Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Городское развитие и управление

Магистерский диплом (ВКР) на тему Влияние социально-экономических факторов на демографическое положение Северных регионов.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы управления социально-экономическим и демографическим развитием Регионов Севера России 12

1.1. Зарубежный опыт развития Регионов Севера 12

1.2. Нормативно-правовая база в отношении развития Регионов Севера России 23

1.3. Экономическая безопасность и проблемы рационального природопользования 31

Глава 2. Актуальные проблемы управления социально-экономическим и демографическим развитием Регионов Севера России 40

2.1. Особенности ресурсного потенциала и типология Регионов Севера России 40

2.2. Анализ социально-экономического и демографического положения Регионов Севера России 46

2.3. Анализ развития и управления социально-экономическим и демографическим развитием Регионов Севера 51

Глава 3. Перспективы социально-экономического и демографического развития Регионов Севера России за счет ресурсного потенциала на примере Регионов Севера 62

3.1. Тенденции экономического развития Регионов Севера 62

3.2. Перспективы обеспечения Регионов Севера рабочей силой 76

3.3. Пути совершенствования государственной социально-экономической политики Регионов Севера 81

Заключение 100

Список литературы 102

Приложения 110

  

Введение:

 

Регионы Севера в РФ занимают территорию в размере 65%. 7,5% населения – это жители Регионов Севера России. Эти регионы обеспечивают для России экономическую конкурентоспособность за счет ресурсного потенциала, поскольку он обеспечивает 20% ВВП регионов Севера в России, 70% дохода от реализации ресурсов регионов и 38% бюджета страны. Такое преимущество было получено в результате природно-ресурсного потенциала.

Актуальность исследования заключается в развитии демографических показателей регионов Севера России, с целью повышения их социально-экономического потенциала. Ведь демографические и социально-экономические показатели тесно связаны и рост одного показателя, способствует росту другого.

На протяжении двух последних десятилетий в России активно шло принятие различных законодательных актов, регулирующих социальные, экономические, демографические, трудовые и иные отношения, в том числе правоотношения, возникающие в разных областях в условиях Севера. Активное развитие законодательства – это и есть политика государства, через законодательство идет регулирование развития, т.е. реализация политики государства.

Существует ряд важных законодательных актов, на которые следует обратить внимание: Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» , ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» , ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» .

Отметим, что существует ряд нормативно-законодательных актов, которые направлены на защиту традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера; на защиту образа жизни малочисленных коренных народов. К таким актам можно отнести: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» , «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» , «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» .

Говоря о хозяйственной деятельности, осуществляемой в Северных регионах РФ, важное значение представляет ряд федеральных законов, регулирующих территориальные вопросы, определяющих территории в качестве экономических зон, посвященных правовому режиму континентального шельфа, регулированию использования морских вод; направленных также на осознание важности регулирования вопросов природопользования, недропользования, охраны окружающей среды и рыболовства.

На данный момент происходит разработка проектов законов по вопросам: улучшение демографической ситуации, социально-экономических индикаторов развития регионов Севера России.

Выделенные проблемы формируются за счет отсутствия государственной политики на Северных территория России. Политика, именно в современном понимании, прописанная в нормативно-правовых актах в отношении Регионов Севера не существовала, так как данные регионы были ресурсной базой, без учета многих факторов, что тормозило не только социально-экономическое и демографическое развитие, но и принятие и усовершенствование выше перечисленных законов. Превращение ресурсных регионов в исключительно сырьевые без развития обрабатывающей промышленности отражается как на демографическом, так и на социально-экономическом развитии данных территорий.

Состояние научной разработанности темы.

Вопросам изучения регионов Севера РФ, методологическим и теоретическим основам социально-экономического положения и развития данных регионов, вопросам их освоения в российской экономической науке было посвящено множество различных трудов. Для решения подобных вопросов занимались исследовательской деятельностью такие авторы как: Г.А.Агранат , Е.Г.Егоров , Л.Н. Карпов и др.

Следует отметить некоторый спад в исследованиях по этой тематике, который произошёл в 2019-м году, так как больше было уделено проблеме развития Арктики. Но Арктика – это самая северная часть регионов Севера. Данный спад обусловлен произошедшими изменениями в области реализуемой государственной политики. В частности, Северные территории были приравнены ко всем остальным регионам России, то есть демографические и климатические условия развития регионов Севера перестали приниматься во внимание в качестве некой специфики. Если же говорить об экономике России в целом, то роль Севера в данной области резко возросла в начале 21-го века. Данные территории стали чрезвычайно важны для России, а цели их развития начали декларировать в качестве общегосударственных целей. Вопросам освоения и развития регионов Севера было уделено достаточно много внимания также и вследствие начала проведения масштабных работ, связанных с добычей природных ресурсов.

Можно выделить таких авторов, которые посвятили свои работы развитию природно-ресурсных и горнопромышленных сфер деятельности на территории Севера России, как М.К.Бандмана , А.Г.Шеломенцева .

Данные авторы в своих исследованиях изучают вопросы уральского горнопромышленного комплекса и его развития, учитывают особенности климата и определяют новые пути развития и освоения территорий. Исследователи в своих работах, безусловно, учитывают переход России на рыночную экономику, что повлекло за собой изменения в области экономических подходов в развитии регионов (как экономических, так и социальных).

Для исследования важны работы, которые посвящены малочисленным коренным народам российского Севера. Но данные работы имеют в основном философскую, этнографическую, социологическую, правовую и историческую направленность (Артюхов Д. , А.П.Гудыма и др.). Работы этих исследователей в основном затрагивали только некоторые ключевые черты жизнедеятельности малочисленных коренных народов российского Севера и только лишь в незначительной степени освещали ее экономическую и социальную сторону развития.

Проблема исследования заключается в выборе исходных позиций авторов, так как это влияет на выбор темы, объекта и цели исследования, ведь решение сложны и противоречивы в результате меняющаяся социально-экономической реальности.

Цель исследования заключается в изучении влияния социально-экономических факторов на демографическое положение регионов Севера.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— Проанализировать зарубежный опыт развития регионов Севера.

— Исследовать нормативно-правовая база в отношении развития Регионов Севера России.

— Проанализировать экономическую безопасность и проблемы рационального природопользования.

— Изучить особенности ресурсного потенциала и типология регионов Севера России.

— Проанализировать социально-экономическое и демографическое положение Регионов Севера России.

— Проанализировать развитие и управление социально-экономическим и демографическим развитием Регионов Севера.

— Проследить тенденции экономического развития Регионов Севера.

— Сформировать перспективы обеспечения регионов Севера рабочей силой.

— Разработать пути совершенствования государственной социально-экономической политики регионов Севера.

Объект исследования – ресурсный потенциал регионов Севера России.

Предмет исследования – влияние ресурсного потенциала территорий Регионов Севера России на их социально-экономическое и демографическое положение.

Гипотеза исследования:

— Для развития демографического потенциала регионов Севера России экономически выгодно будет усилить жилищную политику (выделение семьям квартир по программе обеспечения жилья в России). Это поспособствует притоку населения в регионы Севера России на 22,91% к 2027 году, так как будет предоставляться жилье, а значит выгодно оставаться и работать в регионах. Этот показатель взят на основании данных по программам «Демография», «Доступное жилье».

— За счет улучшения социально-экономического уровня к 2027 году. К 2025 году обеспечить жильем 9,49 тыс. жителей регионов Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий 26,1 процента числа жителей регионов Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1 января 2023 г., составляющего 37 тыс. семей.

Информационная база исследования: Агранат Г.А. , Басанговой К.М. , законодательная база, Росстатистика, сборники по социально-экономическим показателям.

В рамках данного исследования применялись такие методы как:

– методы и приемы познания (как эмпирического, так и теоретического), относящиеся к общим научным: синтез, причинно-следственный анализ, логико-структурный анализ;

– приемы и методы, относящиеся к области социально-экономического анализа: сравнительный анализ, качественный анализ, количественные оценки, критериальный анализ;

– методы и приемы, относящиеся к области прикладных экономико-статистических: обобщение, сбор, систематизация информации, ведение базы данных, формирования информационных баз.

Благодаря данным методам результаты исследования приобрели свою законченность, качество и должную глубину, сформировалась достоверность и обоснованность сделанных выводов.

Научная новизна исследования: важно уточнить методологические положения изучения ресурсного потенциала и его влияния на социально-экономическое развитие и на демографические показатели Регионов Севера России. Так как большинство трудов данной темы формировалась в советский период, а на данный момент теоретической и методологической базы, с учетом специфики, достаточно мало, уточнение методологии приобретает новизну для проводимого исследования. Также, на основании приведенных результатов в данном исследовании, может быть практически использован, как новый подход, комплекс инструментов государственного регулирования ресурсного потенциала Регионов Севера для улучшения экономических, социальных и демографических показателей.

Практическая значимость исследования: изучение того, как социально-экономические факторы влияют на демографическое положение Северных районов России с учетом специфики ресурсного потенциала, имеют огромное практическое значение для разработки программ стратегических направлений развития данных регионов. Это влияет на улучшение качества жизни граждан, проживающих на территории Регионов Севера России, повысит демографические показатели, улучшить социально-экономические показатели.

Структура исследования представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Изучен зарубежный опыт управления демографическими и социально-экономическими показателями в Северных регионах, чтобы применить данный опыт в России. Изучены нормативно-правовые акты о положении, роли Регионов Севера России. В течение последних 20 лет в России принимались законодательные акты, которые регулируют экономические, социальные, трудовые, демографические и иные отношения в условиях Севера, но не конкретизируют понятие территории регионов Севера. Выделенные проблемы формируются за счет отсутствия государственной политики на Северных территория России, что отражается как на демографическом, так и на социально — экономическом развитии данных территорий.

2. Анализ экономического состояния жителей Регионов Севера в Республике Карелия показал, что необходима помощь государства по отношению к молодым семьям в решении их проблем.

3. Разработан вариант совершенствования механизма государственного и регионального управления созданием социального жилья, включающий взаимодействие между органами государственной и региональной власти, и ведомствами муниципального образования города Калевала.

4. Описанный усовершенствованный механизм регулирования разработанной программы станет более доступным вариантом для жителей, позволяющий купить недвижимость, не имея собственных сбережений для оплаты оставшейся части стоимости. В иерархическом распределении потребностей людей на одном из первых мест находится жилище. Для формирования личности, для сохранения здоровья человека, его самореализации во всех сферах жизнедеятельности, для утверждения его достоинства и повышения уровня значимости существенным фактором являются жилищные условия. Безусловно, жилищные условия – это фактор непосредственного влияния и на репродуктивную функцию и формирование семей.

Благодаря разработанному механизму можно будет улучшить текущее положение дел с жилищными условиями жителей, проживающих в Северных регионах, что позволит добиться положительных тенденций в области демографии, снижения напряженности в обществе и укрепления внутрисемейных отношений. Улучшение жилищной ситуации позволит закрепиться в республике молодым специалистам. Также следует отметить, что для улучшения положения дел в области реализации социально-демографической политики, необходимо добиться повышения веры граждан в возможности государства.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы управления социально-экономическим и демографическим развитием Регионов Севера России

1.1. Зарубежный опыт развития Регионов Севера

Построение эффективной системы регионального регулирования является необходимым условием развития отдаленных территорий, которые обладают низким потенциалом экономического роста. Регионы Севера, в свою очередь, характеризуются значительным ресурсным потенциалом, масштабными территориями и выходом к Северным морям, что делает их важными для обеспечения безопасности страны и реализации приоритетов развития.

Однако, для Регионов Севера также характерны низкая плотность населения, неблагоприятные демографические процессы и высокие затраты на проживание и хозяйственную деятельность из-за сложных климатических условий и удаленности от центра. В связи с этим, выбор и рациональное применение эффективных финансовых рычагов для обеспечения устойчивого развития Регионов Севера является особенно актуальным.

Изучение зарубежного опыта регионального регулирования развития Регионов Севера может стать важным условием повышения эффективности внутренней региональной политики России и поиска дополнительных возможностей обеспечения развития и реализации масштабного потенциала. В то же время, необходимо учитывать особенности российского контекста и развивать инновационные подходы к региональному развитию, принимая во внимание все факторы, влияющие на эффективность системы регионального регулирования.

Как традиция транснационального сотрудничества, так и новый акцент на безопасности человека особенно применимы к формированию Северного измерения внешней политики Канады. В течение очень длительного времени циркумполярный мир, куда входят, в том числе, Россия, Канада, США, Северные европейские страны, а также водные пространства между ними, выступал в качестве некой линии фронта. Характерно это было во время холодной войны. Сегодня же угрозы и возможности относятся к сфере новых разработок и современных тенденций, при этом высокую форму опасности несут трансграничные экологические угрозы. На здоровье людей, на их жизнеспособность и качество жизни чрезвычайно сильно влияют вопросы изменения климата, органических загрязнителей и ядерных отходов. К сожалению, эти угрозы в последние десятилетия лишь усиливаются, сказывается на состоянии воды и земель, ухудшая жизнь людей и животных. Возможности открываются все более уверенными в себе Северными обществами, которые, опираясь на свои традиционные ценности, готовы принять вызовы, связанные с глобализацией. В эпоху холодной войны политические реалии были таковы, что регион Арктики выступал в качестве элемента широкой стратегии конфронтации. Сегодня же политика глобализации и рассредоточения власти подчеркивает важность циркумполярного мира как области для включения и сотрудничества .

Ни одна страна, за исключением, возможно, России, не ставит на кон дальновидное управление приполярными отношениями больше, чем Канада, поэтому опыт управления регионами Севера Канады полезно для опыта России. Чувство северности долгое время занимало центральное место в канадской идентичности, но исторически Север играл относительно небольшую и эпизодическую роль во внешней политике Канады. Чётко определённое Северное измерение внешней политической направленности Канады послужит базисом, позволяющим продвинуть интересы и ценности Канады, обновив приверженность к сотрудничеству с соседями по циркумполярному миру и с собственными народами регионов Севера в целях разрешения возникающих проблем и разделения общих обязанностей. Таким образом, будущая безопасность людей, процветание человечества – все это тесно связано с тем, насколько мы способны решать возникающие проблемы Севера. Активный подход к укреплению арктических циркумполярных отношений, опирающийся на опыт, традиции и возможности Канады как во внутреннем, так и в международном контексте, поможет определить характер и направленность циркумполярных отношений, а также центральное место Канады в них.

Северное измерение внешней политики Канады основано на трех принципах: выполнение наших обязательств и взятие на себя лидирующей роли; установление партнерских отношений внутри правительства и за его пределами; и участие в постоянном диалоге с канадцами, особенно с Северянами .

Помощь в создании Арктического университета, предназначенного для повышения академического мастерства и устойчивости, включая традиционные знания, с использованием методов дистанционного обучения.

Содействие изучению и практическому применению средств для циркумполярных стран и сообществ для развития устойчивых экономических возможностей и торговли в арктическом циркумполярном регионе.

Канадская стратегия Северной внешней политики была разработана в ходе уникального и обширного процесса консультаций с канадцами, в том числе с аборигенами, другими Северянами, парламентариями, политическими экспертами и многими другими. Это был преднамеренный процесс вовлечения общественности, который правительство намерено продолжать по мере реализации и дальнейшего развития Северного измерения внешней политики Канады. С этой целью правительство во главе с послом по циркумполярным вопросам будет поддерживать постоянную информационно-пропагандистскую программу внутри страны и за рубежом, стремясь получить мнения и отзывы о внешнеполитических приоритетах Канады в отношении циркумполярного арктического региона по мере их развития. Гибкость реагирования на новые идеи, тенденции и инициативы, а также переориентация существующих приоритетов будет встроена в Северное измерение внешней политики Канады, чтобы обеспечить интерактивный и динамичный текущий консультативный процесс.

Внутри страны и за рубежом Север приобрел новое значение во внешней политике Канады. Северные территории Канады, например, выходят из исторической традиции быть на периферии канадской политической жизни в результате политической реформы, примирения и децентрализации и формируют новые структуры управления. Точно так же циркумполярное сообщество с широким спектром (часто расходящихся) интересов также возникает как целостная единица. Окончание «холодной войны» сняло ограничения, которые тот период налагал на сотрудничество между восемью арктическими странами и на взаимодействие между коренными народами Севера. Циркумполярные отношения, контакты и деятельность в настоящее время начали процветать. Это также произошло в результате растущего глобального осознания жизненно важной экологической роли, которую играет Север, и поскольку Северяне со всего циркумполярного региона начали настаивать на действиях по устранению серьезных экологических, экономических, социальных и культурных угроз, с которыми сталкиваются их сообщества .

