Магистерский диплом (ВКР) на тему Теория и механизмы государственно-управленческого решения: технологии разработки и исполнения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 6
1.1. Сущность и содержание государственно-управленческого решения 6
1.2. Особенности принятия управленческих решений в сфере государственного управления 12
1.3. Нормативное правовое регулирование разработки и исполнения государственно-управленческого решения 19
Глава 2. Анализ технологии разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу 29
2.1. Краткая характеристика Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу в аспекте разработки и исполнения государственно-управленческих решений 29
2.2. Анализ и оценка проблем реализации технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу 43
3. РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ МЧС РОССИИ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ 63
3.1. Рекомендации по совершенствованию технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу 63
3.2. Прогнозирование развития технологий разработки исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу на основе предложенных рекомендаций 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
Введение:
От эффективности государственного управления во многом зависит экономическое и социальная политика государства. Также государственное управление можно считать основой национальной безопасности. Причем, основой государственного управления можно считать выработку и принятие государственных управленческих решений на различных уровнях власти.
Принятие государственных решений – достаточно сложный процесс, включающий несколько этапов. От выбора основного подхода к выработке решения зависит его дальнейшая эффективность.
Обеспечение национальной безопасности является одной из ключевых функций и задач государства. Причем национальная безопасность – комплексное понятие, которое включает в себя внешнюю и внутреннюю безопасность в разных сферах общественной и государственной деятельности, в том числе и в сфере информационной безопасности.
При этом часто различные угрозы интересам общества и государства носят комплексный характер и включают множество различных направлений деятельности. Причем обеспечение безопасности – это сложное понятие, которое включает множество факторов. Поэтому исследование теории и механизмов принятия государственного управленческого решения в государственных органах, главным направлением деятельности которых является обеспечения общественной безопасности является особенно актуальным.
МЧС России представляет собой военизированное формирование со своими особыми задачами в области гражданской обороны и защиты населения в случае чрезвычайных ситуаций. Поэтому особая структура министерства требует особых подходов к выработке и принятию государственных решений. Поэтому изучение теории и механизмов государственно-управленческого решения, а также исследование технологий разработки и исполнения государственного решения применительно к Главному управлению МЧС России по г. Санкт-Петербургу является достаточно актуальным.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических основ технологии разработки и исполнения государственно-управленческого решения, приобретение практических навыков анализа и оценки проблем реализации технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу, а также разработка путей развития технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу.
Задачи исследования:
— раскрыть сущность и содержание государственно-управленческого решения;
— раскрыть особенности принятия управленческих решений в сфере государственного управления;
— обобщить нормативное правовое регулирование разработки и исполнения государственно-управленческого решения;
— дать краткую характеристику Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу в аспекте разработки и исполнения государственно-управленческих решений;
— провести анализ и оценку проблем реализации технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу;
— разработать рекомендации по совершенствованию технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу;
— провести прогнозирование развития технологий разработки исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу на основе предложенных рекомендаций.
Объектом исследования является территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации – Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу.
Предметом исследования является теория и механизмы государственно-управленческого решения в аспекте технологии разработки и исполнения такого решения в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу.
Теоретическую основу исследования выпускной квалификационной работы составляют научные положения, содержащиеся в учебной литературе и научных исследованиях по особенностям принятия управленческих решений в сфере государственного управления. Нормативная база исследования представлена Конституцией РФ и нормативно-правовыми актами, такими, как Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», Постановления Правительства РФ и подзаконные акты, в том числе МЧС России, регулирующие особенности разработки и исполнения государственно-управленческих решений.
Новизна исследования заключается в оценке возможности дальнейшего применения и реализации технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу.
Методологическая основа исследования представлена общенаучными методами познания, в числе которых диалектический метод, методы системного и сравнительного анализа. Использовались также такие частные научные методы, как формально-юридический, сравнительно-правовой, которые позволили рассмотреть общественные отношения, связанные с принятием государственно-управленческих решений. Основным методом исследования является системный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих управленческую деятельность государственных органов и структур.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что основные положения, практические выводы и результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем совершенствованию технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Целью выпускной квалификационной работы было заявлено исследование теоретических основ технологии разработки и исполнения государственно-управленческого решения, приобретение практических навыков анализа и оценки проблем реализации технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу, а также разработка путей развития технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу.
В соответствии с указанной целью и задачами в первой главе выпускной квалификационной работы мы пришли к выводу, что Государственное решение представляет собой выбор и обоснование определенного проекта или плана действий государственных органов, направленных на достижение целей деятельности определенного органа государственной власти. Сущность и содержание процесса принятия государственно-управленческих решений заключается в выборе оптимального решения в соответствии с поставленными задачами из всех возможных альтернатив. При этом часть решений принимается лицом, принимающим решение либо в целях разрешения проблемной ситуации, либо в целях разработки новых направлений деятельности. В последнем случае применяется стратегическое планирование. При этом важную задачу выполняет именно планирование как основной инструмент реализации поставленных целей и задач.
Особенности принятия государственно-управленческих решений связаны со спецификой деятельности определенного государственного органа, в котором данное решение разрабатывается и применяется. Также разработка и исполнение государственного решения связана с тем видом государственной службы, который осуществляется в определенном органе исполнительной власти.
Нормативно-правовое регулирование разработки и исполнения государственно-управленческого решения осуществляется на основании конституционных норм и специальные норм федерального законодательства, регулирующих деятельность определенного государственного органа в зависимости от вида государственной службы и основных направлений деятельности.
Далее в результате анализа технологии разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу можно сделать вывод, что разработка и исполнение государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу осуществляется в пределах компетенции управления и полномочий по обеспечению безопасности населения в области гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обеспечению безопасности на водных объектах.
При этом особое значение имеет военизированная структура МЧС России, что в значительной степени влияет на разработку и исполнение государственно-управленческих решений, поскольку для МЧС России характерен особый порядок исполнения приказов и распоряжений руководства, связанный со специальными дисциплинарными и квалификационным требованиями, предъявляемыми к служащим.
Все государственно-управленческие решения в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу подразделить в зависимости от способа реагирования на чрезвычайные ситуации на превентивные, оперативные и стратегические решения.
При этом основными выявленными проблемами в реализации технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу можно считать усовершенствование взаимодействия с другими органами государственной власти, в частности, с правоохранительными органами по вопросам антитеррористической деятельности. Еще одной проблемой можно считать повышение эффективности реализации национальных проектов и государственных программ по вопросам более эффективной реализации полномочий МЧС России по контролю и надзору за соблюдением установленных законодательством требований и профилактике чрезвычайных ситуаций.
В результате разработки путей развития технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу мы пришли к следующим выводам:
1. В настоящее время для совершенствования технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу наиболее актуальным является совершенствование взаимодействия по разработке и планированию предупреждения чрезвычайных ситуаций в таких направлениях деятельности, как разработка комплекса антитеррористических мер, взаимодействие в области информационной безопасности, своевременное информирование населения, в том числе по вопросам контрольно-надзорных полномочий МЧС России, а также нормативно-правовому информированию населения, предприятий и организаций, а также органов местного самоуправления.
2. Предложенные рекомендации по взаимодействию с другими государственными органами и структурами, в особенности с правоохранительными органами по отдельным вопросам компетенции МЧС России должны способствовать дальнейшей разработке своих собственных информационных ресурсов, баз данных, что будет способствовать защите особо значимой информации от несанкционированного доступа, что особенно актуально в связи с развитием цифровых технологий.
Полученные результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в практике применения технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений в территориальных подразделениях МЧС России. Например, результаты исследования могут быть использованы в таких задачах деятельности МЧС России как антитеррористическая деятельность и оперативное управление.
При принятии, разработке и исполнении государственно-управленческого решения и применении определенных технологий разработки и исполнения государственно-управленческих решений по вопросам антитеррористической деятельности необходимо обеспечить тесное взаимодействие МЧС России с правоохранительными органами. Для реализации указанной цели целесообразна разработка плана по предотвращению террористических актов, а также возможные решения в соответствии с оценкой всех критериев, рисков и угроз.
Такое межведомственное взаимодействие может также осуществляться на основе обмена информацией и специальными разработками по обеспечению информационной безопасности, что представляется достаточно перспективным для повышения эффективности исполнения и основных задач МЧС России.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1.1. Сущность и содержание государственно-управленческого решения
Для того чтобы дать теоретическую характеристику процесса принятия государственного решения, в данном пункте настоящей главы вначале рассмотрим общие основы механизма принятия государственных решений.
Выработка и принятие управленческих решений — это определенная последовательность действий, направленная на достижение поставленных целей При этом представленный план должен соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству, в частности, федеральному законодательству, регулирующему основы деятельности определенного государственного органа.
При этом общий процесс принятия решения заключается в следующих действиях:
— определение проблемы;
— постановка задач, способствующих ее разрешению;
— сбор, обработка и анализ необходимой информации;
— прогнозирование возможной ситуации;
— разработка альтернативных действий, различных вариантов решения;
— оценка альтернативных вариантов и выбор оптимального в существующих условиях;
— соответствующее оформление принятого решения, его обсуждение и согласование;
— доработка проекта решения;
— принятие окончательного решения и его юридическое оформление.
В целом планирование представляет собой комплекс согласованных по месту и времени реализации целей деятельности государственных структур, направленных на результативное решение общественно значимых задач и несущих соответствующую ответственность за их выполнение.
Под понятием управленческое решение, как правило, подразумевается результат прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из нескольких вариантов достижения конкретной цели.
В зависимости от целей государственного управления стоит особо выделить характеристику индикативного и стратегического планирования.
Индикативное планирование сохраняет возможность решения поставленных задач различными альтернативными методами.
Стратегическое планирование включает в себя показатели, выработка которых непосредственно отражает понимание и оценку государственными органами той или иной страны характера социально-политической ситуации, а также перспектив развития не только своего, но и мирового сообщества.
Можно выделить следующие этапы в стратегическом планировании:
— определение цели;
— анализ окружающей среды;
— учет сильных и слабых сторон позиции субъекта управления;
— использование лидерских качеств лиц, непосредственно принимающих решение;
— разработка альтернативных проектов.
Структура решения включает субъект и объект управленческого решения, а также их взаимодействие в процессе выработки, принятия и организации исполнения решения.
Субъект управленческого решения — руководитель органа или подразделения инициирующий принятие, организацию исполнения управленческого решения. Субъектом всех этапов выработки решения может быть физическое или юридическое лицо, государство, международные организации. При этом субъект управленческого решения может быть представлен отдельным человеком или группой людей, наделенных определенной совокупностью прав и обязанностей. Таким образом, субъектом разработки решения, является лицо, принимающее решение — это субъект решения, наделённый определёнными полномочиями и несущий ответственность за последствия принятого и реализованного управленческого решения.
Объект управленческого решения — подчиненные, исполняющие управленческое решение и те структуры, на которые направлено управленческое решение, в зависимости от определенной поставленной задачи. Объект управленческого решения также может быть представлен отдельным человеком или группой лиц.
Принятие государственных решений представляет собой систему правоотношений, которые охватывают все сферы социальной жизни общества. Такие правоотношения представляют собой взаимодействие политических, общественных, институтов гражданского общества, а также органов государственной власти, определенных социальных групп и сообществ.
Стоит также отметить, что государство как основной политический и общественный институт, несет всю ответственность за постановку целей, принятие решений и выбор способов решения общественных проблем.