Магистерский диплом (ВКР) на тему Внеурочная деятельность как средство развития представлений о современной физике в 10-11 классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Основы организации внеурочной деятельности для обучения современной физике 7
1.1. Внеурочная деятельность как основа обучения 7
1.2. Внеурочная деятельность в старших классах СОО (10-11 класс) 10
1.3. Особенности инновационных методов преподавания физики 17
1.4. Применение внеурочной деятельности в обучении физике 21
1.5. Основные направления развития современной физики 25
1.6. Методика построения курса внеурочной деятельности по современной физике 30
1.7. Облачные технологии в методике преподавания физики 40
Глава 2. Практические основы курса внеурочной деятельности «Исследовательские задачи по физике» 43
2.1. Программа курса внеурочной деятельности «Исследовательские задачи по физике» на основе облачных технологий 43
2.2. Методические разработки по курсу внеурочной деятельности «Исследовательские задачи по физике» 53
2.3. Результаты опытного обучения 64
Заключение 71
Список литературы 73
Введение:
Актуальность исследования. Интернет сегодня все активнее входит в нашу жизнь. Как следствие, сегодня вопрос о важности обучения облачным сервисам и применения их в контексте обучения физике воспринимается как никогда актуальным. Представляется необходимым проводить обучение не только на уроках, но и во внеурочное время. Особенно это актуально в настоящее время, когда учащиеся старших классов переведены на дистанционное обучение.
Под «внеурочной деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Содержательным дополнением к пониманию сути внеурочной деятельности является определение внеучебной деятельности, сформулированное в методических рекомендациях по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1—9-х классов): это «понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Таким образом, внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Пандемия и перевод школьников на дистанционное обучение вносит свои коррективы в процесс обучения школьников. Традиционные способы организации обучения сегодня воспринимаются как недостаточные. Это приводит к тому, что педагоги вынуждены искать дополнительные средства обучения школьников. Сегодня, в условиях пандемии COVID-19, организация внеурочного обучения на основе облачных технологий становится одним из наиболее востребованных способов. Разработка элективного курса для подготовки к ЕГЭ посредством дистанционных технологий сегодня становится все более актуальной. Также важно разработать различные элективные курсы по физике на основе облачных технологий.
Таким образом, в настоящее время усиливается противоречие между традиционными методами обучения физике и необходимостью применения дистанционных, в частности, облачных технологий во внеурочной деятельности в условиях пандемии COVID-19. В настоящем исследовании делается попытка разрешить данное противоречие на основе разработки курса внеурочной деятельности по решение исследовательских задач с использованием облачных технологий
Проблема исследования состоит в том, чтобы организовать подготовку обучающихся по решению исследовательских задач по физике на основе знаний полученных ими на уроках информатики с помощью метода облачных сервисов. Это позволит задействовать компетентностный подход в обучении и расширить способы заинтересовать учащихся в получении новых знаний.
Цель исследования – разработать методику дополнительного обучения физике во внеурочной деятельности на основе облачных технологий, рассмотреть роль внеурочного обучения для формирования знаний по физике.
Объект исследования – внеурочная деятельность по физике учащихся старших классов.
Предмет исследования – процесс обучения физике на основе внеурочной деятельности с использованием облачных технологий.
Гипотеза исследования состоит в том, что, если обучать учащихся старших классов современной физике, в частности, решению исследовательских задач, во внеурочной деятельности с использованием облачных технологий, то можно существенно улучшить их знания, повысить интерес к предмету и облегчить процесс обучения в условиях пандемии COVID-19 и использования дистанционных технологий.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать особенности внеурочного обучения в старших классах.
2. Выявить специфику обучения физике во внеурочной деятельности.
3. Проанализировать программы внеурочного обучения физике в старших классах.
4. Разработать программу курса внеурочной деятельности «Исследовательские задачи по физике».
5. Разработать методику обучения учащихся старших классов решению исследовательских задач по физике на основе облачных технологий.
6. Разработать конспекты уроков по физике по курсу внеурочной деятельности «Исследовательские задачи по физике».
7. Провести педагогический эксперимент по результатам исследования, проанализировать его результаты и сделать выводы.
Теоретической основой исследования стали работы Г.Х. Валеевой, Р.Х. Гасанова, А.И. Фарвазетдиновой; А.Г. Вороненко, Л.О. Катаргина, А.Е.Сейненский и др.; вопрос формирования знаний школьников во внеурочной деятельности рассматривают Н.Г. Отинов, И.А. Пашкович.
Методы исследования: анализ нормативных документов в сфере образования, психолого-педагогической и методической литературы, анализ результатов анкетирования и тестирования учащихся; изучение опыта учителей по организации внеурочной деятельности, классификация и систематизация материала, разработка уроков по курсу, педагогический эксперимент, включая статистическую обработку результатов.
Экспериментальная база исследования: МОУ «СОШ «Наши традиции».
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они вносят вклад в теорию и методику обучения физике в старшей школе, а именно в обучения учащихся решению исследовательских задач на основе облачных технологий.
Практическая значимость состоит в том, что:
1) разработана методика обучения физике учащихся старших классов в курсе внеурочной деятельности «Исследовательские задачи по физике»;
2) создано учебно-методическое обеспечение обучения школьников решению исследовательских задач по физике, включающее в себя:
· программу курса и поурочное планирование,
• методические рекомендации по проведению курса,
• сценарии уроков.
Исследование проводилось с 2019 по 2021 год и состояло из трех этапов: констатирующего, поискового и обучающего.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Тема исследования «Внеурочная деятельность как средство развития представлений о современной физике в 10-11 классах» является актуальной, так как в современном образование необходимо использования компьютерных презентаций.
В ходе подготовки работы была проведена большая работа по исследованию научной литературы, анализ школьных учебников и разработки фрагментов уроков с использованием компьютерных презентаций, анализ научно-методической литературы по проблеме использования мультимедийных технологий на уроках информатики.
1. Анализ научно-методической литературы позволил раскрыть определенные трудности и проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении тем физики.
2. Анализ учебно-методической литературы позволил раскрыть: основные понятия, при помощи лекций донести информацию до учащихся таким образом, чтобы они сами делали вывод о физических процессах.
3. Выявлены основные положения методики использования компьютерных презентаций при изучении темы «Внеурочная деятельность как средство развития представлений о современной физике в 10-11 классах.
4. Разработаны шесть фрагментов уроков с презентациями к каждому из уроков при изучении темы «Внеурочная деятельность как средство развития представлений о современной физике в 10-11 классах».
В процессе исследования было спроектировано, разработано и апробировано методическое обеспечение дополнительного курса по физике, способствующего повышению мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин у учащихся 10-11 классов. Согласно поставленной цели были решены задачи исследования.
1. Выявлено состояние проблемы обучения учащихся основной школы экспериментальным методам познания и возможность их использования для формирования положительной мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин.
2. Определена психолого-педагогическая основа формирования мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин у учащихся основной школы.
3. Разработан и апробирована курс по физике во внеурочной деятельности.
4. Проведен педагогический эксперимент по результатам исследования, проанализированы его результаты.
В результате исследования был сделан вывод, что курс позволяет не только сформировать мотивацию учащихся, но и расшить уровень познавательного интереса старшеклассников к дальнейшему изучению естественнонаучных предметов. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что поставленные задачи исследования были решены, гипотеза подтверждена, а цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
1. Основы организации внеурочной деятельности для обучения современной физике
1.1. Внеурочная деятельность как основа обучения
Внеурочная деятельность в системе школьного образования определяется как вид деятельности, организуемый во внеурочное время. Она преследует цель – удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. В целом внеурочная деятельность является «важной частью процесса образования детей младшего школьного возраста» [13, с. 127].
Особенности организации внеурочной деятельности в каждом отдельном общеобразовательном учреждении зависят от ряда факторов:
особенности территориального расположения;
возможности материально-технической базы;
запросами учащихся и их родителей.
Согласно определению Л.П. Батрухиной, понятие «внеурочной деятельности» имеет узкое и широкое значения, одновременно являясь:
педагогической системой, обладающей целостными свойствами и закономерностями функционирования;
неотъемлемой частью системы образования [16, с. 14-15].
Помимо этого, любая внеурочная деятельность базируется на основных принципах:
1. Принцип целенаправленности основывается на понимании, что всякая внеурочная деятельность должна быть подчинена единой цели, заключающейся в формировании всесторонне развитой личности.
2. Принцип общественной направленности. Согласно данному принципу, внеурочная деятельность должна решать задачи социализации, а также иметь взаимосвязь с другим видами деятельности [30, 31, 32].