Глобализация подвергает все регионы воздействию новых политических, экономических, социальных и экологических сил, которые часто ослабляют региональный контроль над событиями — даже в самых промышленно развитых странах. Эти силы включают революцию в информационных технологиях (например, появление электронной коммерции), трансграничное перемещение стойких органических загрязнителей, изменение климата и распространение инфекционных заболеваний, таких как туберкулез или СПИД. Трансграничный характер этих сил делает необходимым международное сотрудничество.

Глобализация также изменила характер и последствия этих угроз — сотрудничество в значительной степени затмило пограничные споры на Севере. Общественное беспокойство по поводу вопросов суверенитета уменьшилось, но канадцы по-прежнему хотят, чтобы их правительства обеспечивали соблюдение их законов и постановлений, касающихся управления Севером.

Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Североатлантического договора (НАТО) и Организация по безопасности и сотрудничеству. в Европе (ОБСЕ) решает такие проблемы. Мы также должны обеспечить, чтобы Арктический совет эффективно дополнял другие инициативы, реализуемые в циркумполярном регионе (в частности, Северный совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Совет государств Балтики), а также собственный План действий ЕС по Северному измерению. Кроме того, мы должны разработать новые подходы к решению таких вопросов, как безопасность человека и угроза личной безопасности и благополучию, создаваемая растущим числом транснациональных проблем.

В этом отношении особенно уязвимы народы циркумполярного региона. В этой ситуации Канаде необходимо привнести в свою внешнюю политику всестороннее Северное измерение. Чтобы быть эффективной, новая политика должна быть неотъемлемой частью более широкой внешней политики Канады, а также должна подкрепляться внутренней политикой. Комплексный подход приведет к большей согласованности и координации между федеральными ведомствами и агентствами, заинтересованными в развитии циркумполярного региона.

В целом в странах Северной Европы (Финляндия, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Ирландия, Дания, Норвегия и др.) наблюдается та же тенденция: население стареет по мере увеличения средней продолжительности жизни и снижения уровня рождаемости. При сравнении скандинавских стран в целом с ЕС-27 в скандинавских странах больше пожилых людей и больше молодежи, но в категории «молодых взрослых» скандинавские страны уступают среднему по ЕС-27 (рис. 1). Кроме того, в скандинавских странах также очевидны национальные различия. В Исландии процент молодежи довольно высок по сравнению с другими скандинавскими странами. Для остальных стран различия не такие большие, как в случае с Исландией, но в целом население стареет. В этом контексте, если сравнивать Исландию и другие страны, довольно высокий процент молодых людей в населении в настоящее время изменится в долгосрочной перспективе, следуя логике больших когорт, воспроизводящих большие когорты. При изучении структуры населения в целом для стран Северной Европы и сравнении ее с ЕС27 самая сложная и, возможно, самая отличительная черта для стран Северной Европы не охвачена. В европейском контексте страны Северной Европы малонаселены с низкой плотностью населения, что создает новые демографические проблемы. Это становится более очевидным по мере того, как глобализация навязывает обществу новые структурные и экономические изменения, в которых ускоряется урбанизация .

При изучении национальных тенденций наиболее заметное развитие обнаруживается в сельской и малонаселенной местности. Несмотря на общую тенденцию к пожилому населению сельских и периферийных районов, существуют и различия. Это развитие наиболее заметно в Финляндии и Швеции, где существуют серьезные проблемы со старением населения, а также депопуляция в этих районах. Для Норвегии и Дании возникают аналогичные закономерности, хотя развитие здесь не столь выражено (Neubauer et al. 2007). Сравнивая Финляндию и Швецию с Данией, которая является более густонаселенной страной, мы обнаруживаем, что в некоторых муниципалитетах Финляндии и Швеции 30 процентов населения старше 65 лет. При изучении тех же цифр в Дании картина иная: около 15% населения Дании в 2022 г. были старше 65 лет (Edvardsson et al. 2007). При изучении рисунка 2 ниже эти закономерности хорошо видны, а кроме того вырисовывается другая закономерность, где, прежде всего, мегаполисы перепредставлены в отношении молодежи, что совпадает с городами с университетами, где молодежь также составляет большинство.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы