Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Менеджмент образования

Магистерский диплом (ВКР) на тему Управление профессиональным развитием молодого специалиста (МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ В Школе)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

Глава 1.
Теоретические основы управления профессиональным
развитием молодого специалиста в условиях общеобразовательной
организации……………..……8

1.1. Сущность понятия «профессиональное развитие молодого
специалиста»  8

1.2. Профессиональное становление и развитие педагога…………………….12

1.3. Управление профессиональным развитием педагогов……………………16

1.4. Формы и виды управления профессиональным развитием
молодых специалистов в условиях учреждения общего образования…………………..22

Выводы по 1 главе………………………………………………………………..30

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……….32

2.1. Методика эксперимента и исследование уровня развития
молодых специалистов……………………………………………………………………..32

2.2. Разработка и реализация проекта управления развитием
молодых специалистов в условиях общеобразовательной организации………………..37

2.3. Оценка эффективности разработанного проекта………………………….61

Выводы по 2 главе………………………………………………………………….72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..74

Список литературы………………………………………………………….77

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….83

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. В условиях модернизации современной системы образования,
расширением требованием к профессиональному мастерству педагогических
работников, возможностей профессиональной самореализации личности в сфере
образования и осознание ответственности за специалистов за собственное
профессиональное развитие создает необходимость управления этим процессом.

Управление
профессиональным развитием рассматривается как один из аспектов педагогического
менеджмента наряду с управлением персоналом и управлением качеством
образования.

Реалии
сегодняшнего дня требуют от педагога высокого уровня профессионализма, творческой
социально-профессиональной активности и способности совершенствоваться на
протяжении всей профессиональной деятельности.

В
ряде психолого-педагогических трудов подчеркивается, что начало педагогической
карьеры является важным этапом в процессе профессионального развития. Практика
показывает, что в условиях стремительных изменений мира адаптироваться к новым
условиям профессиональной деятельности за максимально короткое время без специально-организованной
помощи достаточно сложно. Очерченный вопрос можно решить, целенаправленно
руководя профессиональным развитием молодых специалистов через всестороннюю
поддержку непосредственно на рабочем месте.

Наиболее
активно проблема управления профессионального развития развивалась в теории
педагогической наукиначиная с XIX века (Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский), различные
аспекты данной проблемы исследовались в ХХ веке (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко
и другие). Актуальными в контексте исследования являются
психолого-педагогические труды по развитию и саморазвитию личности (Г. Балл, И.
Бех, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Молодых специалистов как специфическую
категорию трудовых ресурсов исследовали И.С. Кон; профессиональные затруднения
начинающих педагогов К.А. Абульханова-Славская.

Итак,
анализ научных источников, с одной стороны, подтвердили наличие научной основы
исследования проблемы профессионального развития молодых педагогов в условиях
учреждений образования, с другой — выявили ряд противоречий между:


современными требованиями общества к высококачественному уровню профессионализма
молодых специалистов образовательной сферы и неудовлетворительным состоянием
реализации этой задачи в современной образовательной среде;


признанием успешного профессионального старта молодого педагога и его дальнейшего
профессионального развития и отсутсвием целостной системы управления
профессионального развития молодого специалиста в условиях общеобразовательной
организации.

Объектом
исследования выступает профессиональное развитие молодого специалиста в
общеобразовательной организации.

Предмет
исследования — процесс управления профессиональным развитием молодого
специалиста в общеобразовательной организации.

Цель
исследования – на основе анализа научных источников по проблеме
профессионального развития разработать, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность модели управления профессионального
развития молодых педагогов в учреждениях образования.

Гипотеза
исследования: считаем, что процесс управления профессиональным развитием
молодого специалиста в общеобразовательной организации будет проходить более
успешно, если будут соблюдены следующие условия:

— разработка и реализация
индивидуальной программы профессионального развития молодого педагога в
условиях учреждения образования;

— внедрение технологии
профессионального развития молодых педагогов;

— создание в коллективе благоприятной
психологической атмосферы творческого партнерского взаимодействия.

Задачи
исследования:

1.
Путем анализа источников уточнить сущность категорий «профессиональное развитие
молодых педагогов в учреждениях образования».

2. Определить
особенности управлением профессиональным развитием молодых педагогов в ОО.

3. Разработать
и теоретически обосновать условия управления профессиональным развитием молодых
педагогов в учреждениях образования.

4.
Экспериментально проверить эффективность условий управления профессиональным развитием
молодых педагогов в учреждениях образования.

Теоретико-методологическую
основу исследования составляют:

— проблемы
профессионального развития и формирования профессиональной компетентности
педагогов (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, М.И. Лукьянова и другие);

— концептуальные
основы гуманной педагогики (П.Ш. Амонашвили, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская,
М.В. Кларин, И.С. Якиманская и другие);

— теоретические
основы управления учреждениями образования (В.Ю. Кричевский, В.А. Сластенин,
В.П. Беспалько, В.И. Слободчиков другие).

Для
реализации цели и решения задач исследования были применены следующие методы: — теоретические:
анализ и синтез источников исследуемой проблемы, изучение
психолого-педагогической литературы, методы сравнения, классификации,
систематизации и обобщения теоретических и экспериментальных данных для
определения критериев, показателей, уровней профессионального развития молодых
педагогов; теоретическое моделирование,

— эмпирические:
коллективные и индивидуальные беседы, тестирование, ранжирование, педагогический
эксперимент,

— методы
математической статистики для обработки результатов экспериментальных данных и
сравнение их с исходными, оценки достоверности различий между показателями
контрольной и экспериментальной групп по результатам экспериментальной работы.

Научная
новизна полученных результатов заключается в том, что: впервые разработана,
теоретически обоснована и экспериментально проверены условия  управления профессиональным развитием молодых
педагогов в учреждениях образования; уточнена сущность  понятия «профессиональное развитие молодых
педагогов в учреждениях образования» как сложной, многокомпонентной,
интегральной характеристики; уточнены компоненты и критерии профессионального
развития молодых специалистов в условиях учреждений образования.

Практическое
значение полученных результатов заключается во внедрении модели по управлению профессионального
развития молодых педагогов в учреждениях образования, а также системы тренингов
для молодых педагогов, системы профессионально-педагогических континуумов для
руководителей учреждений образования по вопросам организации работы с молодыми
педагогами. Полученные результаты могут быть использованы в образовательном
процессе учреждений  образования, во
время преподавания профессиональных дисциплин в учреждениях высшего образования
и во время проведения курсов повышения квалификации педагогов в системе
последипломного педагогического образования.

Структура
исследования. Данная работа представлена введением, двумя главами, заключением,
списком литературы и приложениями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По
результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Понятие «профессионально-педагогическая
деятельность» мы рассматриваем как основу профессионального развития педагога,
как особый вид социальной общественно — полезной деятельности, направленной на
профессиональное развитие молодых педагогов через системное целенаправленное
организованное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса. Исследование
феномена профессионального развития молодого педагога учреждения образования
осуществлено с позиций личностно-деятельностного, субъектного,
акмеологического, аксиологического, системного, компетентностного и
технологического подходов. Понятие «профессиональное развитие в отношении
молодого педагога учреждения дошкольного образования» истолковываем как
многокомпонентную, интегральную характеристику личностно-профессиональных изменений,
обусловленных системой внешних и внутренних воздействий в
профессионально-педагогической деятельности.

2. Успешность и результативность
профессионального развития молодых педагогов в условиях ОО зависит от системы
управленческих воздействий. На основе проведенного исследования понятия
«управление профессиональным развитием молодых педагогов в условиях учреждения
образования» — это система специальных воздействий, которые направлены на
обеспечение тесного взаимодействия опытных и молодых специалистов в реальных
условиях учреждения образования с целью улучшения результатов деятельности ОО,
при условии обеспечения профессионального развития участников образовательного
взаимодействия.

3. Сущность системы управления
профессиональным развитием молодых педагогов в условиях ОО заключается в
упорядочении совокупности организационно-педагогических условий: разработка и
реализация индивидуальной программы профессионального развития молодого
педагога в условиях учреждения образования; внедрение технологии профессионального
развития молодых педагогов на основе наставничества; создание в коллективе
благоприятной психологической атмосферы творческого партнерского
взаимодействия.

4. Экспериментальное
исследование управления профессиональным развитием молодых педагогов в условиях
ОО, в соответствии с существующими требованиями к проведению педагогических
исследований, было осуществлено в несколько этапов: 1) констатирующего, 2) формирующего
и 3) контрольного. Перед проведением констатирующего этапа был проведен пилотный
эксперимент, результаты которого подтвердили актуальность исследования, предоставили
основания для проектирования его содержания, а также обеспечили выбор
диагностических методик исследования. Уровень профессионального развития
молодых педагогов был диагностирован по трем критериям:
мотивационно-ценностному, рефлексивному и когнитивно-креативному.

Формирующий
этап педагогического эксперимента предусматривал осуществление специально
организованных управленческих мероприятий, которые были реализованы на трех
уровнях: административный, коллегиальный, наставнический и оперативный уровни
управления. Апробация технологии профессионального развития молодых педагогов
осуществлена на аналитико-прогностическом, проблемно-поисковом, операционно-технологическом
рефлексивном этапах и с учетом соответствующих содержательных компонентов:
теоретико-целевого, организационно-технологического и
рефлексивно-коррекционного.

Проводились
с молодыми педагогами тренинги, научно-методические семинары по разнообразной
тематикой (постоянно действующего и единичного характера); происходила
реализация групповых мини-проектов исследовательского характера, использованию
ресурса цифровых учебных лабораторий на занятиях профессионального модуля,
курсов, повышение квалификации.

Результаты констатирующего этапа
исследования показали преимущество среднего уровня профессионального развития
молодых педагогов в условиях ОО по всем критериям. Общие результаты
свидетельствуют о том, что большинство молодых педагогов (40%) имеют средний и
низкий уровень профессионального развития, у 20% –высокий уровень. Сравнение
полученных результатов на контрольном этапе исследования с данными
констатирующего исследования продемонстрировали существенную разницу в уровне
профессионального развития. 50% педагогов достигли высокого уровня
профессионального развития, 40% — средний уровень и только 10% остались на
низком уровне. Итак, последовательное выполнение задач опытно-экспериментальной
работы подтвердил эффективность определенных организационно-педагогических
условий по управлению профессионального развития молодых педагогов в ОО.

Таким образом, осуществлена экспериментальная проверка теоретически
определенных организационно-педагогических условий управления профессиональным
развитием молодого специалиста в общеобразовательной организации: разработка и реализация индивидуальной программы
профессионального развития молодого педагога в условиях учреждения образования;
внедрение технологии профессионального развития молодых педагогов на основе
наставничества; создание в коллективе благоприятной психологической атмосферы
творческого партнерского взаимодействия.

Тема
самым поставленная цель достигнута, а гипотеза исследования доказана полностью.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы управления профессиональным развитием молодого специалиста в
условиях общеобразовательной организации 1.1. Сущность понятия «профессиональное развитие
молодого специалиста» Сложность проблемы профессионального
становления и развития заключается в том, что она является объектом изучения
многих наук, То есть имеет междисциплинарный характер. Однако для выяснения
категориального аппарата исследования и понимания ее концептуального
содержания, прежде всего целесообразно глубже раскрыть содержание основных
понятий.

Исходным является понятие «развитие»,
которое и считаем необходимым рассмотреть в первую очередь. Это понятие широко
рассматривается в психологии и педагогике. Так, ученые Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, которые на первый план выдвигают проблемы сложности, стадийности, и
многомерности проблем психического развития человека, проблемы движущих сил,
закономерностей и детерминант его развития, критериев и механизмов [12, 30].

Проведенный анализ научной литературы
свидетельствует, что процесс развития – это движение, имеющее определенную
направленность и тенденции, приводящие к необратимым качественным изменениям в
структуре объекта, к «возникновение новых структурных составляющих объекта –
элементов, связей и зависимостей, составляющих его структуру» [3].

В философских исследованиях анализ
понятия «развитие» основывается на диалектическом учении Гегеля и определяется
как процесс и результат целостной системы изменений [7].

В психологии и педагогике под
развитием понимается процесс изменения в сознании и поведении личности [16],
личности к себе, природы, социума  [28].

Понятие «развитие» тесным образом
связана с категорией «саморазвитие».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы