Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Влияние бессознательного личности на построение бизнеса

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
ЛИЧНОСТИ.. 8

1.1. Психика и ее структурные компоненты.. 8

1.2. Сознательное и бессознательное личности в контексте
традиционной психологии  19

1.3. Модели личности в психологии. 26

1.4. Влияние бессознательного на поведение личности. 37

Выводы по первой главе. 43

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
НА ПОСТРОЕНИЕ БИЗНЕСА.. 46

2.1. Организация и методики исследования. 46

2.2. Результаты исследования. 59

Выводы по второй главе. 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 78

ПРИЛОЖЕНИЯ  85

  

Введение:

 

Бессознательное личности непосредственно
влияет не ее поведение, отношение к окружающему и всему миру. Во многих случаях
человек даже не задумывается над тем, как поступить в той или иной ситуации, а
выполняет действия как бы автоматически. Аналогичная ситуация наблюдается и в
построении бизнеса. Иначе говоря, бессознательное влияет на выбор стратегии
ведения бизнеса, взаимодействие с сотрудниками, клиентами и пр. однако данный
вопрос на сегодняшний день остается недостаточно теоретически разработанным и
исследованным с практической точки зрения.

Актуальность темы исследования. Научно-психологический
интерес к проблеме познания бессознательных аспектов начал реализовываться в
философии романтического периода (начало XIX в.). Бессознательное толковалось
как сокровенная глубинная сфера психики, другая реальность. Исследование бессознательного
предусматривало значительные трудности в силу труднодоступности его смыслов[1].

Деятельностный подход, который доминировал
в советской психологии, сосредоточивая внимание на связи психики с практикой,
несколько обесценивал функции внутренних детерминант феномена психического.
Именно поэтому считалось, что сознание – высший уровень регулирования характера
деятельности на основе принятых человеком ценностей и моральных норм. Для
коммунистической морали была неприемлемой мысль о том, что человек не является
хозяином своего внутреннего мира, поскольку тогда было бы нужно признать существование
бессознательных душевных процессов, которые не подлежат контролю со стороны
человеческого разума.

В те времена считалось, что моральные
нормы становятся интегративным компонентом жизни личности под влиянием
идеологии и поэтому почти не учитывалось наличие бессознательной инстанции
психики со всем ее функциональным богатством, автономией и взаимосвязями с
сознательным. В результате в деятельностном подходе сознательное играло
доминирующую роль, что приводило к упрощенному пониманию мотивов поведения
субъекта. При этом вне исследований оставалось не только бессознательное как
внутренний феномен, который не вписывался во внешне детерминированную категорию
психического, но и такие понятия, как немотивированные поступки, иррациональные
действия, инфантильные и регрессивные проявления поведения. Поэтому из
активного категориального аппарата психолога тех времен выпал сам феномен
бессознательного, а затем и не исследовались взаимосвязи между сознательным и
бессознательным. Поэтому в тогдашней психологии не находилось места
психологическим защитам, не говоря уже о таких понятиях, как вытеснение,
сопротивление, закон вынужденного повторения и тому подобное.

В результате такого
дискретно-одностороннего понимания к сущности феномена психического усилия
исследователей по своей новизне и адекватностью получаемых результатов не
способствовали продвижению вперед. Иными словами, психологи советского периода
искали ключик к психологическим знаниям там, где было светло от лучей коммунистической
идеологии. В результате в психологии создавалась иллюзия фундаментальных и
прикладных исследований, бесплодных по своей практической способности, с
фрагментарным пониманием психического, которое приводило артефакты. Именно на
таком «дисфункционально-научному фоне» зародилась в 70-80 годы практическая
психология, которой было трудно опираться на академическую, которая не была «хозяйкой
феномена психического». В отличие от академической, практическая психология
может развиваться, только учитывая целостный феномен психики и утверждая
понимание сознательного и бессознательного в их взаимосвязях во время
профессиональной психологической практики. Правда отдельные научные школы,
прежде всего грузинская, прилагали значительные усилия к обоснованию проблемы
бессознательного, о чем свидетельствует Международный конгресс в Тбилиси и
опубликования четырехтомника «Бессознательное» в 1978 году.

Однако подавляющее большинство психологов
не имели должного научно-практического обоснования, методологического уровня
для адекватного восприятия проблемы бессознательного в контексте
функционально-целостного развития психики. Психологическое научное сообщество и
по сей день движется в дискретно-деятельностном направлении. Категорию же
бессознательного многие специалисты периодически вспоминают, но она все еще не
приобретает действенности и существенного влияния на содержание и характер
исследований. Сегодня наметилась тенденция к практической ориентации части
психологических исследований.

Научно-теоретическое обоснование
содержания бессознательного было осуществлено в психоанализе З. Фрейдом. Ученым
было доказано особенность формирования бессознательного, которая основывалась
на способности психики вытеснять невосприимчивые притязания, переживания,
желания и тому подобное. Вытесненное в бессознательное содержания обусловливают
семантическую наполненность сновидений, проявляются в оговорках, описках,
юморе, шутках[2].
Разработанный З. Фрейдом[3] метод свободных ассоциаций
способствует целенаправленному познанию бессознательных аспектов психики
субъекта.

Значительный вклад в углубление теории
бессознательного был сделан К.Г. Юнгом[4]. Исследовав наличие
коллективного пласта, психики автор прослеживает возможность ее познания через
анализ и толкование символической продукции психики (речь, произведения
искусства, мифология и т.д.)[5]. Возможность познания
бессознательного обеспечивает разработанный академиком АПН Украины, доктором
психологических наук, профессором Т.С. Яценко метод анализа тематических
психорисунков[6].
Этот метод является целостным, высоко способным способом диагностирования
бессознательных содержаний психики. Особенностью комплексов психорисунков
является способность выявлять бессознательные содержания в их логической
завершенности. Рисунок дает возможность воспроизводить в образах
действительность и проектировать в них бессознательные содержания психики.
Диагностическая способность рисунка заключается в возможностях совместить
внешние и внутренние миры в образах и определенных символах, а это дает возможность
наблюдать и проникать в бессознательные аспекты психики субъекта. Практика
работы с рисунками базируется на спонтанности проективных изображений,
поскольку только свободные движения руки позволяют проектировать образы
заблокированных сознанием импульсов.

Основной корпус представлений о развитии
личности и психики, сформированный работами З. Фрейда и его соратников,
существенно дополнен и трансформирован в теории объектных отношений (М. Кляйн,
М. Малер, Д.В. Винникотт), эго-психологии (Г. Фрейд, Х. Кохут, Э.
Эриксон), индивидуальной психологии А. Адлера и юнгианства, структурном
психоанализе (Ж. Лакан, Ж.-А. Миллер).

Однако, нами не было обнаружено
исследований, в которых рассматривается влияние бессознательного личности на
построение бизнеса. Всем этим и обусловлена актуальность темы данного
исследования.

Объектом исследования является
бессознательное личности.

Предметом исследования является
влияние бессознательного личности на построение бизнеса.

Цель исследования состоит
в определении особенностей влияния бессознательного личности на построение
бизнеса.

Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что бессознательное личности оказывает непосредственное
влияние на построение бизнеса.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность психики и ее структурные
компоненты.

2. Раскрыть сущность сознательного и
бессознательного личности в контексте традиционной психологии.

3. Описать модель личности в психологии.

4. Рассмотреть влияние бессознательного на
поведение личности.

5. Провести эмпирическое исследования
влияния бессознательного на построение бизнеса.

Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования; синтез и обобщение; диагностика.

Теоретическая значимость исследования состоит
в обобщении материала и специфике бессознательного личности и расширении
понятия бессознательного личности.

Практическая значимость исследования состоит
в рассмотрении и определении влияния бессознательного личности на построение
бизнеса; а также в том, что собранный нами теоретический и эмпирический
материал можно использовать в дальнейших исследованиях данной проблемы.

Исследовательская база:
2 бизнесмена в возрасте 35 и 40 лет.

Структура работы обусловлена целью и
задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы. [1] Ярошевский М.Г. История психологии
/ М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1985. – 575 с. [2] Фрейд 3. Остроумие и его отношение
к бессознательному / З. Фрейд. – СПб.: Алетея, 1998. – 308 с. [3] Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии:
Учебное пособие для студентов вузов / Л.Ф. Бурлачук, И.А. Грабская, А.С.
Кочарян. – К.: Ника-Центр; М.: Алетея, 1999. – 320 с. [4] Хьелл Л. Теории личности (Основные
положения, иследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Ком.,
1999. – 608 с. [5] Юнг К.Г. Избранное / Пер. с нем.
Е.Б. Глушак, Г.А. Бутузов и др.; Отв. ред. С. П. Удовик. – Мн.: ООО «Попурри»,
1998. – 437 с. [6] Яценко Т.С. Психоаналитическая
интерпретация комплекса тематических психорисунков (глубиннопсихологический
аспект) / Т.С. Яценко, Я.М. Кмит, Л.В. Монашенская. – М.: СИПРИА, 2000. – 230
с.; Яценко Т.С. Психологические основы групповой психокоррекции / Т.С. Яценко.
– К.: Лыбидь, 1996. – 264 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования
была достигнута его цель – выявлено влияние бессознательного на построение
бизнеса.

Достижению поставленной цели
способствовало решение ряда задач:

1. Рассмотрена сущность психики и ее
структурных компонентов. Анализ литературы позволил сделать вывод, что психика
человека – это система, которая обладает идеальной (сознания, личности,
когнитивной сферы) и материальной (биологического базиса) структурой. Сознание
является наиболее сложным элементом структуры психики для психологического
исследования.

2. Раскрыта сущность сознательного и
бессознательного личности в контексте традиционной психологии. В результате
проведенного анализа литературных источников показал, что сознание и
бессознательное всегда находятся в компенсаторном или комплиментарном отношении
друг к другу. Между ними существует тесная и неразрывная связь. По мнению
К.Г. Юнга, личностное бессознательное охватывает конфликты, воспоминания,
чувственные впечатления, которые когда-то были сознательными. Коллективное
бессознательное представлено архетипами – первичными психическими образами.
Содержания коллективного бессознательного принадлежат всему человечеству,
этносу, народу, группе.

3. Описаны модели личности в психологии.
Установлено, что личность в психологии – это человек, который взят в системе
его социально обусловлены психологических характеристик, которые проявляются в
общественных по своей природе связях и отношениях, являются устойчивыми,
определяют нравственные поступки человека, имеют существенное значение для него
самого и для окружающих.

Традиционно к структуре личности в
отечественной психологии относят способности, темперамент, характер, волевые
качества, эмоции, мотивацию, социальные установки.

4. Рассмотрено влияние бессознательного на
поведение личности. Анализ литературных источников позволил выделить три уровня
бессознательного. Каждый уровень недоступен сознанию, однако каждый из них обладает
своей природой образования и влияния на поведение и сознание личности.
Главенствующая роль отведена связи между компонентами бессознательного, которые
помогают индивидууму пройти от глубоких бессознательных психологических
детерминантов до осознания, формирования значения и поведения личности.

5. Проведено эмпирическое исследования
влияния бессознательного на построение бизнеса, что позволило подтвердить
гипотезу исследования: бессознательное личности оказывает непосредственное
влияние на построение бизнеса.

В исследовании приняли участие 2 успешных
бизнесмена – Виктор и Дмитрий. Возраст испытуемых 35 и 40 лет соответственно.
Бизнес Дмитрия является более успешным, чем бизнес Виктора.

Исследование показало, что у Виктора
преобладают следующие типы: добросовестный, преданный; у Дмитрия –
добросовестный, бдительный, самоуверенный, агрессивный. Бизнесмен Виктор
–экстраверт, Дмитрий – интроверт. Бизнесмену Виктору свойственен архетип «Воин»,
бизнесмену Дмитрию – архетип «Правитель».

Обобщенные данных,
полученные в результате применения проективных методик с картинками позволили
сделать вывод, что бизнесмен Дмитрий, бизнес которого является более успешным,
обладает характеристиками лидеров, истинных бизнесменов. Виктор обладает множеством
задатков хорошего бизнесмена, ему свойственна коммуникабельность и более важны
межличностные отношения с окружающими.

 

Фрагмент текста работы:

 

В настоящее время психика человека
является предметом научных дискуссий[1].

Под термином «психика» (др.-греч. ψῡχικός
– душевный, духовный) понимается форма активного отображения человеком
объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия
высокоорганизованных живых существ с внешним миром[2].

Е.В. Щербина отмечает, что психика
человека – это отражательно-регуляционная деятельность, которая обеспечивает активное
взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения всего общечеловеческого
опыта. Психика человека является очень сложной системой, которая состоит из
отдельных подсистем, элементы иерархически организованы и порой изменчивы.
Основное свойство психики – это целостность, нерасчлененность и системность.
Она обеспечивает и формирует контакты субъекта с действительностью. Психология
и многие психологи изучают свойство головного мозга, которое заключается в
психическом отражении материальной действительности. В результате, которого формируются
идеальные образы реальной действительности, которые необходимы для взаимодействия
организма с окружающей средой. Но образы возникают у разных людей по-своему. Они
чаще всего зависят от знаний, опыта, потребностей, интересов, психического
состояния и т.д. Психика – это и есть субъективное отражение объективного мира[3].

Выделяются две точки зрения относительно
природы психики. Она представляет собой:

1) побочный продукт развития нервной
системы человека. Психика является случайным образованием и не связана с
эволюционным процессом;

2) биологически и социально
детерминированный механизм адаптации человека к условиям окружающей
действительности. Развитая психика позволила виду Homo Sapiens занять
главенствующее положение на планете, обусловливая обеспечение пищевой,
физической безопасности, производства орудий труда и оружия,
научно-технического прогресса, преобразования окружающей среды, создания
сложных социальных структур. Решение этих концептуальных задач дало возможность
человеку подняться на вершину эволюционной цепи не в результате физического
превосходства над другими биологическими видами, но посредством развития
нервной системы и психики[4].

Считаем, вторую точку зрения более
обоснованной.

Изучение такого сложного и многогранного
объекта, как психика, относится к предметному полю ряда научных дисциплин.

С определенной долей условности они могут
быть разделены:

– на естественно-научные (биофизика,
биохимия, биология, психобиология, физиология, медицина, нейронауки,
антропология);

– гуманитарные (психология, педагогика,
социология, политология, этика, юриспруденция (правоведение), культурология,
религиоведение, философия)[5].

Рассмотрение одного и того же объекта с
разной степенью приближения – от микро- до макроуровней, предполагающих высокую
степень абстракции, позволяет провести его комплексное исследование. Системы
норм, применяемые в естественно-научных дисциплинах, характеризуются бо́льшей
объективностью и однозначностью по сравнению с гуманитарными. Следует отметить,
что методологический базис психологии, опирающейся на совокупность концепций
естественных и гуманитарных наук, позволяет получить верифицированные и достоверные
результаты исследования.

Очевидно, что многообразие научных
подходов к рассмотрению феномена психики обусловливает широкий диапазон видов
норм, использующихся для ее оценки[6].

На основе анализа литературных данных и
результатов эмпирических исследований установлено: психика человека есть
системное образование, состоящее из нескольких подсистем. Идеальная структура
психики представлена тремя подсистемами: сознанием, личностью, когнитивной
сферой; материальная – биологическим базисом.

Рассматриваемая модель обладает некоторой
степенью условности и не предполагает соблюдение масштаба. Структура психики
представлена равнозначными системными элементами. Увеличенное изображение
личности обусловлено приоритетными направлениями научных исследований авторов[7].

Психика свойственна и
животным, и людям, однако психика человека, как высшая форма, обозначается еще
и таким понятием как человеческое «сознание». Следует отметить, что понятие
психики намного шире, чем понятие сознания, потому что психика включает в себя
сферу, как подсознания, так и надсознания людей («Сверх Я»)[8]. [1] Братусь Б.С. «Психика» и
«личность» в отсутствии «души» и «духа» / Б.С. Братусь // Консультативная
психология и психотерапия. – 2014. – № 5. – С. 118-138; Соколова Е.Е. Психика:
форма или функция деятельности? (К дискуссиям во внутреннем оппонентном круге
школы А.Н. Леонтьева) / Е.Е. Соколова // Вопросы психологии. – 2018. – № 2. –
С. 100-110. [2] Большой психологический словарь /
ред.: Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М.: АСТ, 2009. – 816 с. [3] Щербина Е.В. Структура психики
человека / Е.В. Щербина // International scientific review. – 2017. – №3 (34).
– С. 96-97. [4] Шелехов И.Л. Системные
исследования психики человека: структура, функции, феномены / И.Л. Шелехов,
Г.В. Белозёрова, Т.Г. Гадельшина // Ped.Rev. – 2019. – №2 (24). – С. 179-189. [5] Шелехов И.Л. Системные
исследования психики человека: структура, функции, феномены / И.Л. Шелехов,
Г.В. Белозёрова, Т.Г. Гадельшина // Ped.Rev. – 2019. – №2 (24). – С. 179-189. [6] Большой психологический словарь /
ред.: Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М.: АСТ, 2009. – 816 с.; Гадельшина Т. Г.
Методология и методы научных исследований / Т.Г. Гадельшина, И.Л. Шелехов. –
Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. – 264 с. [7] Шелехов И.Л. Структура личности в
контексте системных исследований / И.Л. Шелехов, Г.В. Белозёрова //
Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+. XXII Междунар. конф. студентов,
аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 16–20 апреля 2018 г.).
– Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. – Т. III. – С. 42-58. [8] Щербина Е.В. Структура психики
человека / Е.В. Щербина // International scientific review. – 2017. – №3 (34).
– С. 96-97.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы