Магистерский диплом (ВКР) на тему Управление индивидуальной траекторией для творческого развития личности в условиях цифрового образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы управления индивидуальной траекторией творческого развития личности в условиях цифрового образования 9
1.1. Творческое развитие личности в условиях цифрового образования 9
1.2. Сущностная характеристика управления индивидуальной траекторией творческого развития личности в условиях цифрового образования 20
1.3. Содержание технологического процесса управления индивидуальной траекторией творческого развития личности учителя в условиях школьного цифрового образования. 23
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности управления индивидуальной траекторией творческого развития личности учителя в условиях цифрового образования в МБОУ СОШ № 9 г. Каширы 28
2.1. Анализ образовательной практики управления индивидуальной траекторией творческого развития личности учителя в условиях цифрового образования и обоснование резервов для ее совершенствования 28
2.2. Авторская программа экспериментального исследования и ее реализация при изложении процесса и результатов проведения констатирующего и формирующего экспериментов 31
2.3. Интерпретация полученных результатов и выработка теоретико-прикладных рекомендаций по повышению эффективности управления индивидуальной траекторией творческого развития личности учителя в условиях цифрового образования 35
Выводы по второй главе 80
Заключение 84
Список литературы 86
Приложение 89
Авторская программа по повышению эффективности управления индивидуальной траекторией творческого развития личности 89
Введение:
Актуальность. Тема формирования творческой личности всегда была и остается актуальной. Творческое развитие личности учителя определяет-ся необходимостью успешного обучения и развития личности школьников, данные требования отражены в ФГОС. В соответствии с ФГОС школьного образования развитие школьников направлено на всестороннее развитие творческой личности [31].
Творческое развитие личности учителя занимает важное место в ор-ганизации учебной деятельности и подготовки учителей. Творческое раз-витие имеет целенаправленный характер, формируя и влияя на внешнее поведение, отношение к окружающим и обществу в целом. Все это являет-ся итогом ценностных ориентаций личности.
Степень научной разработанности. Проблема формирования творче-ской личности широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг и др.). По мнению уче-ных, школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к творческой деятельности и является периодом становления базиса лич-ностной культуры, усвоения ребенком творческой деятельности. В этой связи является необходимой специальная педагогическая работа по твор-ческому развитию личности учителя для формирования всесторонне раз-витой личности детей школьного возраста.
Комплексное изучение проблемы позволило выявить ряд противоре-чий между:
— требованиями, предъявляемыми обществом к современному учите-лю и реальным уровнем подготовки учителей;
— необходимостью внедрения информационных технологий в процесс развития личности учителя и недостаточной разработанностью методиче-ских основ их использования.
Проблема исследования: каковы условия построения и реализации индивидуальной траектории творческого развития личности учителя в условиях цифрового образования.
Объект исследования: индивидуальная траектория для творческого развития личности в условиях цифрового образования.
Предмет исследования: управление индивидуальной траекторией для творческого развития личности учителя в условиях цифрового образова-ния.
Цель исследования: изучить особенности управления индивидуаль-ной траекторией для творческого развития личности учителя в условиях цифрового образования.
Гипотеза исследования:
— построение и реализация индивидуальных образовательных траек-торий будет эффективным, если:
— определены этапы и требования к построению и реализации инди-видуальных образовательных траекторий учителей;
— проведена диагностика индивидуальных особенностей учителей;
— определены условия творческого развития личности учителя.
Задачи исследования:
1. Изучить творческое развитие личности в условиях цифрового об-разования.
2. Проанализировать сущностную характеристику управления инди-видуальной траекторией творческого развития личности в условиях циф-рового образования.
3. Проанализировать содержание технологического процесса управ-ления индивидуальной траекторией творческого развития личности учите-ля в условиях школьного цифрового образования.
4. Провести анализ образовательной практики управления индиви-дуальной траекторией творческого развития личности учителя в условиях цифрового образования и обоснование резервов для ее совершенствова-ния.
5. Разработать авторскую программа экспериментального исследо-вания и ее реализация при изложении процесса и результатов проведения констатирующего и формирующего экспериментов.
6. Интерпретировать полученные результаты и выработать теорети-ко-прикладных рекомендаций по повышению эффективности управления индивидуальной траекторией творческого развития личности учителя в условиях цифрового образования.
Теоретико-методологическая основа исследования: личностный, дея-тельностный, индивидуальный и дифференцированный подходы к творче-скому становлению личности; идеи гуманизации образования в условиях его информатизации; идеи личностно ориентированного обучения в шко-ле.
Теоретической основой являются: теории индивидуализации и диф-ференциации обучения (Е.А. Александрова, А.А. Кирсанов, Е.С. Рабун-ский, И.Унт, А.В. Хуторской), концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, А.Ж. Жафяров, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), идеи гуманизации педагогического образова-ния (М.Н. Берулава, Н.Б. Ромаева, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), психологии индивидуальности (B.C. Мерлин, Б.Ф. Ломов, А.Н. Лебедев, В.А. Петровский); теория целостного педагогического процесса и педаго-гических систем (Ю.К. Бабан-ский, В.Г. Беспалько, Б.С. Гершунский, М.Д. Данилов, В.В. Краевский и др.).
Методы исследования: анализ источников, дедукция, обобщение, констатирующий и формирующий эксперимент.
Методики исследования:
Тестирование творческого развития личности педагога
Тест П. Торренса, творческий пересказ.
Научная новизна:
— разработана программа реализации индивидуальных образова-тельных траекторий;
— определены условия построения и реализации индивидуальных об-разовательных траекторий.
Теоретическая значимость результатов заключается в возможности использования анализа научной литературы в качестве теоретического ис-точника и для ознакомления учителями при построении индивидуальной траектории творческого развития личности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной де-ятельности педагогов школьных образовательных организаций и органи-зациях дополнительного образования детей.
Этапы и опытно-экспериментальная база.
Первый этап включает в себя:
– выбор научной проблемы и темы;
– определение объекта и предмета исследования, целей и основных задач;
– разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит:
– выбор методов и разработка методики проведения исследования;
–специальные процессы научного исследования;
– формулирование предварительных выводов;
– обоснование заключительных выводов и практических рекоменда-ций.
Диагностика проводилась на базе СОШ, среди 20 учащихся и 20 учителей (стаж работы не менее 5 лет), среди учителей, как учителя млад-ших классов, так и старших. Все учителя имеют либо первую, либо первую категорию. Стаж работа – 5-25 лет. У 16 первая категория у 4 высшая категория.
Положения, выносимые на защиту:
1. Индивидуальная образовательная траектория — форма индивиду-ализации и дифференциации обучения, базирующаяся на свободе выбора методов, средств, способов рефлексии и темпа обучения в совместной дея-тельности с учителем.
2. Построение и реализация индивидуальной образовательной траек-тории будет эффективным с помощью цифровых образовательных ресур-сов.
3. Основными условиями построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий творческого развития личности учителя с помощью цифровых ресурсов является формирование следующих компо-нентов:
— когнитивный;
— эмоциональный;
— мотивационно-поведенческий.
4. Управление индивидуальной траекторией творческого развития личности учителя определяется пошаговым образовательным маршрутом в процессе создания продукта, контролируемым учителем.
Публикации:
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключе-ния, списка литературы, приложения.
Заключение:
Таким образом, в результате теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что управление творческим разви-тием личности представляет собой процесс воздействия на личность с це-лью эффективного развития творческих способностей в различных сферах.
Для управления индивидуальной траекторией творческого развития личности необходимо определение основных этапов. Главная особенность реализации творческого развития личности учителя в условиях цифрового образования заключается в том, что с ее помощью реализуется технология проектирования индивидуальной траектории повышения квалификации педагогов с оптимальным использованием возможностей информационной образовательной среды
Педагогическое творчество в МБОУ СОШ № 9 г. Каширы реализу-ется на основе реализации принципа единства учебно-воспитательной и научной работы.
Было определено, что совершенствование резервов будет обусловле-но обеспечением каждого учителя необходимым оборудованием, доступом к методической литературе и путем привлечение более опытных кадров.
Экспериментальное исследование было направлено на изучение эф-фективности управления индивидуальной траекторией творческого разви-тия личности учителя в условиях цифрового образования.
На констатирующем этапе исследования нами была проведена диа-гностика по изучению творческого развития личности учителя, а также развитие личности учеников.
Мы выяснили, что у большинства педагогов средний уровень твор-ческого развития как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе. А в группе учеников выделяется в большей мере низкий уровень.
Далее нами была проведена авторская программа по творческому развитию личности учителя с последующей повторной диагностикой по тем же методикам.
В результате диагностики мы увидели положительную динамику в экспериментальных группах, как у учителей, так и учеников. У учителей отсутствовал низкий уровень, а высокий значительно повысился, у учени-ков также заметно улучшились показатели, чего нельзя сказать о кон-трольных группах, где результаты незначительно улучшились, что гово-рит об эффективности программы и доказательстве нашей гипотезы.
Фрагмент текста работы:
1.2. Сущностная характеристика управления индивидуальной траекторией творческого развития личности в условиях цифрового образования
Для изучения характеристики рассмотрим основные понятия.
Управление — воздействие на участников процесса с целью улуч-шить характеристики процесса [5].
Для педагога управление — это планомерный, прогнозируемый и технологически обеспеченный процесс воздействия на управляемую систе-му с целью ее максимально эффективного функционирования путем созда-ния условий для перехода в качественно новое состояние, способствующее достижению поставленных целей [20].
Управление творческим развитием личности – это процесс воздей-ствия на личность с целью эффективного развития творческих способно-стей в различных сферах [15].
Для управления индивидуальной траекторией творческого развития личности необходимо определение основных этапов, рассмотрим их.