Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Предпринимательская деятельность

Магистерский диплом (ВКР) на тему Защита прав потребителей при оказании платных образовательных услуг по законодательству РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты прав потребителей при оказании платных
образовательных услуг в Российской Федерации. 10

1.1. История становления и развития института защиты прав потребителей в сфере
оказания платных образовательных услуг. 10

1.2. Понятие и сущность платных
образовательных услуг. 18

1.3. Правовой статус потребителей
платных образовательных услуг. 26

Глава 2. Формы и способы защиты прав потребителей при оказании платных
образовательных услуг в Российской Федерации. 34

2.1. Судебная форма защиты прав потребителей при оказании платных
образовательных услуг. 34

2.2. Внесудебная форма защиты прав потребителей при оказании платных
образовательных услуг ………………………………………………………….42

2.3. Классификация способов защиты прав потребителей при оказании платных
образовательных услуг. 54

Глава 3. Защита отдельных прав потребителей платных образовательных услуг  62

3.1. Защита прав потребителей на надлежащее качество платных образовательных
услуг. 62

3.2. Защита информационных прав потребителей платных образовательных услуг  67

3.3. Защита иных прав потребителей
платных образовательных услуг. 73

Заключение. 82

Список источников и литературы.. 86

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В
настоящее время расширяется область использования платных образовательных
услуг. Это связано с ростом спроса на индивидуальные образовательные услуги и
увеличением платных образовательных услуг в организациях дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего, среднего
профессионального и высшего образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»[1] не дает четкого определения
понятия платных образовательных услуг, а только устанавливает, что организации,
которые осуществляют образовательную деятельность, имеют право осуществлять ее,
в том числе и за счет средств физических либо юридических лиц по договорам об
оказании платных образовательных услуг.

Вместе с тем, довольно часто договорные условия не
соблюдаются, также как и не все условия договора являются правомерными. Большое
количество организаций при оказании платных образовательных услуг допускают
нарушения прав потребителей, установленных ГК РФ[2], законодательством РФ об
образовании и Законом РФ «О защите прав потребителей»[3].

Со стороны клиентов
увеличивается спрос на качественные образовательные услуги, что становится
одним из главных критериев конкурентоспособности образовательного учреждения и
критериев его успешности. При этом качество образования всегда сложно оценить
объективно, зачастую именно этот элемент является субъективным восприятием
каждого обучающего.

Основным источником, на
которые опираются потребители образовательных услуг, является Закон «О защите
прав потребителей», таким образом, субъект может обеспечить принадлежащие ему
права, что имеет большое значение.

Вопрос ответственности образовательной
организации за недостатки оказанных образовательных услуг тесно связан с
понятием качества услуг. Качество образования как научная категория остается
пока мало изученным, плохо описанным, по-разному истолкованным понятием. Хотя
именно данной категорией должно определяться будущее интеллектуальное и
экономическое развитие государства. Рассматриваемое понятие является предметом
изучения различных отраслей знаний: педагогики, философии, социологии,
юриспруденции.

Таким образом, действующее российское
законодательство, регулирующее оказание образовательных услуг на возмездной
основе, имеет на сегодняшний день множество пробелов и недоработок, что не
позволяет говорить о качественном правовом регулировании в данной сфере. Во
многом эта проблема вызвана спецификой образовательных услуг, которые имеют
невещественный результат, относительную длительность оказания, характеризуются
двусторонним процессом обучения и т.д.

В современном мире образование традиционно принято
считать важнейшим и первостепенным фактором, оказывающим непосредственное
влияние на экономический, социальный и духовный прогресс общества. Часто звучит
мысль, что образование является также основой развития человека, поскольку
напрямую влияет на формирование его культуры. Интерес исследователей к
различным аспектам образовательной деятельности во многом обусловлен той
объективной и осознаваемой обществом ролью образования в решении глобальных
проблем современности.

Реформирование социальной сферы, которое
осуществляется в Российской Федерации на данном этапе исторического развития
страны, активно проводится в области образования. Реформы системы образования
призваны соответствовать важному принципу достойной жизни и свободного развития
гражданина. Соответственно, от законодательства требуется не отставать от
изменений в социальной сфере и меняющихся общественных отношений.

Отсутствие легальных определений важных понятий в
сфере образования, неоднозначность их применения приводят к излишней
дискуссионности в научной среде, а также препятствуют целям проводимых реформ.
Это относится и к ключевым для образования понятиям образовательной
деятельности и образовательных услуг, законодательно закрепленное определение
которых в Российской Федерации было дано лишь совсем недавно.

Актуальность работы определяется важностью образования
в функционировании современного общества и государства, а также
неоднозначностью подхода к образовательным услугам в современной науке о праве.

Степень научной разработанности темы.
Проблема понятия «услуга», его понимание в различных отраслях права и
соотношение с образованием и образовательной деятельностью неоднократно
становилось темой различных теоретико-правовых исследований. Соотношения между
образовательной деятельностью и образовательными услугами исследовали С.С.
Алексеев, А.В. Белозеров, О.А. Деревянченко, В.В. Кванина, С.В. Куров, И.А.
Майбуров, М.В. Маленина, В.С. Потапенко, Л.В. Санникова, М.О. Тищук. Историю
развития образования, образовательной деятельности и образовательных услуг в
России исследовали И.В. Андреевский, В.Б. Банслова, М.Ф. Владимирский, В.Ф.
Дерюжинский, С.И. Селиванова и А.В. Шереметьев. Вопросы защиты прав
потребителей при оказании образовательных услуг исследовали: М.П. Борисова,
П.А. Безлепкина, А.Л. Белахова, B.C. Белых, М.А. Бычко, А. Винавера, Л.В.
Винокуровой, В.В. Витрянского, П.П. Глущенко, О.Н. Зименковой, К.Л. Граве и др.

Практическая
значимость исследования обусловлена возможностью
использования его результатов в научной деятельности при разработке в
дальнейшем работ по данной проблематике, а также в практической деятельности
при разработке проектов нормативных актов.

Объектом исследования
являются общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав
потребителей при оказании платных образовательных услуг.

Предмет исследования
– нормы права, устанавливающие особенности оказания платных образовательных
услуг, а также порядок и механизмы защиты прав потребителей при оказании
платных образовательных услуг.

Цель
настоящего исследования заключается
в проведении комплексного анализа теоретико-правовых основ регулирования
института защиты прав потребителей в сфере платных образовательных услуг, а
также в разработке рекомендаций по его совершенствованию.

Задачи исследования:

— рассмотреть историю
становления и развития института защиты прав потребителей в сфере оказания
платных образовательных услуг;

— раскрыть понятие и
сущность платных образовательных услуг;

— охарактеризовать
правовой статус потребителей платных образовательных услуг;

— исследовать судебную
форму защиты прав потребителей при оказании платных образовательных услуг;

— исследовать внесудебную
форму защиты прав потребителей при оказании платных образовательных услуг;

— рассмотреть
классификацию способов защиты прав потребителей при оказании платных
образовательных услуг;


проанализировать особенности защиты прав потребителей на надлежащее качество
платных образовательных услуг;


проанализировать особенности защиты информационных прав потребителей платных
образовательных услуг;

— проанализировать
особенности защиты иных прав потребителей платных образовательных услуг.

Научная новизна исследования заключается в проведении
комплексного анализа проблем защиты прав потребителей платных образовательных
услуг и разработке предложений по совершенствованию законодательства в
указанной сфере отношений.

Теоретическая основа исследования представлена трудами различных
авторов, раскрывающих отдельные аспекты защиты прав потребителей платных
образовательных услуг.

Методологическую основу
исследования составляют общенаучные (сравнение, обобщение, описание,
классификация, дедукция, анализ и синтез) и частнонаучные
(сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический и др.) методы
научного познания.

Нормативную основу исследования
составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации", Закон РФ от
07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 14.07.2022) "О защите прав потребителей",
а также иные нормативные правовые акты.

Эмпирическая основа исследования
представлена материалами судебной и иной правоприменительной практики в сфере защиты
прав потребителей платных образовательных услуг.

Положения,
выносимые на защиту:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
не дает четкого определения понятия платных образовательных услуг.

Предлагаем на законодательном уровне закрепить
следующее определение: «под платной образовательной услугой следует понимать
гражданско-правовые отношения, основанные на возмездном договоре, которые
складываются между образовательной организацией, выступающей исполнителем, и
заказчиком, являющимся получателем образовательных услуг, и включают в себя действия исполнителя по удовлетворению образовательных
потребностей заказчика или обучающегося путем реализации соответствующих
образовательных программ, программ профессиональной подготовки, а также
действия заказчика по оплате этих услуг и активному участию в образовательной
деятельности в качестве обучающегося».

2. Замечено в процессе изучения судебной практики, что
размер возмещения морального вреда, а также его условия увеличения или
уменьшения не регламентированы.

При рассмотрении
вышеперечисленных проблем можно подвести итог, что в настоящее время нормы ГК
РФ по поводу размера возмещения морального вреда необходимо изменить и
установить минимальный размер компенсации морального вреда.

Поэтом предлагаем внести
изменения в статью 1101 ГК РФ (которые будут распространяться на все случаи
защиты прав потребителей), а именно, добавить пункт 3 следующего содержания:
«минимальный размер компенсации морального вреда равен 1
МРОТ в отношениях, связанных с защитой прав потребителей. Минимальный размер
компенсации морального вреда должен быть обязательным для суда и суд не вправе
уменьшать установленную величину». 3. Анализ практики
оказания образовательных услуг показывает, что не всегда услуги оказываются
должным образом. Ввиду этого законодательством закреплено понятие существенного
недостатка платных образовательных услуг, т.е. неустранимого недостатка,
который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени.
Если взять за основу такое определение, можно сделать вывод о том, что
некачественное оказание услуг неизбежно влечет нарушение прав потребителей.
Однако, несмотря на то, что действующим законодательством гарантируются права
как физических, так и юридических лиц, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О
защите прав потребителей» закреплены права только физических лиц. Косвенно это
обусловлено наибольшей уязвимостью указанной категории.

Стоит обратить внимание,
что понятие «потребитель», которое содержится в Законе РФ «О защите прав
потребителей не совсем полное и правильное, потому что в ст. 1095 ГК РФ
потребителем является не только физическое, но и юридическое лицо, при условии,
что было намерение приобрести или уже приобрело товар, работу и услугу для
того, чтобы самостоятельно потреблять, а не для реализации в будущем. Поэтому
есть необходимость дополнить понятие потребитель в Закон РФ «О защите прав
потребителей», чтобы не было путаницы.

4. Положительным итогом повсеместного распространения
процедуры медиации в рамках образовательного процесса позволит создать
комфортную и безопасную среду для развития личностей, ответственных за принятие
своих решений, берущих на себя ответственность. Также реализация процедуры
медиации способствует воспитанию и взращиванию культуры конструктивного
поведения в рамках спорных, конфликтных ситуаций, улучшению качества жизни всех
субъектов, вовлеченных в образовательную деятельность на основе применения
медиативного подхода.

Поэтом предлагается распространить процедуру медиации
на правоотношения, связанные с защитой прав потребителей при получении платных
образовательных услуг.

Апробация
результатов исследования. В ходе настоящего исследования была
подготовлена научная статья по теме «Защита прав потребителей при оказании
платных образовательных услуг»[4].

Структура исследования
включает в себя введение, три главы, разделенные на девять параграфов,
заключение и список использованных источников и литературы. [1] Федеральный закон от 29.12.2012 N
273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации" //
"Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598. [2] Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2022) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст.
410. [3] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред.
от 14.07.2022) "О защите прав потребителей" // "Собрание
законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 140. [4]
Кондакова
А.Ю. Защита прав потребителей при оказании платных образовательных услуг //
Научный журнал «Студенческий». 2022. № 36(206). — https://sibac.info.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно
сформулировать следующие выводы.

На сегодняшний день институт защиты прав
потребителей приобретает важнейшее значение и рассматривается в качестве
первоочередной задачи, стоящей перед государственными органами и общественными
объединениями, что объясняется направленностью современной государственной
политики, которая в свою очередь согласуется с реалиями развивающейся рыночной
экономики и обеспечивает ее эффективное развитие.

Выделяют две основные
формы защиты прав потребителей: 1. Внеюрисдикцинную (досудебная); 2.
Юрисдикционную (исковое производство).

Следует обратить внимание
также на новую для России внеюрисдикционную форму защиты – медиация. Так как
медиатор не имеет властных полномочий и, следовательно, он не связан
какими-либо процедурными правилами, переговоры имеют свободную форму, в отличии
от судебного заседания. К тому же медиатор не столько разъясняет сторонам
юридические последствия урегулирования спора, сколько способствует сторонам
сосредоточиться на экономической или личностной основе их конфликта, разъясняет
возможности и последствия урегулирования спора с учетом интересов всех сторон,
применяя в основном свой профессиональный и жизненный опыт. Процедура медиации
относительно недавно стала применяться при разрешении споров в российской
практике, в связи с этим еще не получила должного развития, однако уже можно
сказать о положительных сторонах этой процедуры. Подробно о процедуре медиации
и ее положительных сторонах будет сказано во второй главе настоящее работы.
Использование досудебных форм защиты является удобной процедурой, которая
позволяет разрешить возникший спор без обращения в суд. В этом обычно
заинтересованы обе стороны, поскольку это позволяет сэкономить время и
средства, избежать судебного разбирательства.

Отсутствие легальных определений важных понятий в
сфере образования, неоднозначность их применения приводят к излишней
дискуссионности в научной среде, а также препятствуют целям проводимых реформ.
Это относится и к ключевым для образования понятиям образовательной
деятельности и образовательных услуг, законодательно закрепленное определение
которых в Российской Федерации было дано лишь совсем недавно.

Общее регулирования исполнение образовательного
договора осуществляется с помощью норм Гражданского кодекса РФ. Он также
определяет принцип оплаты исполнения договора, а также основания для изменения
и расторжение образовательного договора.

В статье 4 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012
«Об образовании в Российской Федерации» допускается регулирование
образовательной деятельности и образовательных услуг также нормами,
содержащимися в других законах и иных нормативных правовых актах субъектов
Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления. При этом
эти нормативные акты должны соответствовать Федеральному закону, а в случае
подобного несоответствия применяются нормы Федерального закона.

Локальные акты, принимаемые образовательными
учреждениями, играют важную роль в практике оказания образовательных услуг, а
также в судебной практике, когда возникают различные спорные ситуации в связи с
осуществлением отношений, связанных с оказанием образовательных услуг.

Анализ судебной практики и перспектив развития
законодательства, регулирующего образовательную деятельность, позволяет сделать
следующие выводы.

1) Для развития образовательной сферы РФ важен процесс
систематизации нормативно-правовых актов сферы образования, под которым
понимается упорядочение нормативных правовых актов. Систематизация, учет и
оптимизация нормативно-правовых актов стремятся к достижению системности и
логичности образовательного законодательства на федеральном и региональном
уровнях, а также помогают достигнуть устранения внутренних противоречий и пробелов.

2) Работа по оптимизации образовательного
законодательства для более эффективного осуществления образовательной
деятельности и оказания образовательных услуг требует принятия новых
нормативных правовых актов, позволяя перейти от административных методов
управления к экономическим методам.

При реализации
образовательных услуг нередки случаи возникновения нарушений гражданского
законодательства. Это обусловлено спецификой такого рода отношений, которая
предусматривает наличие прав и обязанностей обеих сторон. И, конечно же, такие
нарушения гражданского законодательства оказывают крайне негативное воздействие
на развитие и формирование правовой культуры, как самих отношений, так и
культуры общества в целом.

В этой связи при
реализации законотворчества издаются различные нормативно-правовые акты,
способные регулировать или оказывать влияние на оказание платных
образовательных услуг.

Нарушения прав
потребителей можно классифицировать в зависимости от стадии реализации договора
платных образовательных услуг. Так, на стадии предоставления информации об
оказываемых образовательных услугах возможно предоставление недостоверной или
искаженной информации, на стадии составления договора возможно включение
условий, нарушающих права потребителей, на стадии исполнения договора возможно
ненадлежащее исполнение.

Кроме того, участники
гражданских правоотношений, должны быть честными по отношению друг к другу, не
допускать обмана контрагента в активной или пассивной форме. Проанализированная
практика показывает, что законодательные органы при выполнении своей основной
функции стремятся к минимизации рисков возникновения нарушений со стороны всех
участников отношений в образовательной сфере.

Таким образом,
рассмотренные нами примеры свидетельствуют о том, что в образовательной сфере
имеется достаточно норм и прав, требующих детального исследования в целях
устранения условий, способных привести к нарушению прав, как потребителей, так
и исполнителей по договору платного оказания образовательных услуг.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы защиты прав потребителей
при оказании платных образовательных услуг в Российской Федерации

1.1. История становления и развития института защиты прав
потребителей в сфере оказания платных образовательных услуг На протяжении всего своего существования, начиная со
времен Древней Руси, Российское государство проявляло самое активное участие в
регулировании образовательной деятельности. Образование развивалось наравне с
экономической, политической и другими сферами страны. В связи с этим
образовательная деятельность в России, с одной стороны, было подвластно
политике и экономике и зависимо от них, а, с другой стороны, само оказывало
воздействие на развитие данных областей.

В современной отечественной науке существует точка
зрения о неравномерном развитии отечественного образовательного
законодательства. Его истоки принято относить к IX веку, когда для
регулирования отношения в сфере образовательной деятельности применялись
княжеские указы. С.И. Селиванова связывает проблему развития сферы
образовательных услуг в России с развитием путешествий и услуг, выделяет
достаточно обширные этапы этого процесса, отмечает положительные и
отрицательные стороны каждого из этапов[1]. Первым этапом исследователь
называет период от появления древних славян на территории будущей Российской
империи до правления Петра Великого. Приобщение страны и ее населения к мировой
культуре шло через привезенные на Русь исторические и богословские книги, для
подготовки образованного духовенства в Киеве и Новгороде были созданы
специальные училища для священнослужителей. Разнообразные события и
приобретенные знания фиксировались в летописях.

В дальнейшем Русь входит в период междоусобных войн
князей, на который накладываются вторжения внешнего врага. Это не могло не
привести к общему упадку культуры, экономики и образования. Ситуация изменилась
к лучшему во время правления великого князя Владимира Мономаха. В целом, на
рубеже IX-X вв. школы были довольно частым явлением во многих русских городах. [1] Селиванова С.И.
Становление сферы образовательных услуг в России и тенденции ее развития в
настоящее время // Вестник университета. – 2014. – №24. – С. 236-239.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы