Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Взаимосвязь построения жизненной перспективы и уровня субъектности личности у лиц с различными типами профессионального самоопределения (на примере безработных, работающих по найму и самозанятых личностей)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление Введение. 2
Глава 1 Теоретические аспекты построения жизненной
перспективы и уровня субъектности личности у лиц с различными типами профессионального
самоопределения. 8
1.1 Понятие жизненной перспективы и психологические аспекты
ее построения  8
1.2 Субъектность личности и ее проявления в профессиональном
самоопределении  24
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи построения
жизненной перспективы и уровня субъектности личности у лиц с различными типами
профессионального самоопределения (на примере безработных, работающих по найму
и самозанятых личностей) 42
2.1 Организация и методики исследования. 42
2.2 Анализ результатов исследования. 50
Заключение. 79
Список литературы. 83
Приложения. 89

  

Введение:

 

Актуальность
темы.

Проблема
жизнетворчества личности сегодня относится к числу наиболее актуальных проблем
современного общества. Радикальные изменения, происходящие в экономической,
политической и общественной жизни современного российского общества,
сопровождаются существенными сдвигами в сознании и мироощущении людей,
трансформацией системы ценностно-смысловой сферы и заостряют вопросы
формирования жизненных перспектив каждой отдельной личности. Вопрос смысла
жизни рано или поздно встает перед каждым человеком, что актуализирует процессы
поиска собственной жизненной перспективы, которая в наибольшей степени отвечает
способностям и возможностям индивидуума, реализация которой позволит в будущем
занять достойное место в обществе, состояться профессионально.

В
современных условиях, когда процесс личностного и профессионального становления
человека, получение желаемого образования, а впоследствии и работы по
специальности, связан с значительными, часто непредсказуемыми трудностями,
проблема построения жизненной перспективы приобретает особенно острую
актуальность. В процессе жизнетворчества человек реализует осознаваемые и
неосознаваемые приемы моделирования мира и собственной жизни, что приводит к
наполнению индивидуального мира человека жизненными перспективами. Если же
человек теряет способность создавать различные модели мира и действовать в
соответствии с ними, то он уже не может планировать, активно действовать и
жить. Неопределенность, неустойчивость социальных условий, требования
конкурентоспособности, эффективности, инновационности труда ставят перед
личностью новые задачи развития. При этом, основным ориентиром становится образ
жизнестойкой, лабильной личности, структурным стержнем которой является
свойства, выражающиеся понятиями группы «само-»: самореализация,
самоопределение, самоуправление и др. Способом развития такого типа личности
является саморазвитие как такая форма развития, где личность занимает
активно-творческую позицию по отношению к своим изменениям.

Личность
с субъектной жизненной позицией отличается преобразующей активностью, занимает
творческую, самостоятельную позицию по отношению к окружающей действительности,
к деятельности, к самому себе. Субъектная жизненная позиция является частью его
целостной жизненной позиции, определяющей активность в процессе обучения и
общественной деятельности.

Целью
данной позиции является установление сущностного понимания субъектности в
контексте саморазвития личности. Поскольку главным условием в построении
жизненной перспективы является личность человека, а конкретнее — его
субъектность, на сегодняшний день чрезвычайно актуальной является тема
«Взаимосвязь построения жизненной перспективы и уровня субъектности личности у
лиц с различными типами профессионального самоопределения (на примере
безработных, работающих по найму и самозанятых личностей)».

Многочисленные
и многогранные аспекты проблемы построения жизненной перспективы личности нашли
отображение в различных концептуальных моделях зарубежных (Ш. Бюлер, Э.
Эриксон, Г.Олпорт и др.) и отечественных исследователей (Б. Ананьев, К.
Абульханова-Славская, А. Кроник, В. Панок, В. Роменец, Л. Сохань, Т. Титаренко,
Б. Цуканов и др.).

В
научных исследованиях жизненные перспективы рассматриваются в контексте
самовосприятия личности, нахождение смысла жизни (В. Франкл, Ж.-П. Сарт,
И.Ялом, М. Бубер, Г.О. Балл, П.П. Горностай, С.Д. Максименко и др.).

Исследованию
смысловой сферы посвящены работы (С.Л. Рубинштейна, Б.С. Братуся, В.В. Столина,
Г. Крайга, Д. Бокума, Л.Д. Столяренко, Э.П. Утлик, Е.П. Белинской, И.Ю.
Кулагиной и др.); структурные компоненты ценностно-смысловой сферы личности
рассмотрены в трудах (А.К. Болотовой, А.А. Утюганова, Е.В. Субботского, П.Ю.
Наумова, Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой и др.).

Психологические
аспекты формирования личности как субъекта в качестве носителя сознания,
активности и деятельности нашли отражение в трудах Б. Г. Ананьева, Л. С.
Выготского, В. И. Слободчикова, Е.И. Исаева, К. Абульхановой-Славской, В.
Асеева, А. Бодалева, А. Брушлинского, А. Журавлева, В. Знакова, В. Рыбака, Е.
Рогова, Д. Фельдштейна и др.

Человек
исследуется в роли субъекта планирования жизненного пути, определения целей
своей жизни и жизненной траектории, что и отражает жизненную позицию личности
(А. Адлер, Х. Томэ, К. Юнг и др.). Субъектная жизненная позиция рассматривается
как поликомпонентная характеристика личности, которая включает ценностное,
активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение
личности к себе, другим людям и к окружающему миру в целом (Г. И. Аксенова, Н.
М. Борытко, Е. Ю. Коржова, О. А. Мацкайлова). Субъектная жизненная позиция
рассматривается как системная характеристика личности, включающая определенные
структурные компоненты (Т. А. Ольховая, А. К. Осницкий, И. В. Сацукевич и др.).
Субъектная жизненная позиция характеризует
человека как личность, выступающую инициатором
собственной жизнедеятельности.

 Тем не менее, анализ научных трудов показал,
что многие вопросы проблемы построения жизненной перспективы недостаточно
разработаны и представлены в литературе, а именно не уделено значительного
внимания выявлению взаимосвязи построения жизненной перспективы и уровня
субъектности личности у лиц с различными типами профессионального
самоопределения.

Объект
исследования – процесс формирования жизненной перспективы личности.

Предмет
исследования – взаимосвязь построения жизненной перспективы и уровня
субъектности личности у лиц с различными типами профессионального
самоопределения.

Цель
исследования – исследовать взаимосвязь построения жизненной перспективы и
уровня субъектности личности у лиц с различными типами профессионального
самоопределения.

Гипотеза
исследования: существует взаимосвязь построения жизненной перспективы и уровня
субъектности личности у лиц с различными типами профессионального
самоопределения.

Субъектность
– интегральная психологическая характеристика, представляющая собой единство
взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: экзистенциального,
познавательного, мотивационного, аффективного, волевого, регулятивного и
деятельностного, которые составляют целостную систему.

1)
Между компонентами уровня субъектности (экзистенциальным, познавательным,
мотивационным, аффективным, волевым, регулятивным, деятельностным. и др) и
компонентами жизненной перспективы (наличие смысла жизни, целей и планов, временная
перспектива) существует корреляционная связь.

Задачи
исследования:


рассмотреть понятие жизненной перспективы и психологические аспекты ее
построения;


охарактеризовать субъектность личности и ее проявления в профессиональном
самоопределении;


провести эмпирическое исследование взаимосвязи построения жизненной перспективы
и уровня субъектности личности у лиц с различными типами профессионального
самоопределения (на примере безработных, работающих по найму и самозанятых
личностей).

Теоретико-методологическая
основа исследования. Основу исследования построения жизненной перспективы
личности составляют:


социально-психологический подход (Б. Ананьев, Е. Головаха, А. Кроник, Л. Сохань
и др.). Представители социально-психологического подхода рассматривают
становление жизненных перспектив на основе непротиворечивой индивидуальной
системы ценностных ориентаций.


субъектный подход, в рамках которого предусматривается рассмотрение жизненного
пути с позиции культурно-исторического развития личности (С. Рубинштейн),
жизненной стратегии (К. Абульханова-Славская и др.), последовательности
поступков как изменения ценностных ориентаций (В. Роменец). Эвристический
потенциал субъектного подхода является особенно востребованным в наше время,
так как он позволяет находить адекватные ответы на вызов психологической науке
— создать психологический портрет личности в современной ситуации развития
личности. Он не является однородным образованием и предстает в различных
вариантах как: субъектно-деятельностный (К.О. Абульханова-Славская, Б. Ананьев,
В. Асеев, Г.А. Балл, А.В. Брушлинский, Н.Ю. Волянюк, С. Костюк, С.Д.
Максименко, В.А. Роменец, С.Л. Рубинштейн, В.А. Семченко и др.),
субъектно-объектный (Л.В. Алексеева, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова и др.),
системно-субъектный (З.С. Карпенко, А. А. Сергиенко).

В
качестве основных методов исследования выступали:


теоретические: анализ научно-психологической литературы по проблеме
исследования;


эмпирические (психодиагностическое тестирование);


методы обработки данных эмпирического исследования (количественный метод
(статистический); качественный метод (дифференциация материала по группам,
анализ).

Методики:

1)
Тест оценки жизненной и временной перспективы (Н.И. Никольская);

2)
Опросник временной перспективы Зимбардо (ZTPI);

3)
Тест смысложизненных ориентаций СЖО (Д. А. Леонтьев);

4)
Шкала субъективного благополучия (Échelle pour l’évaluation subjective du
Bien-être) (Адаптация: М. В. Соколова)

5)
Опросник Уровень развития субъектности личности (УРСЛ) (М.А. Щукина);

6)
Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности (Фетискин
Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.);

7)
Определение направленности личности (ориентационная анкета Басса).

Теоретическая
значимость исследования. Результаты проведенного исследования, обогащают
психологическую теорию в вопросе установления взаимосвязи построения жизненной
перспективы и уровня субъектности личности у лиц с различными типами
профессионального самоопределения; предложен и апробирован комплекс методик,
предназначенных для измерения взаимосвязи построения жизненной перспективы и
уровня субъектности личности у лиц с различными типами профессионального
самоопределения.

Практическая
значимость работы связана с возможностью использования ее материалов для
дальнейших исследований, а также в практическом использовании методик
исследования для диагностики личностной субъектности и жизненной перспективы
как основы успешного личностно-профессионального развития с целью организации
работы органами службы занятости населения Камчатского края.

Структура
работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Жизненная перспектива — способ
структурирования личностью своего ближнего и отдаленного будущего с помощью
ценностных ориентаций, жизненных целей, программ, которые являются ее
структурными единицами. Жизненные перспективы определяются способами
профессионального, семейного и возрастного самоопределения в жизни, которое
зависит от социальной, социально-психологической, личностной зрелости и
активности личности.

Субъектность является сложным,
многоаспектным, интегральным психологическим феноменом, а данная категория
вошла в научный оборот в связи с изменениями в оценке роли личности в различных
сферах жизнедеятельности — обучении, общении, профессиональной деятельности и
др. Субъектность — как высший уровень профессионального развития личности
проявляется в готовности и способности превращать свою профессиональную
деятельность в предмет рефлексивного познания, совершенствования и
преобразования.

Субъективная картина профессионального
пути, включающая взаимосвязанные образы прошлого, настоящего и будущего, носит
интегративный характер, создавая предпосылки для переживания
самотождественности личности и избранной профессии, что является вкладом в становление
профессиональной идентичности. Осмысленный опыт выступает основой для
постановки актуальных задач и определения предстоящей активности.

Нами было проведено эмпирическое
исследование, направленное на выявление взаимосвязи построения жизненной
перспективы и уровня субъектности личности у лиц с различными типами
профессионального самоопределения (на примере безработных, работающих по найму
и самозанятых личностей). Выявлены и проанализированы различия в представлении
жизненной и временной перспективы в сознании трех групп респондентов с
различными типами профессионального самоопределения. Выявлено, что наименее
дифференцированная жизненная и временная перспектива для представителей группы
безработных. Осмысленность собственной жизненной и временной перспективы
находится на достаточно высоком уровне у работающих по найму лиц и самозанятых
особ. U — критерий Краскала-Уоллиса свидетельствует о том, что самозанятые лица
демонстрируют значимо более высокие показатели критериев выраженности жизненной
и временной перспективы по всем шкалам, чем безработные и работающие по найму.

Отметим, что жизненная перспектива, будучи
элементом субъективной картины жизненного пути личности, является сложной
иерархической системой, регулирующей жизнедеятельность человека, структурными
единицами которой считаются ценностные ориентации, жизненные цели, программы,
планы, а также эмоциональная, когнитивная и поведенческая составляющие.
Потенциал развития жизненной и временной перспективы у самозанятых лиц во
многом связан со стремлением представителей данной подгруппы к лучшей жизни и
использованию любых возможностей для применения частной инициативы, что
повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

В результате расчета нами были выявлены
значимые различия между подгруппами в формировании факторов «фаталистическое
будущее» (при U – кр= 31,75; р≤0,00) и «ориентация на будущее» (при U – кр=
36,74; р≤0,00).   Определенные значимые
различия в формировании временной перспективы представителей исследуемых
подгрупп. U — критерий Краскала-Уоллиса свидетельствует о том, что выраженность
показателя «ориентация на будущее» в подгруппах, работающих по найму и
самозанятых лиц значимо выше, чем у безработных. Поведение людей с высокими
баллами по шкале «ориентация на будущее» определяется высоким уровнем мотивации
на достижение будущих целей и вознаграждений, а также свидетельствует о
развитой способности предвидеть и взвешивать будущие последствия, характеризуют
добросовестностью, постоянством, высокой организованностью, амбициозностью,
наличием четких целей на будущее и ориентацией на их достижение.

В результате проведенного анализа нами
была выявлена прямая тесная взаимосвязь между показателем жизненной и временной
перспективы (уровень конкурентоспособности) и параметрами субъектности личности
у лиц с различными типами профессионального самоопределения. Определена тесная
прямая взаимосвязь между уровнем конкурентоспособности- как основным
показателем жизненной и временной перспективы и активностью личности (,411**),
автономностью (,487**), целостностью личности (,418**), опосредствованностью
(,416**), креативностью (,380**) и самоценностью личности (,534**) Выявленная
тесная взаимосвязь между интегральным показателем жизненной и временной
перспективы (уровень конкурентоспособности) и параметрами субъектности личности
свидетельствует о том, что лица со сформированной жизненной и временной
перспективой эффективно осуществляют субъектное самоуправление и им свойственно
использовать субъектные стратегии личностно-профессионального развития
(личностно осмысленную систему представлений о целях, желательном направлении
развития, условиях реализации поставленных целей, целостно соотнесенных с
профессиональной деятельностью и жизнью в целом). Субъективость
личности проявляется в самооценке своего профессионального уровня и его
сопоставлении с его внешней оценкой. В результате проведенного
исследования мы пришли к выводу о том, что проявление субъектности личности —
как личностно осмысленного выбора траектории движения к вершинам развития
имплицитно предполагает субъективность — «пристрастность» видения человеком данного
пути.

Нами была установлена обратная взаимосвязь
между осмысленностью жизни и негативным прошлым (-,087), фаталистическим
настоящим (,495**), гедонистическим настоящим (-,087).  Выявлена прямая взаимосвязь между осмысленностью
жизни и позитивным прошлым (,118), тесная прямая взаимосвязь с направленностью
на будущее (,561**). Это свидетельствует о том, что лицам с высоким уровнем
осмысленности жизни свойственна направленность на будущее и позитивная оценка
прошлого.

Планируя свое будущее, намечая конкретные
события — цели и планы, человек выходит прежде всего исходя из уровня
осмысленности жизни и определенной иерархии ценностных ориентаций, то есть
система ценностных ориентаций личности составляет содержательную сторону
жизненной и временной перспективы и может рассматриваться как ее определяющий
компонент.

Таким образом, нами была доказана гипотеза
о том, что существует взаимосвязь построения жизненной перспективы и уровня
субъектности личности у лиц с различными типами профессионального
самоопределения является доказанной.

Установлено, что: субъектность –
интегральная психологическая характеристика, представляющая собой единство
взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: экзистенциального,
познавательного, мотивационного, аффективного, волевого, регулятивного и деятельностного,
которые составляют целостную систему; найдена корреляционная связь между
компонентами уровня субъектности (экзистенциальным, познавательным,
мотивационным, аффективным, волевым, регулятивным, деятельностным и др) и
компонентами жизненной перспективы (четкость целей и ценностных ориентаций,
независимость, способность быть лидером, желание к непрерывному
профессиональному росту, к высокому качеству конечного продуктов своего труда).

 

Фрагмент текста работы:

 

Жизненная перспектива — способ
структурирования личностью своего ближнего и отдаленного будущего с помощью
ценностных ориентаций, жизненных целей, программ, которые являются ее
структурными единицами. Жизненные перспективы определяются способами
профессионального, семейного и возрастного самоопределения в жизни, которое
зависит от социальной, социально-психологической, личностной зрелости и
активности личности.

Субъектность является сложным,
многоаспектным, интегральным психологическим феноменом, а данная категория
вошла в научный оборот в связи с изменениями в оценке роли личности в различных
сферах жизнедеятельности — обучении, общении, профессиональной деятельности и
др. Субъектность — как высший уровень профессионального развития личности
проявляется в готовности и способности превращать свою профессиональную
деятельность в предмет рефлексивного познания, совершенствования и
преобразования.

Субъективная картина профессионального
пути, включающая взаимосвязанные образы прошлого, настоящего и будущего, носит
интегративный характер, создавая предпосылки для переживания
самотождественности личности и избранной профессии, что является вкладом в становление
профессиональной идентичности. Осмысленный опыт выступает основой для
постановки актуальных задач и определения предстоящей активности.

Нами было проведено эмпирическое
исследование, направленное на выявление взаимосвязи построения жизненной
перспективы и уровня субъектности личности у лиц с различными типами
профессионального самоопределения (на примере безработных, работающих по найму
и самозанятых личностей). Выявлены и проанализированы различия в представлении
жизненной и временной перспективы в сознании трех групп респондентов с
различными типами профессионального самоопределения. Выявлено, что наименее
дифференцированная жизненная и временная перспектива для представителей группы
безработных. Осмысленность собственной жизненной и временной перспективы
находится на достаточно высоком уровне у работающих по найму лиц и самозанятых
особ. U — критерий Краскала-Уоллиса свидетельствует о том, что самозанятые лица
демонстрируют значимо более высокие показатели критериев выраженности жизненной
и временной перспективы по всем шкалам, чем безработные и работающие по найму.

Отметим, что жизненная перспектива, будучи
элементом субъективной картины жизненного пути личности, является сложной
иерархической системой, регулирующей жизнедеятельность человека, структурными
единицами которой считаются ценностные ориентации, жизненные цели, программы,
планы, а также эмоциональная, когнитивная и поведенческая составляющие.
Потенциал развития жизненной и временной перспективы у самозанятых лиц во
многом связан со стремлением представителей данной подгруппы к лучшей жизни и
использованию любых возможностей для применения частной инициативы, что
повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

В результате расчета нами были выявлены
значимые различия между подгруппами в формировании факторов «фаталистическое
будущее» (при U – кр= 31,75; р≤0,00) и «ориентация на будущее» (при U – кр=
36,74; р≤0,00).   Определенные значимые
различия в формировании временной перспективы представителей исследуемых
подгрупп. U — критерий Краскала-Уоллиса свидетельствует о том, что выраженность
показателя «ориентация на будущее» в подгруппах, работающих по найму и
самозанятых лиц значимо выше, чем у безработных. Поведение людей с высокими
баллами по шкале «ориентация на будущее» определяется высоким уровнем мотивации
на достижение будущих целей и вознаграждений, а также свидетельствует о
развитой способности предвидеть и взвешивать будущие последствия, характеризуют
добросовестностью, постоянством, высокой организованностью, амбициозностью,
наличием четких целей на будущее и ориентацией на их достижение.

В результате проведенного анализа нами
была выявлена прямая тесная взаимосвязь между показателем жизненной и временной
перспективы (уровень конкурентоспособности) и параметрами субъектности личности
у лиц с различными типами профессионального самоопределения. Определена тесная
прямая взаимосвязь между уровнем конкурентоспособности- как основным
показателем жизненной и временной перспективы и активностью личности (,411**),
автономностью (,487**), целостностью личности (,418**), опосредствованностью
(,416**), креативностью (,380**) и самоценностью личности (,534**) Выявленная
тесная взаимосвязь между интегральным показателем жизненной и временной
перспективы (уровень конкурентоспособности) и параметрами субъектности личности
свидетельствует о том, что лица со сформированной жизненной и временной
перспективой эффективно осуществляют субъектное самоуправление и им свойственно
использовать субъектные стратегии личностно-профессионального развития
(личностно осмысленную систему представлений о целях, желательном направлении
развития, условиях реализации поставленных целей, целостно соотнесенных с
профессиональной деятельностью и жизнью в целом). Субъективость
личности проявляется в самооценке своего профессионального уровня и его
сопоставлении с его внешней оценкой. В результате проведенного
исследования мы пришли к выводу о том, что проявление субъектности личности —
как личностно осмысленного выбора траектории движения к вершинам развития
имплицитно предполагает субъективность — «пристрастность» видения человеком данного
пути.

Нами была установлена обратная взаимосвязь
между осмысленностью жизни и негативным прошлым (-,087), фаталистическим
настоящим (,495**), гедонистическим настоящим (-,087).  Выявлена прямая взаимосвязь между осмысленностью
жизни и позитивным прошлым (,118), тесная прямая взаимосвязь с направленностью
на будущее (,561**). Это свидетельствует о том, что лицам с высоким уровнем
осмысленности жизни свойственна направленность на будущее и позитивная оценка
прошлого.

Планируя свое будущее, намечая конкретные
события — цели и планы, человек выходит прежде всего исходя из уровня
осмысленности жизни и определенной иерархии ценностных ориентаций, то есть
система ценностных ориентаций личности составляет содержательную сторону
жизненной и временной перспективы и может рассматриваться как ее определяющий
компонент.

Таким образом, нами была доказана гипотеза
о том, что существует взаимосвязь построения жизненной перспективы и уровня
субъектности личности у лиц с различными типами профессионального
самоопределения является доказанной.

Установлено, что: субъектность –
интегральная психологическая характеристика, представляющая собой единство
взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: экзистенциального,
познавательного, мотивационного, аффективного, волевого, регулятивного и деятельностного,
которые составляют целостную систему; найдена корреляционная связь между
компонентами уровня субъектности (экзистенциальным, познавательным,
мотивационным, аффективным, волевым, регулятивным, деятельностным и др) и
компонентами жизненной перспективы (четкость целей и ценностных ориентаций,
независимость, способность быть лидером, желание к непрерывному
профессиональному росту, к высокому качеству конечного продуктов своего труда).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы