Магистерский диплом (ВКР) на тему Управление системной инженерией: новая специальность в оборонной отрасли
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Литературный обзор развития системной инженерии в России. 4
1.1
Системная инженерия в России. 4
1.1.1
Опыт создания сложных систем «с нуля». 4
1.1.2
Системотехника. 5
1.1.3
Теория систем и системный анализ. 6
1.1.4
СМД-методология. 14
1.1.5
Автоматизация производства и управления. 16
1.1.6 Методы исследования. 17
1.2
Особенности оборонной отрасли в контексте подходов системной инженерии 19
1.2.1
Примеры систем большого масштаба. 19
1.2.2
Основные задачи становления системной инженерии в оборонной отрасли России. 29
1.2.3
Особенности оборонной отрасли с точки зрения системной инженерии 36
2.
Научная часть. Управление системной инженерией. 37
2.1
Постановка научной задачи по общим подходам к подготовке предложений и технического задания. 37
3.
Организационная часть. 62
3.1 Иерархическая структура работ. 62
3.1.1 Элементы типичной иерархической структуры работ. 62
3.1.2 Составление сметы и контроль ее исполнения. 67
3.1.3 Метод критического пути. 68
3.2 План управления системной инженерией. 69
3.2.1 Элементы
типичного плана управления системной инженерией. 69
Заключение. 74
Список
литературы.. 75
Введение:
Основная организация,
которая определяет политику в рассматриваемой в данном исследовании
проблематики — INCOSE (Международный совет по системной инженерии).
Интеллектуальные
устройства — неотъемлемая часть нашей жизни. С их помощью мы отслеживаем
почтовые отправления, управляем светофорами, самолетами и находим нужный
маршрут. Это ключевой элемент систем и услуг, которыми мы пользуемся каждый
день, — от “умных” телефонов и автомобилей, до технологий, применяемых в
медицине, аэрокосмической и оборонной промышленности.
Интеллектуальные,
технически оснащенные и взаимосвязанные устройства выводят нас на принципиально
новый уровень взаимодействия друг с другом и окружающей средой. Различные
комбинации элементов электроники, датчиков, программного и аппаратного
обеспечения помогают нам создавать все новые многофункциональные устройства,
учитывающие потребности каждого из нас. А безграничные фантазия и изобретательность
позволяют нам разрабатывать сотни инновационных, специализированных и
персонифицированных систем и услуг.
При разработке
интеллектуальных устройств, в том числе в оборонной сфере, главная задача — это
правильная организация: мы должны максимально эффективно интегрировать сложные
комбинациии различных технологий, чтобы реализовать интеллектуальную и
комплексную “систему систем”, которая будет соответствовать поставленным целям.
Все это становится возможно благодаря такому понятию, как системная инженерия.
Цель исследования —
определить и усилить место дисциплины «системная инженерия» в процессах
создания и эксплуатации сложных технических систем в оборонной отрасли
промышленности и разработать инструмент ее масштабирования. Инструментарий
работы — создание примерной программы повышения квалификации.
Заключение:
Практическое освоение
подходов и методов системной инженерии должно стать базовой задачей крупных
промышленных компаний оборонной отрасли России.
Это потребует
переосмысления и внедрения новых методов и инструментов управления жизненным
циклом технических систем, и для организации данной работы необходимо будет
создавать корпоративные центры компетенций по системной инженерии.
Задачей таких центров
будет не только освоение и применение для решения практических задач новых
стандартов, методов, инструментов, но и формирование специальных условий для
интенсивного «выращивания» системных инженеров организации. Создание «центров
компетенций» в сферах, сохраняющих научно-технические заделы мирового уровня,
предусматривает Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.
Важно организовать
межкорпоративный обмен профессиональным опытом и координацию исследовательских
программ, направленных на адаптацию и развитие различных методов и инструментов
в применении к техническим системам в российской промышленности.
Кооперация
профессионального сообщества системных инженеров может быть организована на
координационных площадках различного типа, например, на базе российского
отделение INCOSE.
Необходимо организовать
разработку стандартов в отраслях промышленности на основе лучшей практики
управления жизненным циклом технических систем и использования подходов и
методов системной инженерии.
Фрагмент текста работы:
Литературный обзор развития системной инженерии в России 1.1 Системная инженерия в России 1.1.1 Опыт создания сложных систем «с нуля» В СССР было реализовано большое количество сложных и
крупных проектов, как гражданских, так и военных [1].
В качестве примеров можно назвать Новокузнецкий и
Магнитогорский металлургический комбинаты, Волжский каскад ГЭС, АвтоВАЗ,
проекты по созданию крупнейших нефтегазовых промыслов, атомного оружия и
атомных электростанций, и, разумеется, космическую программу.
Соответственно, был накоплен колоссальный опыт как в
области управления проектами и процессами, так и в области собственно
инженерной.
Таким образом, вопрос о том, существовали ли в СССР
системные инженеры (не по названию, а по сути), даже не рассматривается.
Например, генеральный конструктор С. П. Королёв,
согласно мнению современных специалистов — это настоящий «стихийный» системный инженер.
Слово «стихийный» означает отсутствие специального
образования, поскольку ни системных инженеров, ни генеральных конструкторов в
советских вузах не готовили.
В
Советском Союзе существовал высокий уровень секретности, вследствие чего
информация об управленческих и инженерных методологиях была и до сих пор
остаётся недоступной исследователям, а большинство инженерных руководителей
этих проектов уже ушли из жизни.
Это,
к сожалению, привело к тому, что имеющийся комплексный опыт создания сложнейших
социотехнических систем «с нуля» остался фактически вне системы образования и
инженерной науки СССР и России.
Данный
вопрос ещё только ждёт своих исследователей.