Магистерский диплом (ВКР) Гуманитарные науки Эстрадно-джазовое пение

Магистерский диплом (ВКР) на тему Теоретический анализ исполняемых произведений. средства выразительности в эстрадно-джазовом вокале на примере исполняемых произведений»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Условные&nbspобозначения 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА&nbsp1.&nbspСредства&nbspвыразительности&nbspв&nbspэстрадно-джазовом&nbspвокале&nbspроссийских&nbspисполнителей
1.1.&nbspИнтонационно-стилистическая&nbspсистема&nbspпроизведения&nbspЛ. Долиной&nbsp«По-новому&nbspжить» 10
1.2.&nbspОтличительные&nbspчерты&nbspисполнительского&nbspстиля&nbspЛ. Долиной&nbspв&nbspпроизведении&nbsp«Романс» 17
Выводы&nbspк&nbspглаве&nbsp1 22
ГЛАВА&nbsp2.&nbspАнализ&nbspсредств&nbspвыразительности&nbspв&nbspструктуре&nbspвокальных&nbspпроизведений
2.1.&nbspИдейно-художественная&nbspконцепция&nbspвокальных&nbspпроизведений,&nbspобразы&nbspи&nbspсредства&nbspих&nbspвоплощения&nbspв&nbspисполнении&nbspКелли&nbspКларксон&nbsp«Anytime»&nbspи&nbspКристины&nbspАгилера&nbsp«Falsas&nbspEsperanzas» 24
2.2.&nbspСравнительный&nbspанализ&nbspсредств&nbspвыразительности&nbspв&nbspисполнительстве&nbspэстрадно-джазовых&nbspпроизведений&nbspЛ.&nbspДолиной,&nbspКелли&nbspКларксон&nbspи&nbspКристиной&nbspАгилера 37
Выводы&nbspк&nbspглаве&nbsp2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК&nbspИСПОЛЬЗОВАННОЙ&nbspЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52

  

Введение:

 

Разнообразие
вокальных стилей в современном музыкальном искусстве огромно. И это
закономерно, ведь, в отличие академического и народного вокала, здесь правит не
канон, а поиск исполнителем индивидуальной манеры исполнения. Для исполнителя
очень важно раскрыть себя и сформировать собственную манеру пения, свое
вокальное «Я», которое выделяет его из всех, делает узнаваемым по оригинальному
тембру голоса или манере исполнения, сценическому образу. Для того, чтобы найти
свое вокальное «Я», современный эстрадно-джазовый исполнитель должен, в первую
очередь, свободно владеть множеством интересных вокальных приемов[1]. И,
даже используя достаточно большой набор разнообразных средств выразительности,
у каждого исполнителя получается свой, неповторимый стиль, который определяет
его уникальность.

Работая
над произведением, исполнители путем использования различных средств
выразительности создают свой особый художественный образ, который пытаются
донести до слушателя. И если образ гармоничен с содержанием произведения, его
мелодической линией, полноценно передает замысел автора песни, слушатель
воспринимает и запоминает это произведения, а исполнителя узнает по первым
вокальным фразам[2].

Немаловажным
фактором в передаче вокального образа играет проблема имиджа артиста, сущность
которого состоит в правильном и четком нахождении собственного стиля
исполнения. У немногих исполнителей эстрадно-джазовых вокальных произведений
есть действительно настоящий, отличный от других стиль. В современной
эстрадно-сценической среде первое впечатление как никогда важно для вокалиста[3].

Создание
убедительного образа, прежде всего заключается в том, чтобы сформировать свои
внутренние качества, использовать те умения и навыки, которые действительно
делают вокалиста индивидуальным исполнителем, а затем передать эти чувства в
полной мере во время вокализации произведения. Кроме того, вокальные
особенности исполнения произведения должны сочетаться с внешним образом певца,
как еще одна форма его самовыражения, похожая на то, как исполнитель выражает
себя на сцене. Это отображает ту же энергию и интегрирует ее к остальной части
исполнительской деятельности, сочетая внешний и внутренний образ[4].

