Магистерский диплом (ВКР) на тему Влияние детско-родительский отношений на учебную мотивации детей в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
79307314700
Введение:
Введение
Актуальность
исследования. На сегодняшний день начальная школа
претерпевает серьезные изменения, которые связаны с новыми целями обучения.
Современный подход обучения младших школьников заключается в формировании
субъективной учебно-познавательной мотивационной деятельности. При этом для
формирования такой деятельности важно побуждать и развивать познавательный
интерес каждого ребенка в ходе учебной деятельности. Данный процесс достаточно
сложный, поэтому требует системного похода для его осуществления.
Федеральный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС НОО) определяет важность социальной
значимости процесса формирования у обучающихся учебно-познавательной мотивации,
направленной на разработку моделей обучения, которые будут гарантировать их
достижение в будущем, основные цели, среди которых выделяется развитие личности
обучающихся, их творческих способностей, интереса к процессу обучения и
развитие умений учиться.
При этом одна из важных
задач, которая стоит перед психологией и педагогикой, заключается в
формировании активной личности, которая будет мотивированна на деятельную
жизненную позицию. В связи с этим необходимым считается изучение роли мотивации
в учебной деятельности. Отмечается, что становление субъекта деятельности,
который способен сознательно ставить жизненные цели и добиваться их,
обеспечивается мотивацией достижения, отражающей ценностное отношение индивида
к себе как к личности и к учебной деятельности.
На актуальность изучения
так же указывает тот момент, что в период младшего школьного возраста
формирование такого качества как мотивация представляется в группе социально
важных, поскольку оказывают влияние на реализацию личности в социуме, построение
межличностных отношений, достижений в поставленных целях и т.п. Притом, что развитие
ребенка взаимозависит от семьи, которая оказывает влияние на то, каким будет
расти ребенок. Другими словами, тип семьи, в которой воспитывается ребенок,
определяет формирование его установок и ожиданий, систему взглядов и отношений
с окружающими.
Проблема мотивации,
мотивов поведения и учебной деятельности одна из стрежневых в психологии.
Большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н.
Леонтьев, Д.И. Узнадзе), так и зарубежных авторов (Г. Холл, Л. Мюррей, А.
Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) посвящено изучению и разработке вопроса мотивации.
Среди отечественных ученых проблемой развития положительной мотивации в учебной
деятельности детей младшего школьного возраста занимались В.С. Выготский, В.В.
Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Особенности семьи,
семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали
многие исследователи, среди которых можно назвать Ю.П. Азарова, Д.Н. Добровича,
А.И. Захарова, А.С. Спиваковскую, А.Я. Варгу, Э.Г. Эйдемиллера, Ю. Гиппенрейтера,
М. Буянова, 3. Матейчек, С.В. Ковалёва, Н.В. Бондаренко и других.
Целью
работы является изучение влияния детско-родительских
отношений на особенности формирования учебной мотивации в младшем школьном
возрасте.
Поставленная цель
предполагает решение следующих задач
исследования:
1. Изучить сущность
учебной мотивации и факторов, влияющих на нее.
2. Охарактеризовать роль
семьи в формировании учебной мотивации.
3. Рассмотреть стили детско-родительских отношений и их влияние на
учебную мотивацию учащихся начальных классов.
4. Описать выборку и
этапы исследования влияния
детско-родительских отношений на учебную мотивацию.
5. Описать авторские
методики исследования детско-родительских
отношений и учебной мотивации.
6. Охарактеризовать типы
привязанности и представления о родителях и их типах воспитания младших
школьников.
7. Проанализировать
полученные результаты сформированности учебной мотивации.
8. Апробировать
результаты исследования.
Объектом
исследования выступает учебная мотивация в младшем
школьном возрасте.
Предметом
исследования является влияние детско-родительских
отношений на формирование учебной мотивации младших школьников.
Методы
исследования, примененные в работе следующие:
1. Теоретический (анализ,
синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический
(анкетирование, тестирование младших школьников).
3. Количественный и
качественный анализ полученных данных.
Практическая
значимость исследования состоит в том, что полученные результаты влияния
детско-родительских отношений на формирование мотивации к учебной деятельности
могут быть использованы в современных образовательных организациях при
формировании у детей младшего школьного возраста учебно-познавательной
мотивации, а также психологами при работе с детьми, имеющими отрицательную
учебную мотивацию
Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав
(теоретической, аналитической и практической), заключения и списка использованных
источников.
Заключение:
Заключение
Младший школьный возраст
занимает важное место в изучении педагогической и возрастной психологии. В это
время протекает освоение учебной деятельности, формирование произвольности
психических процессов, возникновение рефлексии и самоконтроля, действия начинают
соотноситься со внутренним планом.
Основной деятельностью в
младшем школьном возрасте становится учебная, которая выступает одним из важных
факторов, влияющих на построение детско-родительских отношений и внутрисемейное
общение. Вопрос об отношении учебной деятельности и развития младших школьников
можно назвать центральным, так как без него нет возможности поставить и решить
проблемы педагогической психологии. Данный вопрос остается актуальным и в
современном обществе. Многие теоретические и практические проблемы современной
педагоги и педагогической психологии могут быть решены в зависимости о того,
насколько разносторонне и глубоко рассматриваются проблемы развивающего
обучения.
Мотивация к учебе
определяется многими факторами, одним из которых выступает семейное воспитание
в младшем школьном возрасте. Мотивационный компонент умения учащихся является
базовым для становления младшего школьника как субъекта учения, поскольку
именно он побуждает к активному учебному познанию.
Под стилем воспитания мы
определили способ взаимоотношений в семье, комплекс приемов и методик
воздействия на ребенка, которыми пользуются родители, характеризующиеся уровнем
опеки, попечительства, контроля, характером воздействия на поведение ребенка со
стороны родителей, качеством психоэмоциональных контактов между детьми и
взрослыми, запретами и прочее. Существует множество классификаций стилей
семейного воспитания. Традиционной считается классификация Д. Баумринд,
состоящая из 4 таких типов: авторитарный стиль воспитания, либеральный и
демократический стиль воспитания.
Подводя итог изложенному,
подчеркнем, что обучение младших школьников полевмотивировано, формирование
полноценной мотивации требует системных воздействий. Соотношение между внешними
и внутренними стимулами учения младших школьников динамично, что обусловлено
как возрастными, так и индивидуальными особенностями отношения детей к
познанию, сформированностью всеобщей готовности к обучению, влиянием учебной и
семейной среды. В процессе исследования определены проявления негативного
влияния на мотивационную составляющую учения, обусловленные разными факторами
(нарушение доверия между учеником и учителем, сложности в межличностных
отношениях между одноклассниками, невнимательность родителей к учебным
проблемам ребенка, высокая «стоимость» учебных достижений отдельных детей,
несправедливая оценка и т.д.).
Важнейшими дидактическими
условиями успешного формирования у учащихся положительной мотивации является
обеспечение субъектности обучения, гуманизация учебного взаимодействия,
разнообразие организационных форм, справедливая оценка, благоприятная
развивающая среда, эмоциональность и проблемность содержания и методики
обучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретические подходы к
исследованию детско-родительских отношений, влияющих на учебную мотивацию
младших школьников
1.1. Сущность учебной мотивации и факторы на нее влияющие
Исследование
мотивации является одной из базовых проблем психологии и педагогики. Ее
значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил
его деятельности, поведения. Мотивация является фактором воздействия на
эффективность обучения, успеваемость образовательного процесса. Любая
деятельность должна перспективы стать более эффективной и принести качественные
результаты при наличии у личности сильных, глубоких мотивов, повышающих
активность, влияющих на противодействие препятствиям, настойчивость в
достижении поставленных целей. Это касается и учебной деятельности, которая
является более успешной при условии сложившегося положительного отношения к
обучению, познавательному интересу, потребности в получении знаний, умений и
навыков. Педагогическое влияние должно быть направлено на повышение
успеваемости младших школьников, поэтому и на повышение уровня положительной
мотивации к обучению.
Мотивация деятельности
учащегося, по мнению Л.Ю. Шкежевой, является первой и основной задачей учителя.
Без мотивации невозможно решить никакие педагогические задачи [78]. Мотивация
рассматривается как система побуждений, которые обуславливают активность
организма и определяют направленность человека, обуславливая тот или иной
поступок [64].
Исследуя проблему
мотивации, А.С. Рысаева отмечает, что мотивировать – означает создать тягу или
потребность, которые побуждают человека поступать с определенной целью. Тогда
задействованы важнейшие интересы человека, создаются условия для самореализации
в процессе жизнедеятельности [64].