Магистерский диплом (ВКР) на тему Улучшение подвижности позвоночника при нарушениях осанки у студентов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ СРЕДСТВАМИ
ФИТНЕСА……………………………………………………….. 6
1.1. Общая характеристика нарушений
осанки………………………………. 6
1.2. Типологические подходы классификации современных
фитнес программ………………………………………………………………… 10
1.3. Анализ современных подходов к
оздоровлению студентов и улучшению осанки средствами оздоровительного фитнеса…………………. 16
ГЛАВА 2.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………. 26
2.1. Методы исследования……………………………………………………… 26
2.2. Организация исследования………………………………………………… 32
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПИЛАТЕСА В УЛУЧШЕНИИ
ПОДВИЖНОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА У СТУДЕНТОВ…….. 34
3.1. Анализ исходных результатов
оценки функционального состояния позвоночника у студентов……………………………………………………… 34
3.2. Обоснование и апробация методики
пилатеса для улучшения подвижности позвоночника у студентов……………………………………… 37
3.3. Результаты исследования эффективности
методики пилатеса у студентов………………………………………………………………………… 52
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….. 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 62
Введение:
Актуальность темы. Среди физкультурно-оздоровительных
систем для студентов особой популярностью пользуется система упражнений Джозефа
Пилатеса, направленная на укрепление мышц-стабилизаторов, которые удерживают
позвоночник, на развитие чувства баланса, координации, улучшение осанки и
ощущение своего тела в пространстве, развитие и совершенствование силы и
выносливости, улучшения работы опорно-двигательного аппарата,
сердечно-сосудистой и лимфатической систем. В теории и практике физического
воспитания существуют различные подходы к проблеме оптимизации физического и
психического здоровья студентов [5, 10, 12, 18].
Однако во многих научных исследованиях не было уделено
внимания разработке и обоснованию индивидуальных программ занятий пилатесом
различного целевого направления, в которых на первое место выходит коррекция
осанки.
Передовые технологии фитнес-индустрии предлагают на сегодня
широкий выбор таких программ, каждая из которых имеет свою направленность и
методические особенности выполнения.
Как показывают исследования [9, 10], состояние
здоровья студентов зависит от многих факторов, среди которых важное место
занимает здоровый образ жизни и систематические занятия физическими
упражнениями. В настоящее время не вызывает сомнений факт положительного
воздействия физических упражнений на состояние физического и психического
здоровья, улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других
систем, а также поддержание оптимального уровня развития физических качеств человека. Зачастую у студентов отмечается нарушение осанки как
во фронтальной, так и саггитальной плоскостях, что не может оставить без
внимания современные технологии оздоровительного фитнеса для данного
контингента [28, 46, 50].
Прогрессивные технологии сочетают различные методы и
средства фитнеса, способствующие формированию и коррекции осанки, а также
развитию регулярной потребности к сохранению и укреплению собственного
здоровья.
В контексте актуальной проблемы в настоящее время
пристального внимания заслуживают научные работы, связанные с применением
оздоровительного фитнеса, с помощью которого успешно решаются разнообразные оздоровительные,
интеллектуальные и двигательные задачи у студентов [5, 7, 8, 15, 22].
Однако в то же время, актуальность поставленной проблемы и
недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы данного исследования.
Объект исследования – коррекция нарушений осанки у
студентов.
Предмет исследования – средства улучшения подвижности позвоночника у студентов с
нарушениями осанки.
Цель
исследования – обоснование методики пилатеса в коррекции
осанки у студентов.
Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать
современную научно-методическую литературу по проблеме применения средств
оздоровительного фитнеса у студентов с нарушениями осанки.
2. Оценить подвижность
позвоночника у студентов с нарушениями осанки.
3. Разработать и
экспериментально обосновать эффективность методики коррекции осанки у студентов.
Гипотеза
исследования: предполагалось, что разработанная
методика улучшения подвижности позвоночника у студентов будет эффективной, если:
— проведен
теоретический анализ и определены теоретические положения, отражающие специфику
нарушений осанки у студентов;
— разработана методика улучшения
подвижности позвоночника у студентов с нарушениями осанки, определена
последовательность физических упражнений разной направленности и определена их
эффективность;
— учтены индивидуальные
особенности студентов с нарушением осанки в саггитальной плоскости.
Для решения поставленных
задач была использована следующая совокупность теоретических и эмпирических
методов исследования:
1. Теоретический анализ и
обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое
наблюдение.
3. Педагогический
эксперимент.
4. Педагогическое
тестирование: оценка плечевого индекса, подвижности позвоночного столба,
силовой выносливости мышц брюшного пресса и спины.
5.Методы математической
статистики.
Практическая
значимость. Данная работа может быть использована педагогами,
преподавателями физического воспитания, инструкторами по фитнесу для улучшения
физической подготовленности и коррекции осанки у студентов.
Заключение:
1. Проведенный качественный системный
анализ современной научно-методической
литературы засвидетельствовал о том, что проблема коррекции осанки и низкого
уровня физического состояния студентов остается актуальной. Большинство специалистов связывают стремительное ухудшение
состояния здоровья с увеличением числа хронических неинфекционных заболеваний и
снижением уровня физической подготовленности студентов с дефицитом двигательной
активности, уровня интереса к занятиям физическими упражнениями. Несмотря
на активный поиск фитнес-технологий для данного контингента студентов, их результативность
остается невысокой. Огромное разнообразие исследований по проблеме коррекции
нарушений осанки свидетельствует об отсутствии систематизации знаний о влиянии
фитнес-технологий на организм студентов, что не влечет за собой дифференциацию
физической нагрузки. Оздоровительный фитнес является
основным средством коррекции осанки у студентов. Однако традиционные средства и
методы оздоровительного фитнеса не всегда оказываются достаточными для
расширения функциональных возможностей и укрепления здоровья студентов.
Проанализированные результаты не дают однозначный вывод о значимости
тренирующего эффекта различных фитнес-технологий у студентов, что требует
дальнейшего изучения.
2. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали
о низких функциональных возможностях опорно-двигательного аппарата у студентов
, что послужило основой для создания дифференцированной методики
коррекционно-оздоровительных мероприятий для студентов экспериментальной
группы.
3. Разработана коррекционно-оздоровительная методика,
основанная на индивидуально-дифференцированном подходе с применением пилатеса. Данная методика реализовывалась на
двух этапах: адаптационном (6 недель) и тренировочном (6 недель) и учитывала
функциональное состояние мышц студентов с нарушениями осанки. Преобладающей
составляющей занятий для студентов на адаптационном этапе были упражнения
Pilates matwork, на тренировочном – силовые упражнения, что было необходимым
условием для постепенного расширения адаптивных возможностей.
После проведения исследования было выявлено, что у студентов
экспериментальной группы произошли изменения большинства исследуемых
показателей. Динамика этих изменений была более существенной у студентов
экспериментальной группы по сравнению с контрольной. По окончании формирующего
этапа исследования
показатели функционального состояния опорно-двигательного аппарата у студентов
экспериментальной группы достигли достоверных изменений в процессе занятий: силовой
выносливости мышц спины – на 15,38 с (p<0,05), брюшного пресса – на 17,38 с
(p<0,05), наклона туловища из положения сидя – на 4 см (p<0,05),
плечевого индекса – на 2,86 % (p<0,05), сгибания позвоночника – на 5,00 градусов (p<0,05), разгибания
позвоночника – на 3 градуса (p<0,05),
наклона влево – на 5 градусов (p<0,05), наклона вправо – на 5 градусов
(p<0,05).
Показатель силовой
выносливости мышц спины был достоверно лучше у студентов экспериментальной
группы по сравнению с контрольной на 10,28 с (p<0,05), брюшного пресса – на
8,70 с (p<0,05), наклона туловища из положения сидя – на 2,1 см (p<0,05),
плечевого индекса – на 1,98 % (p<0,05), сгибания позвоночника на 4 градуса (p<0,05),
наклона влево – на 4,5 градуса с (p<0,05), наклона вправо – на 4,2 градуса
(p<0,05), плечевого индекса – на 1,98 % (p<0,05). Показатель
сгибания в шейном отделе позвоночника был достоверно лучше у студентов
экспериментальной группы по сравнению с контрольной на 4 градуса (p<0,05),
разгибания – на 2,7 градуса, наклона влево – на 5 градусов (p<0,05), наклона
вправо – на 5 градусов (p<0,05).
Полученные данные являются подтверждением эффективности
разработанной методики коррекционно-оздоровительных мероприятий для данного
контингента студентов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ СРЕДСТВАМИ
ФИТНЕСА 1.1. Общая характеристика
нарушений осанки Осанка — один из основных показателей физического
развития человека. Осанка — это не только выражение внешней красоты человека,
но и свидетельство ее здоровья, залог оптимального положения и функционирования
внутренних органов [13].
Нарушения осанки — это не только неэстетичный
внешний вид человека, но и основания для развития хронических заболеваний.
Стоит заметить, что при искривлении позвоночника нарушается функция
периферических нервов в определенных зонах, за деятельность которых отвечает
каждый сегмент позвоночника.
Несмотря на разнообразие факторов, вызывающих
нарушения осанки,
некоторые ученые объединяют их в три группы [2, 20]. К первой группе относят факторы эндогенного
характера, такие как обменно-гормональные дисфункции, заболевания внутренних
органов, от которых зависит функция нервно-мышечного аппарата. Вторую группу
представляют факторы экзогенного характера — неблагоприятные условия окружающей
среды, гипокинезия и гиподинамия, недостаточное пребывание на свежем воздухе и
тому подобное. Третья группа факторов связана с возможным совокупным влиянием
эндогенных и экзогенных факторов. Несмотря на достаточно высокую значимость
отдельных факторов, которые негативно влияют на функцию опорно-двигательного
аппарата, считается, что нарушение осанки является результатом их комплексного
воздействия. При этом одни факторы имеют определяющее значение, а другие
благоприятным фоном для их проявления.
Анализ специальной научно-методической литературы
[2, 18] дает основание выделить ряд факторов, влияющих
на формирование осанки: неравномерное распределение мышечного тонуса,
однообразная нагрузка на отдельную группу мышц, гиподинамия, неправильная поза
во время сидения и работы.