Магистерский диплом (ВКР) на тему «Управление и экспертизы в реализации социальных проектов и программ».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Теоретические аспекты исследования социальных проектов и программ 7
1.1. Понятие и сущность социальных проектов и программ………………………. 7
1.2. Принципы оценки эффективности социальных проектов и
программ…. 15
Глава 2.
Особенности управления реализацией социальных проектов и программ (на примере
г. Москвы)……………………………………………………………………………. 24
2.1. Анализ социальных проектов и программ, существующих в г.
Москве. 24
2.2. Опыт проведения экспертизы в органах внутренних дел РФ в
процессе реализации социальных проектов и программ………………………………………………………… 33
Глава 3. Особенности экспертизы социальных проектов и
программ в г. Москве 39
3.1. Особенности
проведения экспертизы социальных проектов и программ 39
3.2. Участие ОВД в
социальных проектах и программах………………………. 47
3.3. Направления совершенствования деятельности ОВД в реализации
социальных проектов и программ………………………………………………………………………….. 61
Заключение………………………………………………………………………………………. 74
Список использованной литературы…………………………………………………….. 77
Введение:
Сегодня в общественной практике и практике государственного
регулирования России идёт интенсивный процесс по внедрению и развитию
проектно-целевого подхода через создание и продвижение государственных программ,
которые требуют более высокого уровня взаимодействия государственных
(муниципальных) органов власти и негосударственных некоммерческих организаций,
социально активных граждан. Складываются местные модели межведомственного и
межсекторного взаимодействия структур государственной (муниципальной) власти и
гражданского общества в области формирования и совершенствования технологии
социального проектирования, развивается методологический и методический
инструментарий такой технологии с точки зрения повышения эффективности
реализации государственной молодёжной политики.
Однако процесс освоения и развития практики социального
проектирования поставил перед его активными адептами насущные управленческие
проблемы. Обычно государственные или муниципальные служащие разной
ведомственной принадлежности реагируют на те или иные спускаемые сверху
«инновационные» указания как на поручения, которые необходимо просто выполнять,
а не заниматься тщательным анализом процесса и реализации этой социальной
инновации. В связи с этим существует опасность подмены реальной картины
развития проектов в той или иной сфере.
На практике же при работе с социальными проектами должны
применяться различные виды экспертизы, т.к. в случае, если в проекте
предусматривается строительство или деятельность, требующая лицензирования или
вмешательства в окружающую среду, такая экспертиза является обязательной.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день социальная
экспертиза является видом экспертных исследований, которая все еще находится в
стадии становления. При этом, комплексного представления о смысле и назначении
социальной экспертизы проектов еще не сложилось. Тем не менее, есть много
попыток разработки специальных экспертных комплексов, обладающих чертами
социальной экспертизы.
Степень разработанности темы
исследования. Несмотря на то, что в последние годы в России вопросам экспертизы
социальных проектов уделяется все больше внимания, на практике, далеко не
всегда рационально оцениваются социальные проекты и их значимость в случае
реализации. Вместе с тем, следует отметить ряд работ, направленных на изучение
особенностей проведения социальной экспертизы: Автономов А.С.,
Андреев В.А., Балтина Н. С., Баранова Н., Беляева Е.В., Бияк Л.
Л.,Вишняков Я. Д.,Зарецкий В. В.,Игнатьева О. А., Климова С. М., Корнев Н.
Р.,Лавренюк Н. М., Лексин В. Н., Луков В.А., Масланов Е. В., Михайленок О. М.,
Некрасов С. Н., Орлова Э. А.,Розин В. М.,Садохин А. П., Самоволева С. А., Соколова М. С., Троска З. А.,Функ Д. А.,Юдин
Б. Г.
Несмотря на наличие глубоких и обстоятельных трудов отечественных и
зарубежных авторов в области управления и организации социальной экспертизы,
необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствуют комплексные
исследования по формированию процедуры участия органов внутренних дел в
проведении экспертизы социальных проектов и программ.
Проблема исследования
заключается в том, что на сегодняшний день отсутствуют исследования в области
участия органов внутренних дел в экспертизах социальных проектов и программ.
Объект исследования –
экспертиза социальных проектов и программ.
Предмет исследования –
особенности участия органов внутренних дел в экспертизе социальных проектов и
программ.
Цель исследования – провести
анализ особенностей участия органов внутренних дел в экспертизе социальных
проектов и программ, а также определить направления совершенствования деятельности
органов внутренних дел в реализации социальных проектов и программ.
Задачи
исследования:
1. Провести теоретический анализ
научной литературы по вопросам оценки эффективности социальных проектов и
программ.
2. Рассмотреть особенности
управления реализацией социальных проектов и программ (на примере г. Москвы).
3. Выявить особенности проведения
экспертизы социальных проектов и программ, а также рассмотреть особенности
участия органов внутренних дел в экспертизах социальных проектов и программ.
Гипотеза
исследования – действующая система экспертизы социальных проектов и программ не
предусматривает активного участия органов внутренних дел в экспертизе
социальных проектов и программ, снижая общую эффективность их реализации.
Методами
исследования в работе послужили общенаучные методы исследования: сравнение,
синтез, дедукция, индукция, обобщение, конкретизация, анкетирование, описание,
сравнение.
Новизна
полученных результатов – полученные сведения в ходе настоящего исследования
показывают необходимость активизации участия органов внутренних дел в
экспертизе социальных проектов и программ.
Положения,
выносимые на защиту:
1. Действующая система экспертизы
социальных проектов и программ не предполагает активного участия органов
внутренних дел в экспертизе социальных проектов и программ, что снижает
эффективность проведения данной процедуры.
2. Для повышения эффективности и
качества проведения экспертизы социальных проектов и программ необходимо
разработать методику участия органов внутренних дел в экспертизе социальных
проектов и программ.
Теоретическая
значимость исследования заключается в проведении комплексного исследования
порядка проведения экспертизы социальных проектов и программ, а также оценке их
эффективности.
Практическая
значимость исследования заключается в обосновании необходимости активизации
участия органов внутренних дел в экспертизе социальных проектов и программ.
Степень
достоверности и апробация результатов. Достоверность результатов
диссертационного исследования подтверждается современными методами
исследования, которые соответствуют поставленным в работе целям и задачам.
Научные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации,
подкреплены убедительными фактическими данными, наглядно представленными в
приведенных таблицах и рисунках.
По
теме исследования опубликована статья в сборнике статей Международной
научно-практической конференции (15 ноября 2021 г., г. Воронеж», входные данные
статьи: Дулькина Э.М., Денисова Л.В. Особенности экспертизы социальных проектов
и программ // Экономика. Менеджмент. Финансы: сборник статей Международной
научно-практической конференции (15 ноября 2021 г., г. Воронеж»). – Уфа:
Аэтерна, 2021. – С. 41.
Структура
выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и
списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итоги данной выпускной
квалификационной работы, можно сделать вывод, что цель, поставленная в начале
исследования достигнута, а задачи выполнены в полном объеме.
Так, под социальным
проектом понимают созданное инициатором проекта нововведение, цель которого
создать, модернизировать и поддержать в изменившейся среде материальные или
духовные ценности, которые имеют пространственно-временные и ресурсные границы.
В России большую роль играет
государственная поддержка.
Существуют различные формы государственной
финансовой поддержки: гранты, субсидии, контрактные отношения, налоговые
льготы.
Экспертиза представляет собой особую форму
исследовательских действий, основывающихся на использовании специальных знаний
и производимых лицами, обладающими соответствующими знаниями.
На сегодняшний день в г. Москве
реализуется достаточно большое количество социальных проектов, в том числе: Стратегия «Умный город-2030»; «Умный дом»; Смарт-квартал
Марьино; «Московское долголетие»; «Онлайн-портал «Я дома»;
Необходимо отметить, что в практике
деятельности органов внутренних дел не предусмотрено проведение экспертизы
социальных проектов. Однако, при утверждении локальных нормативных актов, в том
числе при реализации проектов социальной защиты сотрудников органов внутренних
дел проводится правовая экспертиза.
В целом, экспертиза социального проекта
(программы) осуществляется по двум направлениям:
1.Предметная экспертиза, направленная на
оценку конкретных продуктов социального проектирования или конкретных
социальных объектов.
1. Деятельностная экспертиза, которая
проводится при реализации того или иного социального проекта в конкретных
обстоятельствах.
При этом, основными критериями оценки
социальных проектов являются: ресурсы, деятельность, непосредственный и
долгосрочный результаты.
В рамках выпускной квалификационной работы
была рассмотрена практика участия ОВД в социальных проектах и программах, в том
числе:
1. «Полицейский Дед Мороз».
2. «Зарядка со стражем порядка».
3. Развитие взаимодействия волонтеров и
полиции.
4. Внедрение системы «Умный город» и искусственного
интеллекта.
В ходе исследования было отмечено, что
участие ОВД в реализации социальных проектов и программ является необходимым
условием повышения эффективности деятельности ОВД, а также повышения безопасности
граждан в целом.
Так, для повышения эффективности
деятельности ОВД в области экспертизы социальных проектов был предложен
алгоритм проведения социальной экспертизы, состоящей из следующих этапов:
1. Формирование экспертной комиссии.
2. Проведение экспертизы.
3. Подготовка экспертного заключения.
4. Контроль реализации управленческих
решений.
Помимо прочего, было определено, что
эффективность реализации предложенных рекомендаций будет проявляться в
следующем:
Оценивая
эффективность предложенных рекомендаций по совершенствованию деятельности ОВД
при проведении экспертизы социальных проектов, можно определить наличие
следующих эффектов:
1. Повышение качества и достоверности
экспертизы социальных проектов.
2. Оптимизация деятельности органов ОВД при
проведении экспертной работы.
3. Разработка и реализация социальных
проектов, соответствующих заявленной цели и задачам.
4. Рост качества реализации социальных
проектов, в том числе обеспечивающих безопасность населения.
Экономический результат выразится
реализации предлагаемых мероприятий выразится:
1. В уменьшении издержек, связанных с ошибками при
планировании проектов.
2. Повышении качества управления процессами реализации
социальных проектов.
3. Экономия бюджетных средств.
Также было
определено, что за счет
оптимизации временных резервов на проведение экспертизы социальных проектов в
ОВД сократится в силу регламентации основных этапов осуществления данной
оценки.
Таким образом, можно сделать вывод, что предложенные рекомендации
являются эффективными и рекомендованы к реализации на практике.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальных проектов
и программ
1.1. Понятие и сущность социальных
проектов и программ Любое современное государство по своей сути является продуктом
общественного развития, основной целью которого является организация
эффективного управления социальной средой и обеспечение эффективного ее
функционирования в целом.
Фактически, представления о социальном государстве как о
самостоятельной научной концепции были сформированы сравнительно недавно —
только в XIX веке, а само понятие «социальное
государство» появилось только в 1949 году.
В России же, государство было признано социальным только с принятием в
1993 году Конституции РФ.
Из всех форм развития государства социальное государство
является одним из видов высокоразвитого государства, в приоритетных целях
которого находится забота об обществе и социуме посредством создания и
обеспечения достойных условий для жизни своих граждан, в том числе путем
разработки и реализации эффективной социальной политики государства и
реализации социальных проектов, направленных на повышение качества всех сфер
жизнедеятельности общества в целом.
Современные тенденции, возникающие в общественной практике и
практике государственного регулирования в России, свидетельствуют о том, что
большое внимание уделяется развитию проектно-целевого подхода и реализации
государственных и муниципальных программ при решении различных социальных
проблем государства. Помимо прочего, происходит активное вовлечение и
организация более эффективного взаимодействия между органами государственного и
муниципального управления, некоммерческими организациями и социально активными
гражданами, в результате чего складываются различного рода модели
межведомственного и межсекторного взаимодействия между государством и
обществом, позволяющие сформировать эффективные технологии социального
проектирования при реализации социально значимых проектов.
В настоящее время происходят значительные изменения в
социально-экономической жизни российского общества, большую актуальность
приобретают социальные проекты, реализацией которых занимаются как
коммерческие, так и некоммерческие организации.
Прежде чем приступить к изучению метода социального
проектирования, необходимо разобраться с соответствующими понятиями,
договориться о едином понятийном поле.
Проект – это последовательность действий, направленных на
достижение четко определенных целей, осуществляемых в течение определенного
ограниченного времени в рамках четко определенного бюджета.
Проект также должен иметь четко определенную целевую группу (то
есть тех, на улучшение положения которых направлен проект), ясно определенную
структуру управления и финансирования, и систему мониторинга и оценки его
выполнения.
Программа – это совокупность проектов, каждый из которых делает
вклад в достижение общей цели, сформулированной в соответствии с принятой
стратегией. Программа необходима для получения представления о специфике
содержания деятельности учреждения, об особенностях
организационно-управленческого процесса, о целях, задачах, средствах и путях их
реализации. Программа представляет собой некое стратегическое направление
деятельности организации, в рамках которого реализуются конкретные, более
частные проекты, решающие отдельные задачи программы.
Под социальным проектом понимают созданное инициатором проекта
нововведение, цель которого создать, модернизировать и поддержать в
изменившейся среде материальные или духовные ценности, которые имеют
пространственно-временные и ресурсные границы. Воздействие данного проекта
считается положительным по своей социальной значимости [1, с. 105]. На
современном этапе, социальные проекты считаются одним из эффективных средств
для того, чтобы развивать гражданское общество.
Социальное проектирование – это творческий процесс
конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление
существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие
социальной ситуации.
В трудах В.А. Лукова, посвященных проблемам проведения
социальной экспертизы, данный термин рассматривается как комплексное
исследование социальной проблемы в контексте реализации того или иного
социального проекта и его социального воздействия при реализации [4].
В целом, оценивание социального проекта (программы) представляет
собой процедуру подготовки вынесения определенного объективного суждения,
основанного на оценке преимуществ и недостатков социального проекта, значимости
планируемых и полученных его результатах и социальном эффекте от реализации
социального проекта [2, c. 110].
Необходимость проведения социальной
экспертизы обусловлена рядом факторов, ключевыми из которых являются следующие:
1. Недостаток информации об объекте исследования и о его окружении.
2. Отсутствие единого мнения при оценке существующих данных
относительно того или иного социального объекта.
3. Невозможность количественными критериями оценить характеристики
развития социального объекта.
4. Ограниченность временных ресурсов.
5. Высокая степень изменчивости социального объекта.
Субъектами социального проектирования (т.е. тем, кто
осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и
организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные
проектные группы и т.п.