Магистерский диплом (ВКР) на тему Внешняя политика Пакистана в Афганистане на современном этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ПАКИСТАН.. 9
1.1. Эволюция внешней политики Республики Пакистан. 9
1.2. Факторы, определяющие внешнюю политику Республики
Пакистан. 18
1.3. Афганский вектор внешней политики Республики Пакистан. 24
ГЛАВА 2. ДЕТЕРМИНАНТЫ АФГАНСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ
ПАКИСТАН.. 29
2.1. Военно-политические детерминанты афганской политики
Республики Пакистан 29
2.2. Экономические детерминанты афганской политики
Республики Пакистан39
2.3. Влияние региональных и внерегиональных акторов на
процесс формирования афганской политики Республики Пакистан. 53
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ АФГАНСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ
ПАКИСТАН.. 60
3.1. Специфика афганской политики Республики Пакистан на
современном этапе 60
3.2. Институциональне основы Пакистано-Афганских отношений. 69
3.3. Основные направления эволюции политики Республики
Пакистан в Исламской Республике Афганистан. 74
Заключение. 81
библиография.. 89
Введение:
Актуальность темы исследования определяется
тем, что международное
сообщество сильно беспокоят проблемы, обусловленные пакистано-афганскими
отношениями. Пока между двумя странами не будут установлены доверительные
взаимоотношения и хотя бы частично решены некоторые вопросы, мирный процесс в
Афганистане и в регионе в целом будет сталкиваться с бесконечными трудностями. Межгосударственные
отношения в регионе Южной Азии обременены огромным числом проблем. Большая
часть из них явилась результатом проводившейся здесь британской колониальной
политики. Достаточно вспомнить наиболее значимые: сохраняющаяся до сих пор
неурегулированной проблема Кашмира, области, сознательно выведенной Лондоном за
рамки раздела Британской Индии в 1947 г.; проблема границы между Пакистаном и
Афганистаном, проходящей по т.н. «линии Дюранда», т.е. произвольной линии,
проведенной британскими колониальными чиновниками, разделившей пуштунский этнос
на две большие части («проблема Пуштунистана»), и до сих пор не признаваемой
Афганистаном; проблема Восточного Пакистана, вылившаяся в самый настоящий
геноцид бенгальского населения, проводившийся пакистанской армией, и приведший
к серьезному военному столкновению между Индией и Пакистаном в 1971 г.,
завершившемуся созданием государства Бангладеш.
Афгано-пакистанские отношения никогда не были безоблачными.
Обусловлено это позицией как одной, так и другой стороны. Афганские власти
никогда не признавали де-юре границу между двумя странами, которая носит
название «линия Дюранда». Фактически она была навязана Афганистану
Великобританией. После образования Пакистана в 1947 г. среди части афганской
элиты получили распространение идеи Пуштунистана, то есть объединения пуштунов.
Особую популярность они приобрели в тот период, когда пост премьер-министра
Афганистана занимал Мухаммед Дауд (1953-1963 гг.). В свою очередь, Пакистан
стремился добиться от властей Кабула признания границы.
После ввода советских войск в Афганистан его сосед
предоставил свою территорию для афганских моджахедов. Во второй половине 80-х
годов ХХ века в Пакистане была выработана доктрина «стратегической глубины».
Иными словами, Афганистан и Средняя Азия оказались вовлечены в зону особого
интереса Пакистана. Связано это было со стремлением Пакистана обеспечить
проникновение в Среднюю Азию и добиться признания афгано-пакистанской границы.
Таким образом, налаживание отношений между двумя странами
потребует, кроме всего прочего, пересмотра взглядов той части афганского
политического истеблишмента, которая покушается на территориальную целостность
Пакистана.
В связи с этим
данная тема является актуальной и представляет не только теоретический, но и
практический интерес.
Степень научной
разработанности проблемы.
Внешней политике
Пакистана посвящена интересная книга пакистанца по происхождению С. М. Бурке и
американского профессора Л. Зиринга. В ней авторы дали широкий исторический
анализ внешнеполитической стратегии Пакистана со времени его провозглашения до
конца 1980-х годов[1].
В исследовании американского профессора, выходца из Пакистана Х. Малика
рассмотрены отношения между СССР и Пакистаном, а также отношения между Россией
и Пакистаном в постсоветский период, в том числе и в свете отношений обеих
стран с Афганистаном. Автор дал также емкую характеристику режиму талибов в
Афганистане и воздействия его политики на соседние страны[2]. Другой
автор – индиец Джагат Мехта — рассмотрел положение в Афганистане в 1978–2001
гг. и дал свою оценку как политическому режиму Афганистана, так и вооружённой
оппозиции, а кроме того, советской вооружённой акции и роли Пакистана в
положении в Афганистане[3].
Отношениям между Пакистаном и Афганистаном в постталибский период посвящена
статья Разии Султана в сборнике «Афганистан и безопасность Центральной Азии».
Немалое значение для анализа пакистано-афганских отношений имеет работа
пакистанского автора, пуштуна по происхождению, А. Хайят Хана о «линии Дюранда»
и её стратегическом значении. В ней приводятся документы, имеющие важное
значение для исследования пакистано-афганских отношений. Особое внимание
заслуживают пункты выше упоминавшегося Соглашения от 12 ноября 1893 г.,
подписанного британским чиновником М. Дюрандом и афганским эмиром Абдуррахман
Ханом, из которых видно, что это Соглашение является бессрочным[4].
В ходе написания работы
были использованы труды советских / российских и зарубежных авторов, в которых
рассматриваются внутренние и внешние факторы пакистано-афганских отношений, а
также роль исламских движений в ней. Среди них можно выделить труды таких
авторов, как Т.В. Каширина[5], О.Г. Карпович[6], В.И. Волохов[7].
Объем научной литературы,
а также источников, посвященных данной теме, представляется достаточным.
В работе над данной темой
были использованы публикации западных журналистов, прямых или косвенных
свидетелей и участников событий, описываемых в исследовании.
Содержащиеся в этих
работах описания, оценки и анализ событий в Афганистане и Пакистане дают
возможность подробно разобраться в перипетиях становления исламистского
движения в Афганистане в контексте внутреннего положения и внешних факторов,
повлиявших на него.
Среди научных трудов по
этой теме наибольший интерес представляют исследования российских,
представителей СНГ и западных ученых, а также работы, написанные на русском языке
по смежным темам афганцами.
Более глубокому изучению
поставленной проблемы помогли материалы, размещенные на официальных сайтах
российских и афганских информационно-аналитических агентств, а также
аналитические статьи, размещенные на сайте Института Ближнего Востока.
Объектом
исследования является внешняя политика Исламской Республики Пакистан в отношении Исламской
Республики Афганистан.
Предмет
исследования – особенности формирования и основные направления
реализации политики Исламской
Республики Пакистан в отношении Исламской Республики Афганистан. Цель работы – состояла в выявлении и анализе основных приоритетов
внешней политики Исламской Республики Пакистан в отношении Исламской
Республики Афганистан на современном этапе.
Реализация поставленной
цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
— рассмотреть эволюцию внешней политики Исламской Республики
Пакистан;
— определить факторы, определяющие внешнюю политику
Исламской Республики Пакистан;
— проанализировать влияние региональных и внерегиональных
акторов на процесс формирования афганской политики Исламской Республики
Пакистан;
— выявить институциональные основы Пакистано-Афганских
отношений;
— проанализировать основные направления эволюции политики Исламской
Республики Пакистан в Исламской Республике Афганистан.
Методологическую основу
данного исследования составляют историко-описательный и
аналитико-прогностический подходы. Методологической основой также служили
принципы исторической объективности, историко-генетические и историко-системные
подходы. Широко применялся метод систематизации и классификации исторических
фактов и их интерпретации, методика проблемно-хронологического анализа, приёмы
сравнительного анализа и обобщения с использованием широкого круга различных
источников и литературы, посвящённых данной теме.
Научная новизна исследования:
— выявлены и обоснованы
основные факторы, оказывающие определяющее влияние на процесс формирования
внешней политике Исламской Республики Пакистан в отношении Исламской Республики
Афганистан;
— определена специфика
современного состояния афганской политики Исламской Республики Пакистан как
системного феномена международных отношений;
— обоснованы возможные
направления эволюции внешней политики Исламской Республики Пакистан в отношении
Исламской Республики Афганистан.
Научно-практическая
значимость исследования состоит в том, что обоснованные в работе
основные положения и выводы могут быть использованы при выработке и принятии
решений, связанных с оценкой эффективности внешней политики Пакистана в
Афганистане. Результаты проведенного исследования могут быть востребованы в
учебно-образовательном процессе при разработке и чтении учебных курсов
«Современные международные отношения», «Глобальная безопасность», «Современная
внешнеполитическая стратегия России и международные конфликты» и ряда других.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, девяти
параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы. [1]
Burke S.M., Ziring L. Pakistan`s Foreign Policy. Delhi 1990. [2]
Malik H. Soviet-Pakistan Relations and Post-Soviet Dynamics, 1947 – 1992. L.
1994; Malik H. Taliban`s Islamic Emirate of Afghanistan. Its Impact on
Eurasia//Journal of South Asia and Middle East Studies. Vol. XXII, N I, 1999. [3]
Jagat Mehta S. The March of Folly in Afghanistan. 1978 – 2001. Delhi 2002. [4]
Khan, Azmat Hayat. The Durand Line. Its Geo-Strategic Importance. Peshawar,
2005. [5]
Каширина Т.В. Проблема ограничения и сокращения стратегических вооружений в
американо-советских/российских отношениях в 1969-2010 гг.: Дисс. … докт. ист.
наук. М., 2012. 651 с. [6] Карпович О.Г. Современные
концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях:
дисс. … докт. полит. наук. М., 2012. 344 с [7] Волохов В.И. Национальная
безопасность государства в условиях глобализации // Теоретические основы
современного государства. Акчурин Т.Ф., Волохов В.И., Касаева Т.В., Милушева
Т.В., Фролова Н.А., Цыбулевская О.И.: Краткий курс лекций для иностранных
студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». Москва-Рязань:
Концепция, 2018. С. 69-74.
Заключение:
В результате решения поставленных задач были сформулированы
следующие выводы:
1. Говоря о роли Пакистана на Ближнем Востоке,
мы показали, что в своих действиях он стремился придерживаться нейтралитета по
отношению к его внутренним конфликтам. При этом он руководствовался в первую
очередь стремлением сохранить стабильные экономические и торговые связи, а
также укрепить единство и сплоченность панисламского мира, частью которого себя
считает. Однако Пакистану не раз приходилось принимать чью-то сторону, как бы
он этого ни избегал, в силу постоянно меняющейся динамики как регионального,
так и глобального статус-кво. К последней относится изменение отношений с
такими ведущими региональными державами, как Иран и Саудовская Аравия, а также
с внешними могущественными акторами в лице США, Китая и России.
Вместе с тем, Пакистану удалось конвертировать свои давние связи
с ключевыми игроками в регионе в значительный потенциал мягкой и жесткой силы
во всем регионе. Хотя эти возможности и не выглядят впечатляющими по сравнению
с американскими, однако они базируются на устоявшихся идеологических и
социокультурных связях, дополняющих экономические и стратегические отношения
Пакистана с этими государствами.
Таким образом, более тесное
сотрудничество с Пакистаном предоставляет внешним державам России и Китаю уникальную
возможность существенно укрепить свои позиции в регионе. Используя уже
устоявшиеся связи Пакистана с регионом, обе страны могут использовать его
влияние для восполнения имеющихся пробелов в утверждении своего влияния. На
экономическом фронте это может включать реализацию совместных торговых и
инфраструктурных проектов, например, по образу и подобию Китайско-
пакистанского экономического коридора.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ПАКИСТАН
1.1. Эволюция
внешней политики Республики Пакистан Конституция
Пакистана 1972 года определяет Исламскую Республику Пакистан (ИРП) как
парламентское федеративное государство. Возглавляет страну президент, который
занимает пост верховного главнокомандующего. Практически вся история Пакистана
с момента его создания связана с военным или полувоенным руководством. Говоря о
стратегии национальной безопасности, можно отметить, что прерогативой Пакистана
на протяжении его истории было укрепление обороноспособности страны и защита
интересов государства на внешнеполитической арене[1]. Раздел в 1947 г. колониальной Британской Индии в качестве одного
из результатов имел выделение в независимое государство, получившее название
Пакистан, экономически слабой части этой колонии с неразвитым населением. Не
способствовало усилению государства и то обстоятельство, что за 71 год своего независимого
существования Пакистан не имел устойчивого развития – страна пережила четыре
военных режима и множество кризисов[2].
Тот факт, что пакистанское государство сложно охарактеризовать
иначе, чем слабое, признается даже политическими и государственными деятелями
самого Пакистана. На это, в частности, указывает в своей книге видный
пакистанский дипломат М.Лоди[3].
Можно
утверждать, что Исламская Республика Пакистан является одним из трех
современных государств, в основании которых лежит религиозная общность, хотя
при его создании отцы-основатели руководствовались соображениями
социально-экономического и политического порядка. [1] Белокреницкий В.Я. Особенности национализма и
наций-государств на востоке, в исламском мире (пример Пакистана) // Россия и
мусульманский мир. – 2017. — № 6 (300). — С. 83-106. [2] Демидов А.В. О перспективах
решения экономических проблем Пакистана Правительством Имрана Хана // Символ науки: международный научный журнал.
2020. № 9. С. 101-105. [3] Maleeha
Lodhi. Pakistan. Beyond the Crisis State. – Karachi. Oxford University Press.
2011. P. 1.