Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Управление деятельностью по здоровьесбережению детей в дошкольной образовательной организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава
I.  Теоретические аспекты управления
деятельностью по здоровьесбережению детей в дошкольной образовательной
организации (ДОО) 9

1.1 Сущность
и общая характеристика понятий здоровье и здоровьесбережение на современном
этапе. 9

1.2
Характеристика готовности воспитателей к инновационной деятельности по
здоровьесбережению детей ДОО.. 23

1.3 Экспериментальная модель процесса
развития и формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного
возраста. 33

Выводы
по 1 главе. 42

ГЛАВА
II.  Экспериментальная работа по управлению
деятельности здоровьесбережения детей в дошкольной образовательной организации (ДОО) 44

2.1
Методика экспериментального исследования и результаты оценки уровня
сформированности здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного
возраста. 44

2.2
Внедрение модели управления деятельностью по здоровьесбережению детей в ДОО.. 52

2.3 Оценка
эффективности практического внедрения проекта по здоровьесбережению детей в ДОО.. 64

Выводы по 2 главе. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 73

ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

Актуальность исследования: обусловлена
тем, что в условиях современной реальности в нашей стране наблюдается
выраженная тенденция к формированию и развитию здорового образа жизни
подрастающего поколения, организации и оптимальному функционированию
здоровьесберегающей образовательной среды. Это предполагает прикладное
обеспечение физического, психического и социального благополучия дошкольника,
что имеет существенное значение в связи с реализацией Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее –
ФГОС ДО, Стандарт).

Формирование здорового поколения –
одна из значимых стратегических задач развития страны. Это регламентируется
рядом нормативно-правовых документов: Федеральный закон 273 «Об образовании в
Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
РФ», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья
населения РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.

Сегодня здоровьесберегающие
технологии, здоровьесбережение, ФГОС ДО и другие инновационные понятия стали
активно внедряться в научно-исследовательский оборот при осмыслении проблем
образования, воспитания, медицинского обеспечения детей образовательных
организаций, в том числе и дошкольных.

В Стандарте ДО особое внимание уделяется
вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей. Одна из приоритетных
задач ФГОС ДО – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия».

По информации ВОЗ, за последние годы резко возросло
число заболеваемости детей; при этом в качестве причин отмечаются негативные
условия жизни, низкая двигательная активность и крайне недостаточный уровень
культуры здорового образа жизни, отсутствие необходимых компетенций у педагогов
при формировании и развитии здорового образа жизни у дошкольников, а кроме
этого, недостаточное внимание родителей и педагогов к оздоровительной
деятельности с детьми.

При этом практические исследования отечественных
ученых неоднократно обнаруживают снижение основных показателей здоровья
дошкольников (В.А. Ананьев, И.И. Мамайчук, Е.А. Горская, Н.Д. Малиновская и
др.). Негативное воздействие на состояние здоровья детей оказывают
психоэмоциональные переживания и преодоление трудных стрессовых ситуаций,
которые связаны с учебной деятельностью.

Не разработанность вопроса поиска наиболее оптимальных
форм и методов организации деятельности по оздоровлению воспитанников в условиях
ДОО обусловлена следующими противоречиями:

—  между потребностью государства в здоровых
гражданах и реальным ухудшением состояния здоровья детей, низким уровнем
культуры здоровья и безопасного образа жизни;


между большим количеством предложенных программам здоровьесбережения и
недостаточной их востребованностью в системе образования;


 между необходимостью повышать
результативность деятельности по развитию здоровьесберегающей образовательной
среды и отсутствием эффективной системы управления этим процессом;

—  между
требованиями ФГОС ДО, программы дополнительного образования, профессионального
стандарта педагога и уровнем сформированности здоровьесберегающей
компетентности педагогов.

Перечисленные противоречия обусловливают необходимость
поиска новых, нетрадиционных путей организации дошкольников в целях сохранения
их здоровья.

Таким образом, вышеуказанными положениями определяется
актуальность и практическая значимость настоящего исследования.

Проблематика заботы о здоровье дошкольников представляется
также одной из приоритетных еще и по той причине, что в условиях современной
реальности увеличивается число влияющих на них различных стрессогенных
факторов. Закономерной и весьма существенной представляется задача профилактики
поведения, которое может вести к ухудшению состояния здоровья и формирования
установок, способствующих формированию здорового образа жизни. Объект исследования – процесс управления деятельностью по
здоровьесбережению детей. Предмет исследования – управление деятельностью по здоровьесбережению
детей в ДОО. Цель исследования –   разработать модель управления здоровьесбережением в дошкольной
образовательной организации и опытно- экспериментальным путем проверить ее эффективность. Гипотеза
исследования: управление деятельностью по здоровьесбережению детей
в дошкольной образовательной организации будет эффективным если:

1) будет
разработана модель управления здоровьесбережением;

2) будет
способствовать повышению компетентности всех субъектов образовательного
процесса в вопросах здоровьесбережения;

3) будут
разработаны диагностические методики по выявлению качества дошкольного
образования в области здоровьесбережения.

4) здоровьесберегающие
технологии будут использоваться   систематически и комплексно в работе ДОО

5) воспитанники будут вовлечены в активную деятельность
по всем направлениям здоровьесберегательных технологий

Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку
следующих задач исследования:

1. Рассмотреть сущность и общую характеристику понятий
здоровье и здоровьесбережение.

2. Проанализировать инновационную
деятельность дошкольной организации и готовность воспитателей к её реализации. 3. Разработать
и апробировать модель, направленную на развитие здоровьесбережения детей ДОО

4. Осуществить экспериментальное исследование по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни

5. Оценить эффективность
разработанной модели и сформулировать рекомендации.

Научная новизна: заключается в теоретическом
обосновании комплексных мер структурированных в ценностно-ориентационный,
обучающий, развивающий, организационно-деятельностный и определяющих управление
развитием формирования навыков здоровьесбережения с точки зрения управления
этим процессом.

Проблемы формирования и развития здоровой личности ребенка
интересовали ученых всегда: здесь необходимо отметить исследования таких
авторов как Л. С. Выготский, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский,
К. Д. Ушинский и др. практическая разработка программ формирования здорового
образа жизни началась в начале 80-х гг. прошлого века. С середины 90-х годов ХХ века стали появляться научные
исследования воспитательно-оздоровительного направления, которые изучали
основные вопросы организации образовательного процесса и готовность к обучению
в школе, гигиены обучения и воспитания детей.

В основе теоретических рассуждений и
эмпирического исследования применены:

1) принцип деятельностного подхода
(С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);

2) системный подход (Б.Ф. Ломов);

3)основные положения концепции
социально-психологической адаптации дошкольников (А.А. Налчаджян, Ю.А.
Александровский, В.И. Медведев и др.).

Вопросы здоровьесберегающих
технологий в ДОУ раскрываются в работах Е.С. Полат, И.З. Берсеневой, Е. М.
Белостоцкой, Е.Н. Вавиловой, В.А. Волковой, Л.В. Гаврючиной, В.А. Гордеевой,
Т.В. Кротовой, М.Н. Кузнецовой, Л.И. Лукиной, М.А. Руновой и т. д.

 Однако, на наш взгляд, вопросам педагогических
возможностей здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного
образования в научной литературе уделяется недостаточно внимания.

 Положения,
выносимые на защиту:

— разработаны требования и система
педагогических условий к мероприятиям по здоровьесбережению детей в ДОО;

— выделены и охарактерезованы этапы
модели управления деятельностью по здоровьесбережению детей
в дошкольной образовательной организации
детей ДОО

Этап
I Подготовительный

Проанализировать
характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;

Изучить
возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного
процесса;

Изучить
потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;

Осуществить
отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента

Этап
II Прогностический

Подобрать
профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их
в комплексы;

Подобрать
комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в
разных возрастных группах и в разные сезоны года;

Обновить
мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.

Этап
III Практический

Создать
и поддерживать условия для творческой работы педагогов;

Разработать
валеокомпонент для музыкальных и валеологических занятий;

Разработать занятия с включением здоровьесберегающего
компонента; Проанализировать результаты работы по здоровьесбережению.

Практическая значимость состоит в
возможности применения материалов исследования при организации
здоровьеформирующей среды в условиях дошкольной образовательной организации,
направленной на формирование здровьеориентированного образа жизни участников
образовательного процесса. Проведенное исследование дает возможность
использовать полученные данные в работе заведующим и педагогам ДОО. Результаты
исследования могут быть использованы при проведении обучающих семинаров для
педагогов ДОО.

Методы исследования:

теоретические – анализ
литературы по исследуемой проблемe, сравнeние, обобщeние, систeматизация;

 эмпирические –
наблюдение, беседа, количественно-качественная обработка результатов.

Экспериментальная база исследования:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
45 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Система современного дошкольного образования находится
в состоянии динамичного развития: вводятся новые государственные
образовательные стандарты, изменяется содержание образования, разрабатываются
новые образовательные модели, совершенствуется система оценки качества образования.
Одним из важных вопросов современного образования является повышение качества
образования и приведение его в соответствие с мировыми стандартами. Решение
данного вопроса невозможно без осуществления управления деятельностью по
здоровьесбережению детей дошкольного возраста. В связи с этим образовательные
учреждения переходят на внедрение инновационной деятельности, которая требует
глубокого научного и практического осмысления.

Важным условием развития инновационного потенциала
системы дошкольного образования в аспекте управления деятельностью по
здоровьесбережению детей является деятельность, направленная на выявление и
распространение эффективного опыта инновационной работы воспитателей, педагогов
и руководителей образовательных организаций.

Инновационные
процессы в дошкольной образовательной организации по здоровьесбережению детей приобретают
характер педагогической системы и становятся эффективным средством развития
образования. Предполагается, что включение современных технологий в
образовательно-воспитательный процесс детского сада будет способствовать
развитию четкой ориентации в цифровом информационном пространстве, активному применению современных
информационных технологий в образовательном процессе и в повседневной
деятельности, а также формированию общей цифровой информационной культуры
взаимодействия и эффективного сотрудничества детей, их родителей и
педагогов.

Проведенное
исследование показало, что цифровые образовательные технологии при управлении
деятельностью по здоровьесбережению дошкольников довольно прочно вошли в
воспитательно–образовательный процесс дошкольных учреждений. Последнее время
компьютерные технологии, активно внедряемые в общем образовании, стали
применяться и в дошкольных образовательных учреждениях при взаимодействии с
родителями воспитанников.

Усилия сотрудников в дошкольном образовании, сегодня как никогда направлены
на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации
российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся
здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс
современного детского сада. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий
обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования
возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и
навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье
ребёнка – это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый
ребёнок физически, психически и социально активный. Физическая активность – это
естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в
детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка.
Психическая активность выражается в потребности нормально развивающегося
ребёнка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в
познании самого себя.

Здоровьесберегающие
образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по
степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование
психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих
проблем. Здоровьесберегающая технология» — это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных
на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции
дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное
формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Цель
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к
ребенку, — это:

1) обеспечение
высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;

2) воспитание
валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к
здоровью и жизни человека;

3) привитие
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его;

4) воспитание
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи.

Здоровьесберегающие
технологии в условиях ФГОС дошкольного образования – это совокупность
профилактических, коррекционных и реабилитационных факторов образовательной
среды по здоровьесбережению, применяемая в ходе регламентированной,
нерегламентированной и досуговой форм работы в дошкольной организации.

Они обладают
следующими педагогическими возможностями:

1) имеют
оздоровительную направленность;

2)
способствуют обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения
(воспитания) с учётом способностей личности, склонностей и т.д.;

3) помогают
реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;

4) прививают
знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и охранять его;

5) обучают
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи.

Актуальность
проблемы использования здоровьесберегающих технологий обусловлена тем, что в
настоящее время, в связи с повышенными требованиями к дошкольному образованию и
внедрению ФГОС ДО, возникла проблема поиска педагогических возможностей
здоровьесберегающих технологий. Одной из приоритетных задач реформирования
системы образования становится сегодня сохранение и укрепление здоровья детей,
формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
I.  Теоретические аспекты управления
деятельностью по здоровьесбережению детей в дошкольной образовательной
организации

(ДОО) 1.1 Сущность
и общая характеристика понятий здоровье и здоровьесбережение на современном
этапе Не подлежит сомнению тот факт, что
эффективность воспитания и обучения подрастающего поколения во многом зависит
именно от здоровья и формирования установок на здоровый образ жизни. Здоровье
представляет собой важнейший аспект работоспособности и гармоничного развития
личности.

Русский исследователь С.С. Боткин трактовал здоровье человека в первую очередь как основную
функцию адаптации и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и
гарантию здоровья потомства. При этом нарушение и недостаточность данной
функции он изучал как главную основу патологии [31, с.52].

Известный
ученый В.М. Бехтерев много сил положил на борьбу за оздоровление общества. С
охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, ростом общего
благосостояния, совершенствованием культуры он связывал большие перспективы
развития личности и в целом общества. Особо пристальное внимание он уделял
сохранению и укреплению именно детского здоровья. Его статья «Охрана детского
здоровья» выражает комплексную систему разрешения указанной задачи, которая
включала целую систему гигиенических, медико-биологических, общественных и
психологических мероприятий. Основные проблемы физического и психического
здоровья человека трактовались В.М. Бехтеревым в аспекте проводимой им
антиалкогольной компании [43, с.132].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы