Магистерский диплом (ВКР) Юриспруденция Кафедра государственных и правовых дисциплин.

Магистерский диплом (ВКР) на тему Взаимодействие органов местного самоуправления и полиции. Зарубежный опыт.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание Введение. 3

Глава 1. Теоретико-правовые
основы взаимодействия органов местного самоуправления и полиции в зарубежных
странах (на примере Узбекистана, Армении и Беларуси) 5

1.1. Теоретические основы
взаимодействия органов местного самоуправления и полиции  5

1.2. Правовые основы
взаимодействия органов местного самоуправления и полиции в республиках
Узбекистан, Армения и Беларусь: общее и особенное. 15

Глава 2. Практика
взаимодействия органов местного самоуправления и полиции в зарубежных странах
на примере Узбекистана, Армении и Беларуси. 32

2.1. Направления, формы,
проблемы взаимодействия органов местного самоуправления и полиции: общее и
особенное. 32

2.2. Положительный опыт
взаимодействия органов местного самоуправления и полиции и возможности его
использования в Российской Федерации. 44

Заключение. 65

Список использованных
источников и литературы.. 77

  

Введение:

 

Введение Актуальность темы исследования. Развитие современных
тенденций гражданской активности, усложнение и изменение социальной среды, в
том числе и в той её части, которая генерирует девиантное поведение,
сопровождается возрастающими требованиями к содержательной деятельности органов
внутренних дел, вынуждает их адаптироваться. В этой связи актуальной
представляется активизация, расширение, перевод на новый уровень взаимодействия
органов внутренних дел с институтами гражданского общества.

Обеспечение правопорядка является важнейшей
функцией и задачей государства, в реализации которых участвуют практически все
органы публичной власти. Правопорядок есть цель правового регулирования, его
результат, для его обеспечения издаются правовые и правоприменительные акты,
формируется конституционно-правовой механизм его обеспечения органами публичной
власти, в котором особое место занимают правоохранительные органы и органы
местного самоуправления.

Обновлённый вариант
взаимодействия органов внутренних дел с различными социальными группами
приведёт к множеству позитивных изменений в деле преодоления преступности и
повышения уровня общественной безопасности. Снизится социальная напряженность в
среде сотрудников правоохранительных органов, повысится их удовлетворенность
своим трудом, улучшится имидж полиции, который в настоящее время находится на
не вполне приемлемом уровне. Повысится уровень социальной активности граждан,
степень их вовлеченности в решении проблем противодействия преступности.
Улучшится система гражданского контроля за правоохранительной деятельностью,
необходимость расширения которого выступает обоснованным требованием
современного общества.

Объект
исследования – общественные отношения, формирующиеся в сфере охраны
общественного порядка

Предмет
исследования – взаимодействие между полицией и органами местного самоуправления
в сфере охраны общественного порядка в зарубежных государствах (на примере
Узбекистана, Армении и Беларуси).

Цель
работы – исследовать взаимодействие органов местного самоуправления и полиции в
зарубежных странах.

Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


раскрыть теоретические основы взаимодействия органов местного самоуправления и
полиции;


исследовать правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления и
полиции в Узбекистане, Армении и Беларуси;


рассмотреть направления, формы, проблемы взаимодействие органов местного
самоуправления и полиции;

— исследовать положительный опыт взаимодействие
органов местного самоуправления и полиции и возможности его использования в
Российской

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение На основании проведенного анализа можно сделать вывод о
том, что взаимодействие полиции и органов местного самоуправления имеет
двойственную структуру. С одной стороны, органы внутренних дел и органы
местного самоуправления — субъекты реализации государственной политики по
обеспечению экономической безопасности государства, в том числе на
муниципальном уровне, и в границах своих полномочий реализуют меры по
противодействию коррупции, выявлению и устранению других угроз экономической
безопасности муниципального образования. С другой стороны, органы местного
самоуправления выступают не только в качестве субъекта взаимодействия, но и в
качестве объекта деятельности органов внутренних дел по обеспечению
экономической безопасности, скажем, в направлении противодействия коррупции,
выявления и пресечения преступлений и правонарушений экономической
направленности, и т. д.

В
качестве основных направлений взаимодействия полиции и органов местного
самоуправления следует выделить:

1.
Обмен информацией о состоянии экономической безопасности, о мероприятиях по ее
обеспечению;

2.
Обмен информацией о мерах по противодействию коррупции, содействие в реализации
самостоятельных и совместных мероприятий в данном направлении (за исключением
мер по противодействию коррупции в муниципальных образованиях, самостоятельно
реализуемых органами внутренних дел);

3.
Совместная разработка комплексных целевых программ и проведение отдельных
мероприятий по обеспечению экономической безопасности (по аналогии с целевыми
программами по обеспечению общественного порядка, реализуемыми на территории
муниципальных образований);

4.
Совместное проведение мероприятий по профилактике преступлений и правонарушений
экономической направленности на территории муниципальных образований;

5. Совместное проведение мероприятий по обеспечению
общественного порядка и общественной безопасности на территории муниципальных
образований.

Для
эффективной реализации указанных направлений взаимодействия необходимо создать
правовой механизм, определяющий порядок взаимодействия. Кроме того,
целесообразно выделить отдельных сотрудников в составе взаимодействующих
субъектов. Данные сотрудники (органы) должны постоянно отвечать за обмен
информацией и координацию действий при обеспечении экономическая безопасность
муниципальных образований.

С
системной точки зрения, взаимодействие органов внутренних дел и местного
самоуправления должно быть представлено разнообразным внутренним строением,
рядом структурных проявлений, через посредство которых выражены их относительно
самостоятельные сущностные характеристики.

По нашему мнению, для предупреждения возникновения
аналогичных проблем на уровне субъектов Российской Федерации необходимо
принятие соответствующих решений, которые могли бы регулировать вопросы о
возможности формирования органами местного самоуправления комиссий либо групп,
отвечающих за обеспечение правопорядка и взаимодействие с органами внутренних
дел на территории муниципального образования, в которых детально и четко были
бы оговорены их права, обязанности и порядок взаимодействия с органами
государственной власти, включая и органы внутренних дел.

Анализ организационных основ взаимодействия органов
внутренних дел и органов местного самоуправления дает возможность выделить
некоторые его особенности:

— несмотря на достаточно полное урегулирование
деятельности, как органов внутренних дел, так и органов местного
самоуправления, конкретный нормативно-правовой акт, регламентирующий их
взаимодействие в собственном смысле этого слова, отсутствует;

— ведомственные нормативные акты Министерства внутренних
дел Российской Федерации представляют собой акты, не являющиеся
основополагающими для органов местного самоуправления, а нормативные акты,
которые принимают органы и должностные лица местного самоуправления, не
являются руководящими для деятельности органов внутренних дел;

— в нормативно-правовой базе наличествуют пробелы.
Существует огромное количество противоречий в важнейших вопросах взаимодействия
органов внутренних дел и местного самоуправления, в ином случае эти проблемы не
имеют юридического закрепления.

Следует выделить несколько возможных путей решения
вышеизложенных проблем. Во-первых, характеризуя горизонтальную структуру
законодательства, мы обосновывали необходимость принятия единого нового акта,
который бы регулировал деятельность органов местного самоуправления в сфере
охраны общественного порядка на территории муниципальных образований и
взаимодействия с органами внутренних дел.

При этом в условиях местного самоуправления и при
интенсивном становлении системы законодательства, чьи структурные элементы
подняты в результате правотворчества на высочайшую ступень в иерархии
нормативных источников, регламентация деятельности органов местного
самоуправления будет в полной мере эффективной только при условии наличия
равной с вышеназванными актами юридической силы. Совершенно очевидно, что
подобная роль может быть выполнена только источником, обладающим силой закона.

В
его структуру помимо уже сложившихся законодательных достижений должны включаться
инновации, которые отражают приемы и способы взаимодействия органов внутренних
дел с местным самоуправлением; в содержании необходимо более четко определить
субъекты и главные направления их взаимодействия, права и обязанности,
ответственность и ряд других положений.

Во-вторых,
целесообразно усовершенствовать работу, которая связана с повышением уровня
согласованности содержания нормативных актов всех уровней вертикали российского
законодательства.

Основное внимание органов внутренних дел должно
быть уделено изучению, обобщению и распространению передового опыта общественных
организаций по охране порядка, новых, более эффективных форм борьбы с преступлениями
и правонарушениями.

Отмечая положительный опыт зарубежных
стран, следует отметить, что в рамках соответствующих проектов, реализуемых
правоохранительными органами, в Республике Армения начали использовать такие
формы демократической полицейской службы, как «общинная полиция».

С целью повышения прозрачности деятельности
полиции и органов местного самоуправления, расширения спектра услуг,
предоставляемых местными органами власти, при одновременном повышении качества
этих услуг во всех общинах страны 1 июня 2012 г. Правительством Республики
Армения был принят устав «Об организации службы общинной полиции в Республике
Армения», от которого требуется решение комплекса разнообразных проблем
местного значения, в том числе и обеспечение правопорядка в общинах. Основная
задача деятельности общинной полиции — решение проблем жителей, а не их
наказание, предотвращение преступлений.

Общинная полиция при выполнении своих задач
взаимодействует с государственными органами управления и МСУ, правозащитными
организациями, имеющими социально-ориентированное направление, учебными
заведениями, религиозными организациями, средствами массовой информации и
другими объединениями.

Так как идеологической основой общинной
полиции является работа в партнерстве, то в таких отношениях могут участвовать
также граждане, государственные органы и общественные организации. Поэтому
представляется необходимым выделить те направления, которые являются общими и
характерными для всех населенных пунктов страны.

Среди основных направлений такого
взаимодействия необходимо выделить: обмен информацией о состоянии правопорядка
и мероприятиях по его обеспечению; совместную разработку комплексных целевых
программ; формирование в полиции и органах местного самоуправления
подразделений, ведающих вопросами их взаимодействия по обеспечению правопорядка
на территории муниципалитета.

В результате проводимого исследования можно
сделать вывод, что информатизация процесса взаимодействия ОМС и полиции
Республики Армения является одним из наиболее эффективных способов оптимизации
взаимоотношений данных субъектов, а использование информационных технологий в
значительной мере способствует повышению уровня их взаимодействия.

Подводя итог рассмотрению вопросов
организации работы ОМС по взаимодействию с полицией в сфере ОП в Республике
Армения, необходимо сделать вывод, что совместная дальнейшая деятельность ОМС и
полиции является важной предпосылкой, позволяющей органам власти предпринимать
все возможные меры по:

1) расширению возможностей для общественного
контроля за деятельностью общинной полиции, формируемой при непосредственном
участии органов местной власти и населения муниципального образования;

2) повышению взаимной ответственности ОМС и
полиции за состояние правопорядка на территории муниципального образования;

совместному сосредоточению усилий ОМС и общинной полиции на решении
основных проблем в сфере ОП, предупреждения и раскрытия преступлений на местах.

Уже
в течение довольно длительного времени в России вынашиваются планы по созданию
местных правоохранительных органов – муниципальной милиции или муниципальной
полиции. В данной работе мы обозначили подобные структуры в виде муниципальных
инспекций.

При
создании органов муниципальной инспекции в России, нужно сначала провести анализ
социальной ситуации в регионах для того, чтобы выявить наиболее проблемные
сферы жизни, определить основные направления деятельности муниципальной
инспекции в каждом административном образовании, определить необходимый
численный состав создаваемых органов.

Также
нужно определиться, в какой форме будет функционировать муниципальная
инспекция.

Она
может существовать в виде народных дружин, но такая форма не очень эффективна
по ряду причин.

Во-первых,
народными дружинниками являются не профессионалы, а люди часто не компетентные
и не имеющие даже начальных юридических знаний. Такие дружинники будут
осуществлять свою деятельность неэффективно, однако, они могут значительно
помочь компетентным работникам, осуществляя вспомогательную деятельность.
Во-вторых, народные дружинники работают на добровольной основе, а это значит,
что они непостоянны, и не могут в большинстве случаев обеспечить постоянное
пребывание на службе. В-третьих, добровольческая активность населения у нас в
стране носит стихийный характер. Если случается какое-нибудь чрезвычайное
происшествие, то волонтеров становится очень много, но когда ситуация
успокаивается, волонтерские настроения идут на спад. Поэтому обеспечить
стабильную работу народных дружин не получится.

Таким
образом, муниципальная инспекция должна состоять из компетентных работников,
обладающих хотя бы минимальным набором знаний как о своей деятельности, ее
принципах и особенностях, так и о своих полномочиях и обязанностях. Также важно
подчеркнуть тот момент, что работники муниципальной инспекции должны хорошо
знать социальные особенности той территории, на которой они несут службу.

Вспомогательные
функции по ассистированию органам муниципальной инспекции могут взять на себя
народные дружинники.

Со
времен образования Российской Федерации как независимого государства
планируется создать местные правоохранительные органы. Однако до сих пор такие
органы не созданы, хотя их деятельность, несомненно, сказалась бы благоприятно
на социальной ситуации в стране. Муниципальная инспекция смогла бы выполнять
широкий спектр функций, она смогла бы решать проблемы, которые на данный момент
не решаются существующими государственными службами.

В целях
обеспечения работы по созданию и внедрению муниципальных инспекции можно
сформулировать следующие предложения (рекомендации), в том числе:

— для органов
государственной власти:

создать
экспертную группу для подготовки практических рекомендаций в сфере формирования
муниципальных инспекций;

определить
субъекты РФ, которые могут принять участие в эксперименте по созданию
муниципальных инспекций (пилотных проектах), в зависимости от уровня их
подготовленности;

подготовить
проект Постановления Правительства о проведении эксперимента по образованию
муниципальных инспекций и делегировании части правоохранительных функций от МВД
России органам местного самоуправления;

разработать
вопрос о финансировании этого направления (перераспределение финансов в
соответствие с Бюджетным кодексом)

— для ОМСУ:

подготовить
рекомендации по формированию муниципальных инспекций,  определить наиболее перспективные субъекты РФ
для эксперимента и организовать взаимодействие с экспертной группой
Правительства РФ.

организовать
информационно-пропагандистскую кампанию в СМИ на конкретных территориях –
участниках проведения эксперимента

— для МВД:

определить
перечень полномочий, которые можно передавать муниципальным инспекциям (при
всех вариантах развития процесса делегирования); конкретизировать по службам и
подразделениям (участковые уполномоченные, по делам несовершеннолетних и другие)
функции, которые будут переданы на каждом этапе (начальный – последующий и
т.п.);

разработать
рекомендации для ОВД в субъектах проведения эксперимента по организации;

для
образовательных организаций МВД разработать образовательную программу по
подготовке руководителей муниципальных инспекций на базе ВУЗов МВД России.

на базе
Центров профессиональной подготовки МВД России организовать программы по
подготовке вновь принятых муниципальных инспекторов; и сотрудников ОВД по
организации взаимодействия с муниципальными инспекторами и алгоритма действия
на начальном этапе проведения эксперимента.

Представляет
интерес опыт правового регулирования взаимодействия органов местного
самоуправления и полиции в Республике Узбекистан.

Как и Конституция России, Конституция Республики Узбекистан гарантирует
гражданам право на участие в управлении делами общества и государства как
непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется
посредством самоуправления (ст. 32 Конституции Республики Узбекистан). Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в
махаллях городов, являются сходы граждан.

В Конституции
Республики Узбекистан, как и Конституции Российской Федерации нет закрепления
за органами самоуправления функции в осуществлении охраны общественного
порядка. Эти полномочия закреплены в Законе Республики Узбекистан «Об органах
самоуправления граждан № ЗРУ – 350 от 22.04.2013 года.

Кенгаш
(совет) схода граждан, в состав которого помимо председателя схода граждан, его заместителей и советников, входят
и инспекторы профилактики на местах и их помощники по охране общественного
порядка, координирует работу комиссий по основным направлениям
деятельности схода граждан; содействует государственным органам в проведении
массово-политических, духовно-просветительских, культурных, спортивных и других
мероприятий; содействует правоохранительным органам в обеспечении общественного
порядка и общественной безопасности на соответствующей территории; содействует
органам внутренних дел в осуществлении контроля за использованием жилых
помещений, в том числе за соблюдением паспортного режима; содействует
привлечению граждан на борьбу со стихийными бедствиями и на ликвидацию их
последствий; содействует привлечению граждан к проведению мероприятий по гражданской
защите; принимает в члены общественного формирования «Махалла посбони»;
осуществляет мероприятия по социально-трудовой реабилитации лиц, освобожденных
из мест лишения свободы, и предупреждению преступности.

Взаимодействию ОВД с
государственными органами и органами самоуправления посвящена 11 статья Законом Республики
Узбекистан № ЗРУ – 407 от 16.09.2016 года «Об органах внутренних дел», согласно которой органы самоуправления граждан
в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам внутренних
дел в реализации ими своих полномочий.

В целях обеспечения взаимодействия ОВД с
общественностью в Республике Узбекистан создаются опорные пункты ОВД, как
основное низовое звено УВД районов и городов, в которых осуществляют
деятельность старшие инспекторы и инспекторы по профилактике. Перед данными
подразделениями стоят задачи по организации профилактической работы в тесном
взаимодействии с населением, органами самоуправления граждан и институтами
гражданского общества.

Порядок и формы этого взаимодействия закреплены в
Постановлении Президента Республики Узбекистан от 18.04.2017 года № ПП-2896.

Важным,
на мой взгляд, гарантирующим не только устойчивое, но и качественное
взаимодействие инспекторов по профилактике и органов самоуправления граждан компонентом
является то, что уровень взаимодействия с государственными, иными организациями
и населением в профилактике правонарушений является основным критерием оценки
эффективности их деятельности.

Спорным,
однако заслуживающим внимание инструментом для достижения высокого уровня
взаимодействия является процедура утверждения инспектора по профилактике в
должности решением районного (городского) Кенгаша народных депутатов, а так же
рассмотрение данным органом вопроса о соответствии или несоответствии его занимаемой
должности.

Взаимодействию
инспекторов по профилактике с государственными и иными организациями и
населением посвящена в данном постановлении Президента целая глава. При этом
законодатель разделяет взаимодействие по двум уровням:


деятельность инспекторов по профилактике совместно с председателями схода
граждан направлена на выявление бесхозяйных жилых помещений и присмотру за их
сохранностью; соблюдение требований законодательства о свободе совести и
религиозных организациях; организацию и проведение обсуждений правонарушений,
совершенных на семейно-бытовой почве, в том числе со стороны женщин,
несовершеннолетних и молодежи.

— на уровне коллегиального органа самоуправления инспекторы по
профилактике взаимодействуют с комиссиями по работе с женщинами схода граждан,
комиссиями по вопросам просвещения и духовности схода граждан, с комиссиями по
вопросам несовершеннолетних, молодежи и спорта схода граждан, с комиссиями
органов самоуправления граждан по экологии и охране окружающей среды,
благоустройству и озеленению, примирительными комиссиями по вопросам
идивидуальной профилактики с лицами, состоящими на учете в органах внутренних
дел.

Данное
постановление Президента конкретизирует термин «взаимодействие», определяя его
основные формы в рамках данного документа. Таким образом, взаимодействие
инспекторов по профилактике с государственными органами, иными организациями и
гражданами осуществляется путем их участия в профилактике правонарушений
посредством оказания содействия и необходимой помощи.

Важным,
на мой взгляд, положением является нормативно – правовое закрепление в
законодательстве Республики Беларусь субъекта, обязанного организовать
взаимодействие на уровне органов местного самоуправления: Советы  общественных пунктов —  субъекты профилактики правонарушений.

Закон об органах внутренних дел в Республике
Беларусь одной из основных задач органов внутренних дел закрепил оказание
помощи гражданам, государственным органам, общественным обьединениям и иным
организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

Взаимодействию органов внутренних дел с
другими государственными органами, общественными объединениями, и гражданами,
посвящена ст. 7 Закона об органах внутренних дел, которая так же гарантирует
оказание государственными органами, общественными организациями и гражданами
содействия органов внутренних дел.

Анализ нормативно правовых актов
Республики Беларусь свидетельствует, что в данной Республике создана логичная и
последовательная система взаимодействия органов внутренних дел  и органов местного управления и
самоуправления, где баланс административных возможностей смещен в пользу органов
местного самоуправления. Дополнительным доказательством этого служит положение,
согласно которому руководители местных исполнительных и распорядительных
органов согласовывают кандидатуры на должности руководителей территориальных
органов внутренних дел, а так же продление или расторжение контрактов о службе
в органах внутренних дел с указанными руководителями.  Аналогичная практика, однако на уровне
инспекторов профилактики закреплена в законодательстве Республики Узбекистан.

Опыт нашей страны и других государств
свидетельствует о том, что высокоэффективная деятельность полиции в обеспечении
правопорядка невозможна без органов местного самоуправления и населения
муниципальных образований.

Однако отлаженный механизм
взаимодействия органов местного самоуправления и полиции в России еще не
создан.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы взаимодействия органов местного
самоуправления и полиции Взаимодействие
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов
гражданского общества является ключевым условием достижения стратегических
целей государственной и общественной безопасности. Однако потенциал органов
местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка и обеспечения
безопасности населения в нашей стране не задействован в достаточной мере, что
актуализирует изучение организации взаимодействия органов внутренних дел
(полиции) и муниципальных органов в сфере охраны общественного порядка,
особенно в связи с исключением в ходе конституционной реформы 2020 г. из части
1 статьи 132 Конституции РФ положения о закреплении за органами местного
самоуправления функции по охране общественного порядка.

С
другой стороны, дополненная статью 132 Конституции РФ, часть 3 определяет, что:
«Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую
систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие
для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на
соответствующей территории». Это конституционное положение придает новый
импульс развитию взаимодействия органов местного самоуправления и полиции в
достижении общих правоохранительных целей: обеспечении общественной
безопасности, охраны общественного порядка, профилактики преступности на
территориях муниципальных образований. Соответственно, необходимо
совершенствовать формы взаимодействия полиции и органов местного самоуправления
в реализации стоящих перед ними задач.

Наиболее
распространенная позиция выражена в работах: Переверзева Е.А.[1],
О.В. Петровой, И.В. Иванько[2],
и других. Взаимодействие определяется как «совместная деятельность двух или
более участников, согласованная по целям, месту и времени, для решения стоящих
пред участниками общих задач»[3]. [1] Переверзев Е.А. Правовые и организационные основы
взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления: дис. …
канд. юрид. наук. М., 2001. С. 36. [2] Иванько И.В., Взаимодействие органов внутренних дел и
органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка: состояние
и перспективы // Юридическая наука и правоохранительная практика 2013. № 2. С.
31. [3] Каплунов А.И., Бородин С.С., Берекет В.М. и др.
Административная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие / Под
ред. В.П. Сальникова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 108.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы