Магистерский диплом (ВКР) на тему Теоретико-правовые основы деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ.. 7
1.1.
Понятие, сущность и значение центров временного содержания для
несовершеннолетних правонарушителей. 7
1.2. История
становления и развития, правовое регулирование деятельности центров временного
содержания для несовершеннолетних правонарушителей. 14
2.
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ.. 26
2.1.
Основания и порядок помещения несовершеннолетних правонарушителей в центры
временного содержания. 26
2.2.
Характеристика несовершеннолетних, находящихся в центрах временного содержания
для несовершеннолетних правонарушителей. 43
3. ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ.. 58
3.1.
Проблемы функционирования центров временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей. 58
3.2.
Направления совершенствования деятельности центров временного содержания для
несовершеннолетних правонарушителей. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 79
Введение:
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что противоправное поведение несовершеннолетних
остается одним из существенных факторов, определяющих криминогенную ситуацию в
стране. Согласно данным ГИАЦ МВД России каждое двадцать пятое (4,1%) расследованное
преступление было совершено несовершеннолетними или при их соучастии[1].
Ежегодно остается высоким
число подростков, совершивших антиобщественные действия и правонарушения,
влекущие административную ответственность. Сложившаяся ситуация вызывает
необходимость разработки и реализации научно обоснованной политики по
предупреждению криминализации подрастающего поколения.
Ее важнейшей составной
частью должны стать меры по совершенствованию законодательной базы,
определяющей деятельность органов, входящих в систему профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, среди которых особое место
отводится деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей.
Практика показывает, что
чаще всего дети совершают самовольные уходы из семей и государственных учреждений
не без причины, порой из-за равнодушного либо халатного отношения родителей
(законных представителей) или иных уполномоченных лиц к проблемам
несовершеннолетних, насильственных действий со стороны взрослых, что вынуждает
подростков самовольно оставлять место проживания и заниматься бродяжничеством
или попрошайничеством.
Каждый случай
самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи или государственного учреждения
требует выяснения причин этого поступка. Помещение в ЦВСНП подростков,
систематически (два и более раза) совершающих такие антиобщественные действия,
как бродяжничество и попрошайничество, позволило бы своевременно установить
причины и условия самовольных уходов подростков из семьи или государственных учреждений,
провести с ними необходимую профилактическую работу, оказать психологическую
помощь.
Систематическое
употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих
веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции ведет к наркомании и алкоголизму
в раннем возрасте, как следствие — распространение иных социально значимых
заболеваний. Причины занятия бродяжничеством и попрошайничеством должны быть
вовремя установлены.
Таким образом, на
сегодняшний день остается нерешенным большое количество острых и наболевших
вопросов, что дополнительно обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Теоретическую базу
исследования составили труды таких исследователей как Белькова А.В.,
Буторина Л.С., Дубровин А.К., Каплунов А.И., Колударова О.П., Моругина Н.А., Прокурова
С.В., Семенец М.Ю., Скворцова Е.В., Слободчикова Ю.В. и др.
Объектом исследования
настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере
деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей.
Предмет –
нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные
аспекты деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей.
Целью выпускной
квалификационной работы является анализ деятельности центров временного
содержания для несовершеннолетних правонарушителей, выявление существующих
проблем и перспектив их решения.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие,
сущность и значение центров временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей,
— изучить история
становления и развития, правовое регулирование деятельности центров временного
содержания для несовершеннолетних правонарушителей,
— проанализировать
основания и порядок помещения несовершеннолетних правонарушителей в центры
временного содержания,
— охарактеризовать
несовершеннолетних, находящихся в центрах временного содержания для
несовершеннолетних правонарушителей,
— выявить проблемы
функционирования центров временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей,
— проанализировать
направления совершенствования деятельности центров временного содержания для
несовершеннолетних правонарушителей.
Выпускное
квалификационное исследование основывалось на положениях материалистической
диалектики с использованием частно-научных методов.
Метод исторического
анализа использовался для определения истоков и развития центров временного
содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Для более детального
изучения деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей был применен метод синтеза и абстрагирования.
Методы классификации и
индукции позволили систематизировать и проанализировать значительный объем
информации.
Нормативную базу
исследования составили: Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты.
Эмпирической основой
послужили: статистические данные, материалы судебной и правоприменительной
практики.
Теоретическая значимость
исследования состоит в комплексности предпринятого анализа деятельности центров
временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, выявлении
существующих проблем и путей их решения.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в
целях совершенствования действующего законодательства, а также в
преподавательской деятельности.
Структура выпускной
квалификационной работы определяется целью и задачами исследования,
необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение,
три главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных
источников. [1] Состояние преступности
в России за январь-сентябрь 2018 года. Статистический сборник [Электронный
ресурс] / ФКУ ГИАЦ МВД России. М., 2018. Режим доступа из ИМТ.
Заключение:
Подводя итог, можно
сделать следующие выводы и предложения.
Проведенное нами
исследование позволяет отметить, что подростки все чаще совершают
административные правонарушения и повторяющиеся асоциальные поступки, которые
складываются в определенный стереотип поведения, нарушающего правовые нормы,
которые не влекут при этом уголовную или административную ответственность
вследствие их ограниченной общественной опасности или же вследствие их
совершения до достижения возраста привлечения к указанной ответственности.
Систематическое
употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих
веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции ведет к наркомании и
алкоголизму в раннем возрасте, как следствие — распространение иных социально
значимых заболеваний. Занятие бродяжничеством и попрошайничеством может привести
к совершению преступлений в отношении самих несовершеннолетних в период их
самовольных уходов.
Систематическое
совершение иных действий, нарушающих права и законные интересы других лиц, по
нашему мнению, может рассматриваться как дополнительное основание при решении
вопроса о постановке несовершеннолетнего на учет ПДН или направлении в ЦВСНП.
В ч. 2 ст. 22
Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены категории
несовершеннолетних, которые могут быть помещены в ЦВСНП.
Следует отметить, что
перечень категорий является исчерпывающим, а значит, другие категории
несовершеннолетних не могут быть туда помещены.
На практике в ЦВСНП, как
правило, помещаются те несовершеннолетние, которые уже состояли на
профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД, и с
ними проводилась определенная работа по «корректировке» отклоняющегося
поведения не только инспектором ПДН, но и другими субъектами, призванными
решать проблемные вопросы поведения несовершеннолетних.
Помещение в ЦВСНП,
безусловно, является более серьезной воспитательной мерой, связанной с
существенными ограничениями для несовершеннолетнего правонарушителя. Вместе с
тем, помещение в ЦВСНП — это не вид наказания.
Туда помещают как раз за
совершение так называемых противоправных деяний с целью предупреждения
совершения повторного деяния.
По мнению специалистов,
главное, чтобы несовершеннолетний, которого помещают в ЦВСНП, задумался о своем
поведении, встал на путь исправления, а для этого, должностные лица ЦВСНП
должны за период его нахождения провести максимум работы, чтобы добиться этого
результата.
Должностные лица ЦВСНП
при поступлении несовершеннолетнего в должны изучить материалы, которые
послужили основанием для помещения, а именно: рапорта инспектора подразделений
по делам несовершеннолетних ОВД, участкового уполномоченного полиции, иных
сотрудников ОВД, объяснения несовершеннолетнего, его родителей или иных
законных представителей, соседей, акт обследования жилищно-бытовых условий,
сведения из учебных заведений, учреждений здравоохранения и других органов и
учреждений системы профилактики.
Это необходимо с целью
обеспечения индивидуального подхода к работе с несовершеннолетним. К сожалению,
далеко не всегда указанные материалы изучаются должным образом.
При поверхностном
изучении личности несовершеннолетнего правонарушителя невозможно
индивидуализировать соответствующую программу мероприятий, снижается
эффективность проводимой с ним воспитательной работы.
Формы и методы проведения
профилактических мероприятий с несовершеннолетними, находящимися в ЦВСНП
разрабатываются и применяются, во-первых, в зависимости от возраста нарушителя,
во-вторых, с учетом специфики его отклоняющегося поведения, а также с учетом
его социальной обстановки, в которой он окажется после освобождения.
В ходе исследования был
выявлен ряд проблемных вопросов, в связи с чем, считаем целесообразным внести
некоторые предложения.
С целью повышения
эффективности применения изоляции как превентивной меры целесообразно
проведение следующих мероприятий:
1. Повышение требований к качеству предоставляемых в суд
материалов о помещении лиц с асоциальным поведением в центры временного
содержания, в том числе посредством расширения перечня судебных решений;
2. Дополнить перечень обязательных материалов, предоставляемых в
суд для рассмотрения вопроса о применении к лицу меры воздействия в виде
содержания в центре, врачебным заключением об отсутствии у него медицинских
противопоказаний;
3. Несмотря на то, что деятельность центров преследует другие цели,
нежели пенитенциарные учреждения, целесообразно принятие нового нормативного
правового акта, по аналогии с Правилами внутреннего распорядка воспитательных
колоний, в части определения прав и обязанностей как содержащихся в них, так и
сотрудников центров; действенных мер взыскания и поощрения как стимулов к
правопослушному поведению; предусмотреть возможность и условия привлечения
несовершеннолетних к трудовой деятельности и развитию у них соответствующих
навыков.
Учитывая, что
детско-юношеская возрастная периодизация имеет малые границы (2-3 года) и
характеризуется индивидуальными формами поведения, интеллектуально-волевыми
качествами, и отношением к окружающей действительности для каждого возраста,
что требует от взрослых применения определенных форм общения, приемов и методов
воспитания, а также учитывая криминализацию мест принудительного содержания и
возникающую из этого необходимость пресечения развитию в подростковой среде криминальной
субкультуры, необходимо предусмотреть требования к размещению
несовершеннолетних с учетом пола, возраста, наличия зависимостей (курение,
употребление алкоголя и психоактивных веществ) и уровня криминализации личности.
Считаем целесообразным внести
изменение в п.5 ст. 22 ФЗ № 120-1999 г., закрепив полномочие начальнику ЦВСНП
принимать решение о содержании в центре несовершеннолетних, систематически
совершающих следующие антиобщественные действия:
1) систематическое употребление наркотических средств,
психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей
продукции;
2) бродяжничество и попрошайничество;
3) иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц:
а) агрессивно-насильственные действия;
б) корыстные действия;
в) антиобщественные действия в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет»;
г) действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Также предлагается дополнение диспозиции ст. 22
федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» п. 6.1 и
изложение его в следующей редакции: «…Несовершеннолетний может быть
освобожден из центра временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей органа внутренних дел ранее срока, указанного в постановлении
судьи, в случае, если отпали основания для его помещения».
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ 1.1. Понятие,
сущность и значение центров временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей Вопросами профилактики правонарушений
несовершеннолетних занимаются различные субъекты, среди которых органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления.
Центры временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей (далее — ЦВСНП) являются одним из субъектов в системе органов
внутренних дел, занимающихся вопросами профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
Значительная роль в этом направлении деятельности
принадлежит подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел,
которые тесно взаимодействуют по этим вопросам с ЦВСНП.[1]
ЦВСНП — это структурные подразделения территориальных органов
МВД России по приему и временному содержанию несовершеннолетних
правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и
дальнейшему их устройству.
Законодательной базой применения к несовершеннолетним
мер административного принуждения, связанной с помещением несовершеннолетних в
ЦВСНП является федеральный закон от 24 июня 1999 г. 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — ФЗ
№ 120).
Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи
с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Именно в 22 статье определены категории
несовершеннолетних, которые могут быть помещены в ЦВСНП.[2] Необходимо
подчеркнуть, что перечень категорий является исчерпывающим, а значит, другие
категории несовершеннолетних не могут быть туда помещены. [1] Микаутадзе С.Р. Использование возможностей центра временного содержания
для несовершеннолетних правонарушителей в осуществлении профилактики
подростковой преступности // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. №
4. С. 19. [2] Федеральный закон
от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних"// Российская газета, № 121, 30.06.1999.