Магистерский диплом (ВКР) на тему Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления: проблемы, квалификация
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Историко – правовой аспект вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступления……………………………………………………….. 7
Глава 2. Уголовно – правовая характеристика вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступления…………………………… 23
2.1. Личностная характеристика несовершеннолетнего,
вовлекаемого в совершение преступления……………………………………………………. 23
2.2. Причины и условия, способствующие вовлечению
несовершеннолетних в совершение преступления…………………………. 36
2.3. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступления на государственном, криминологическом, индивидуальном
уровнях……………………………………………….. ………………………..45
Глава 3. Квалифицированние вида вовлечения
несовершеннолетнего в совершение преступления……………………………………………………… 58
3.1. Объект преступления…………………………………………………….. 58
3.2. Объективная сторона преступления…………………………………….. 64
3.3. Субъект преступления…………………………………………………… 72
3.4. Субъективная сторона преступления…………………………………. 79
Глава 4. Отличие ст.150 от ст.151 УК РФ и других смежных
преступлений.. 85
Заключение……………………………………………………………………… 91
Список
использованных источников………………………………………….. 99
Введение:
Наибольшую
опасность в уголовно-правовой сфере составляют преступления, совершаемые
несовершеннолетними, ведь именно в этом возрасте формируется человек,
закладывается фундамент его будущего.
Рост количества преступлений с участием
несовершеннолетних всегда сопровождаются опасением со стороны социума. К одному
из наиболее важных факторов развития преступности среди несовершеннолетних,
следует отнести вовлечение последних в совершение преступлений.
Особая опасность
исходит от взрослых, которые уговорами, просьбами, обманом, злоупотреблением
доверием и прочим вовлекают несовершеннолетних в совершение преступления,
поскольку, таким образом, они расширяют круг подельников, увеличивают свои
шансы на уход от ответственности. Но главным, несомненно, является то, что они
нарушают душевное и нравственное развитие ребенка. Влияние
непосредственно со стороны взрослых на несовершеннолетних несет в себе высокую
степень социальной опасности не только по причине причинения большой степени
вреда, а также потому, что в результате подобного привлечения
несовершеннолетние могут далее самостоятельно продолжить осуществлять
преступную деятельность.
Кроме того, те способы, посредством которых
несовершеннолетних вовлекают в преступную деятельность, в большинстве случаев
являются противоправными и социально опасными. Вовлечение несовершеннолетних в
преступную деятельность и участие в антиобщественных деяниях ведет к
соответствующей деформации личности подростков, в частности, изменению его
психики, духовно-нравственного и физического развития, безусловно, в
отрицательную сторону. В дальнейшем такие действия могут привести к преступному
поведению подростков, то есть к росту преступности несовершеннолетних.
В Российской Федерации проблема защиты и охраны прав
детей является одной из важнейших. Системе защиты прав и законных интересов
детей должно отводиться первостепенное значение.
Для достижения собственных действий преступного
характера взрослые, используя те или иные жизненные ситуации, прибегают к
использованию таких личностных качеств подростков, как податливость,
доверчивость, внушаемость, ложно осознаваемое чувство товарищества,
неспособность объективно оценить поведение других людей.
Согласно официальной статистике МВД
России в 2016 году каждое двадцать третье (4,3%) расследованное преступление
совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Уменьшение количества
правонарушений, совершенных подростками, зафиксировано на территории всех
федеральных округов, а также в 70 субъектах страны. Вместе с тем отмечено
увеличение до 23,3% доли тяжких и особо тяжких составов в общем массиве
подростковой преступности. В январе – декабре 2019 года в России каждое
двадцать пятое (3,9%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними
или при их соучастии, среди которых вовлечение несовершеннолетнего в совершение
преступления или антиобщественных действий составляет 1615 преступлений
(-2,8%), а раскрыто — 1535 преступлений. Кроме того, в январе – декабре 2019
года на транспорте несовершеннолетними и при их соучастии совершено 181 (5,8)
преступление. За период с января по июль 2020 года каждое двадцать девятое
(3,5%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их
соучастии[1].
В настоящее время одним из актуальных вопросов
является квалификация вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления.
Знание уголовно-правовой характеристики преступности несовершеннолетних,
уголовно-правовой характеристики преступлений, совершаемых в отношении
несовершеннолетних необходимо для предотвращения преступлений, для проведения
профилактических мероприятий.
Задачами уголовно-правовой защиты прав и интересов
несовершеннолетних, при совершении правонарушения в отношении
несовершеннолетнего лица являются: дать ему правильную квалификацию, привлечь
виновных к юридической ответственности; оказать влияние на родителей и иных
законных представителей с тем, чтобы заставить их надлежащим образом выполнять
свои обязанности в отношении несовершеннолетнего лица; оказать помощь несовершеннолетнему
лицу, совершившему правонарушение, с тем, чтобы меры воздействия на его
оказались действенными, в дальнейшем он смог вернуться к нормальной жизни.
В научной литературе
вопрос об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение
преступления является дискуссионным. Таким образом, целью нашего исследования
является рассмотрение актуальных проблем применения ст.150 Уголовного кодекса
Российской Федерации, анализ взглядов ряда авторов по данному вопросу в научной
литературе, предложение некоторых моментов решения обозначенных проблем в
теории и на практике.
В
ходе написания работы использована правовая литература, законодательные акты,
учебно-методические материалы по теме исследования, электронные ресурсы,
ресурсы удаленного доступа и другие источники. Больший вклад в рассмотрении
данной темы внесли такие авторы как Т. К. Бойко, Д. Л.
Гулякевич, В.Ф. Иванов и другие.
Объект исследования:
общественные отношения, возникающие из уголовной
ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления.
Предмет исследования:
НПА, монографии, научные статьи, правовая литература об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение
преступления.
Цель работы: комплексно и
всесторонне проанализировать уголовную
ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления.
Указанную цель
конкретизируют следующие поставленные задачи: — рассмотреть историко-правовой аспект
вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления;
— определить
личностную
характеристику несовершеннолетнего вовлекаемого в совершение преступления;
— выявить причины и условия, способствующие вовлечению
несовершеннолетних в совершение преступления;
— рассмотреть
предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления на
государственном, криминологическом, индивидуальном уровнях;
— охарактеризовать объект преступления,
объективную сторону, субъект преступления, субъективную сторону вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступления;
— определить отличие
ст.150 от ст.151 УК РФ и других смежных преступлений.
Научная и
практическая значимость: выводы и предложения, сделанные в
работе по проблемам уголовной
ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления,
могут быть использованы при совершенствовании действующего законодательства и
правоприменительной практики, в научных исследованиях, в учебном процессе при
преподавании курсов уголовного права, уголовного процесса, криминалистики и
других дисциплин. [1] Состояние преступности в
Российской Федерации за 2016 — 2020 года // [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://мвд.рф/folder (дата обращения: 24.08.2020).
Заключение:
Подводя итоги можно
констатировать достижение цели и задач исследования, а так же сделать следующие
выводы.
Самостоятельный состав преступления как вовлечение
несовершеннолетнего в совершение преступления в отечественном уголовном
законодательстве появился лишь в 19 веке. Институт
преступлений против несовершеннолетних в первой половине XIX был представлен в
Своде законов 1832 г. т. XV «О наказании за преступления против прав семейного
состояния». 15 августа 1845 г. принято «Уложение о наказаниях уголовных и
исправительных», в котором впервые прямо предусматривались нормы об уголовной
ответственности взрослых за вовлечение в преступление несовершеннолетних.
В Уложении 1845 года впервые целенаправленно было уделено
внимание проблеме защиты интересов несовершеннолетних, установлена
ответственность не только за вовлечение в совершение преступления, но и в
различные пороки, в том числе и употребление алкоголя. Однако законодательство
в указанной сфере еще было не совершенным и нуждалось в существенной
проработке. Имелись изъяны в защите от сексуальных посягательств и растления
несовершеннолетних. Кроме того, необходимо было определение и разграничение
понятий «ребенок», «малолетний», «несовершеннолетний», конкретизация перечня
антиобщественных действий, расширение круга субъектов вовлечения
несовершеннолетнего в преступную деятельность и систематизация норм, защищающих
интересы несовершеннолетнего в одном обособленном структурном элементе закона.
В 1935 г. в связи с принятием постановления ЦИК и Совнаркома
СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», в
УК РСФСР 1926 г. появились статьи, предусматривающие ответственность за
подстрекательство или привлечение несовершеннолетних к участию в различных
преступлениях, а также за их понуждение к занятию спекуляцией, проституцией,
нищенством и других преступлениях, а также антиобщественных действиях. В УК
РСФСР принятом в 1960 г. сохранился подход, согласно которому было единое
правовое регулирование ответственности и за вовлечение несовершеннолетнего в
преступную деятельность, и за вовлечение его в антиобщественное поведение —
пьянство, занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми.
Существует
устойчивая связь «вовлекатель – несовершеннолетний», которая характеризуется
тем, что взрослые вовлекают не всех подростков, а выбирают тех, кто, по их
мнению, наиболее подходит для совершения преступления. Психологическую
характеристику вовлеченного несовершеннолетнего можно свести к следующему. Как
правило это наиболее внушаемые, не обучающиеся в учебных заведениях и не
работающие несовершеннолетние, бесцельно проводящие значительную часть свободного
времени, с низким уровнем образования и культуры, отсутствием
социально-значимых интересов, доминированием отрицательных качеств, в том числе
освободившиеся из мест лишения свободы, возвратившиеся из специальных школ и
спецПТУ, готовые к совершению преступлений и т.д. Большинство вовлеченных
несовершеннолетних, как правило, имели проблемы в личностном развитии, при
адаптации в коллективе сверстников.
Наиболее
распространенными причинами и условиями вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений являются: неумение и (или) нежелание родителей и
лицами, их заменяющими, воспитывать детей, незаинтересованность и неспособность
иных лиц, на которых возложена обязанность по воспитанию, добросовестно
выполнять эти функции, материальные и жилищные проблемы, субъективное
негативное отношение родителей к воспитательному процессу, постоянное
злоупотребление ими спиртными напитками, конфликты в семье и иных микрогруппах,
частые выяснения отношений с применением физической силы, скандалы и драки,
безразличное отношение к детям, а также криминальный способ приобретения
средств к существованию. Среди факторов, которые облегчают вовлечение подростка
в совершение преступления, считается небольшая разница в возрасте между
вовлекаемым и лицом вовлекающим, присутствие несовершеннолетнего при совершении
взрослым преступления без активных вовлекательских действий с его стороны
(«пассивное научение»).
Общественная
опасность вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления заключается в
посягательстве на отношения, функционирующие в сфере воспитания подрастающего
поколения, которые характеризуются их нарушением, дезорганизацией и причинением
вреда, либо реальной возможности причинения последствий в виде
психофизического, социально-психологического или криминального вреда,
наступающего для подростков в результате их вовлечения. Деформируются весь
процесс воспитания, социализации и формирования личности подростка.
Эффективность
профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления на
государственном, криминологическом, индивидуальном уровнях связана не только с
выявлением отдельных преступлений, реагированием на них, но и с кропотливой
работой по выявлению фактов антиобщественного образа жизни, обусловливающих
противоправную деятельность.
В
целом, в настоящее время в теории и практике выработано достаточно средств,
методов и направлений в деле предупреждения вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений и антиобщественные действия. Однако эффективность их, в
настоящее время, все же остается под вопросом.
Основные
проблемы связаны с высокой латентностью данных преступлений, а также тем, что
система предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений
и антиобщественные действия лишь в малой степени направлена на обеспечение виктимологической
безопасности несовершеннолетних в сфере вовлечения в совершение преступлений.
Кроме того, в качестве проблемы уголовно-правового противодействия вовлечения
несовершеннолетних в преступления, мы рассматриваем и несовершенство ст. 150 и
151 УК РФ.
Проблема
вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, высокий уровень
латентности, личностные характеристики вовлекаемых и вовлеченных требуют
создавать и совершенствовать те структуры, которые обязаны проявлять заботу о
семье и несовершеннолетних, координировать деятельность всех субъектов
профилактики; необходим контроль и усовершенствование мер способствующих
предупреждению анализируемого состава. Отсутствие такой координации ведет к
запаздыванию в разработке мер общесоциальной и в особенности специальной
профилактики, планируемых и осуществляемых зачастую без достаточного учета
тенденций и динамики преступности несовершеннолетних, преступлений против семьи
и несовершеннолетних.
Общим
объектом преступления по 150 ст. УК РФ являются общественные отношения, которые
охраняются уголовным законом от преступных деяний. Родовым объектом
преступлений, отраженных в разд. VII Особенной части УК РФ, является личность,
а видовыми объектами следует признать интересы нормального развития и воспитания
несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ). Объектом
преступления являются общественные отношения, охраняющие нормальное
нравственное и физическое развитие несовершеннолетних.
Непосредственным объектом преступления по ст. 150 УК
РФ являются общественные отношения, которые способствуют и защищают правильное
воспитание несовершеннолетнего, его благополучное нравственное и духовное
развитие.
Согласно ч.1 ст. 150 УК РФ объективная сторона
преступления выражается в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления.
Перечень
способов вовлечения в ст. 150 УК РФ является открытым: вовлечение путем
обещаний, обмана, угроз или иным способом. Это действия виновного, выражающееся
в предложении совершить преступление или применение к вовлекаемому физического
или психического воздействия. К нематериальным последствиям данного
преступления следует относить деформацию нормального нравственного,
физического, умственного развития несовершеннолетних. В ч. 3 ст. 150 УК РФ
предусматривается в качестве квалифицированных признаков объективной стороны
преступления применение насилия, а также угроза применения насилия.
Термин «преступления против несовершеннолетних»
целесообразно определить как уголовно наказуемые общественно-опасные деяния,
направленные на физическое, нравственное и психологическое развитие
несовершеннолетних и влекущие за собой повышенную общественную опасность.
С субъективной
стороны преступление, предусмотренное ст. 150 УК РФ, во всех формах
характеризуются прямым умыслом. При этом необходимо, чтобы виновный был
достоверно заведомо осведомлен о возрасте несовершеннолетнего. В ч. 2 ст. 150
УК указан специальный субъект — родитель, педагогический работник или иное
лицо, на которое законом возложены обязанности по воспитанию
несовершеннолетнего. Повышенная уголовная ответственность установлена за
совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения,
либо связанное с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в
совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение
преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или
религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в
отношении какой-либо социальной группы (ч. 3 ст. 172 и ч. 4 ст. 173 УК) в
случае совершения преступления специальным субъектом — родителем,
педагогическим работником или иным лицом, на которое возложены обязанности по
воспитанию несовершеннолетнего. Субъектом преступления, предусмотренного ст.
150 УК, может быть лицо, достигшее 18-летнего возраста.
О соотношении подстрекательства и вовлечения
целесообразно формализовать круг способов вовлечения несовершеннолетнего в
совершение преступления на уровне разъяснений Пленума Верховного Суда в
соответствии с указанными родовыми понятиями.
Отграничение
преступления по ст. 150 УК РФ от смежных проводится по объекту и объективной
стороне. Статья 150 УК РФ применяется по совокупности с иными статьями, но
только тогда, когда установлен факт вовлечения несовершеннолетнего в совершение
преступления совершеннолетним вменяемым лицом.
Несомненно
успешная работа по предупреждению преступлений против несовершеннолетних
требует комплексности, многоаспектности, значительных организационных,
материальных, и иных затрат, координации усилий различных общественных и
государственных структур. Именно такой подход позволит привести к позитивным
изменениям структуры и динамики преступности.
Во-первых, необходимо обеспечить занятость несовершеннолетнего.
Занятие любым интересующим делом всегда отвлекает от посторонних мыслей, от
праздности, заложить основу дисциплины и волевых качеств.
Во-вторых, целесообразно организовать в школе правовую подготовку,
разъясняя еще не опытным детям, какая в России существует ответственность,
возраст привлечения к ответственности, наиболее часто встречаемые в судебной
практике составы преступлений, а так же последствия привлечения к уголовной
ответственности в последующей жизни.
Мы считаем, чтобы выявить и предупредить вышеуказанные
преступления, привлечь к ответственности взрослых преступников, вовлекающих
несовершеннолетних в преступную деятельность, необходимо:
— проводить профилактическую работу с подростками, состоящими на
учёте в органах внутренних дел;
-проводить профилактические беседы в школе с детьми, привлекая
сотрудников ОПДН;
-проверять по месту жительства несовершеннолетних из
неблагополучных семей;
-производить учёт молодёжных групп с криминальной направленностью,
имеющих в своём составе взрослых лиц, ведущих противоправную деятельность и
своевременно применять административные и уголовно-правовые меры в соответствии
с законом.
Мы считаем, что профилактика органами внутренних дел вовлечения
несовершеннолетних в преступную деятельность должна быть направлена на:
— выявление лиц, которые могут совершить (или уже совершили)
преступление и продолжать преступную деятельность, что должно быть основано на
сведениях о лицах, вероятность криминального поведения которых прогнозируется
как высокая;
— взаимодействие органов внутренних дел с органами социальной
защиты, занятости населения, образования, здравоохранения, трудовыми
коллективами, общественными объединениями с целью активизации предупредительной
деятельности;
— контакт с родителями или лицами, которые их заменяют, а также с
другими лицами по делам и материалам, находящихся в производстве, для выявления
всех обстоятельств, связанных с правонарушениями несовершеннолетних;
— посещение правонарушителей по месту их проживания, обучения,
работы, проведения профилактических бесед с ними, их родителями или другими
лицами, которые их заменяют.
Для совершенствования уголовного законодательства можно, на наш
взгляд, предложить в санкции третьей и четвертой частей ст. 150 УК РФ ввести
дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью.
Предлагаемый текст. «Деяния, предусмотренные частями первой или
второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его
применения, наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с
ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового» и лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на
срок до трех лет.
«Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей
настоящей статьи, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную
группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в
совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой,
национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или
вражды в отношении какой-либо социальной группы, наказываются лишением свободы
на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо
без такового» и лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет.
Предлагаем ввести в формулировку статьи указания на
«заведомость». Предлагаемый текст. Вовлечение заведомо «несовершеннолетнего в
совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом,
совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается
лишением свободы на срок до пяти лет».
Предлагаем установить повышенную ответственность за вовлечение
в совершение преступления двух и более несовершеннолетних. Предлагаемый текст.
Вовлечение двух и более несовершеннолетних «в совершение преступления путем
обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим
восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок» от двух до
семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Историко-правовой аспект вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступления В период
различных исторических этапов развития Российской Федерации круг деяний,
которые признавали преступлениями, был разный. Довольно неоднозначным в истории
российского уголовного законодательства было отношение и к вопросам
ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность. В
период становления российской государственности вопросы, связанные с
посягательствами на интересы несовершеннолетних, регулировались обычаями и
нормами церковного права. Ребенок и его интересы длительное время не
признавались объектами уголовно-правовой охраны. Но в результате исторического
развития отечественное уголовное законодательство накопило значительный массив
правовых источников, отражающих сложный, противоречивый, но неуклонно
развивающийся процесс совершенствования уголовно-правовых норм об уголовной
ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений.
Уголовное право Российской Федерации традиционно основывается на гуманном
подходе к несовершеннолетним преступникам, изыскивая различные способы
смягчения их ответственности, придавая приоритетное значение воспитательным
мерам, способным без больших издержек вернуть ребенка в нормальное русло
человеческой жизни. Одновременно с этим направлением внедрялась в
законодательство и практику идея всемерной охраны прав и интересов ребенка, в
том числе и охраны его от преступных посягательств со стороны взрослых
преступников.
В качестве реализации данной идеи законодатели предусматривают
целый круг преступлений, объектом которых является ребенок. В их числе и
вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Оценка этого деяния
как уголовно-правового сложилась исторически, но законодательная регламентация
его признаков далеко не всегда была однозначной. Только значительно позднее эта сфера
общественных отношений нашла отражение в правовых источниках Российской
империи.
К
систематизации исторических этапов развития уголовного законодательства России
об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и
иных антиобщественных действий, существуют различные подходы. Так, некоторые
авторы полагают, что историю развития уголовного законодательства об
ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и
иных антиобщественных действий можно разделить на два основных периода. Первый
период ограничен моментом образования Древнерусского государства (Х в.) и до
Октябрьской революции 1917 года, а второй с 1917 по 1996 год[1].
В.Т. Гайков и Т.А. Лемчик выделяют в совокупности уже четыре
периода становления и развития указанных норм. Три в дореволюционной России:
первый период – X-XV века, второй период – XVI-XVII, и третий – XIX век; а
также дальнейшее его развитие в Советской России[2].
По мнению О.В. Шевченко и М.Ю. Габрелян, этот процесс целесообразно
разделить на семь этапов. Они полагают, что отталкиваться надо от времен
феодальной раздробленности начала XII века и конца XV века, когда подрастающее
поколение ограждалось от негативного влияния язычества нормами христианства.
Кроме того, названные авторы выделяют и постсоветский период, характеризующийся
увеличением числа специальных уголовно-правовых норм, предусматривающих
ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность[3].
В правовых
памятниках Древней Руси не содержалось норм, охраняющих лиц, не достигших
совершеннолетия, от вовлечения их в преступную или иную антиобщественную
деятельность. [1] Опанасенко Е.Д.
История развития отечественного уголовного законодательства, предусматривающего
ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и
антиобщественную деятельность // Nauka-rastudent.ru. — 2017. — №. 06 (042) /
[Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://nauka-rastudent.ru/42/4257/
(дата обращения 08.08. 2020). [2] Гайков В.Т., Лемчик Т.А.
Исторические аспекты уголовной ответственности за вовлечение
несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность // Terra Economicus. —
2009. — Т. 7. № 4-3. — С. 49. [3] Шевченко О.В., Габрелян М.Ю.
Нормативно-правовое регулирование ответственности за вовлечение
несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность в
исторической ретроспективе // Вестник Луганской академии внутренних дел имени
Э.А. Дидоренко. — 2017. — № 2 (3). — С. 225.