Магистерский диплом (ВКР) на тему Управление деятельностью по здоровьесбережению детей в дошкольной образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава
I. Теоретические аспекты управления
деятельностью по здоровьесбережению детей в дошкольной образовательной
организации (ДОО) 9
1.1 Сущность
и общая характеристика понятий здоровье и здоровьесбережение на современном
этапе. 9
1.2
Характеристика готовности воспитателей к инновационной деятельности по
здоровьесбережению детей ДОО.. 23
1.3 Экспериментальная модель процесса
развития и формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного
возраста. 33
Выводы
по 1 главе. 42
ГЛАВА
II. Экспериментальная работа по управлению
деятельности здоровьесбережения детей в дошкольной образовательной организации (ДОО) 44
2.1
Методика экспериментального исследования и результаты оценки уровня
сформированности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного
возраста. 44
2.2
Внедрение модели управления деятельностью по здоровьесбережению детей в ДОО.. 52
2.3 Оценка
эффективности практического внедрения проекта по здоровьесбережению детей в ДОО.. 64
Выводы по 2 главе. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Актуальность исследования: обусловлена
тем, что в условиях современной реальности в нашей стране наблюдается
выраженная тенденция к формированию и развитию здорового образа жизни
подрастающего поколения, организации и оптимальному функционированию
здоровьесберегающей образовательной среды. Это предполагает прикладное
обеспечение физического, психического и социального благополучия дошкольника,
что имеет существенное значение в связи с реализацией Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее –
ФГОС ДО, Стандарт).
Формирование здорового поколения –
одна из значимых стратегических задач развития страны. Это регламентируется
рядом нормативно-правовых документов: Федеральный закон 273 «Об образовании в
Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
РФ», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья
населения РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.
Сегодня здоровьесберегающие
технологии, здоровьесбережение, ФГОС ДО и другие инновационные понятия стали
активно внедряться в научно-исследовательский оборот при осмыслении проблем
образования, воспитания, медицинского обеспечения детей образовательных
организаций, в том числе и дошкольных.
В Стандарте ДО особое внимание уделяется
вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей. Одна из приоритетных
задач ФГОС ДО – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия».
По информации ВОЗ, за последние годы резко возросло
число заболеваемости детей; при этом в качестве причин отмечаются негативные
условия жизни, низкая двигательная активность и крайне недостаточный уровень
культуры здорового образа жизни, отсутствие необходимых компетенций у педагогов
при формировании и развитии здорового образа жизни у дошкольников, а кроме
этого, недостаточное внимание родителей и педагогов к оздоровительной
деятельности с детьми.
При этом практические исследования отечественных
ученых неоднократно обнаруживают снижение основных показателей здоровья
дошкольников (В.А. Ананьев, И.И. Мамайчук, Е.А. Горская, Н.Д. Малиновская и
др.). Негативное воздействие на состояние здоровья детей оказывают
психоэмоциональные переживания и преодоление трудных стрессовых ситуаций,
которые связаны с учебной деятельностью.
Не разработанность вопроса поиска наиболее оптимальных
форм и методов организации деятельности по оздоровлению воспитанников в условиях
ДОО обусловлена следующими противоречиями:
— между потребностью государства в здоровых
гражданах и реальным ухудшением состояния здоровья детей, низким уровнем
культуры здоровья и безопасного образа жизни;
—
между большим количеством предложенных программам здоровьесбережения и
недостаточной их востребованностью в системе образования;
—
между необходимостью повышать
результативность деятельности по развитию здоровьесберегающей образовательной
среды и отсутствием эффективной системы управления этим процессом;
— между
требованиями ФГОС ДО, программы дополнительного образования, профессионального
стандарта педагога и уровнем сформированности здоровьесберегающей
компетентности педагогов.
Перечисленные противоречия обусловливают необходимость
поиска новых, нетрадиционных путей организации дошкольников в целях сохранения
их здоровья.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется
актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Проблематика заботы о здоровье дошкольников представляется
также одной из приоритетных еще и по той причине, что в условиях современной
реальности увеличивается число влияющих на них различных стрессогенных
факторов. Закономерной и весьма существенной представляется задача профилактики
поведения, которое может вести к ухудшению состояния здоровья и формирования
установок, способствующих формированию здорового образа жизни. Объект исследования – процесс управления деятельностью по
здоровьесбережению детей. Предмет исследования – управление деятельностью по здоровьесбережению
детей в ДОО. Цель исследования – разработать модель управления здоровьесбережением в дошкольной
образовательной организации и опытно- экспериментальным путем проверить ее эффективность. Гипотеза
исследования: управление деятельностью по здоровьесбережению детей
в дошкольной образовательной организации будет эффективным если:
1) будет
разработана модель управления здоровьесбережением;
2) будет
способствовать повышению компетентности всех субъектов образовательного
процесса в вопросах здоровьесбережения;
3) будут
разработаны диагностические методики по выявлению качества дошкольного
образования в области здоровьесбережения.
4) здоровьесберегающие
технологии будут использоваться систематически и комплексно в работе ДОО
5) воспитанники будут вовлечены в активную деятельность
по всем направлениям здоровьесберегательных технологий
Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку
следующих задач исследования:
1. Рассмотреть сущность и общую характеристику понятий
здоровье и здоровьесбережение.
2. Проанализировать инновационную
деятельность дошкольной организации и готовность воспитателей к её реализации. 3. Разработать
и апробировать модель, направленную на развитие здоровьесбережения детей ДОО
4. Осуществить экспериментальное исследование по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни
5. Оценить эффективность
разработанной модели и сформулировать рекомендации.
Научная новизна: заключается в теоретическом
обосновании комплексных мер структурированных в ценностно-ориентационный,
обучающий, развивающий, организационно-деятельностный и определяющих управление
развитием формирования навыков здоровьесбережения с точки зрения управления
этим процессом.
Проблемы формирования и развития здоровой личности ребенка
интересовали ученых всегда: здесь необходимо отметить исследования таких
авторов как Л. С. Выготский, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский,
К. Д. Ушинский и др. практическая разработка программ формирования здорового
образа жизни началась в начале 80-х гг. прошлого века. С середины 90-х годов ХХ века стали появляться научные
исследования воспитательно-оздоровительного направления, которые изучали
основные вопросы организации образовательного процесса и готовность к обучению
в школе, гигиены обучения и воспитания детей.
В основе теоретических рассуждений и
эмпирического исследования применены:
1) принцип деятельностного подхода
(С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
2) системный подход (Б.Ф. Ломов);
3)основные положения концепции
социально-психологической адаптации дошкольников (А.А. Налчаджян, Ю.А.
Александровский, В.И. Медведев и др.).
Вопросы здоровьесберегающих
технологий в ДОУ раскрываются в работах Е.С. Полат, И.З. Берсеневой, Е. М.
Белостоцкой, Е.Н. Вавиловой, В.А. Волковой, Л.В. Гаврючиной, В.А. Гордеевой,
Т.В. Кротовой, М.Н. Кузнецовой, Л.И. Лукиной, М.А. Руновой и т. д.
Однако, на наш взгляд, вопросам педагогических
возможностей здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного
образования в научной литературе уделяется недостаточно внимания.
Положения,
выносимые на защиту:
— разработаны требования и система
педагогических условий к мероприятиям по здоровьесбережению детей в ДОО;
— выделены и охарактерезованы этапы
модели управления деятельностью по здоровьесбережению детей
в дошкольной образовательной организации
детей ДОО
Этап
I Подготовительный
Проанализировать
характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;
Изучить
возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного
процесса;
Изучить
потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;
Осуществить
отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента
Этап
II Прогностический
Подобрать
профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их
в комплексы;
Подобрать
комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в
разных возрастных группах и в разные сезоны года;
Обновить
мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.
Этап
III Практический
Создать
и поддерживать условия для творческой работы педагогов;
Разработать
валеокомпонент для музыкальных и валеологических занятий;
Разработать занятия с включением здоровьесберегающего
компонента; Проанализировать результаты работы по здоровьесбережению.
Практическая значимость состоит в
возможности применения материалов исследования при организации
здоровьеформирующей среды в условиях дошкольной образовательной организации,
направленной на формирование здровьеориентированного образа жизни участников
образовательного процесса. Проведенное исследование дает возможность
использовать полученные данные в работе заведующим и педагогам ДОО. Результаты
исследования могут быть использованы при проведении обучающих семинаров для
педагогов ДОО.
Методы исследования:
теоретические – анализ
литературы по исследуемой проблемe, сравнeние, обобщeние, систeматизация;
эмпирические –
наблюдение, беседа, количественно-качественная обработка результатов.
Экспериментальная база исследования:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
45 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга.
Заключение:
Система современного дошкольного образования находится
в состоянии динамичного развития: вводятся новые государственные
образовательные стандарты, изменяется содержание образования, разрабатываются
новые образовательные модели, совершенствуется система оценки качества образования.
Одним из важных вопросов современного образования является повышение качества
образования и приведение его в соответствие с мировыми стандартами. Решение
данного вопроса невозможно без осуществления управления деятельностью по
здоровьесбережению детей дошкольного возраста. В связи с этим образовательные
учреждения переходят на внедрение инновационной деятельности, которая требует
глубокого научного и практического осмысления.
Важным условием развития инновационного потенциала
системы дошкольного образования в аспекте управления деятельностью по
здоровьесбережению детей является деятельность, направленная на выявление и
распространение эффективного опыта инновационной работы воспитателей, педагогов
и руководителей образовательных организаций.
Инновационные
процессы в дошкольной образовательной организации по здоровьесбережению детей приобретают
характер педагогической системы и становятся эффективным средством развития
образования. Предполагается, что включение современных технологий в
образовательно-воспитательный процесс детского сада будет способствовать
развитию четкой ориентации в цифровом информационном пространстве, активному применению современных
информационных технологий в образовательном процессе и в повседневной
деятельности, а также формированию общей цифровой информационной культуры
взаимодействия и эффективного сотрудничества детей, их родителей и
педагогов.
Проведенное
исследование показало, что цифровые образовательные технологии при управлении
деятельностью по здоровьесбережению дошкольников довольно прочно вошли в
воспитательно–образовательный процесс дошкольных учреждений. Последнее время
компьютерные технологии, активно внедряемые в общем образовании, стали
применяться и в дошкольных образовательных учреждениях при взаимодействии с
родителями воспитанников.
Усилия сотрудников в дошкольном образовании, сегодня как никогда направлены
на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации
российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся
здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс
современного детского сада. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий
обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования
возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и
навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье
ребёнка – это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый
ребёнок физически, психически и социально активный. Физическая активность – это
естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в
детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка.
Психическая активность выражается в потребности нормально развивающегося
ребёнка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в
познании самого себя.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по
степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование
психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих
проблем. Здоровьесберегающая технология» — это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных
на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции
дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное
формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Цель
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к
ребенку, — это:
1) обеспечение
высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;
2) воспитание
валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к
здоровью и жизни человека;
3) привитие
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его;
4) воспитание
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи.
Здоровьесберегающие
технологии в условиях ФГОС дошкольного образования – это совокупность
профилактических, коррекционных и реабилитационных факторов образовательной
среды по здоровьесбережению, применяемая в ходе регламентированной,
нерегламентированной и досуговой форм работы в дошкольной организации.
Они обладают
следующими педагогическими возможностями:
1) имеют
оздоровительную направленность;
2)
способствуют обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения
(воспитания) с учётом способностей личности, склонностей и т.д.;
3) помогают
реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;
4) прививают
знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и охранять его;
5) обучают
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи.
Актуальность
проблемы использования здоровьесберегающих технологий обусловлена тем, что в
настоящее время, в связи с повышенными требованиями к дошкольному образованию и
внедрению ФГОС ДО, возникла проблема поиска педагогических возможностей
здоровьесберегающих технологий. Одной из приоритетных задач реформирования
системы образования становится сегодня сохранение и укрепление здоровья детей,
формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Фрагмент текста работы:
Глава
I. Теоретические аспекты управления
деятельностью по здоровьесбережению детей в дошкольной образовательной
организации
(ДОО) 1.1 Сущность
и общая характеристика понятий здоровье и здоровьесбережение на современном
этапе Не подлежит сомнению тот факт, что
эффективность воспитания и обучения подрастающего поколения во многом зависит
именно от здоровья и формирования установок на здоровый образ жизни. Здоровье
представляет собой важнейший аспект работоспособности и гармоничного развития
личности.
Русский исследователь С.С. Боткин трактовал здоровье человека в первую очередь как основную
функцию адаптации и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и
гарантию здоровья потомства. При этом нарушение и недостаточность данной
функции он изучал как главную основу патологии [31, с.52].
Известный
ученый В.М. Бехтерев много сил положил на борьбу за оздоровление общества. С
охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, ростом общего
благосостояния, совершенствованием культуры он связывал большие перспективы
развития личности и в целом общества. Особо пристальное внимание он уделял
сохранению и укреплению именно детского здоровья. Его статья «Охрана детского
здоровья» выражает комплексную систему разрешения указанной задачи, которая
включала целую систему гигиенических, медико-биологических, общественных и
психологических мероприятий. Основные проблемы физического и психического
здоровья человека трактовались В.М. Бехтеревым в аспекте проводимой им
антиалкогольной компании [43, с.132].