяют проводить контроль и надзор деятельности работодателей и соблюдения ими норм действующего законодательства, особенно в свете не так давно приятого Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Однако было обозначено, что сегодня есть некоторые проблемы в части коллизионности положений ТК РФ относительно проведения контроля и надзора Федеральной инспекцией труда. В некоторых моментах инспекция фактическим подменяет собой суд, по крайней мере, инспекция не поименована в качестве органа рассмотрения индивидуального трудового спора, однако ввиду некоторых норм трудового законодательства она вмешивается в этот процесс, что не приводит к единству правоприменения и требует корректировки.
Определено, что судебная защита трудовых прав может осуществляться в рамках нескольких видов судопроизводства, а именно:
— исковое:
— приказное;
— в особом производстве;
— производстве по делам, которые возникают из публичных правоотношений.
Однако, несмотря на то, что процессуальное законодательство содержит четкие правила рассмотрения трудовых споров, это не исключает ни судебных ошибок, ни сложностей такого вида защиты трудового права. Все еще отмечается низкая правовая грамотность граждан,. граждане и дальше считают суд в больше мере карательным органом, суды рассматривать споры не успевают это приводит к нарушению сроков рассмотрения дел, удлиняет процесс, что приводит к выводу о необходимости на уровне федеральной инспекции труда уделять больше внимания не контролю и надзору, когда право уже нарушено, а идти по пути предупреждения нарушений трудовых прав граждан.
Порядок и основания обращения работников за защитой трудовых прав четко на современном этапе определен законом и с нашей точки зрения, в этом отношении у граждан не должно возникать проблем. Кроме того всегда есть возможность подавать жалобу при помощи портала госуслуг, где четко расписаны этапы подачи жалобы и приведен перечень всех необходимых данных, которые должны содержаться в жалобе. Таким образом, в этом направлении представляется, что нет необходимости, что-либо совершенствовать, разве что посредством средств массовой информации проводить определенные мероприятия для повышения правовой грамотности населения.
Указано на проблемы защиты трудовых прав несовершеннолетних. Представляется целесообразным принять на федеральном уровне Регламент деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в части защиты трудовых прав и свобод несовершеннолетних для приведения деятельности комиссий к единству.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ
1.1 История развития института защиты трудовых прав
Представляется, что говорить о защите прав работников до начала XIX века не приходится, так как в это время, как рабочая сила на разных мануфактурах выступали крепостные крестьяне. То есть дворяне пользовались трудом своих крестьян, положение которых фактически можно свести к рабскому, следователь о каких-либо правах работников речи идти не могло.
К началу XIX века стало увеличиваться значение наемного труда в промышленности, при этом таких работников собирали из числа крестьян и в большей своей части из маргинальных слоев населения. Отношения с хозяевами стали намного более сложными, но постепенный рост числа таких работников привел к необходимости регулирования отношений на уровне законодательства, ввиду чего в 1835 г. было утверждено положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму. Особенность заключалась в том, что данным актом урегулировали не только отношения работника и работодателя, но и отношения между хозяином и хозяевыми крестьянами, то есть оброчными крестьянами. К примеру, помещику было запрещено отзывать крепостных, если они работали по найму до того как истечет срок договора. Но и крестьяне не имели права наниматься на работу сверх срока действия паспорта, который выдавался помещиком .
Основной же формой защиты прав работников становится судебная защита. Все споры рассматривали на основании положений гражданского права. Цивилистические формы защиты прав работников были преобладающими вплоть до времен революции 1917 г. Однако нельзя было защищать эффективно права работников, так как стороны не были между собой равными. Кроме этого по мере того как число наемных работников росло, росла и социальная напряженность, что в целом угрожало безопасности страны.
Учитывая это государство поняло необходимость вмешаться в отношения труда и капитала, создали специальную фабричную инспекцию, приняли Закон 1882 г. «О малолетних работающих на заводах фабриках и мануфактурах» . Деятельность инспекции оказалась эффективной, и она становится новой формой защиты прав работников. По мере же того как развивалось фабричное законодательство расширяли и полномочия инспекции.
В 1903 г. на фоне стачечного движения принимается Закон «Об учреждении старост в промышленных предприятиях». Староста должен был быть от 25 лет и старше и выполнять функции посредника между работниками и администрацией, чтобы сообщать о нуждах рабочих и доводить до властей их просьбы. Если собиралось собрание рабочих разных разрядов это считалось противозаконной стачкой. Чтобы обсуждать дела рабочих разных разрядов разрешалось собирать собрание исключительно старост. Однако в одном ряду с административным надзором были и иные способы защиты прав работников, к примеру, предусмотрели возможность взыскивать денежные суммы в пользу работника за то, что его здоровью причинили вред в виде травмы на производстве. Если работник вследствие этого погибал, то денежное возмещение получала его семья.
В 1913 г. была сделана попытка объединить фабричное законодательство в один акт, и приняли Устав о промышленном труде , в котором специальная глава посвящалась регулированию деятельности фабричной инспекции, также был выделен специальный раздел о нарушении постановлений, которые касаются промышленности и труда и привели порядок, в соответствии с которым по таким делам необходимо вести производство.
После революции временное правительство и советы рабочих провели целый ряд мероприятий, по защите прав и интересов работников. В том же году издается Постановление о собраниях и союзах , где гражданам дали право объединяться, в том числе и в профессиональные союзы. Наряду с новыми учреждениями по защите прав работников продолжали действовать и те, что были учреждены царским правительством, которые формировали на паритетных началах из числа представителей работников и работодателей.
С принятием КЗОТ 1918 г. его первый раздел полностью посвятили трудовой повинности для всех граждан в возрасте от 16 лет до 50 лет, кроме тех лиц, которые были нетрудоспособными или имели увечье. В 1920 г. принимается Декрет СНК «О всеобщей трудовой повинности» , где кроме основной работы установили повинность принимать участие в общественных мероприятиях. Также установили возможность проводить разные массовые трудовые мобилизации. Если лицо уходило от трудовой повинности, могла последовать санкция, вплоть до придания человека суду.
Нормы об охране труда поместили в последний раздел КЗоТ, учредили инспекцию труда и народный комиссариат труда. Инспекциям дали право при нарушении трудового законодательства виновных привлекать к ответственности, они могли предпринимать возможные меры для того, чтобы устранять условия труда опасные для жизни и здоровья работников. Инспекторы могли попасть в любое место, где производились работы или в места отдыха и проживания работников. Народный комиссариат труда имел право назначить технических инспекторов для наблюдения за соблюдением правил техники безопасности. Кроме прочего на органы здравоохранения возложили обязанности по надзору.
С принятием КЗоТ 1922 г. был предусмотрен раздел относительно урегулирования трудовых конфликтов. При этом было предусмотрено две процедуры урегулирования споров, а именно принудительный порядок разрешения трудового спора, если нарушались нормы о труде, преследуемые уголовным законодательством. Трудовым сессиям народных депутатов дали право рассматривать другие споры (индивидуальные, коллективные).
Также была сформирована прокуратура по труду, которой дали право возбуждать преследование за нарушение трудового законодательства, осуществлять надзор за дознанием и следствием, поддерживать в суде обвинение. Однако предусмотрели и возможность примирительного разбирательства в специальных комиссиях или третейских судах.
Нормы об инспекциях труда особо не изменились. При этом к этому времени значительным образом была расширена нормативная база, в соответствии с которой инспекторы труда должны были работать.
После того как был создан СССР, в 1928 г. утверждают Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов . В одном ряду с судебным и третейским производством, предусмотрели и административный порядок рассмотрения трудового спора, утвердили положение о примирительных камерах третейских судов, о расценочно- конфликтных комиссиях и о надзоре за их деятельностью.
Административной порядок при этом применяли исключительно для разрешения коллективных споров, однако со временем значение примирительных процедур стало снижаться с расширением полномочий административной власти.
В 30-е и 40-е годы в условиях, когда государство развивало командно-административную систему, коллективно-договорное регулирование трудовых отношений начинает утрачивать свое значение. Однако это привело к тому, что труд работников стал ухудшаться, рабочее время стало увеличиваться, были предусмотрены и существенные репрессивные меры, в соответствии с которыми необходимо было на производстве поддерживать дисциплину труда, широкое применение начинает получать принудительный труд. В 1930 году начинает свою деятельность Управление исправительно-трудовых лагерей, перед которым стояли задачи направленные на экономические преобразования.
К 1956 г. отмечается в этом вопросе некоторая оттепель. Сама по себе трудовая сфера стала более либеральной, хотя это и не привело к тому, что стала повышаться эффективность защиты трудовых прав, поскольку и дальше коллективный трудовой спор не мог существовать. Сами же профсоюзы, как правило, полностью зависели от государства, сотрудничали с ним и с административными учреждениями .
В 1962 г. реформируется сфера сельского хозяйства, с целью финансового обеспечения отрасли, были установлены тарифные ставки, а на продукты питания были повышены цены, начинаются стихийные забастовки граждан и недовольных рабочих.
В то же время предусмотрели невозможность увольнения работника без согласия ФЗМК. Данная комиссия была вправе перед вышестоящими инстанциями ставить вопрос относительно необходимости увольнения руководителя предприятия или вопрос о необходимости привлечь его к ответственности, если он по тем либо иным причинам не исполняет коллективной договор, проявляет бюрократию, допускает волокиту или иным образом допускает на предприятии нарушение трудового законодательства.
В 1957 г. Указом Президиума ВС СССР от 31.01.1957 г. было предусмотрено Положение «О порядке рассмотрения трудовых споров» . Была значительно упрощена существовавшая система, в силу которой рассматривались споры в рамках предприятия, были введены постоянно действующие комиссии по трудовым спорам (КТС). Для защиты своего права работник мог обратиться в КТС, а решения этого органа, возможно, было в дальнейшем обжаловать в ФЗМК, а в дальнейшем и через суд.
В 1970 г. утверждаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Этот документ стал основанием принятия нового КЗоТ РСФСР 1971 г., приняли положение о ФЗМК, и новое положение, в соответствии с которым необходимо было рассматривать трудовые споры.
В своих правах восстанавливают Инспекцию труда, также предусмотрели в рамках действующего законодательства изменения относительно рассмотрения трудовых споров. Как пример можно привести то, что из ведения КТС были исключены споры, которые касались увольнения работника по инициативе работодателя, а заявления работников относительно восстановления на работе возможно было направлять непосредственно в судебные органы.