Магистерский диплом (ВКР) на тему Уголовная политика в сфере борьбы с коррупцией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.. 8
§ 1.1 Правовые основы
противодействия коррупции в России. 8
§ 1.2. Правовые основы
противодействия коррупции в зарубежных странах 22
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 42
§ 2.1 Коррупционные
преступления в сфере экономики. 42
§ 2.2 Коррупционные
преступления в сфере государственной власти. 54
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА
УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.. 65
§ 3.1 Пути
совершенствования уголовно-правовой политики противодействия коррупции. 65
§ 3.2 Анализ правоприменительной практики. 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 96
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы
исследования. В
борьбе с коррупцией единогласно отмечается также необходимость выработки
жесткой позиции общества, изменение отношения граждан к этому опасному
социальному явлению.
К сожалению, среди
большинства россиян укоренилось мнение, что лично от каждого из них ничего не
зависит, что ни сам гражданин, ни его близкие все равно не могут противостоять
вымогательству.
В результате, по опросам,
проведенным представителями СМИ, почти 76% наших сограждан рассматривают
коррупцию как стихийное бедствие, которое невозможно предотвратить и с которым
проще примириться, «принять как образ жизни».
Беда не в том, что взятки
стали образом жизни части общества, миллионов наших граждан, беда в том, что
многих такая ситуация даже устраивает, они считают, что так легче решить свой
вопрос, так и должно быть.
Во всяком случае, многие
средства информации, некоторые чиновники внушают обществу, что мы вышли на
среднемировой «нормальный» уровень коррупции, который есть в каждом
государстве. Корень зла в упадке морали. Значимые слова сказал Кант: «Мы
моральны не потому, что есть Бог. Но Бог есть потому, что мы моральны». Н.
Нарочницкая отмечала, что: «То, что мы сегодня имеем, — результат разнузданной
пропаганды богатства без чести, вседозволенности и презрения к долгу»[1].
А. Маринина отмечала, что «…люди теперь часто идут в органы
ради того, чтобы сделать свою жизнь лучше. И до тех пор, пока, например, полиция
будет оставаться средством личного обогащения, мы можем писать какие угодно
законы, менять названия — по сути все равно ничего не изменится».
Сегодня наибольший расцвет коррупции наблюдается в
государственном управлении и экономике, данные сферы тесно связаны, что
особенно затрудняет процессы выявления коррупционных преступлений и их
расследования.
Коррупция не должна стать системой, образом жизни общества,
указанное ведет к гибели государства, деградации общества, в связи с чем
вопросы противодействия и борьбы приобретают особую значимость.
Объект исследования – общественные отношения в сфере реализации уголовной политики по борьбе с
коррупцией.
Предмет исследования
— совокупность нормативных актов, которые
регулируют отношения в сфере реализации уголовной политики по борьбе с коррупцией.
Цель магистерской диссертации —
в результате исследования выявить недостатки и сформулировать предложения по
совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере
борьбы с коррупцией.
Достижение
указанной цели предопределило постановку и решение в ходе работы следующих задач:
— рассмотреть правовые
основы противодействия коррупции в России,
— изучить правовые основы
противодействия коррупции в зарубежных странах,
— проанализировать коррупционные
преступления в сфере экономики,
— исследовать коррупционные
преступления в сфере государственной власти
— выявить пути совершенствования уголовно-правовой
политики противодействия коррупции,
— провести анализ правоприменительной практики.
Нормативную
основу работы составили:
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции,[2] Конституция
Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской
Федерации (далее — УК РФ)[3], Федеральный закон от
25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"[4], Указ Президента
РФ от 29.06.2018 № 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на
2018 — 2020 годы".[5]
Теоретическую основу составляют
работы учёных-юристов: Андреева
Л.А., Бакланова П.А., Бастрыкин А. И., Безверхое А.Г., Брежнев О.В.,
Бриллиантов А.В., Яни П.С., Васильев В. И., Волженкин Б.В., Волков К.А.,
Головина Е.В., Грибанов Д.В., Десяткова Е. С., Егорова Н.А., Жалинский А.Э.,
Журавлев М.К., Забалуева Е.И., Зверева Н.П., Иногамова-Хегай Л.В., Королева
М.В., Кудрявцев В.Н. и др.
Методологической основой данного
исследования являются общенаучный (диалектический) метод познания
действительности, а также такие методы исследования, как формально-логический,
технико-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод анализа
документов.
Научная новизна
настоящего исследования определяется
актуальностью темы работы и состоит в комплексном изучении особенностей уголовной политики в сфере борьбы с
коррупцией, а также в исследовании проблем практической
реализации и разрешении спорных и до сих пор, не решенных вопросов практики
применения соответствующих правовых норм, касающихся борьбы с коррупцией.
В результате
проведенного исследования, на защиту
выносятся следующие положения:
«В целях более эффективной борьбы с коррупцией, с учетом международного опыта,
предлагается внести следующие изменения и дополнения в действующее
законодательство:
1. Унифицировать
ответственность за взяточничество и коммерческий подкуп в рамках единого
уголовно-правового запрета, отказавшись от необоснованного проектирования привеллегированных
составов по размеру взятки (коммерческого подкупа) и по сфере деятельности.
2. Необходимо
предусмотреть расширение перечня видов имущества, подлежащего обращению в доход
Российской Федерации (включая денежные средства и иные ценности, предметы
роскоши), если в отношении такого имущества не представлено сведений,
подтверждающих его приобретение на законные доходы.
3. Оптимизировать объемы
и пределы усмотрения суда при назначении уголовного наказания и иных мер
уголовно-правового характера: запретить условное осуждение, условно-досрочное
освобождение от отбывания наказания лицам, совершим тяжкие коррупционные
преступления.
4. Расширить понятие
«конфискация имущества», сделав предметом ее не только имущество, добытое
преступным путем, но и имущество, составляющее «необоснованное обогащение».
Должен быть создан
эффективный правовой механизм изъятия собственности коррупционеров,
составляющей «необоснованное обогащение». Для этого необходима имплементация в
полном объеме, без всяких изъятий и оговорок ст. 20 Конвенции ООН против
коррупции.
5. Расширить предмет
взятки и подкупа, чтобы охватить и в достаточной мере учесть любые
нематериальные преимущества и преимущества, которые предоставляются или
предлагаются третьей стороне, независимо от того, имеют ли они поддающуюся
оценке рыночную ценность или нет.
6. Криминализировать
злоупотребление влиянием в корыстных целях в соответствии со ст. 12 Конвенции
Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.».
Апробация результатов исследования. Выводы
магистерской диссертации основаны на исследовании широкого круга источников, в
том числе решений российских и зарубежных судов, что обеспечивает необходимую и
достаточную степень их достоверности.
Основные положения и
выводы исследования отражены в четырех научных статьях, а именно:
1. Дергач С.Е. Наказание за
взяточничество в Уголовном кодексе Российской Федерации // Журнал «Закон.
Право. Государство». СПб ГУАП. 2019. № 1 (21). С. 239-244.
2. Дергач С.Е. Ретроспективный анализ
противодействия коррупционным проявлениям в Российской Империи // Журнал
«Закон. Право. Государство». СПб ГУАП. 2019. № 2 (22). С. 223-228.
3. Дергач С.Е. Уголовная
ответственность за взяточничество
в Советском уголовном праве // Журнал «Герценовские чтения – 2020». ФГБОУ ВО
«Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена». 2020. С. 108-114.
4. Дергач С.Е. Уголовная
ответственность за взяточничество (получение взятки должностными лицами)
зарубежных стран // Научный журнал «Известия
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена». ФГБОУ
ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2020. С. 86-91.
Структура магистерской диссертации предопределена
ее предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, основной части из трех
глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных
источников. [1] Нарочинская Н. Нет подражательству // Аргументы и
факты. 2011. № 23. [2] Конвенция Организации Объединенных Наций против
коррупции: принята в г. Нью- Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м
пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень
международных договоров. 2006. № 10. [3]
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. № 63 — ФЗ (ред. от 16.10.2019) // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1996. № 25.Ст. 2954. [4] Федеральный закон от 25 декабря
2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"//
Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52
(часть I) ст. 6228. [5] Указ Президента РФ от 29.06.2018 N 378 "О Национальном плане
противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы"// Собрание законодательства Российской
Федерации от 2 июля 2018 г. N 27 ст. 4038.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ На сегодняшний день
коррупционные проявления можно встретить практически во всех сферах
человеческой жизнедеятельности.
Здравоохранение,
образование, экономика, государственный сектор, закупки, правоохранительные
органы — практически везде, так или
иначе присутствует коррупциогенный фактор.
Несмотря на то, что
борьба с коррупцией ведется на протяжении многих лет, должный эффект до сих пор
не достигнут.
При этом необходимо
отметить, что в Российской Федерации сформирована достаточно обширная правовая
база, утверждена Стратегия противодействия коррупции, принят соответствующий
Федеральный закон, указы президента, ведомственные акты государственных органов.
Борьба с коррупцией
является актуальной проблемой практически во всех цивилизованных странах мира,
проведенный анализ показал что антикоррупционные законы и различного рода
стратегии есть во многих странах.
При этом в зависимости от
менталитета, государственного устройства и особенностей жизненного уклада санкции
за коррупционные преступления очень сильно разнятся, однако прослеживается общая
тенденция на ужесточение уголовной ответственности.
Коррупция наносят
непоправимый он всем сферам жизни, целевые бюджетные средства не доходят до
адресатов, больницы остаются без оборудования и лекарств, социальные объекты
оказываются недостроенными.
Бюджетные средства,
которые идут на развитие культуры и науки не осваиваются, соответственно не
достигаются целевые показатели.
Расцвет коррупции
наблюдается в сферах экономики и государственного управления, практически
обыденным явлением стало получение взяток и откатов со стороны
высокопоставленных чиновников, крупные хищения бюджетных средств, в том числе,
в ходе осуществления государственных закупок, которые широко освещаются в
средствах массовой информации.
К сожалению, такая
ситуация становится возможной в связи с тем, что коррупция, как явление
устраивает очень широкий круг лиц, поскольку взятки не только активно берут, но
и дают, практически каждую проблему можно решить с помощью финансового
воздействия.
Возможно, именно это
обстоятельство является ключевым в неэффективности борьбы с коррупцией.
На сегодняшний день
существует большое количество составов преступлений, связанных с коррупционными
проявлениями, вместе с тем их достаточно сложно доказать.
Безусловно, наиболее оптимальным
способом является взятие с поличным, однако такие случаи встречаются нечасто, поскольку
коррупционеры также совершенствует свое мастерство и могут прибегать к
различным способам получения материальных выгод и благ, например, путем
оформления различной недвижимости на своих родственников или подставных лиц,
получения различных преференций неимущественного характера.
Кроме того и сам факт в
злоупотребления полномочиями может выражаться как в действиях так и бездействии,
например, должностное лицо может существенно затягивать сроки реализации тех
или иных мероприятий, создавать различные организационные сложности, «терять»
документы или создавать административные барьеры на всех этапах реализации того
или иного проекта.
Таким образом
складывается ситуация, когда сам человек приходит к необходимости решать вопрос
каким-то иным способом, по сути происходит пассивное вымогательство взятки, однако,
доказать это будет крайне сложно, поскольку должностное лицо может действовать
в рамках установленных процедур, но относиться к своим должностным обязанностям
крайне предвзято.
Отчасти борьбе с этим
негативным явлением способствует утверждение административных регламентов
оказания практически всех государственных услуг, однако они носят стандартизированный
характер и не учитывают многих нюансов отдельных аспектов деятельности, поэтому
различного рода лазейки всё-таки существуют.
Говоря о способах борьбы
с коррупцией, стоит отметить, что она должна осуществляться комплексно и единообразно
для всех сфер жизни.
В ходе исследования был
выявлен целый ряд возможных мероприятий, направленных на борьбу с этим
негативным явлением, безусловно, основная масса носит правовой характер и
заключается в ужесточении действующего законодательства, внесении
соответствующих поправок изменений и дополнений в действующее законодательство.
В частности предлагается
следующее:
1. Унифицировать
ответственность за взяточничество и коммерческий подкуп в рамках единого
уголовно-правового запрета, отказавшись от необоснованного проектирования
привеллегированных составов по размеру взятки (коммерческого подкупа) и по
сфере деятельности.
2. Необходимо
предусмотреть расширение перечня видов имущества, подлежащего обращению в доход
Российской Федерации (включая денежные средства и иные ценности, предметы
роскоши), если в отношении такого имущества не представлено сведений,
подтверждающих его приобретение на законные доходы.
3. Оптимизировать объемы
и пределы усмотрения суда при назначении уголовного наказания и иных мер
уголовно-правового характера: запретить условное осуждение, условно-досрочное
освобождение от отбывания наказания лицам, совершим тяжкие коррупционные
преступления.
4. Расширить понятие
«конфискация имущества», сделав предметом ее не только имущество, добытое
преступным путем, но и имущество, составляющее «необоснованное обогащение».
Должен быть создан
эффективный правовой механизм изъятия собственности коррупционеров,
составляющей «необоснованное обогащение». Для этого необходима имплементация в
полном объеме, без всяких изъятий и оговорок ст. 20 Конвенции ООН против
коррупции.
5. Расширить предмет
взятки и подкупа, чтобы охватить и в достаточной мере учесть любые
нематериальные преимущества и преимущества, которые предоставляются или
предлагаются третьей стороне, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке
рыночную ценность или нет.
6. Криминализировать
злоупотребление влиянием в корыстных целях в соответствии со ст. 12 Конвенции
Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Вместе с тем,
представляется, что в целом этого недостаточно, как показывают общемировая
практика, чем жестче становится уголовное законодательство, тем изощреннее
способы нарушения, поэтому проблему необходимо решать не только в рамках
правового поля.
Борьба с коррупцией не
должна носить исключительно карательный характер, должны существовать и
позитивные профилактические меры.
Поясним данную мысль
более подробно на примере государственных служащих. Коррупционные проявления
среди невысоких эшелонов власти, как правило, связаны с низкой заработной
платой, отсутствием карьерного роста, перспектив развития.
Совершенно не секрет, что
при текущих заработных платах госслужащих мотивация к трудовой деятельности
достаточно низкая, они вынуждены искать дополнительные источники дохода,
поскольку реально не могут прожить на зарплату, а заниматься иной оплачиваемой
деятельностью на госслужбе запрещено.
Соответственно, сотрудник должен быть максимально материально
замотивирован на то, чтобы сохранить свое рабочее место.
Следовательно, его заработная плата должна иметь такой размер, чтобы он
понимал, что найти такое финансовое подспорье в другом месте будет достаточно
сложно или совсем невозможно.
В таком случае
возможность получение легального высокого заработка перевесит желание
сомнительного обогащения под угрозой уголовной ответственности, и будет
способствовать большей заинтересованности граждан в их трудовой деятельности,
поскольку многократно доказано практикой, что перспектива получения хорошей
премии стимулирует гораздо больше, чем перспектива получения или неполучения
взыскания.
Фрагмент текста работы:
Исследуя такое явление,
как коррупция, в реалиях сегодняшнего дня, необходимо отметить значение данного
явления и его влияние на современное российское общество. Очевидно, что
коррупция — одна из непреходящих проблем Российской Федерации, приобретающих
все более масштабный характер.
Рассмотрим, как
законодатель определяет это явление в нормативных правовых актах. Термин дается
в Федеральном законе «О противодействии коррупции», где коррупция раскрывается
не только как дача взятки и ее получение, но и злоупотребление служебными полномочиями,
коммерческий подкуп и другое незаконное использование лицом своего положения в
целях получения различного рода выгоды[1].
Коррупция является
одним из основных препятствий в социально-экономическом, политическом,
финансовом и в какой-то степени духовном развитии страны. Коррупция оставляет
свой след везде, воздействует на государственное управление, а также на
стабильность государства и общества в целом.
Коррупция носит
фундаментальный характер, будучи основной проблемой всей правовой системы России.
Она проникла во все сферы человеческой деятельности, в этом и выражается ее
фундаментальность.
Сегодня коррупция
непредсказуема, с каждым годом коррупционеры находят новые пути обхода
законодательства, новые возможности ухода от ответственности за это деяние.
Все это затрудняет
совершенствование нормативной базы и развитие законодательства в целом в данной
сфере. Полагаем, надо учесть, проанализировать и понять современные научные
взгляды на данное явление.
Например, В.Д.
Перевалов в своем научном труде определяет коррупцию как антисоциальное
явление, тесно связанное с государством и правом[2].
Он утверждает, что коррупция возникла тогда же, когда и государство, и для нее
нет ни времени, ни территориальных пределов и границ.
Еще Аристотель говорил,
что «самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов
устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться». [1]
Федеральный закон от
25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 26 июля 2019
г.) // Российская газета.2008. 30 декабря. № 266. [2]
Перевалов В.Д.
Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и
специалитета. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019.