Магистерский диплом (ВКР) Гуманитарные науки Журналистика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Влияние экономических факторов на развитие телевизионных СМИ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Телевидение
как важная составляющая современного общества и одно из наиболее популярных
типов СМИ постоянно находится под воздействием целого ряда факторов. Важное
место среди них занимают различные экономические детерминанты, определяющие
перспективы развития телевизионных СМИ.

Средства массовой информации, выступая субъектами
хозяйственной деятельности, не могут не испытывать влияния макро- и
микроэкономических факторов, от которых зависят объемы финансирования
телевизионных СМИ. Так, в условиях дефицита бюджетных средств  сокращаются дотации на поддержку федеральных
и других СМИ, в условиях экономических кризисов коммерческие структуры также
сокращают свои рекламные бюджеты, что приводит к сокращению объема рекламы в
СМИ, прежде всего, на телевидении, для которого характерна наиболее высокая
стоимость рекламы. В свою очередь, именно наличие необходимых финансовых
ресурсов дают возможность развития СМИ: создания новых телепроектов,
сотрудничества с киностудиями, внедрения инноваций с целью оптимизации качества
услуг и т.д.

Но не следует забывать, что телевидение – это не просто один
из секторов национального хозяйства и вид хозяйственной деятельности, это также
и коммуникационная структура, которая отражает все тенденции общества в своих
коммуникационных сообщениях. Поэтому можно утверждать, что экономические
факторы влияют на развитие СМИ не только путем изменения объемов
финансирования. Важным является также влияние этих факторов на
жанрово-тематическое развитие телевидения, выбор каналов коммуникации с
потребителями и т.д.

Такое комплексное влияние экономических факторов на развитие
телевизионных СМИ требует детального изучения его особенностей и главных
механизмов. Особенно возрастает актуальность исследования этих вопросов на
современном этапе развития национальной экономики, который характеризуется
обострением ряда экономических проблем. Так, в условиях пандемии коронавируса и
карантинных ограничений многие коммерческие структуры столкнулись с проблемой
дефицита свободных финансовых ресурсов и ограничили объемы затрат на телевизионную
рекламу. Это создает негативные аспекты влияния на дальнейшее развитие
телевидения. Но при этом значительно возрастает роль СМИ как транслятора
информации: контент телеэфира должен содержать анализ экономических проблем
общества и путей их решения, что ставит высокие требования перед журналистами.
Даже в таких сложных и противоречивых экономических условиях современные
телевизионные СМИ ищут перспективы дальнейшего развития, демонстрируют развитие
в жанрово-тематическом аспекте, продолжая выполнять важные социальные функции.

Степень научной
разработанности темы. В научной литературе отсутствуют комплексные
исследования влияния экономических факторов на систему СМИ и ее развитие.
Отдельные вопросы данной темы рассмотрены в историческом аспекте. Так, В.В.
Бакшин[1] изучает историю изменения
принципов финансирования региональных СМИ, А.Н. Самстыко[2] описывает влияние
экономических факторов постсоветского периода на развитие телевизионных СМИ.
Ряд исследователей освещает вопросы современного финансирования  российского и зарубежного телевидения и
влияние данного фактора на развитие СМИ. В частности, эта тема рассмотрена в
работах Н.В. Адемуковой[3], Г.М. Юсуповой[4], В.В. Якушевой[5] и др. Вопросы изменения
структуры телевизионных СМИ под воздействием экономических факторов часто
рассматриваются в аспектах развития деловых СМИ (например, работы К.А.
Мамиконян[6], Е.А. Полищук[7] и др.). Перспективы
дальнейшего развития телевизионных СМИ, в том числе под воздействием
экономических факторов, изучают такие исследователи как  Ш. Дитер[8], И.В. Черемных[9] и др.

Объект исследования –
телевизионные каналы «Россия-1», «Первый канал», «РБК».

Предмет исследования
– влияние экономических факторов на развитие телевизионных СМИ (на примере
телевизионных каналов «Россия-1», «Первый канал», «РБК»).

Цель исследования
– рассмотреть специфику и различные механизмы влияния экономических факторов на
развитие телевизионных СМИ.

В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие
задачи: [1]
Бакшин В.В. К проблеме российской модели регионального телевидения // Вопросы
теории и практики журналистики. – 2014. – № 3. – С.66-73. [2]
Самстыко А.Н. Трансформация российского телевидения в постсоветскую эпоху //
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология,
педагогика, психология. – 2009. – Вып. 8. – С. 102-107. [3]
Адемукова Н.В. Роль государственных контрактовв моделях социальной
ответственности региональных массмедиа в России // Журнал исследований
социальной политики. – 2017. – Том 15. – № 1. – С. 81-96. [4]
Юсупова Г.М. Кино и телевидение: механизмы поддержки в современной Европе
//   Наука телевидения. – 2021. – № 17. – С. 275-294. [5]
Якушева В.В. Тенденции конкурентной среды телевизионного рынка России //
Вестник университета (Гос. ун-т управления). – 2014. – № 1. – С.76-80. [6]
Мамиконян К.А. История создания деловых телепрограмм России // Вестник
электронных и печатных СМИ. – 2014. – № 22. – С. 47-59. [7]
Полищук Е.А. Становление деловой телевизионной журналистики в России:
жанрово-тематическое и функциональное своеобразие. Автореф. дисс. … канд.
филол. наук: / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
2016. – 250 с. [8] Дитер
Ш. IPTV-эра в телевидении / Ш. Дитер // T-Comm — Телекоммуникации и Транспорт.
– 2008. – № 6. – С. 17-20. [9] Черемных И.В. Инновационные стратегии трансформационных процессов на
телевидении // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2015. – №
8. – С. 116-118.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие СМИ осуществляется в сложной среде, которая
предусматривает влияние целой системы факторов. Все они могут быть
классифицированы на внешние и внутренние. Значительное место среди них занимают
экономические детерминанты, которые имеют разнонаправленное влияние на СМИ,
определяя жанрово-тематические особенности и прямое воздействие на финансовое
обеспечение СМИ.

Экономические факторы во многом определяют развитие
тематических деловых СМИ и просто телепрограмм на современном телевидении. Под
воздействием популяризации экономических тем и роста целевой аудитории (частные
предприниматели, собственники бизнеса, менеджеры и т.п.) в РФ сформированы
отдельные деловые телеканалы, растет их популярность среди населения. Также
экономические факторы способствуют внедрению новых методов и жанров в работу
тележурналистов. Прежде всего, важными становятся такие методы как прогнозирование,
моделирование экономических показателей, построение версий экономического
развития. Популярными жанрами становятся различные обзоры товаров, услуг,
предприятий, территорий и т.д. (обзор-наблюдение, обзор-эксперимент,
обзор-рейтинг, жанр рекомендаций, алгоритма действий и т.д.). Под воздействием
экономических факторов возрастает также роль рекламы на телевидении. При этом
СМИ могут использовать как открытую (прямую) рекламу, так и скрытые рекламные
материалы. Именно последние имеют максимальное влияние на подсознание
потребителей, вызывая более высокий уровень доверия и эффект подражания, что
способствует продвижению товаров и услуг.

Основным прямым экономическим фактором, который определяет
возможности развития любой организации, является наличие источников
финансирования. Для телевизионных СМИ главными такими источниками выступают:
средства от размещения рекламы на телевидении; бюджетные средства
(государственная и муниципальная поддержка телевидения); средства от реализации
франшизы собственных телепроектов, права на показ фильмов и т.п.; иные
средства, которые не являются специфическими для телевидения (например,
средства от реализации основных фондов, нематериальных активов, доходы в форме
процентов, взыскания штрафов и т.д.).

В России основным источником финансирования телевидения
остается реклама. При этом объемы рекламы тесно зависят от экономической
ситуации в стране: при обострении финансово-экономической обстановки
коммерческие структуры в первую очередь сокращают затраты на рекламу, что имеет
негативное влияние на объемы финансирования телеканалов.

Для местных телеканалов зачастую главным источником
финансирования становятся бюджетные средства. В результате региональные СМИ в
России нередко являются преимущественно инструментом коммуникации местных
властей, которые выступают их учредителями.

Для платных телеканалов влияние экономических факторов имеет
несколько иные механизмы и воздействует, преимущественно, через доходы
населения, которые также зависят от общей ситуации в национальной экономике,
уровня заработной платы и пенсий, цен на основные товары массового спроса. Если
реальные доходы населения сокращаются, то происходит перераспределение доходов
домохозяйств: их основная часть уходит на продукты питания, одежду, оплату
коммунальных и транспортных, медицинских услуг, а на оплату платного телевидения
средств может уже не остаться. Поэтому платные телеканалы также значительно
зависят от макроэкономических факторов в государстве.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТОВ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СМИ 1.1.
Система факторов влияния на деятельность СМИ Факторы, оказывающие то или иное влияние на развитие
определенных процессов и объектов, традиционно классифицируются на две основные
группы: внешние и внутренние. Такая систематизация детерминантов характерна для
всех уровней управления и всех отраслей деятельности. Не являются исключением и
средства массовой информации.

Внешние факторы формируют определенную маркетинговую среду.
Ее элементы создают определенные условия для взаимоотношений каждого СМИ с его
потенциальными и существующими потребителями, спонсорами, рекламодателями,
инвесторами и т.д. Большинство исследователей, описывая систему факторов
влияния на те или иные субъекты, выделяют макросреду и микросреду.

Спецификой факторов макросреды является то, что их
воздействие на деятельность СМИ может быть прямым (например, принятие
нормативно-правового документа об ограничении времени рекламы в телеэфире) или
же непрямым (например, изменение реальных доходов населения, в результате чего
изменяется количество покупателей конкретного издания, абонентов платного
телевидения и т.д.). Но в любом случае сами средства массовой информации
(отдельные редакции, телеканалы, радиостанции) влиять на факторы макросреды
практически не могут. Хотя в общей своей совокупности СМИ как четвертая власть
может несколько изменять макропроцессы в государстве.

Рассмотрим основные факторы макросреды, которые оказывают
влияние на развитие СМИ.

Важной группой таких внешних детерминантов выступают
политические факторы. Как отмечают А.В. Иваньков и К.Н. Тендит, еще совсем
недавно в истории СМИ политический фактор имел значительное негативное влияние
на развитие свободы слова и информации в целом: имело место сверхполитизация российских СМИ, которые находились под
влиянием противоборствующих политико-экономических группировок. Сегодня влияние
политических факторов несколько изменилось: «наблюдается тенденция к усилению
роли государства в формировании информационной политики значимых во
всероссийском масштабе СМИ»[1].

То есть, политические факторы оказывают влияние на функции
СМИ, их информационную наполненность. В авторитарных государствах зачастую СМИ
могут представлять только интересы главенствующей партии, конкретного
партийного лидера страны, выполняя при этом важную идеологическую функцию,
которая становится одной из главных в информационной деятельности.

Если же в государстве царит демократия, функционируют
различные партии, развивается свобода слова, то и функции СМИ становятся более
разнообразными. При этом создаются предпосылки разнообразия контента СМИ,
развития различных жанров (например, журналистских расследований, иных
аналитических жанров) и развития журналистики в целом. Только в демократическом
обществе возможно формирование независимой журналистики. О влиянии политического фактора на развитие СМИ
свидетельствует, в частности, история развития телевидения в России, которая
включает несколько этапов в зависимости от основного влияния политических
факторов:

1) период формирования российского телевидения (1950-е
годы), который характеризуется  активным
строительством по всей стране телевизионных станций, созданием Московского
телецентра, а также возобновлением вещания Ленинградского телецентра. На этом
этапе основным воздействием политических факторов было стимулирующее влияние,
направленное на наращивание инфраструктуры и технических средства телевидения;

2) период построения единой информационно-пропагандистской
системы телевещания в СССР (1960-1980-е годы). Характерным признаком данного
периода был высокий уровень централизации телевещания, строгий контроль
тематики телепрограмм, значительная идеологическая роль телевидения, наличие
цензуры со стороны государства, что ограничивало свободу слова. С 1982 года
телевидение в СССР стало двухпрограммным — начала вещание ещё одна общесоюзная
программа Центрального телевидения, которая стала называться «Вторая программа
ЦТ». С этого момента в большинстве регионов СССР стало доступно два
телеканала  — «Первая программа ЦТ» и
«Вторая программа ЦТ» (вещавшая совместно с региональными окнами)[2], но при этом главным
влиянием политических факторов было идеологическое, ограничение свободы слова; [1]
Тендит К.Н. Теория и практика массовой информации: учеб. пособие. –
Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – С. 32. [2]
Фролов В.В. История становления и развития отечественного телевидения: учеб.
пособие. – Псков: Псковский гос. ун-т, 2018. – С. 25.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы