Магистерский диплом (ВКР) на тему Участие прокурора в современном гражданском и арбитражном процессах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Правовой статус прокурора
в гражданском и арбитражном судопроизводстве 8
§ 1.1. История формирования и развития законодательства об
участии прокурора в гражданском и арбитражном процессах. 8
§ 1.2.
Сравнительный анализ правового статуса прокурора в гражданском и арбитражном
процессе в зарубежных странах. 17
2. Особенности участия прокурора в гражданском
и арбитражном процессах. 22
§ 2.1. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе. 22
§ 2.2. Процессуальное положение прокурора, предъявившего
иск в гражданском и арбитражном процессах, и его доказательная деятельность. 33
§ 2.3. Участие прокурора в рассмотрении отдельных
категорий дел в гражданском и арбитражном процессах. 41
3. Полномочия прокурора в
гражданском и арбитражном судопроизводстве второй и последующих
инстанций. 66
§ 3.1.
Процессуальный статус прокурора в суде апелляционной инстанции. 66
§ 3.2.
Участие прокурора в кассационной и надзорной инстанции. 72
§ 3.3.
Участие прокурора при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений,
определений и постановлений судов, вступивших в законную силу. 77
Заключение. 81
Библиография. 84
Введение:
Актуальность темы исследования.
Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе является важной темой
для исследования, так как она содержит множество различных вопросов и практических
проблем, которые требуют своего решения, как на законодательном уровне, так и в
рамках практической деятельности. Здесь следует обозначить, что является важным
не только фактическое участие прокурора в делах гражданского и арбитражного
производства, но и фигура прокурора, ее правовой статус, полномочия и специфика
деятельности. Кроме того, требуется отметить явное наличие неопределенности в
части полномочий и в реализации прокурором действий при рассмотрении
анализируемых в данной работе дел. Длительный период времени
обозначенная тема не была раскрыта должным образом. Несмотря на наличии
существенного количества научных источников, которые в определенной мере
достаточно широко раскрывали ее содержание, не хватало комплексного анализа и
раскрытия существующих проблем и правового регулирования. В определенной мере
влияние на это оказали как изменения, происходившие в законодательстве, так и
преобразования в части правовых подходов и в рамках толкования отдельных
элементов, категорий и понятий.
Следует обозначить, что до сих пор
остается множество проблем, связанных с понятийным аппаратом и отдельными
понятиями, которые не получили общепризнанной позиции относительно их
содержания, значения и смысла. В ряде процессуальных норм имеют место правовые
пробелы и коллизии, что говорит о несовершенстве законодательства и,
следовательно, подразумевает необходимость его реформирования.
В определенном смысле за последние
несколько лет можно констатировать эволюцию института участия прокурора в
делах, которые рассматриваются в рамках гражданского и арбитражного
производства. Сделаны серьезные шаги в направлении развития и преодоления
пробелов и практических вопросов, существенно обогатилась судебная практики и
подверглось изменениям законодательство.
Степень научной разработанности
темы. Уровень научной разработанности
данной темы довольно высок, учитывая большую дискуссионность вопроса. Детальным
изучением данного вопроса занимался и занимается ряд отечественных правоведов,
а именно: М.В. Баглай, В.В. Гошуляк, С.М. Казанцев, Н.В. Мельников, Ю.И.
Скуратов, Б.Н. Топорнин и многие другие. Следует отметить, что
проблемами участия прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве
традиционно уделялось в прошлом и уделяется сейчас достаточно много внимания.
Основные положения теории и практики участия прокурора в гражданском и
арбитражном процессе освящали в своих трудах как современные отечественные
исследователи, так и ученые советского периодов, такие как: Н. С. Ефремов, К.
С. Лиховидов, С. С. Клеценко, И. Ю. Русских, Т. Н. Пушкина, Е. Ю. Резник, Е. А.
Трещева, В. С. Тадевосян, В. И. Замягин, Ю. Л. Заленский и др. Целью настоящей работы является исследование особенностей
участия прокурора в современном гражданском и арбитражном
процессах.
Задачи
исследования:
— рассмотреть историю
формирования и развития законодательства об участии прокурора в гражданском и
арбитражном процессах;
—
осуществить сравнительный анализ
правового статуса прокурора в гражданском и арбитражном процессе в зарубежных странах;
— охарактеризовать
основания и формы участия прокурора в гражданском процессе;
— исследовать процессуальное
положение прокурора, предъявившего иск в гражданском и арбитражном процессах, и
его доказательную деятельность;
— проанализировать участие прокурора в рассмотрении отдельных категорий дел в гражданском и
арбитражном процессах;
— исследовать процессуальный статус прокурора в суде
апелляционной инстанции;
—
выявить особенности участия
прокурора в кассационной и надзорной инстанции;
—
проанализировать участие
прокурора при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений,
определений и постановлений судов, вступивших в законную силу.
Объектом исследования
являются общественные отношения в сфере участия
прокурора в современном гражданском и арбитражном процессах.
Предмет исследования – нормы
права, регулирующие особенности участия прокурора в современном гражданском и
арбитражном процессах.
Методологической основой
исследования стали общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, индукция и
частно-научные методы: историко-правовой, формально-логический, метод сравнительного правоведения.
Проведенное исследование
позволило сформулировать некоторые ключевые положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время имеется необходимость внесения
изменений в абз. 4 п.5 ст. 4 и ст. 52 АПК РФ по аналогии с п.8 ч.2 ст.125 АПК
РФ, об обязательном соблюдении прокурором досудебного порядка урегулирования
спора при его обращении в арбитражный суд в защиту публичных интересов, прав и
законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности по делам об оспаривании нормативных и ненормативных правовых
актов.
Предложенная мною позиция обусловлена тем, что
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» наделяет прокурора
широким сектором полномочий, включая, протест прокурора на противоречащий закону правовой
акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий
орган, вышестоящему должностному лицу; представление об устранении нарушений
закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу,
которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному
рассмотрению (ст. 22 и 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации».
Внесение поправок в
положения АПК РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»
могут закрепить обязательный досудебный порядок для прокурора перед подачей
заявлений об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов перед
обращением в арбитражный суд, что позволит существенно разгрузить арбитражные
суды по публичным спорам и снизит нагрузку работы, в этом, столь важном для
государства направлении для работников прокуратуры. 2. С
учетом степени нарушенных публичных прав и законных интересов, судьей, в
производстве которого находится спор по заявлению прокурора, должен быть
исследован вопрос о приостановлении действия нормативного или ненормативного
акта до вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Предлагается внести изменения в положения
главы 8 АПК РФ «Обеспечительные меры арбитражного суда», распространив
вышеприведенные процессуальные положения о принятии обеспечительных мер на
споры публичных правоотношений о признании незаконными нормативных и
ненормативных правовых актов государственных органов власти, органов местного
самоуправления и их должностных лиц по заявлению прокурора. Таким образом,
будет обеспечена законность как основополагающего принципа правового поля.
3. Для
совершенствования системы электронного документооборота в судах и ведения
электронных дел необходимо принять соответствующий правовой акт, в котором
устанавливались бы правовые основы данного элемента электронного правосудия. В
частности, предлагаем принять Федеральный закон «Об электронном
документообороте в судах Российской Федерации и порядке ведения электронных
судебных дел».
В данном приказе следует
предусмотреть участие прокурора в судебных заседаниях с использованием систем
видео-конференц связи, а также подробно регламентировать порядок использования
систем электронного документооборота, соотношение между электронным и
материальным судебным документом, перевод документа из электронного дела в
материальную форму, условия и порядок доступа к электронному делу, порядок
копирования материалов электронного дела для установленного законом круга
субъектов, способы защиты электронных документов и электронных дел от
несанкционированного доступа, исправления и копирования, порядок использования
электронного дела в судебном заседании.
Предложенными мерами не
исчерпывается перечень возможных мероприятий по дальнейшему внедрению
электронного правосудия в нашей стране. Данные мероприятия составят предмет
дальнейших наших научных изысканий по данной проблематике.
Структура работы включает в себя введение, три главы,
разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Заключение:
В ходе
написания данной работы была изучена история становления органа прокуратуры от
Российской империи до настоящего времени. За весь период совей деятельности,
почти 300 лет, должность прокурора, как и сам орган прокуратуры, претерпели
немало трансформаций. С одной губернии и небольшого штата сотрудников орган прокуратуры вырос до
органа федерального масштаба, но тем не менее не относится ни к одной ветви
власти. Несмотря на постоянные перемены, трансформации и тяжёлые периоды, как
своей истории, так и истории государства, на настоящее время прокуратура
является централизованным правозащитным органом. Приоритетным направлением
прокуратуры является надзор за соблюдением прав и законных интересов человека и
гражданина.
Были изучены
основные законодательные акты, на основании которых прокурор исполняет свои
обязанности как гарант соблюдения законодательства и в том числе
конституционных прав, обязанностей и интересов, как граждан, организаций, так и
самого государства. В ходе написания исследовательской работы были изучены
права и обязанности прокурора на разных стадиях гражданского и арбитражного
процесса.
Участвовать в гражданском судебном процессе прокурор
может в трёх формах:
· инициируя дело путём подачи искового заявления
· давая заключение по делу
· обжалуя уже вынесенное решение суда.
При этом вступить в процесс прокурор может на любом
этапе. Также есть несколько категорий дел, в которых участие прокурора является
обязательным. По ним он выступает в качестве представителя, как правило,
подавая исковое заявление. Если дело не относится к такому перечню и гражданин
имеет уважительную причину, по которой не может самостоятельно представить свои
интересы, прокурор также может быть его представителем. В этом случае при
подаче искового заявления в суд потребуется приложить документы, подтверждающие
уважительную причину.
Так
же в ходе написания работы была проанализирована деятельность органа
прокуратуры, судебных органов, а также судебная практика. Было изучено законодательство и судебная практика
зарубежных стран. В ходе анализа деятельности прокурора и
законодательства Российской Федерации, были отмечены определённые недостатки.
Прокурор участвует в гражданском
судопроизводстве в двух формах: путем подачи искового заявления, либо вступает
в процесс для дачи заключения по делу в предусмотренных законодательством
случаях. Прокурор может участвовать во всех инстанциях гражданского
судопроизводства (в суде первой инстанции, апелляционной, кассационной, и
надзорной).
Возможности участия прокурора в
судопроизводстве по гражданским делам сегодня значительно ограничены по
сравнению с ранее действовавшим законодательством. ГПК РФ сузил возможности
участия прокурора в процессе, ограничивая его защитой только определенных социально
значимых интересов граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований –
Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. ГПК РФ и Приказ
Генеральной прокуратуры обозначают, по каких категориям дел прокурор обязан
участвовать в процессе. И между ними есть некоторые разногласия. Например, по
делам о выселении, ГПК предписывает прокурору участвовать в процессе по делам о
выселении, а Приказ конкретизирует – прокурор обязан участвовать в рассмотрении
дел о выселении без предоставления жилого помещения. Похожая ситуация
наблюдается и по делам о восстановлении на работе. ГПК предусматривает участие
прокурора по всем делам о восстановлении на работе, а Приказ закрепляет за
прокурором обязанность по делам о восстановлении на работе в связи с
прекращением трудового договора. Думается, что при разрешении данного казуса,
нужно исходить из буквального толкования закона, и прокурор должен участвовать
во всех разбирательствах, где заявлены требования о выселении, либо о
восстановлении на работе. В
настоящее время имеется необходимость внесения изменений в абз. 4 п.5 ст. 4 и
ст. 52 АПК РФ по аналогии с п.8 ч.2 ст.125 АПК РФ, об обязательном соблюдении
прокурором досудебного порядка урегулирования спора при его обращении в
арбитражный суд в защиту публичных интересов, прав и законных интересов
организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по
делам об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов.
Предложенная мною позиция
обусловлена тем, что Федеральный закон «О
прокуратуре Российской Федерации» наделяет прокурора широким сектором
полномочий, включая, протест прокурора на противоречащий
закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт,
либо в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу; представление об
устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган
или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и
подлежит безотлагательному рассмотрению (ст. 22 и 23 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации».
Внесение поправок в
положения АПК РФ и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»
могут закрепить обязательный досудебный порядок для прокурора перед подачей
заявлений об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов перед
обращением в арбитражный суд, что позволит существенно разгрузить арбитражные
суды по публичным спорам и снизит нагрузку работы, в этом, столь важном для
государства направлении для работников прокуратуры. С учетом степени нарушенных публичных прав и
законных интересов, судьей, в производстве которого находится спор по заявлению
прокурора, должен быть исследован вопрос о приостановлении действия
нормативного или ненормативного акта до вступления решения арбитражного суда в
законную силу.
Предлагается внести
изменения в положения главы 8 АПК РФ «Обеспечительные меры арбитражного суда»,
распространив вышеприведенные процессуальные положения о принятии
обеспечительных мер на споры публичных правоотношений о признании незаконными
нормативных и ненормативных правовых актов государственных органов власти,
органов местного самоуправления и их должностных лиц по заявлению прокурора.
Таким образом, будет обеспечена законность как
основополагающего принципа правового поля.
Во время пандемии в российской
практике появился новый способ дистанционного судебного разбирательства –
посредством веб-конференции. Он не требует непосредственного нахождения в суде
и осуществляется полностью онлайн. Хотя на настоящий момент закон об онлайн-заседаниях
еще не принят, де-факто уже большое количество российских арбитражных судов их
проводят.
Из плюсов использования
онлайн-заседаний в суде можно выделить следующие:
— Упрощенная (по сравнению с ВКС)
процедура, т.к. задействован только один суд.
— Заседание полностью проходит онлайн
– каждый участник может подключиться из любой точки мира.
— В таком режиме суды могут
беспрепятственно отправлять правосудие и в случае возможных ограничений в
режиме их работы (как в марте-мае 2020 года в связи с пандемией).
— Удовлетворение ходатайства об
участии в судебном заседании посредством ВКС или в онлайн-заседании — всегда
право, а не обязанность суда.
Однако шансы на проведение
онлайн-заседания в сравнении с ВКС более высоки, так как:
— Чтобы использовать ВКС, зачастую
необходимо обосновать, почему лицо не может присутствовать в заседании в том
суде, который рассматривает дело.
— Для применения веб-конференции
никаких объяснений не нужно.
— Очень частой причиной отказа в
использовании ВКС является отсутствие технической возможности.
— На практике судьи не хотят
беспокоить и «отрывать от работы» своих коллег в другом регионе, в котором
находится один из участников процесса. Для онлайн-заседаний не существует
такого основания для отказа, как отсутствие технической возможности.
Недостатки использования
веб-конференции:
— Большая роль технического фактора.
Так, если участник дела подал ходатайство об участии в онлайн-заседании, но
из-за технических неполадок не смог участвовать в судебном заседании, суд может
отложить рассмотрение дела. Это может затягивать процесс.
— Нигде не предусмотрен перечень
оснований для отказа в проведении онлайн-заседаний. В связи с этим действия
суда трудно предугадать: иногда суды отказывают в удовлетворении ходатайств по
неясным причинам.
— Не все суды поддерживают опцию
онлайн-заседаний.
— Неопределенный правовой статус
онлайн-заседаний. Отсутствие правового регулирования может повлечь за собой
некоторые правовые риски (невозможность гарантировать тайну совещания судом,
риск фальсификации документов, подтверждающих полномочия, и др.).
— Необходимость подавать все документы
заранее. В условиях веб-конференции невозможно прямо в судебном заседании
приобщить дополнительные доказательства или же передать другой стороне срочно
составленное ходатайство.
Таким образом, онлайн-заседания, хотя
и находятся вне правового регулирования, но проводятся и уже обретают
популярность на территории России. Нет сомнений, что в дальнейшем цифровизация
судов получит большее развитие. Наша компания имеет большой опыт участия в
онлайн-заседаниях и готова предложить Вам услуги представителя в сопровождении
судебных споров на территории Российской Федерации.
Для совершенствования системы
электронного документооборота в судах и ведения электронных дел необходимо
принять соответствующий правовой акт, в котором устанавливались бы правовые
основы данного элемента электронного правосудия. В частности, предлагаем
принять Федеральный закон «Об электронном документообороте в судах
Российской Федерации и порядке ведения электронных судебных дел».
В данном приказе следует
предусмотреть участие прокурора в судебных заседаниях с использованием систем
видео-конференц связи, а также подробно регламентировать порядок использования
систем электронного документооборота, соотношение между электронным и
материальным судебным документом, перевод документа из электронного дела в
материальную форму, условия и порядок доступа к электронному делу, порядок
копирования материалов электронного дела для установленного законом круга субъектов,
способы защиты электронных документов и электронных дел от несанкционированного
доступа, исправления и копирования, порядок использования электронного дела в
судебном заседании.
Предложенными мерами не
исчерпывается перечень возможных мероприятий по дальнейшему внедрению
электронного правосудия в нашей стране. Данные мероприятия составят предмет
дальнейших наших научных изысканий по данной проблематике.
Таким образом, складывающиеся
тенденции развития федерального законодательства в области охраны
конституционных прав граждан, интересов общества и усиления роли прокурора
свидетельствуют о том, что его полномочия в гражданском процессе должны быть
расширены. Прокуратура – важнейший правозащитный институт нашего государства, и
расширение полномочий в сфере гражданского судопроизводства окажет
положительное влияние не только на рассмотрение конкретного дела, но и на всю
судебную систему в целом.
Фрагмент текста работы:
1. Правовой статус прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве § 1.1. История формирования и развития законодательства об участии
прокурора в гражданском и арбитражном процессах Органы
прокуратуры, созданные в государстве Петром I, вплоть до реформирования
судебной системы 60-х годов XIX в., в основном выполняла функции надзора за
администрацией на местах. Что касается обвинительной и исковой деятельности, то
это было отчасти дополнением к основным обязанностям. Судебная реформа, которая
состоялась в 1864г., кардинально изменила суть деятельности прокуратуры, как в
гражданском процессе, так и в арбитражном.
Относительно
участия прокурора в процессе по арбитражным делам, то в первой половине XIX в.
его роль в данном судопроизводстве достаточно ничтожна. Они были истцами по
вопросам, касающимся казны, и вся деятельность сводилась к тому, что прокуроры
пользовались правами стороны[1].
Прокуратура приобрела, обширные
полномочия по части внутреннего управления судебной системой в соответствии со
статьей 254 Учреждения судебных установлений от 20 ноября 1864 г. «Общий надзор
за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства
сосредоточивается в лице министра юстиции как генерал-прокурора»[2].
Однако проводимые реформы участия
прокурора в гражданском судопроизводстве носили противоречивый характер,
поскольку, с одной стороны, выводы прокуроров по ряду гражданских дел
отменялись, а, с другой стороны, они почти сразу же вводились и по другим
гражданским делам. Так, 16 июня 1913 года был принят закон, легализирующий
браки старообрядцев и сектантов. При этом прокурор выступал не только с
заключением, но и был вправе возбуждать дело, участвовать в сборе и оценке
доказательств, а также в обжаловании незаконного постановления суда. [1] Мавьян А.Д.
Эволюция процесса доказывания в гражданском судопроизводстве // Актуальные
проблемы гражданского судопроизводства. Материалы межвузовской
научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Потапенко. М.: Кубанский
государственный университет. 2017. С. 319. [2] Судебные уставы с изложением рассуждений, на коих они основаны.
Издание государственной канцелярии. СПб., 1864. Ч. 1. С. 178-179. Роль
прокуратуры в гражданском процессе. Журнал гражданского и уголовного права.
1882. Кн. VIII. С.28.