Магистерский диплом (ВКР) на тему Влияние судебной практики на совершенствование законодательства о защите прав потребителей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Общая характеристика правового регулирования отношений в сфере защиты прав
потребителей в РФ.. 6
1.1.
Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей в РФ 6
1.2.
Судебная практика в регулировании правоотношений о защите прав потребителей 28
2.
Роль и воздействие судебной практики в применении и совершенствовании
законодательства о защите прав потребителей. 35
2.1.
Анализ актов высших судов и их влияния на развитие законодательства о защите
прав потребителей. 35
2.2.
Значение и направление развития судебной практики о защите прав потребителей 52
3.
Проблемы совершенствования влияния судебной практики на изменение
законодательства о защите прав потребителей. 62
Заключение. 76
Список
использованной литературы.. 80
Введение:
Введение. 3
1.
Общая характеристика правового регулирования отношений в сфере защиты прав
потребителей в РФ.. 6
1.1.
Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей в РФ 6
1.2.
Судебная практика в регулировании правоотношений о защите прав потребителей 28
2.
Роль и воздействие судебной практики в применении и совершенствовании
законодательства о защите прав потребителей. 35
2.1.
Анализ актов высших судов и их влияния на развитие законодательства о защите
прав потребителей. 35
2.2.
Значение и направление развития судебной практики о защите прав потребителей 52
3.
Проблемы совершенствования влияния судебной практики на изменение
законодательства о защите прав потребителей. 62
Заключение. 76
Список
использованной литературы.. 80
Заключение:
Проведенное исследование в
рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Законодательство о защите
прав потребителей является отражением уровня развития экономических отношений в
обществе. Чем сложнее эти отношения, тем сложнее проблемы, с которыми
сталкивается общество и государство, соответственно требуется более совершенное
законодательство. В России с 1992 года было принято свыше 20 поправок к закону
«О защите прав потребителей». Говоря про практическую значимость
законодательства о защите прав потребителей для нашей страны, в частности
вышеупомянутого закона, можно отметить его важную роль для общества, которая
подтверждается сотнями тысяч исков потребителей в защиту своих прав и
миллионами взысканных компенсаций.
Важно, чтобы и в будущем это
непрерывное развитие не останавливалось, и потребитель всегда чувствовал свою
защищенность во взаимоотношениях с экономически более сильной стороной.
2. Судебная практика на
протяжении многих лет нарабатывается при разрешении конкретных споров, при
признании неконституционными нормативных актов, а также при непосредственном
применении норм Конституции РФ.
Судебная практика имеет значение
для укрепления законности и развития правовой системы Российской Федерации. Это
определяется тем, что судебная практика – не только средство обеспечения
единообразного применения закона в типовых ситуациях разрешения споров о праве,
но и в более широком смысле – индикатор фактического состояния правовой
системы, указатель направлений ее совершенствования в соответствии с высокими
стандартами, провозглашенными Конституцией России.
3. Приведем некоторые общие ориентиры для судов при
реализации ими мер судебной защиты прав потребителей:
· недопустимость формального подхода к рассмотрению
споров с участием потребителей, активная роль суда по этой категории дел,
необходимость по инициативе суда ставить на обсуждение сторон вопрос о
соответствии их действий требованиям добросовестности, которые в равной мере
распространяются не только на поставщиков товаров и услуг, но и на потребителей
(не подлежат судебной защите права потребителя, который в целях взыскания
неустойки и штрафа умышленно препятствовал добровольному удовлетворению его
требований);
· положения гражданского законодательства,
предоставляющие суду право уменьшить неустойку и штраф по делам о защите прав
потребителей, могут применяться только в исключительных случаях, когда
ответчиком представлены доказательства их явной несоразмерности последствиям
нарушения обязательства;
· сроки совершения процессуальных действий,
пропущенные в связи с мерами по противодействию распространению коронавирусной
инфекции, подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным
законодательством;
· исключение возможности отказа в судебной защите
прав потребителей по формальным основаниям (в целях повышения доступности
правосудия гражданам-потребителям предоставлено право по своему выбору
предъявить иск в суд по месту своего жительства, по месту заключения или
исполнения договора либо по месту нахождения ответчика);
· наличие права обращаться в суды с заявлениями в
защиту прав потребителей, в том числе групп потребителей и неопределенного
круга потребителей, не только у уполномоченных государственных органов, но и у
общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов;
· возможность предъявления гражданином иска в защиту
прав и законных интересов группы лиц (коллективного иска), в том числе в связи
с нарушением законодательства о защите прав потребителей;
· применение наиболее благоприятного для потребителя
толкования при наличии сомнений относительно толкования условий договора и
невозможности установить действительную общую волю сторон;
· условия договора, ущемляющие права потребителя по
сравнению с правилами, установленными законом, являются ничтожными и не
применяются судами и т. д.
Судебная защита
прав потребителей имеет важное социальное значение, особенно в непростой
санитарно-эпидемиологической обстановке, когда граждане должны быть
своевременно обеспечены товарами и услугами надлежащего качества.
Эффективная защита
интересов потребителей является важным правовым институтом в социально
ориентированных государствах. Вопросы защиты прав потребителей всегда имели
приоритетное значение для законодателя и правоприменителей, а в неблагоприятных
санитарно-эпидемиологических условиях, негативно влияющих на развитие рынка
товаров и услуг, они приобрели особую социальную значимость.
Российское законодательство
содержит достаточный массив норм, способный обеспечить необходимый уровень
защиты прав потребителей и единообразие судебной практики по этой категории
дел. А законодатель всегда оперативно реагирует на современные угрозы нарушения
прав потребителей, о чем свидетельствует не только постоянная модернизация
положений Закона о защите прав потребителей (за время его действия
было принято 32 закона с поправками), но и принятие подзаконных актов, выпуск
уполномоченными органами рекомендаций и разъяснений, направленных на
урегулирование наиболее острых вопросов и разрешение спорных нюансов во
взаимоотношениях потребителей с изготовителями, исполнителями и продавцами.
4. Предлагается внести дополнение в п. 1-2 ст. 17 Закона РФ «О защите
прав потребителей», а именно:
— Защита прав потребителей осуществляется в досудебном
порядке, путем направления потребителем претензии продавцу (исполнителю,
изготовителю) с требование компенсировать ему причиненный вред.
— В случае если продавец (исполнитель, изготовитель) оставил
претензию потребителя без уведомления, то в этом случае защита прав
потребителей осуществляется судом.
При ведении
настоящих изменений это не только благоприятно отразится на потребителях и их
контрагентах, но и значительно упростится работа судов по рассмотрению подобных
конфликтов, уменьшиться количество дел в производстве судов и время
урегулирования споров.
5. Возможно, в первую очередь
суды руководствуются ст. 2 ГПК РФ и напоминают таким образом
истцам-«потребителям», что гражданское судопроизводство – средство защиты
нарушенных прав и свобод, но никак не средство обогащения. В процессе
применения правовых норм необходима определенная доработка, которая
способствовала бы действительному применению существующих правовых норм.
Проблема применения действующего законодательства и вопросы, касающиеся
функционирования судебной системы приобретают в современных условиях развития
общества особенное значение.
Закон РФ «О защите прав
потребителей», особенно в его новой редакции, является одним из наиболее
зрелых, эффективных и действенных законодательных актов нашего государства, его
достоинства и положительные качества неоспоримы.
Тем не менее, опыт его
практического применения в судебной деятельности позволяет выявить некоторые
недостатки, спорные моменты и проблемы, исправление и разъяснение которых
способно значительно увеличить возможности его применения, усилить
действенность и эффективность его положений.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика правового
регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей в РФ
1.1. Становление и развитие законодательства о
защите прав потребителей в РФ В ряде развитых государств может
быть признана приоритетность интересов потребителей в сравнении с прочими
субъектами рынка. В положении насыщенности рынка продукцией и услугами, у
современного потребителя все еще остается возможность для поднятия уровня
собственных требований к продукции, услугам и уровню качества предоставляемых
услуг. Проведение разработки и реализации мероприятий, направленных на
удовлетворение потребностей собственного населения, защиты его интересов
выступает не только в качестве социально-экономической, но и политической
функции государства.
Отношения в обществе, связанные
с потреблением, обменом, торговлей товарами и услугами зародились в глубокой
древности, как только у людей появились соответствующие потребности.
Параллельно с этим развивалось и регулирование данных отношений. Сначала определяющим
фактором для всех были обычаи, представляющие собой определенные нормы
поведения в одинаковых ситуациях, которые складывались на протяжении многих
веков и за соблюдением которых следило само общество.
С
появлением государств, а вместе с ними и первых законов и кодифицированных
сводов законов, некоторые обычаи, существовавшие внутри общин, приобрели статус
общеобязательных правил. Например, уже в знаменитых законах Хаммурапи, принятых
в 18 в. до н.э. в Вавилонском царстве, закреплялись правила обмена товаров
между людьми. В частности, в них говорилось, что обмен — это соглашение между
сторонами, согласно которому права на товар переходят от одного лица к другому.
Также законодательно закреплялось наказание за обвес или обсчет второй стороны.