Роль
ментальных отображений в создании вокального образа средствами выразительности рассматривает
современный практик-психолог А. Коляда, указывая на особенности
человеческого сознания в работе вокально-исполнительского аппарата, как
трансформатора музыкального произведения и творчески-преобразующего механизма
эмоционально-ментального влияния на человека[5].
Именно осознанность и психические функции мышления, воображения и восприятия
влияют на создание музыкального образа, который каждый слушатель воспринимает и
отображает в своей психике по-своему. Так, определенный образ создается в
процессе исполнения произведения рок-техниками, такими как гроул, грим, кроак,
расщепление, скриминг и др. Используя эти техники, вокалист создает образ
психологического напряжения, тяжелой реальности окружающей действительности[6]. Своеобразный
образ создается эстрадно-джазовыми техниками такими, как расщепление
(distortion), хрип (Rattle), рычание (growl), вокальный излом (vocal breaks),
голос с придыханием (air
added to the voice), визг/крик (screams), щелчок и осиплость (hoarse attacks and creaks), вибрато (Vibrato), техническое
украшения (ornamentation technique рапид run of notes), которые могут
применяться как в эстрадном вокале, так и в академическом[7].
Следовательно, роль техники исполнения и использование тех или иных средств
выразительности значительно влияют на отображение необходимой эмоциональной
окраски музыкального произведения.

Характерная
манера звукоизвлечения, придание голосу определенной звуковой окраски,
использование технических приемов способствует созданию художественного образа
в процессе исполнения вокального произведения. Наиболее полно отобразить
художественный образ конкретного стиля позволяет манера звукоизвлечения, как
основополагающий фактор сценического мастерства исполнителя[8]. Тем
не менее, эстрадно-джазовый вокал – это манера, стиль и жанры голосового
музицирования академической жесткости и четкости требований, как условия
соответствия стилю, жанру и форме произведения, а также открытость, широта,
многоплановость и жизненность звучания и непосредственность отображения
музыкального материала народных песен[9].

Следовательно,
изучение и анализ средств выразительности и создания художественного образа
вокального произведения необходимо для определения особенности звукоизвлечения,
техники и стиля пения эстрадно-джазовых исполнителей, их внешнего образа
актуально в формировании индивидуального стиля у будущих исполнителей
эстрадно-джазовых произведений.

Исходя
из сказанного выше, нами была определена тема исследования «Теоретический анализ исполняемых произведений.
Средства выразительности в эстрадно-джазовом вокале на примере исполняемых
произведений».

Объект исследования:
произведения Л. Долиной «По-новому жить» и «Романс», Келли Кларксон
«Anytime» и Кристины Агилера «Falsas Esperanzas».

Предмет исследования:
средства выразительности в эстрадно-джазовом вокале на примере исполняемых
произведений.

Цель исследования:
раскрыть и проанализировать особенности средств выразительности в
эстрадно-джазовом вокале на примере исполняемых произведений.

Задачи исследования:

1.
Проанализировать интонационно-стилистическую систему произведения
Л. Долиной «По-новому жить».

2.
Выявить отличительные черты исполнительского стиля Л. Долиной в
произведении «Романс»

3.
Определить идейно-художественную концепцию вокальных произведений, образы и
средства их воплощения в исполнении Келли Кларксон «Anytime» и Кристины Агилера
«Falsas Esperanzas»

4.
Провести сравнительный анализ средств выразительности в исполнительстве
эстрадно-джазовых произведений Л. Долиной, Келли Кларксон и Кристины
Агилера.

Гипотеза исследования:
правильно выбранные средства выразительности и грамотное их использование с
учетом уровня развития сценического профессионализма исполнителя, умения им
передавать эмоционально-художественный образ непосредственно влияют на
качественное восприятие слушателем эстрадно-джазового произведения.

Анализ последних исследований.
Особенности использования средств выразительности в эстрадно-джазовом вокале освещена
в работах отечественных и зарубежных исследователей А. Б. Арутюновой,
Е. Ю. Белобровой, Н. Гарсия, О. Г. Герман,
М. С. Зайковой, О. Я. Клипп, Н. О. Кожевниковой,
А. П. Мохонько, К. Сэдолин, И. Х. Стулов и др.
Теоретические подходы к обучению эстрадно-джазовому вокалу и различным техникам
сценического мастерства раскрыты в работах В. Н. Бучель, В. В. Емельянова,
В. Р. Женило, Л. М. Кадцына, А. Коляды, В. Г. Кузнецова,
В. П. Малишава, В. П. Морозова, О. А. Палий, А. Е. Петрова,
О. В. Пивницкой, С. Риггса, Л. Б. Рудина,
В. И. Юшманова и др. Специфика создания сценического образа
представлена в работах Бернда Вайкля, О. Г. Герман,
М. С. Зайковой, А. В. Лебедевой, М. Светова,
Р. В. Сладкопевей, К. С. Станиславского и др.

Методы исследования.
изучение и анализ научно-практических исследований; теоретический анализ и
сопоставление исполняемых произведений.

Теоретическая база исследования.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных теоретиков и
практиков по эстрадно-джазовому вокалу и сценическому мастерству
А. Б. Арутюновой, Н. Гарсия, В. В. Емельянова,
В. Р. Женило, М. С. Зайковой, О. Я. Клипп,
А. П. Мохонько, К. Сэдолин, И. Х. Стулова,
Л. М. Кадцына, В. П. Морозова, С. Риггс и др.

Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что на основании изучения темы особенностей использования
средств
выразительности в эстрадно-джазовом вокале были выявлены и обобщены основные
характеристики передачи эмоционально-художественной образности произведения в
процессе сценического исполнения произведений.

Практическая значимость исследования
– раскрытие закономерностей и особенностей использования средств
выразительности российскими и зарубежными исполнителями, что может
использоваться исполнителями эстрадно-джазовых произведений для подготовки к
концертному выступлению. Результаты исследования могут быть использованы в
практической деятельности преподавателей эстрадно-джазового вокала, режиссерами
концертных номеров, а также самими вокалистами в процессе изучения вокальных
произведений.

Во введении
раскрывается актуальность, проблема и последние исследования по теме работы;
обозначены объект, предмет, цель и задачи исследования; выдвинута гипотеза
исследования; описана теоретическая и практическая значимость исследования, а
также структура дипломной.

В первой главе
проводится анализ использования и передачи средств выразительности, а также
интонационно-стилистическая система исполнительского мастерства Л. Долиной
в произведении «По-новому жить»; раскрываются отличительные черты
исполнительского стиля Л. Долиной в произведении «Романс» и делаются общие
выводы по проведенному исследованию.

Во второй главе
рассматриваются средства выразительности как идейно-художественная концепция
вокальных произведений, образы и средства их воплощения в исполнении Келли
Кларксон «Anytime» и Кристины Агилера «Falsas Esperanzas». На основании
проведенного исследования исполнений эстрадно-джазовых произведений
Л. Долиной, Келли Кларксон и Кристиной Агилера проводится сравнительный
анализ воплощения исполнителями эмоционально-художественного образа и обобщаются
выводы.

В заключении приводятся
общие выводы по проведенному исследованию и подтверждение выдвинутой гипотезы.

Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения. Двух глав, выводов к
каждой главе, заключения, списка литературы, приложений и списка условных
обозначений. Общий объем работы расположен на 58 страницах. [1] Палий О. А. Функции
современного певца-исполнителя в контексте качества универсальности /
О. А. Палий // Культурная жизнь Юга России. – 2018. – №2 (69). –
С. 26-30. [2] Зайкова М. С.
Формирование сценического образа в вокально-творческом исполнительстве студентов
вузов культуры и искусств: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 /
М. С. Зайкова. – Химки, 2016. – 239 с. [3] Там же. [4] Станиславский К.C. Актерский тренинг: Работа актера
над собой. Кн. В 2-х ч. Ч. 1: Работа актера над собой в творческом процессе
переживания / К. С. Станиславский. – М.: ЮРАЙТ, 2017. – 253 с. [5] Коляда А. Психология вокала в
2-х ч. Ч. 1 / А. Коляда. – М.: Изд-во «Издательские решения»,
2016. – 56 с. [6] Лебедева А. В. Основы
рок вокала: теория и практика / А. В. Лебедева. – К.: FOLIO, 2019. – 67 с. [7]
Cathrine Sadolin. Complete Vocal Technique. Denmark, 2000. 255 p. [8] Пивницкая О. В.
Особенности интонирования в современном эстрадном вокале: исторический и
педагогический аспекты / О. В. Пивницкая // Музыкальное искусство и
образование. – №3, 2014. – С. 127-133. [9] Кривенко Ж. Д. Тембровый
подход к обучению народному пению: на примере работы со студентами музыкального
колледжа МГИМ им. А.Г. Шнитке: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 /
Ж. Д. Кривенко. – Москва, 2008. – 237 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический
анализ средств выразительности в эстрадно-джазовом вокале на примере
исполняемых произведений дал возможность выявить, что:

1.
Интонационно-стилистическая система произведения Л. Долиной «По-новому
жить» в студийной записи характеризуется достаточно высоким уровнем.
Акцентирование и подчеркивание экспрессивных звуковых интонаций, которые
отображают эмоционально-художественный смысл песни выдержаны и ярко очерчены. В
вокальном исполнении прослеживается отчетливое окончания слов, прекрасная
дикция и движение мелодии на полутонах. Исполнителем используются такие
средства выражения, передающие напряженность характера, как интонационная
подача и распев согласной «м», распевание звука и легкое эмоционально-природное
вибрато, заканчивающееся на приеме бэлтинга без использования форсирования
звука. Также в песне применяется такой прием, как волнообразное движение
динамики. Основными вокальными приемами, как средствами выразительности, в
песне «По-новому жить» являются бэндинг, глиссандо при переходе к звукам в
конце фраз, в некоторых моментах йодль, техника смешения бэлтинга и микста с
подключением техники «соб», мелизмов и др. Тем не менее, анализ концертного
выступления показал, что эмоционально-художественный образ не до конца был
раскрыт, что проявилось в нарушении драматургии песни, сценический образ был
нивелирован за счет непродуманного режиссерского решения, а сценический костюм
не совсем точно соответствовал визуальному образу и характеру произведения.

2.
Отличительными чертами исполнительского стиля Л. Долиной в произведении
«Романс» являются: придыхательная атака звука; психологические паузы;
разнообразная подача звука; динамические оттенки; эмоциональную мимику и жесты
и др. Также в романсе используется пение на грудном, головном и микстовом
регистрах в зависимости от музыкального и текстового материала. Исполнение
кульминационного момента отмечается добавлением к придыхательной атаке звука
громких всхлипов и надрывного, высокого звучания слов «Вы» в головном регистре,
что придало своеобразный металлический оттенок, который не каждым слушателем
может восприняться с положительной оценки исполнения. Кроме того, для
исполнения романса певице не хватало академической подачи звука, в связи с чем
произведение прозвучало эмоционально, но более открыто, жестко, что частично не
соответствует жанру произведения.

3.
Анализ идейно-художественной концепции вокальных произведений, образов и
средств их воплощения в исполнении Келли Кларксон «Anytime» и Кристины Агилера
«Falsas Esperanzas» дал возможность выявить, что обе исполнительницы на
достаточно высоком уровне владеют средствами выразительности. Некую
привлекательность и индивидуальность в движениях умеет создать Келли Кларксон. Для
этой исполнительницы характерно достаточно ясное произношение всех гласных,
довольно четкое пение всех слов, что не характерно для англоязычных
исполнителей. Вокальные данные Келли Кларксон на достаточно высоком уровне.
Высокие ноты певица берет за счет использования достаточно мощного бэлтинга с
твангом и собом, использует различные мелизмы. Эмоционально-художественная
передача вокального образа усиливается Келли Кларксон за счет живого общения со
слушателем. Сценическое выступление Кристины Агилера характеризуется
экспрессивностью, богатой эмоционально-образной подачей звука и активной
хореографией. В течении всего исполнения Кристина Агилера энергична, использует
широкий диапазон средств выразительности как в вокальном, так и в
хореографическом исполнении. Певица постоянно находится на уровне
эмоционального «всплеска», энергично двигается, работает мимикой лица и пр. Ее
вокальные данные обладают достаточно мощной и сильной подачей звука, с
выраженной маской. Кроме того, в техническом исполнении ярко прослеживается
умение певицей использовать различные динамические оттенки для передачи
песенного образа.

4.
Сравнительный анализ средств выразительности в исполнительстве
эстрадно-джазовых произведений изучаемых исполнителей показал, что вокальными
навыками и умениями голосоведения все исполнители владеют на достаточно
профессиональном уровне. У каждой певицы ярко выражен свой индивидуальный стиль
исполнения. следует отметить четкую артикуляцию и дикцию, что указывает на
вокально-технический профессионализм. Тем не менее, манера звукоизвлечения у
Л. Долиной по фактуре более эстрадная, что не соответствует жанру романса.
Этот же фактор можно отнести и к манере звукоизвлечения Келли Кларксон в песне
«Anytime»,
где у певицы прослеживается полуоткрытость и плоскость звукоизвлечения, в то
время как песня требует более глубокого бархатного звука. Для вокального
исполнения Кристины Агилера характерно индивидуальное звукоизвлечение, которое
включает различные техники и приемы. Наиболее ярко и рентабельно сценический
образ прослеживается у Кристины Агилера, образ Келли Кларксон полностью
соответствует исполняемому произведению и эмоционально-образному отображению
характера песен, но не настолько ярко выражен, у Л. Долиной в песне
«По-новому жить» сценический образ недостаточно продуман с режиссерской точки
зрения. В песне «Романс» сценический образ Л. Долиной полностью
соответствует характеру песни, но в эмоционально-вокальной подаче недостаточно
отображен. Из этого можно сделать вывод, что правильно выбранные средства
выразительности и эффективное их использование отображены в исполнении Кристины
Агилера, менее продуктивно эмоционально-выразительные техники используются
Л. Долиной, что повлияло на восприятие произведений певицы слушателем.

Таким
образом, выдвинутая гипотеза о том, что правильно выбранные средства
выразительности и грамотное их использование с учетом уровня развития сценического
профессионализма исполнителя, умения им передавать эмоционально-художественный
образ непосредственно влияют на качественное восприятие слушателем
эстрадно-джазового произведения подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. Средства выразительности в эстрадно-джазовом вокале российских исполнителей 1.1. Интонационно-стилистическая
система произведения Л. Долиной «По-новому жить»

Изучение
и анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по вокальному и
эстрадно-джазовому исполнительству (А. Б. Арутюнова,
В. П. Багрунов, Е. Ю. Белоброва, Н. Гарсия, О. Г. Герман,
В. Р. Женило, М. С. Зайкова, О. Я. Клипп, В. П. Малишава,
С. Риггс и др.) позволил выявить общие подходы к анализу средств
выразительности в вокально-исполнительском искусстве и их
трактовку (прил. 1). Обобщив результаты изучения теоретических подходов,
были разработаны критерии и показатели средств выразительности в эстрадно-джазовом
вокале для анализа исполняемых произведений (прил. 2).

Музыкально-выразительная
основа современного эстрадно-джазового вокального произведения включает в себя «манеру
исполнения, содержание поэтического текста, актерское мастерство, выразительные
жесты, мимику, интонацию, несложные гармонизацию и оркестровку, насыщенную
мелодическую основу и аранжировку»[1][2].

Теоретический
анализ исполняемых произведений проводился по схеме:

1.
Анализ смыслового содержания текста произведения и его обобщение.

2.
Анализ передачи исполнителем музыкально-выразительной основы произведения в
соответствии с критериями и показателями вокальной техники и
эмоционально-художественного образа.

3.
Критерий «сценический образ» анализировался на видеоматериалах.

4.
Обобщение полученных результатов.

Для
анализа интонационно-стилистической системы произведения Л. Долиной
«По-новому жить» был отобран видео- и аудио-материал: фильм-концерт о
жизни и карьере Ларисы Долиной «По-новому жить» (реж.-постановщик Игорь Коробейников,
2000 г.)[3]
и mp3
трек студийной записи «По-новому жить»[4].

Так,
в процессе ознакомления и последующего анализа вокального произведения Ларисы
Долиной «По-новому жить» следует обратить внимание на особенности подачи звука,
дыхания и мелодических линий, а также на контекст песни и отображение певицей
ее характера, то есть, создание художественного образа в целом. Название песни
настраивает слушателя на осознание того, что в песне должно быть отображено
отрицание старого и признание необходимости принятия нового, решительного шага
в жизни. Данному настроению полностью соответствует музыкальное изложение
инструментальной партии вступления, которое передает ритмическими аккордами
пульсирование жизни, поток энергии, многозвучие современного техногенного мира,
смелость и решительность звучания каждого звука, каждой мелодической фразы. Ритмическая,
напряженная смена мажорно-минорных аккордов как будто подчеркивает жизненные периоды
смены черной и белой полосы.

На
фоне этих напряженно наэлектризованных, ритмических пульсирующих звучаний перед
слушателем встает импульсивный, энергичный и решительный музыкальный образ.
Написанная в тональности Hm
песня, в вокальной партии начинается с третьей ступени (ре) с переходом на
вторую (до#) и возвратом на третью ступень, что в эмоциональном плане способствует
передаче напряжения, печали, острого диссонанса, «колючести» благодаря
использованию интервала малая секунда. Именно на эти звуки приходится фраза
«Все, хватит, все, хватит!». Вторая часть первой музыкальной фразы «Черных дней
полоса прошла!» также звучит в границах напряжения и заканчивается на
неустойчивой второй ступени, дополняя напряженность текстовому материалу (рис. 1). Рисунок
1. Начало вокальной партии в песне «По-новому жить».

Следующая
фраза «Из дыма, из пепла, из дурного сбежала сна!» также несет смысловую
нагрузку трагизма прошлого и освобождения, прорыва к новой жизни. Для передачи
связи между этими фразами мелодическая линия вновь
повторяется (рис. 2). Рисунок
2. Вторая фраза первого куплета песни «По-новому жить».

Исходя
из эмоционально-фонетической трактовки содержания текста и ее музыкального
изложения, исполнение данного отрывка должно прозвучать жестко, решительно, с
напором и непреклонностью, с подчеркиванием слов «хватит», «из дыма», «из пепла»,
«из дурного сбежала». Именно в этих ключевых словах заключается смысл
освобождения от негативного прошлого, который отображен в последующем тексте: «По-новому
жить, по-новому петь…». Исходя из этого, для передачи художественного образа и
настройки слушателя на произведение, как продолжение ритмического, напряженного
вступления, эти две строчки диктуют звучание в характере, с окраской
драматичности и патетики, как утверждение независимости и переходу к новому.

Анализ студийной
записи песни в исполнении Л. Долиной показал, что данные средства
выразительности исполнены на достаточно высоком уровне. Акцентирование и
подчеркивание [1] Кожевникова Н. О.
Специфика эстрадного пения / Н. О. Кожевникова // Система ценностей
современного общества. – 2013. – №30. – С. 72-74. [2]
Мохонько А. П. Джазовый вокал: проблемы, поиски, решения /
А. П. Мохонько // IN
SITU. – 2015. –
№1. – С. 101-106. [3] Лариса Долина «По-новому жить».
Фильм-концерт. 2000 год [Электронный ресурс] // Видеохостинг YouTube. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=OItkXzQWldQ&t=1853s [4] Лариса Долина – По-новому жить
[Электронный ресурс] // Sefon.
– Режим доступа: https://sefon.pro/mp3/159251-larisa-dolina-po-novomu-zhit/

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы