Магистерский диплом (ВКР) Гуманитарные науки Социальная работа

Магистерский диплом (ВКР) на тему Всероссийская общественная организация ветеранов(боевое братство) как фактор формирования патриотизма в молодёжной сфере

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ. 8

1.1.
Понятие и сущность патриотизма: теоретический анализ. 8

1.2. Законодательные аспекты формирования
патриотизма в молодежной среде  13

Выводы по 1 главе. 25

ГЛАВА II.  ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЕРЕРАНОВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО»  В СИСТЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ. 28

2.1. Роль
общественных организаций в формировании патриотизма в молодежной среде. 28

2.2.
Особенности Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». 39

2.3.
Эмпирическое исследование влияния деятельности Всероссийской общественной
организации ветеранов «Боевое братство» на формирование патриотизма в
молодежной среде. 46

2.4.
Разработка предложений по совершенствованию деятельности Всероссийской
общественной организации ветеранов «Боевое братство» в части формирования
патриотизма в молодежной среде. 62

Выводы по
II главе. 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 89

  

Введение:

 

Актуальность диссертации заключается в том, что на
сегодняшний день проблема формирования патриотизма в молодежной среде стоит
весьма остро.

Важность исследования роли общественных организаций в
патриотическом воспитании современной молодежи обусловлено потребностями
практики, прежде всего – активного привлечения молодежи к процессам воспитания
в духе преданности Родине, формирования потребности и способности работать,
творить, побеждать, создавать материальные и духовные блага как для себя, так и
для людей.

К сожалению, в последние годы патриотическая составляющая
сознания и практического поведения молодежи несколько утратила свою
конструктивную направленность. Например, результаты опроса ВЦИОМ показали
снижение уровня патриотизма среди молодежи на 2016 год.

Молодежь в основном увлеклась коммерцией, обеспечением
собственного благосостояния. Аналогичное преобразование происходит и с
некоторыми общественными организациями, которые очень мало внимания уделяют
формированию патриотизма в молодежной студенческой среде.

Малоизученными, в частности, являются
теоретико-методологические и организационные основы участия общественных
молодежных организаций в патриотическом воспитании молодежи. Следует определить
реальное состояние и направления их деятельности по патриотическому воспитанию
молодежи.

Актуальными для рассмотрения являются и вопросы повышения
эффективности деятельности общественных организаций в направлении
патриотического воспитания молодежи, в частности, в части по вопросам изучения
истории; стимулирования развития спортивных и военно-патриотических
организаций; активизации международных контактов в воспитании; обеспечение
просвещения патриотического воспитания молодежи.

В данной диссертации представлена попытка переосмысления
роли и значения общественных организаций как фактора формирования патриотизма в
молодежной среде, определить на основе имеющегося опыта первоочередные меры по
повышению эффективности этого процесса. Для этого необходимо охарактеризовать
сущность патриотизма как качества гражданина; определить факторы, которые
влияют на его формирование; исследовать место и возможности молодежных
организаций, в частности клубов военно-патриотического направления в системе
патриотического воспитания.

Патриотизм определяют как любовь и ответственное
отношение к своей Родине, который проявляется в готовности работать ради ее
интересов и вносить вклад в ее развитие как во внутриполитической жизни, так и
на международной арене. Эффективность формирования и поддержания патриотизма
молодежи в первую очередь зависит от того, насколько эта ценность становится
актуальной, «своей» для самой личности и общества, насколько связывается с
реальными событиями и процессами. Роль патриотизма как ценности заключается в
консолидации общества и установления мира внутри страны, кроме того, на
личностном и общественном уровне он выступает движущей силой развития
государства в экономической, социальной, культурной сфере.

Степень
разработанности темы.

Говоря о разработанности темы
исследования, следует отметить, что она на сегодняшний момент не только стала
предметом пристального изучения многих ученых, но и получила значительное
подтверждение своей актуальности во многих исследованиях и социологических
опросов.

Рассмотрим весь научный материал на
нескольких уровнях.

На первом уровне выявлены основные
принципы патриотического воспитания изучены в трудах Е.А. Андреева, А.Н.
Вырщикова, В.И. Лутовинова, Н.И. Хромова и др.

На втором уровне, хотелось бы отметить
работы таких исследователей как: М.А. Кирпичева, В.И. Кузьмина, В.В. Фищенко,
А.Ф. Шайбакова, К.Е. Якубова и др., которые рассматривали общественные
организации, как основные в общей системе патриотического воспитания, описанию
целей, содержания, форм и методов их деятельности в условиях реформирования.

И на пятом уровне, существуют научные
труды, рассматривающих военно-патриотическое воспитание молодежи с учетом
социального заказа современного общества и основными аспектами социальной
политики: М.В. Захарченко, А.А. Кострова, Е.А. Лаврухина, М.А. Лукашенко, С. Н.
Чирун и др.

Как
видно из представленного обзора научной литературы, вопросы патриотизма и
специфика его формирования в молодежной среде, в том числе и с помощью
общественных организаций — рассмотрено достаточно исчерпывающе. Однако, до сих
пор не существует ни одной научной работы, в которых бы рассматривалась
специфика формирования патриотизма в молодежной среде на примере конкретной
общественной организации, в том числе и на примере организации ветеранов
«Боевое братство».

Объект
исследования. Объектом исследования является Всероссийская общественная
организация ветеранов «Боевое братство»

Предмет исследования. Предметом исследования является роль
Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» в части
формирования патриотизма в молодежной среде

Цель исследования. Основной целью исследования стала разработка
предложений по совершенствованию деятельности Всероссийской общественной
организации ветеранов «Боевое братство» в части формирования патриотизма в
молодежной среде

Задачи исследования: — раскрыть теоретический анализ сущности патриотизма,

— проанализировать законодательные аспекты формирования
патриотизма в молодежной среде,

— исследовать роль общественных организаций в
формировании патриотизма в молодежной среде,

— описать особенности Всероссийской общественной
организации ветеранов «Боевое братство»,

— провести эмпирическое исследование влияния деятельности
Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» на
формирование патриотизма в молодежной среде,

— разработать предложения по
совершенствованию деятельности Всероссийской общественной организации ветеранов
«Боевое братство» в части формирования патриотизма в молодежной среде.

Гипотеза
– Мы предположили, что Всероссийская общественная организация ветеранов «Боевое
братство» будет служить инструментом развития патриотизма в молодежной среде,
если:

1. деятельность
организации будет направлена на традиционные ценности и культуру России,

2.
организацией проводятся систематические мероприятия, направленные на формирование
патриотизма в молодежной среде,

3.
организация привлекает к участию студенческую молодежь.

Методы исследования: Методологической
базой исследования являются качественные и количественные методы исследования,
такие как метод экспертных оценок, метод анализа, анкетирование,
интервьюирование, проведение фокус-групп.

Научная новизна исследования состоит в
следующем: -В научных трудах, существующих на
данный момент, нами не было найдено эмпирического исследований, в которых
говорилось о изменении ценностей, касательно патриотизма, в рамках участия в
социальных проектах поисковой направленности.

-так же новизна исследования состоит в
применении в одном исследовании сразу нескольких методов при выборке 200
человек: анкетирование, интервьюирование и в завершении буде проведен анализ
полученных данных с выявлением некоторых статистических отклонений.

Практическая значимость исследования:
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по
совершенствованию деятельности Всероссийской общественной организации ветеранов
«Боевое братство» в части формирования патриотизма в молодежной среде

Структура исследования

Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать выводы:

1. патриотизм рассматривается в научной литературе
многими исследователями в разных аспектах: социально-политическом,
историческом, экономическом. Все зависит от того, как формируются взгляды на
гражданскую позицию. Многообразие подходов представляет собой многомерное
проявление высокого чувства любви к Родине, особенно в духовно-нравственном
смысле.

2. патриотизм включает в себя формирование не только
правовых знаний, но и чувства уважения к законам, уверенности в их
целесообразности и т.д. Таким образом, проявлением формирования чувства
патриотизма является его гражданская компетентность — способность человека
объединяться с другими ради общественного блага, активно и ответственно
осуществлять свои гражданские права и обязанности.

3. патриотизм студентов формируется в процессе обучения,
общественной деятельности, а также в деятельности общественных организаций.
Важными воспитательными факторами считаются создание демократической
образовательной среды, направление интересов молодежи в общественной
деятельности, уважительное отношение к личности.

4. проблема молодежного патриотизма и молодежи как
субъекта патриотизма чрезвычайно актуальна и важна, требует пристального
внимания и исследования. В рамках определения типологии молодежного патриотизма
выделяются три основных классификационных критерия:
территориально-пространственный; структурный (вне сфер общества) и
исторический. Данная типология позволяет углубить исследование данного
феномена, а также задает вектор прикладных исследований молодежного
патриотизма.

5. деятельность «Боевого втраства» организации является
выражением развития процессов самоорганизации населения на местном уровне.
Общественные союзы — это мощная сила, которая может оказать существенное
влияние на деятельность как власти, так и народа. Высокий уровень участия
граждан в деятельности общественных организаций является одним из основных
показателей развития гражданского общества и общественной активности населения.
«Боевое братство» — это добровольное объединение граждан, созданное на основе
единства их интересов для совместной реализации своих прав и свобод. Он создан
для совместной деятельности патриотически настроенных граждан, имеющих активную
гражданскую позицию по защите и удовлетворению своих законных интересов и интересов
государства, народа и общества. Общественная организация-это некоммерческая
организация, которая не была создана с целью осуществления предпринимательской
деятельности.

6. В ходе исследования мы определили уровни
сформированности патриотизма студентов по шкале: высокий, средний, низкий.
Решающее значение имела личностно сознательная общественная деятельность,
развитие гражданских качеств и ценностей личности в демократической
образовательной среде молодежных общественных организаций.

Мы доказали, что благодаря участию в деятельности
общественных организаций у студентов:

— формируются патриотические ценности и чувства: гражданское
сознание, гражданское поведение, гражданская активность, чувство личной
свободы, этническая толерантность, чувство патриотизма, уважение гражданских
прав и обязанностей, необходимость гражданских действий и поступков и так
далее.

— они с оптимизмом смотрят в будущее, верят в
демократические преобразования нашего общества, «чувствуют» грядущие позитивные
изменения в экономической, социальной и других сферах.

— ориентация студентов на социально значимую
деятельность, взаимопомощь и сострадание, необходимость выполнения конкретных
задач, активная гражданская позиция в решении важных проблем в ходе
деятельности общественных организаций — все это способствовало развитию
мотивации студентов в общественной деятельности организаций.

— студенты были счастливы, что занимаются общим делом, им
нравились отношения в новом коллективе.

Итак, как показывают результаты, участие студентов ЭГ в общественных
организациях повлияло на развитие патриотизма у студентов, их патриотических,
правовых, гуманистических, профессиональных идей, восприятие гражданских
ценностей, осознание необходимости активной социальной деятельности в
повседневной жизни.

В данном случае мы подтверждаем наше предположение о том,
что активное практическое участие в общественных организациях трансформирует
намерения студентов в необходимость осуществления социально значимой
деятельности и формирует основные понятия патриотизма.

Проведенное исследование показало, что для усиления
формирования патриотизма необходимо обеспечить деятельность общественных
организаций и придать им соответствующий статус; обеспечить реализацию
педагогических условий для его реализации; учитывать в деятельности факторы,
влияющие на развитие гражданских качеств; привлекать педагогические кадры к
деятельности молодежных общественных организаций; обеспечивать педагогические
кадры учебно-методическими материалами по гражданскому воспитанию учащихся.

Таким образом, успешное формирование патриотизма у
студентов возможно при условии создания общественных организаций и
использования ориентированных форм работы по воспитанию патриотизма, проведения
систематической работы о важности развития гражданских качеств у молодежи путем
создания демократической образовательной среды; привлечения педагогов к
организации деятельности молодежных общественных организаций и повышения уровня
их подготовленности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 1.1. Понятие и
сущность патриотизма: теоретический анализ История формирование понятия
сущности патриотизма своим корнями уходит в античные времена. Основы понятия
были заложены еще в Древней Греции, хотя тогда содержание имел узкую
направленность на отношение к роду и членов сообщества. Начало было положено на
основе конструктивных преобразований, стремление сделать свою общину лучше.

Идея патриотизма – это
объединение людей вокруг своего рода, общины, страны, это стремление сделать их
лучше, работать на их процветание, а не слепое поклонение или убеждение, что
твоя страна, нация лучше и прогрессивнее.

Основы научного, теоретического
подхода были заложены классиками М Вебером.[11], Е.Дюркгеймом [17], Т.Парсонсом
[44].

Так, например, Е. Дюркгейм
указывал на роль патриотизма как социального фактора, определяющего национальные
границы.

М. Вебер больше внимания уделял
историческим значением патриотизма в рамках ценностно-рационального типа
отношений к действительности, указывая, что патриотизм может уступить место
социальной рациональности под влиянием логики рационализации общественной
жизни. Бюрократия как группа, обладающая наибольшей социальной и политической
субъектностью, руководствуется не патриотическими, социально-ценностными
настроениями, а нацелена на реализацию задач и приоритетов из канонов
формальной правовой рациональности.

В контексте модернизации общества
рассматривал патриотизм Т. Парсонс, указывая на то, что патриотизм, прежде
всего, является подтверждением территориального императива, главенствующая роль
которого отводится государству.

В современном социологическом
контексте привлекает внимание анализ Ю. Хабермаса. В своих работах он раскрыл
концепцию «конституционного патриотизма», в основе которой лежит критическая
теория переосмысление условиях кризиса капиталистического общества на основе
идей психоанализа, аналитической философии и современной социологии[60].

В словарях различной
направленности понятие патриотизма, начиная с 1917 года, определяется как одно
из высших гражданских чувств и имеет более чем различных формулировок. На
каждом историческом этапе со сменой общественной формации корректировалось и
понятие патриотизма.

Социоэкономический словарь:
патриотизм (греч. Patris — родина, отчизна) — особое расположение, отношение,
проявляемое человеком, социальной группой, населением к своей стране, своему
народу, Родине, желание поддержать своим участием процветание своей страны,
Отечества, любовь к Отчизне, Родине» [48; с. 360].

Педагогический словарь:
«патриотизм» — одно из самых гражданских чувств, содержанием которого является
любовь к Родине, преданность своему народу, гордость за достояние национальной
культуры» [14, с. 249].

Философский словарь: патриотизм
трактуется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство,
содержанием которого является любовь к Родине, преданность ей, гордость за ее
прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины … Патриотизм — одна
из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения
человека и общества. Патриотические чувства, идеи возвышают личность, когда они
сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию
национальной исключительности» [57, с. 335].

Значительная часть современных
ученых квалифицирует патриотизм как определяющий принцип Отечественной школы
(И. Ильин), как морально-политический принцип (О. Докукина, Л. Канишевская),
как стержневой принцип национальной системы воспитания (А. Вишневский). Однако
ученые единодушны в том, что патриотизм предполагает развитие у воспитанников
уважительного отношения к родному и других народов, к собственному государству
и способности к ее укрепления и защиты. В этой связи можно согласиться с И.
Ильиным, который квалифицирует патриотизм как способность личности не только
уважать свой этнос, но и проявлять такое отношение к другим народам. То есть
речь идет об утверждение общечеловеческих ценностей как одного из определяющих
атрибутов патриотизма.

По распространенному сегодня определению, патриотизм рассматривают на
двух уровнях: как личностное образование, которое проявляется в сознании, в
нравственных идеалах и ценностях, в реальном поведении и поступках человека, и
как часть общественного сознания, в частности, национальной, отраженную в
чувствах, настроениях, ценностях, нормах. Такой подход к трактовке понятие и
указанный в Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями и дополнениями)

Так, на личностном уровне
патриотизм выступает обычным моральным состоянием жизнедеятельности человека.

На макроуровне основой указанной
дефиниции являются коллективные настроения, ценностное отношение к своему
народу, его образа жизни, национальных достижений и достоинств, культуры,
традиций, героического исторического прошлого и сегодняшнего развития
государства как единой нации, до безграничных просторов Родины, ее природных
богатств.

В трактовке понятия патриотизма
выделяют несколько форм его проявления. Самые популярные формы патриотизма, на
которые делается акцент в научной литературе историко-педагогической
направленности, это: этнический; территориальный; государственный.

Этнический патриотизм
раскрывается в причастности и любви к истории, культуре, традициям своего
народа.

Эти исследования базировались на
специфике национальной ментальности, событий исторического масштаба,
особенностей различных сообществ. Это направление определяет патриотизм как
сложное, многоаспектное явление общественной жизнь. Особо отмечался его
потенциал духовной направленности в возрождении общества на переломных этапах
исторического развития.

Территориальный патриотизм
формируется в любви к территории, где родился человек, где прошло детство или
большая часть жизни. Государственный патриотизм выступает завершающей стадией в
патриотическом воспитании, объединяя этнический и территориальный вид, потому
что он определяет мировоззрение, основанное на государственной идеологии,
формирует понятие гражданственности.

Государственный патриотизм
существует в рамках единого политического пространства и направлено на общий
объект — государство.

Национальный патриотизм имеет
базовой опорой национальную культуру. Он способствует пробуждению чувства любви
к Родине, национальной гордости, воспитанию национальных традиций. Национальный
патриотизм приобретает государственную значимость тогда, когда политическая
элита от имени государства формирует необходимый, соответствующий ей уровень
патриотизма (советский, российский). Государственный патриотизм — это
политический патриотизм, который имеет три формы: личный, народный, национальный.

Личностный (или индивидуальный)
присущ людям, для которых личные интересы стоят на первом месте.

Народный отражает народные
интересы, которые воспроизводят приоритетные общественные обязанности личности.
Такую позицию занимают левые партии коммунистической и социальной
направленности. Национальный отражает национальные интересы.

То есть в этом направлении
государство выступает как объект патриотизма, это проявляется на определенных
исторических этапах, когда необходима консолидация усилий общества для
укрепления государства и различных форм власти, а субъект рассматривается в
проявлении чувств национальной гордости и активного участия в укреплении
государственной власти и эффективной деятельности всех социальных институтов,
развития как всего общества, так и личностного роста.

И. Д. Бех объединил
патриотические качества в определенный блок, что позволило всесторонне
охарактеризовать гражданина как патриота своего государства. Среди важнейших
качеств он выделяет гражданскую активность, гражданскую сознательность, чувство
гражданского достоинства, чувства гражданской ответственности и долгу,
гражданское мужество, приверженность государственных интересов, общественное
инициативность, гражданскую дисциплинированность, национальное достоинство,
готовность защищать Родину, знание государственного языка, забота о природе,
приверженность к общечеловеческим ценностям, уважение к национальным традициям,
государственный оптимизм [19].

Проанализировав все направления, автор
делает обобщение теоретических основ формирования и проявления патриотизма:

— это чувство
духовно-нравственного содержания;

— это активное социальное
поведение на благо Отечества;

— это социальное явление,
источник существования и развития социума;

— это проявление принципа
государственности, с отражением особенностей исторического развития общества,

— это личность субъекта
патриотизма, высшим принципом которого является социально-нравственное развитие
для служения Родине;

— это духовность, истинность
патриотизма заключается в самоотверженном служении Родине.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы