Магистерский диплом (ВКР) на тему Влияние мотивов целей и эмоций на квалификацию преступлений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.
Понятие мотива преступления и его влияние на квалификацию содеянного. 6
1.1. Понятие
и признаки мотива преступления. 6
1.2 Влияние
мотива преступления на квалификацию преступлений. 17
2. Понятие цели преступления и ее влияние на
квалификацию содеянного. 28
2.1 Понятие цели преступления. 28
2.2 Влияние цели на квалификацию преступлений. 36
3. Понятие эмоций и их влияние на квалификацию
содеянного. 43
3.1 Понятие и признаки эмоций, их виды.. 43
3.2 Аффективное состояние в уголовном праве:
разновидности, признаки и значение для квалификации. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
БИБЛИОГРАФИЯ.. 66
Введение:
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что одной из ошибок в деятельности правоприменителя
является практика необоснованного вменения составов преступлений с
квалифицирующими признаками либо, наоборот, вменение составов преступления без
таких признаков при их фактическом наличии в случаях, когда роль
квалифицирующих признаков играют мотив и цель деяния.
Причинами подобных ошибок
являются:
1) неправильное понимание
значений «преступный мотив», «преступная цель»;
2) неправильное
толкование норм Особенной части УК РФ, предусматривающих конкретные составы
преступлений с определенными мотивами и целями;
3) неправильное
отождествление имеющегося у виновного мотива и цели при совершении им
преступления с мотивом и целью, закрепленными конкретным составом преступления.
При квалификации
преступлений необходимо устанавливать, какой мотив или цель имели решающее
значение по сравнению с другими побудительными факторами и тем самым определяли
весь ход волевого процесса соответствующего преступления.
В итоговой
уголовно-правовой оценке преступления необходимо учитывать только этот
господствующий мотив или цель.
Если виновное лицо
сомневается, какой именно мотив или цель имели решающее для него значение и тем
самым детерминировали его поведение, или когда каждый из установленных мотивов
или целей был одинаково важен для виновного, при отсутствии одного из которых
преступление не было бы им совершено, то при квалификации этого преступного
деяния нужно учитывать каждый из этих мотивов или целей.
Рассматриваемые категории
относятся к субъективной стороне преступления и трактуются судом они также
субъективно с учетом личного усмотрения судьи, в связи с чем, могут быть
допущены ошибки квалификации, которые могут привести к изменению или отмене
приговора вышестоящей инстанции, а также назначению несправедливого наказания.
Для того чтобы избежать
указанных негативных последствий мотиву, цели и эмоциям должно уделяться не
меньшее внимание чем, например, объективной стороне преступления.
Степень научной
разработанности темы. В России
первым исследованием, внесшим ценный вклад в развитие научной мысли в области
учения о мотивах и целях преступления стала опубликованная в 1909 г., работа
М.П. Чубинского «Мотив преступной деятельности и его значение в уголовном
праве».
В ней были детально
проанализированы и обобщены существующие к тому времени теории и концепции
относительно мотива преступного поведения, а также показана его роль в
уголовном законодательстве России и некоторых зарубежных государств (Франции,
Германии и др.).
Позднее свои исследования
в рассматриваемой области проводили такие авторы как Антонов Ю.И., Басова Т.Б.,
Волков Б.С., Ворошилин Е.В., Герцензон А.А., Гук П.А., Дагель П.С, Даньшин
И.Н., Джекебаев У.С., Коннов А.И., Красновский Г.Н., Кригер Т.А., Кудрявцев
В.Н., Кузнецова Н.Ф., Лейкина Н.С., Личко А.Е., Лунеев В.В., Наумов А.В.,
Платонов К.К., Рарог A.M., Саврасов Л.А., Семенов В.М., Стрельников А.И.,
Тарарухин С.А., Тер-Акопов А.А., Тихонова С.С., Толкаченко А.А., Филановский
И.Г., Харазишвили Б.В., Шишов О. Ф., Явгуновская Т.М. многие другие.
Целью выпускной
квалификационной работы является комплексный анализ квалификации
преступлений с учетом влияния мотивов, целей и эмоций.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и
признаки мотива преступления,
— проанализировать влияние
мотива преступления на квалификацию преступлений,
—
исследовать понятие цели преступления,
—
выявить влияние цели на квалификацию преступлений,
—
проанализировать понятие и признаки эмоций, их виды,
—
рассмотреть аффективное состояние в уголовном праве: разновидности, признаки и
значение для квалификации.
Объектом исследования
работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере квалификации
преступлений с учетом влияния мотивов, целей и эмоций.
Предметом –
нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные
аспекты квалификации
преступлений с учетом влияния мотивов, целей и эмоций.
Методологической основой
исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из
него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический,
технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения,
нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Теоретическую базу работы
составили труды таких ученых как Х.Д. Аликперова, Ю.М. Антоняна, СВ. Бородина,
А.И. Долговой, Э.Ф. Побегайло, А.И. Рарога, Н.С. Таганцева, А.В. Веденова, А.
Маслоу, Ж. Нюттена, А.Р. Ратинова, С.Л. Рубинштейна и др.
Нормативную основу
составили: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской
Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента
РФ, судебная практика в рассматриваемой сфере.
Эмпирической основой
послужили: электронные ресурсы сети
Интернет, справочные правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант».
Научная новизна исследования состоит в выявлении проблемных
вопросов квалификации преступлений на основе влияния мотивов, целей и эмоций.
Структура выпускной квалификационной
работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического
расположения материала.
Работа включает введение,
три главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных
источников и литературы.
Заключение:
Подводя итог, можно
сделать следующие выводы и предложения.
1. Мотив преступления —
это обусловленное какой-либо потребностью, сформировавшиеся под влиянием
внешней среды, а также личностных качеств лица, внутренние побуждение,
вызывающее решимость совершить преступное деяние.
Для того чтобы произвести
правильную квалификацию преступления, необходимо сопоставить мотив лица,
совершившего преступление, с мотивом, закрепленным в диспозиции нормы
уголовного закона, устанавливающим ответственность за данное преступление.
Только в таком случае квалификация будет правильной и правоприменитель избежит
ошибок при квалификации.
Когда мотив конкретно не
определен в диспозиции статьи особенной части УК РФ, следует выяснить,
предусматривает ли законодатель мотив для данного состава преступления
обязательным признаком субъективной стороны.
Если законодатель
считает, что мотив преступления необходимо учитывать для определенного состава
преступления, то для правильной квалификации необходимо должны руководствоваться позицией законодателя
.
Особое значение при
квалификации имеет момент возникновения мотива преступления, то есть необходимо
выяснить возник мотив до совершения преступления или уже после.
Проанализировав труды
ученых, исследовавших влияние мотива на процесс квалификации преступления, а
также рассмотрев судебную практику, можно прийти к выводу, что мотив
преступления присутствует в каждом преступном деянии, будь оно умышленным или
неосторожным, но учитывается при квалификации мотив не везде.
Значение при квалификации
мотив имеет лишь в преступлениях, совершенных умышленно. Происходит это в тех
случаях, когда мотив выделен законодателем как обязательный признак состава
преступления или в качестве смягчающего либо отягчающего обстоятельства.
2. Цель преступления в
уголовном праве выделяется как признак субъективной стороны преступления.
Впервые термин «цель
преступления» был выведен в 19 веке. С тех пор было немало дискуссий и
различных споров по вопросу употребления термина «цель преступления» в
уголовной практике, а также значении при квалификации преступлений.
Цель — это лишь
абстрактное представление о том, чего хочет достичь преступник своим деянием,
то есть субъективное явление.
Основываясь на
морально-правовом критерии, мы можем сгруппировать цели преступлений на:
а) низменные, которые
уголовный закон связывает с наступлением уголовной ответственности или её
ужесточением;
б) лишённые низменного
содержания, которые не связаны с усилением уголовной ответственности или её
установлением.
Первая функция цели
состоит в правильном формировании состава преступлении.
Вторая функция цели
состоит в том, чтобы разграничивать между собой разные составы преступлений.
Третья функция
представляет собой влияние цели при квалификации преступления. Цель может
выступать отягчающим обстоятельством «основного» состава преступления, то есть
повышает степень общественной опасности деяния.
Четвёртая функция имеет
значение при назначении наказания преступнику и носит индивидуальный характер.
3. В доктрине уголовного
права выработались различные позиции по вопросу учета эмоционального состояния
лица, совершившего преступное деяние, при квалификации преступления и
реализации уголовной ответственности.
В науке сложилось два
основных подхода относительно включения эмоций в структуру состава
преступления.
Так, одна группа ученых
придерживается позиции, что эмоции являются факультативным признаком
субъективной стороны преступления, другая утверждает, что они образуют
характеристику субъекта преступления.
Ряд ученых высказывает
мнение, что эмоции, сопровождающие приготовление к преступлению, могут играть
роль мотивообразующего фактора.
Некоторые специалисты
утверждают, что эмоции вообще не имеют уголовно-правового значения и не влияют
на квалификацию преступления после совершения противоправного деяния.
Считаем, что по каждому
делу должна быть официально поставлена задача установления субъективной стороны
преступления в полном объеме, включая эмоции. Это требуется не только для
правильной квалификации, но и для назначения справедливого уголовного
наказания.
Кроме того, и
законодателю необходимо уделить внимание эмоциям, включив указания на них в
соответствующие положения, как Общей части УК РФ, так и Особенной.
4. Понимание аффекта в
уголовном праве — это не внешняя эмоциональная реакция на воздействие, а
внутреннее (психическое) состояние человека.
Также существуют
физиологические, патологические и аномальные аффекты. Стоит отметить, что
правовое значение имеют далеко не все виды аффективных состояний. В юридической
практике чаще всего встречаются аффекты гнева и страха. Аффект гнева
представляет собой защитный рефлекс, характерный агрессивным поведением.
Значительная часть
преступлений, предусмотренных ст. 107 и 113 Уголовного кодекса РФ, совершаются
под влиянием аффекта гнева.
Аффект страха приобретает
правовое значение при превышении пределов необходимой обороны, поскольку
порождается реальной или воображаемой опасностью для важных благ человека и
связан с оборонительным рефлексом.
Физиологический аффект
обладает несколькими признаками, которые отделяют его от патологического и
аномального аффективных состояний.
К таким признакам
относятся внезапность возникновения как для окружающих, так и для самого
субъекта переживаний; взрывообразная динамика; кратковременность; интенсивность
и напряженность протекания аффекта; вегетативные сдвиги.
В течение длительного
времени патологический аффект считался болезненным расстройством сознания,
исключающим вменяемость. Он является предметом изучения психиатрии. Критерии
разграничения физиологического и патологического аффектов зависят от степени
выражения аффекта, а не от лица, у кого он возник.
В данном случае важно
узнать, наблюдается ли полная утрата способности отдавать себе отчет в
действиях, истощение, помрачнение сознания и другие симптомы не свойственны
физиологическому аффекту. Другая точка зрения состоит в том, что с практической
стороны об отклонении от нормы можно говорить лишь тогда, когда субъект вне
ситуации является психически здоровым и вменяемым.
Как правило,
патологический аффект возникает в ответ на неожиданный сильный раздражитель, а
также без внешнего повода, поскольку повод может существовать в болезненном
сознании человека. Патологический характер аффекта проявляется в глубоком
помрачении сознания с бурным двигательным возбуждением и автоматическими
бесцельными агрессивными действиями.
Представляется, что
патологический аффект является отклонением от нормы, что сводится к психической
неполноценности человека. Кроме этого, существуют аномальные аффекты, связанные
с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
В экстремальных ситуациях
такие аномалии снижают сопротивляемость к воздействию конфликтных ситуаций, что
создает почву для случайных, непродуманных, в т. ч. противоправных, поступков.
В отличие от их обычной
эмоции (гнев, страх, месть и т.д.), аффект характеризуется экзальтированностью,
всеохватностью и подавляющим действием на психику человека, что искажает отражательные
и контрольные функции. Для того чтобы состояние лица квалифицировалось как
аффект, необходимо установить причину его возникновения.
С уголовно-правовой точки
зрения значимым является только то воздействие, которое возникло в результате
противоправных и аморальных действий (бездействия) потерпевшего.
В ходе исследования были
выявлены некоторые пробелы, связанные с аффективными состояниями, в связи с
чем, представляется целесообразным внести следующие предложения:
1. В уголовном
законодательстве России не предусмотрено ответственности за нанесение легкого
вреда здоровью в состоянии аффекта. Считаем, что такое дополнение целесообразно
существующей уголовной системе РФ.
Изменения возможны по
аналогии со ст. 4.2 КоАП РФ, где прописаны моменты смягчающие административную
ответственность, в том числе: «совершение административного правонарушения в
состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых
личных или семейных обстоятельств».
2. В случае если от
действий со стороны обвиняемого потерпевший скончался, то его действия
правоохранительными органами могут быть квалифицированы по ч.4 ст. 111 УК РФ,
поскольку по содержанию этот состав достаточно схож с составами ст.107 и ст.113
УК РФ, такие действия со стороны правоохранительных органов могут привести к
осуждению лица, совершившего преступление, к более строгому наказанию, чем он
того заслуживал, а также к правовой путанице.
Для того, чтобы избежать
подобной ситуации, считаем, что необходимо разграничить составы, внести
изменения в действующее уголовное законодательство, добавив в ст. 113 УК РФ квалифицирующий
признак – повлекшее смерть одного или более потерпевших.
Такое решение позволить
выработать единый вектор уголовного законодательства в части квалифицированных
признаков преступления.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие мотива преступления и его влияние на
квалификацию содеянного 1.1. Понятие и признаки мотива преступления В настоящие
время существует множество исследований в области психологии, касающихся
мотивации поведения человека, а также мотивов совершения преступления.
Понятие
мотива в теории уголовного права берёт свой исток в понятии, которое определили
учёные в сфере психологии. Следует учитывать, что учёные психологи по-разному
понимают сущность мотива преступления, поэтому существует множество разных
взглядов на данное понятие.
Мотив
определяется как эмоции, желания, потребности, интересы, переживания и другие
эмоциональные состояния человека. Но большинство из учёных сходится во мнении,
что: «мотив как побуждение — это источник действия, его порождающий»[1].
Однако,
мнения учёных по поводу истока мотива, что является фактором его зарождения,
расходятся. Одни полагают, что факторами возникновения мотива, являются
потребности человека, то есть нужда в чём-либо[2].
Другие исследователи считают, что факторами, порождающими мотив у человека,
являются не только потребности, но и желания, интересы, эмоции.
Существует
и такая категория авторов, которые выделяют решающее значение в возникновении
мотива, эмоциям и чувствам. Так, «мотив — это эмоциональное состояние лица,
выражающиеся в проявлении воли, связанной с пониманием необходимости данного
поведения и желанием его осуществления»[3].
В иностранной
теории уголовного права иное понимание процесса возникновения мотива.
Зарубежные учёные считают, что возникновение мотива — это чисто физиологический
неконтролируемый процесс на уровне животного рефлекса. Представители данного
подхода, бихевиористы, отрицают роль сознания человека в формировании его
мотивов, списывая всё на физиологические потребности[4].
По нашему
мнению, данный подход не совсем точен, потому что влияние человеческого
сознания на формирование нашей воли и наших мотивов невозможно отрицать. Так
как наличие сознания и способности осознавать свои действия, а также
формировать свою волю — есть отличительная особенность человека, а именно то,
что отличает нас от животных.
Но нельзя и
отрицать влияние внешних факторов на формирование мотива человека. Так как в
течение жизни мы сталкиваемся с различными обстоятельствами, влиянием
окружающей среды на нас, что собственно отражается на нашем поведении и
формирует наши мотивы.
Также
влияют на формирование мотива, особенность личности человека, ведь каждый
человек по-разному реагирует на те или иные события, или обстоятельства его
окружающие. Существует взаимная зависимость как мотивов от личности человека,
так и наоборот личность формируется в зависимости от мотивов и стремлений
человека.
Можно
сделать вывод, что люди находящиеся продолжительное время в неблагоприятной для
них обстановке: криминогенное окружение, отклоняющиеся от нормы условия жизни,
психологическое воздействие на человека и др., склонны к формированию мотивов,
побуждающих к совершению преступления, и соответственно складывается личность
потенциального преступника.
Следует
сказать, что все вышеперечисленные взгляды и концепции учёных в области
психологии, не дают конкретного понятия «мотива», а лишь отождествляют мотив с
различными эмоциональными состояниями, такими как желание, стремление, интерес,
а также потребностями человека, что является не совсем корректным. Поэтому,
мотив должен быть самостоятельным явлением, хотя и стоит признать, что данное
явление соприкасается с такими факторами как эмоциональное состояние субъекта и
его потребностей при своём формировании.
Изучив и
проанализировав работы авторов в области психологии, направленные на изучение
такого явления как «мотив», можно выстроить схему совершения преступления. Так,
сначала у потенциального преступника возникает потребность в чём либо,
появляется желание удовлетворения данной потребности.
Как
правило, субъект сталкивается с каким-либо препятствием на пути к
удовлетворению своей потребности, вследствие чего образуется мотив к
преодолению возникшего препятствия. Затем происходит взаимодействие мотива с
личностными качествами потенциального преступника, что по итогу преобразуется в
криминогенное поведение субъекта и совершения им преступления.
Конечно,
представленная нами схема формирования мотива не является точной, так как в
реальной жизни нельзя выделить конкретно какие-то определённые этапы зарождения
мотива. Но данная схема даёт нам общее представление о процессе образования
мотива и может быть полезна в изучении данного явления.
Изучив
сущность и содержание мотива, попытаемся определить его понятие. Рассмотрим
позиции некоторых авторов о том, что же такое мотив.
И. Рарог
полагает, что под мотивом преступления стоит понимать вызываемую вследствие
влияния потребностей и интересов решимость совершить какое-либо преступное
деяния[5].
Свой взгляд
на понятие мотива существует у профессора
В.Д. Гольдинера, который видит мотив преступления как что-то не осознанное,
являющиеся стремлением к совершению преступления. [1] Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. Т. 11 М., 2013. с. 42. [2] Чхартишвили Ш.Ш. Место потребности
и воли в психологии личности // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 116. [3] Кузнецова Н.Ф., Куринов Б.А.
Отягчающие и смягчающие обстоятельства, учитываемые при определении меры
наказания. М., 2013. с. 130. [4] Лич Д. Прикладной анализ поведения.
Методики инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015. 300 с. [5] Рарог А.И. Субъективная сторона и
квалификация преступлений. М.: Профобразование, 2001. 134 с.