Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Влияние семейного воспитания на возникновение страхов у младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   8

1.1. Семейное воспитание как фактор возникновения страхов
у младших школьников: классификация стилей и типов семейного воспитания. 8

1.2. Социально-психологические условия развития ребенка
младшего школьного возраста. 16

1.3. Феномен страха в психолого-педагогической литературе. 25

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 32

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   33

2.1. Организация и методическое обеспечение процедуры
исследования. 33

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 37

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 60

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ.. 62

3.1. Проект программы профилактики страхов у младших
школьников. 62

3.2. Анализ результатов апробации программы профилактики
страхов у младших школьников. 68

3.3. Методические рекомендации по оптимизации семейного
воспитания детей младшего школьного возраста в контексте профилактики детских
страхов. 81

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ. 86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 87

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 90

ПРИЛОЖЕНИЕ. 98

  

Введение:

 

Микросоциальные
условия жизни, сложности социально-экономических условий, расширение диапазона
стрессовых нагрузок предъявляют высокие требования к воспитательным
возможностям современной семьи. Семья является первичным социальным институтом,
в котором происходит формирование и развитие личности. При ослаблении либо
деформации одной из функций биологического или социального порядка формируются
депривационные условия воспитания для ребенка. Благоприятные условия воспитания
содействуют успешной социализации ребенка.

Младший
школьный возраст является фундаментом для закладывания и формирования глубинных
структур самосознания, обеспечивающих дальнейшую регуляцию более сложных
психических новообразований, от которых зависит личностное и социальное
самоопределение ребенка.

Формализованное
общение с родителями, нивелирование детской субкультуры, избыток информации,
неадекватной для восприятия детьми младшего школьного возраста, –
являются источниками формирования и закрепления у детей негативных эмоциональных
состояний – страхов, тревожности, беспокойства и т.д. В свою очередь,
актуализация страхов сопровождается нарушениями адекватного психического
развития, что отрицательно воздействует на становление личности ребенка.

Проблема
изучения особенностей развития, причин формирования и специфики проявления
страхов является достаточно актуальной, и психолого-педагогическая литература
представлена обширными сведениями о видах, особенностях и причинах детских
страхов, однако отмечается недостаток исследований по проблеме изучения
особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста в контексте
средового подхода.

В настоящее
время существует противоречие между
необходимостью изучения детских страхов и недостатком исследований в области
изучения влияния типов семейного воспитания на развитие детских страхов, что
обусловило выбор темы исследования».

Объект исследования: младшие
школьники.

Предмет исследования: семейное
воспитание как фактор возникновения страхов у детей младшего школьного
возраста.

Цель исследования: исследовать
влияние семейного воспитания как фактора возникновения страхов у детей младшего
школьного возраста, разработать психолого-педагогические рекомендации.

Гипотеза исследования:
для современных детей характерны проявления разных видов
страхов, в содержании которых отражаются разнообразные аспекты внешней среды,
особенности внутренних состояний детей и их положения в семье. Фактором,
определяющим проявление страхов, может выступать воспитание в семьях младших
школьников. Содержание страхов детей качественно меняется по мере их развития,
а также своеобразием стилей и форм семейного воспитания.

Исходя
из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические подходы к
проблеме страха и проанализировать формы и стили семейного воспитания, как
фактора возникновения страхов.

2. Выявить виды и причину выраженности
страхов у младших школьников.

3. Разработать программу и рекомендации по
психологической коррекции и преодолению детских страхов.

Теоретико-методологическую
основу исследования составили теории семейных
отношений (Л.И. Божович, А.С. Варга, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.В.
Запорожец, П.Ф. Лесгафт, Т.Д.
Марцинковская, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская, Э.Г.
Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.). В исследованиях А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, В.И. Дружинина, А.И. Захарова,
М. Земска, Г. Крайга, С.В. Ковалева, В. Сатир, А.С. Спиваковской и др.
накоплен  обширный научный материал по
вопросам воспитания детей в семье.

Проблемами
детских страхов занимались многие ученые, определяя страх как «психическое
состояние» (О.М. Дьяченко); как «аффективное состояние» (З. Фрейд); как
«эмоциональное состояние» (И. Раншбург, А. Роббер, Э. Эриксон); как «чувство»
(В. М. Блейхер, И.В. Крук, А. Фромм); как «эмоцию» (С.Ю. Головин, А.И. Захаров,
К. Э. Изард, К.К. Платонов, М.Г. Ярошевский); как «ощущение» (С.С. Степанов);
как «рефлекс» (И.П. Павлов). А.И. Захаровым впервые в истории мировой и
отечественной практики рассматривались причины возникновения и развития у детей
ночных и дневных страхов; Р.В. Овчаровой, Ю.В. Щербатых, И. Вард изучались
отдельные виды страха у детей. С позиций психолого-педагогического подхода
страхи рассматривались с точки зрения важности протекания психических процессов
плане обучения и воспитания, что отмечалось Л.И. Божович, А.И. Захаровым, В.С.
Мухиной и А.М. Прихожан.

Методы
исследования:
определяются поставленными задачами:


теоретические:
теоретико-методологический анализ психолого-педагогической
научно-методической  литературы по
проблеме исследования; синтез; обобщение;
эмпирические: наблюдение; тестирование; методы качественного и
количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов.

В работе
применялись следующие методики: проективная методика «Мои страхи» (А. И. Захаров),
опросник на определение уровня тревожности/эмоционального неблагополучия
у детей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.), опросник диагностики родительского
отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В.
Столин), Опросник эмоциональных отношений в семье (Е.И.Захарова).

Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования теоретических выводов и
практических наработок. Установлена разница в проявлениях разных видов страхов
у детей младшего школьного возраста в зависимости от стилей и форм семейного
воспитания. Результаты исследования могут служить основой для решения задач в
консультативной, тренинговой и психокоррекционной практике при психологической
помощи младшим школьникам с проблемами эмоционального развития. Результаты исследования
обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы.

База исследования. Исследование проводилось на базе
_____________________

Результаты
проведенного исследования были представлены в публикациях:

1. Марзоева З.Т., Хумарова М.К.
Теоретические подходы к проблеме профилактики эмоционального выгорания у
педагогов дошкольной образовательной организации // Актуальные проблемы
современной науки: взгляд молодых ученых // Материалы VII Международной научно-практической
конференции. Махачкала, 2021. С. 129-134.

2. Марзоева З.Т., Хумарова М.К.
Особенности детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
— теоретический аспект // Педагогика и психология в современном мире //
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Грозный, 2021.

Структура работы. ВКР включает ведение, три главы,
заключение. Имеется список литературы, приложение. Работа снабжена таблицами,
рисунками.

Во введении дается краткая
характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность
темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет
исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов
исследования.

В первой главе «Теоретический
анализ проблемы влияния семейного воспитания на возникновение страхов у младших
школьников» мы рассмотрели теоретические
предпосылки обоснованности проблемы исследования, представили
стили семейного воспитания. Выявлены социально-психологические условия развития
ребенка младшего школьного возраста,
конкретизированы такие научные категории, как «семейное воспитание», «страх», выделены основные особенности влияния
семейного воспитания на возникновение страхов у младших школьников.

Во второй главе «Экспериментальное
исследование влияния семейного воспитания на возникновение страхов у младших
школьников» представлено методическое
обеспечение процедуры исследования, указаны используемые методики, дан анализ и
интерпретация результатов констатирующего этапа исследования.

В третьей главе «Психологическая
коррекция детских страхов»
описана эффективность реализации проекта программы
профилактики страхов у младших школьников,
проанализировали ее результаты; представлены методические
рекомендации по оптимизации семейного воспитания детей младшего школьного
возраста в контексте профилактики детских страхов

В заключении подтверждается
актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени
разработанности проблемы, изложены выводы исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья ребенка служит источником возникновения
страхов, возникающих вследствие неправильных типов семейного
воспитания, конфликтных взаимоотношений между родителями; традиционализма
семейных отношений; наличии недоверия к ребенку со стороны родителей;
непоследовательности тактик воспитания; ситуации повышенной ответственности
перед родителями; и т.д.

Результаты
проведенного исследования позволяют заключить, что стиль семейного воспитания
взаимосвязан с возникновением страхов у младших школьников. В семьях детей с
высоким уровнем выраженности страхов и эмоционального неблагополучия отмечается
нарушение детско-родительских взаимоотношений. При деформированных, патологических
стилях семейного воспитания (авторитарная гиперсоциализация, эмоциональное
отвержение, инвалидизация ребенка) у учеников формируется высокий уровень
страхов. Чем выше эти показатели, чем выраженнее нарушение детско-родительских
отношений, тем более высокие показатели страхов и эмоционального неблагополучия
у детей. И наоборот, если дети развиваются в условиях гармоничных
взаимоотношений с родителями, и в качестве основы взаимодействия выступают
любовь, понимание, принятие, сотрудничество и кооперация, соответственно, и
ниже уровень страхов у детей.

По итогам
контрольной диагностики выявлена положительная динамика по всем тестам.
Большинству детей присущ средний и низкий уровень выраженности страха, они
демонстрируют общительность, уверенность в себе, имеют доброжелательные
благоприятные взаимоотношения со сверстниками, преобладает позитивный тон
настроения.  Сократились поведенческие
проявления эмоционального неблагополучия — улучшились навыки самоконтроля,
уменьшилась немотивированная тревожность и беспокойство. Родители, ранее
обращавшиеся к непродуктивным стилям семейного воспитания, стали в большей
степени признавать индивидуальность детей, показывать им свою расположенность,
активно интересоваться увлечениями и достижениями детей.

Родители стали
проявлять большую готовность адаптироваться к ребенку, признавать его
требования и учитывать мнение. Наряду с этим все так же выражено отсутствие
межличностной дистанции во взаимоотношениях родителей и детей, хотя родители
признают, что периодически необходимо стараться не устанавливать излишнюю опеку
над ребенком, предоставляя детям дистанцию во взаимоотношениях. Положительным
моментом явилось снижение показателей авторитарной гиперсоциализации, менее
выраженными стали авторитарные установки в семейном воспитании. Родители стали
более адекватно воспринимать детей, уменьшилась инфантилизация детей.

Родители
стали лучше воспринимать состояние ребенка, лучше понимать его чувства,
проявлять большую чувствительность к детям, оптимизировались
детско-родительские взаимоотношения, родители стали в большей степени
стремиться к телесному контакту с ребенком, лучше эмоционально отзываться на
успехи и неудачи ребенка, чаще оказывать поддержку. У родителей с
непродуктивными тактиками воспитания произошла переоценка собственных убеждений
относительно воспитания ребенка. Лучшее понимание родителями эмоций и
настроений ребенка способствовало тому, что родители научились правильно
воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, учитывать регуляторные
возможности детей младшего школьного возраста. В свою очередь, отмечается
снижение страхов у детей ввиду переосмысления родителями некоторых
непродуктивных установок родительского воспитания.

Таким
образом, материал, изложенный в работе, позволяет утверждать, что цель нашего
исследования достигнута и задачи исследования решены. Гипотеза исследования
подтвердилась в отношении того, что для современных детей характерны проявления
разных видов страхов, а фактором, определяющим проявление страхов у младших
школьников, могут выступать стили семейного воспитания.

Проведенное
исследование не претендует на исчерпывающее, и в дальнейшем предполагается
проведение с младшими школьниками коррекционной работы, направленной выявление
зависимости между стилями и формами семейного воспитания и возникновением и
развитием страхов у детей младшего школьного возраста. Для достижения
эффективных результатов при работе с детьми организация работы по преодолению
страхов детей должна выстраиваться в таких направлениях, как снижение уровня
личностной тревожности; обучение техникам контроля над негативными
эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;
формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для учеников
ситуациях.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Семейное воспитание как фактор
возникновения страхов у младших школьников: классификация стилей и типов
семейного воспитания По
Ю.П. Азарову, И.В. Гребенникову, Т.А. Марковой, А.В. Петровскому, А.Г. Харчеву,
семейное воспитание основывается на родительской любви к детям [64]. Семейное
воспитание целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими,
основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей,
предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование
личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и
общества [53]. П.Ф. Лесгафт
определил условия, необходимые для того, чтобы ребенок полноценно развивался:
атмосфера любви и взаимного уважения; поддержание эмоционального контакта;
исключение «прибавочных раздражителей»; гармоничное развитие способностей;
согласование принципов постепенности и последовательности; ограждение от
негативных воздействий [36].

Важнейшей
функцией семьи является воспитательная функция, которая заключается в духовном
воспроизводстве населения. Воспитание заключается в сотрудничестве, и
выделяются следующие аспекты воспитательной функции семьи:

– воспитание личности ребенка: семья
является посредником между ребенком и социумом, способствует передаче ребенку
социального опыта.

– систематическое воспитательное
воздействие семьи на ребенка, ребенок начинает осмысливать значимость
"семейного кредо", предъявляемого семейным коллективом к своим
членам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы