Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Международная экономика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Тема: Развитие механизма единого окна в ЕАЭС в целях упрощения процедур международной торговли

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» в ЕАЭС 6

1.1. Понятие, структура и содержание административно-правового механизма «единого окна» 6

1.2. Особенности реализации и механизм технологии «единого окна» 28

1.3. История создания и развития механизма «единого окна» в ЕАЭС 47

ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» В ЦЕЛЯХ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 55

2.1. Зарубежный и отечественный опыт применения механизма «единого окна». Проблемные вопросы создания и развития системы ЕО 55

2.2. Эффективность использования механизма «единого окна» В ЕАЭС 70

2.3. Перспективы развития и предложения по совершенствование системы ЕО 82

Заключение 91

Список источников 96

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Механизм «единого окна» в последнее время активно внедряется странами по всему миру для упрощения процедур торговли и процесса представления документов при совершении экспортных, импортных и транзитных операций.

Под механизмом «единого окна» понимается «механизм взаимодействия между государственными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (далее – «ВЭД»), который позволяет однократно представлять документы в стандартизированном виде через единый пропускной канал для последующего их использования при проведении контроля за внешнеэкономическими операциями».

Механизм «единого окна» направлен на облегчение процесса предоставления документов и упрощение потоков информации между участниками ВЭД и государственными органами.

Развитие механизмов «единого окна» государств-членов Евразийского экономического союза (далее – «ЕАЭС») и обеспечение их совместимости – основные задачи, способствующие развитию интеграции и унификации законодательств, а также направленные на повышение эффективности ведения внешнеторговой деятельности. Тема развития «единого окна» является актуальной не только в рамках международного торгового обмена, но и в рамках ЕАЭС и России в частности.

Анализ нормативно-правовой базы, разработанной Европейской экономической комиссией Организации объединенных наций (далее – «ЕЭК ООН») и иными международными организациями, опыта применения механизма другими странами позволит выявить основные направления развития механизма «единого окна», а также обнаружить те вопросы, которые сейчас не урегулированы нормами права ЕАЭС и Российской Федерации.

В свете сегодняшних событий Евразийское интеграционное объединение является актуальным и представляется весьма эффективным конкурентом на мировом рынке. Россия серьезно настроена на долгосрочное совместное сотрудничество с бывшими советскими республиками и вполне доказала, что проект ЕАЭС – это совершенно новый тип интеграции постсоветских стран и вполне может функционировать на нерушимости политического суверенитета, территориальной целостности, равенстве партнеров и общности языка. И что данное сотрудничество выгодно всем членам-участницам это доказывает масштабность и новизна таких проектов как: «Единое окно» и «Одна остановка».

Объектом исследования является механизм «единого окна», предметом – исследование теоретических и практических основ разработки, внедрения и объединения национальных компонентов системы «единого окна» в целях упрощения торговли.

Предмет исследования – реализация механизма «единого окна» в ЕАЭС в целях упрощения процедур международной торговли.

Целью работы определен анализ нормативно-правовой базы по имплементации международных стандартов в рамках ЕАЭС, зарубежный опыт и опыт России по использованию «единого окна», равно как и выявление проблем и путей решений, связанных с применением механизма.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:

— раскрыть понятие, структуру и содержание административно-правового механизма «единого окна»;

— рассмотреть особенности реализации и механизм технологии «единого окна»;

— изучить историю создания и развития механизма «единого окна» в ЕАЭС;

— проанализировать зарубежный и отечественный опыт применения механизма «единого окна», а также проблемные вопросы создания и развития системы ЕО;

— оценить эффективность использования механизма «единого окна» в ЕАЭС;

— определить перспективы развития и сформулировать предложения по совершенствование системы ЕО.

Методология исследования. При написании работы использовались общенаучные методы познания, такие как диалектический метод, методы анализа, синтеза, дедукции, обобщения. Также применялись специальные методы. В частности, статистический метод и метод прогнозирования, а также, исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.

Структура исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, а также список используемой литературы и используемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Рост объемов международной торговли требует точного и быстрого совершения операций при прибытии товара на таможенную границу. Участникам ВЭД требуется предоставлять значительное количество документов и сведений, а контролирующим органам в целях оптимизации и упрощения процедур торговли ‒ в максимально короткие сроки осуществлять их проверку.

Для того, чтобы использовать систему «единого окна», на сегодняшний день не нужно прорабатывать с нуля нормативно-правовую базу. Создание новых актов будет только способствовать появлению дополнительных и не всегда эффективных регуляторов. Сейчас от любого государства требуется только определиться с основными понятиями и направлениями развития механизма «единого окна».

ЕЭК ООН разработала пошаговые рекомендации, которые позволят государствам, которые еще не ввели механизм «единого окна», не только основываться на этих актах, но также использовать опыт иных стран и изучить особенности внедрения механизма в каждой отдельной стране.

Международные стандарты, разработанные в целях упрощения процедур торговли, призваны оптимизировать совершение экспортных, импортных и транзитных операций как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны государственных органов. Более того, они содержат те принципы осуществления внешнеторговой деятельности, которые единообразны для всех государств, что сближает и гармонизирует их законодательства.

В настоящее время в рамках ЕАЭС база создания механизма «единого окна» совершенствуется, однако сейчас уже можно сказать об охвате всех ключевых вопросов и процедур. В большей степени нормы ЕАЭС основываются на международном инструментарии и опыте других государств с учетом особенностей, целей и задач евразийской интеграции.

В процессе исследования разработки и применения механизма «единого окна» на практике стало понятно, какие проблемные вопросы еще не устранены существующими нормами. Однако сейчас можно сделать вывод о том, что теоретические основы развития механизма «единого окна» довольно полно и объективно отражают все ключевые вопросы. Создание Модели данных ВТамО, интегрированных информационных систем, Справочника данных и иных вспомогательных инструментов не только унифицирует их для облегчения совершения торговых операций, но в то же время позволяет государствам имплементировать их с учетом своих национальных особенностей.

Механизм «единого окна» представляет собой систему, в которую все участники торговых и транспортных операций представляют стандартизированную информацию и необходимые документы, с помощью использования единого пропускного канала. Процесс создания и внедрения данной системы является сложным и требует четкой политической воли и ясных, последовательных действий от органов государственной власти.

Для того, чтобы реализовать проект «единого окна» на практике необходимо следовать международным рекомендациям и стандартам, которые были составлены на основе опыта применения системы «единого окна» зарубежными странами. К таким Рекомендациям относятся:

1. Рекомендация ЕЭК ООН № 33 «Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» — устанавливает основные принципы внедрения системы «единого окна».

2. Рекомендация ЕЭК ООН № 34 «Упрощение и стандартизация данных для международной торговли» — вводит четыре этапа упрощения и стандартизации информации, к которым относятся: сбор, определение, анализ и согласованность информации.

3. Рекомендация ЕЭК ООН № 35 «Выработка правовой основы системы «единого окна» — регулирует вопросы правовых изменений, необходимых для успешной реализации «единого окна».

При внедрении механизма «единого окна» в первую очередь следует назначить орган государственный власти или организацию, которая будет координировать работу по реализации проекта и осуществлять обеспечение межведомственного взаимодействия.

Следующем важным шагом является создание и принятие законодательного акта, который бы в свою очередь регулировал основные положения, связанные с применением механизма «единого окна». Данный документ должен быть основан на международных стандартах, а также учитывать все особенности конкретного государство, в котором вводится система «единого окна».

Несмотря на то, что процесс внедрения и реализации системы «единого окна» является долгим и трудоемким, данная система успешно действует уже на протяжении многих лет в таких странах, как: Сингапур, США, Япония, Таиланд, Швеция. Также предпринимаются попытки создания всесоюзного единого окна в таких союзных объединениях, как Европейский союз (ЕС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Евразийский экономический союз (ЕАЭС). При этом, наибольшего успеха в создании наднационального механизма «единого окна» добился АСЕАН, благодаря тому, что в состав данного союза входят Сингапур и Таиланд с самыми совершенными системами «единого окна» в мире, которые и осуществляют регулирование процесса создания и реализации данной системы в союзе.

Что же касается ЕС и ЕАЭС, государства – члены данных союзов активно занимаются разработкой и внедрением национальных систем «единого окна» и предпринимают определенные попытки объединения национальных систем во всесоюзную. В ЕАЭС Высший Евразийский экономический совет принял решение об основных направлениях развития механизма «единого окна» 29 мая 2014 года № 68. В этом решении было выделено 4 основных направления развития «единого окна».

К ним относятся:

— Сближение подходов по развитию национальных механизмов «единого окна».

— Развитие национальных механизмов «единого окна».

— Взаимное признание электронных документов, которые представляются государственным органам в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности.

— Организация информационного взаимодействия.

Для того, чтобы данные направления развития были реализованы на практике, было также издано постановление Правительства РФ от 12 мая 2017 года № 561 «О реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Постановлением был утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, которые ответственны за регулирование процесса создания и реализации механизма «единого окна».

Но, очень часто при создании и внедрении системы «единого окна» возникают следующие проблемы:

— Проблема финансирования.

— Отсутствие законодательного закрепления механизма «единого окна».

— Проблема правильной организации процесса создания механизма «единого окна», возникающая из-за того, что государство при внедрении системы «единого окна» не создает жестких рамок по срокам и процессу создания системы.

— Проблема информационной безопасности.

Чтобы разрешить выявленные проблемы, необходимо:

— ввести 100% автоматический выпуск товаров; — назначить государственный орган или организацию, которая будет регулировать процесс создания и внедрения национально механизма «единого окна»;

— издать нормативно – правовой документ, регулирующий действие системы «единого окна»;

— обеспечить должное информационно – техническое обеспечение таможенным органам;

— привлечь инвесторов для осуществления финансирования проекта и самой системы «единого окна».

Таким образом, проанализировав, что из себя представляет механизм «единого окна» и то, как он реализуется на практике в зарубежных странах, можно сделать вывод, что данная система является огромным шагом на пути к упрощению торговли и к глобализации в целом. И несмотря на то, что на пути создания такой системы возникает множество вопросов и проблем, достигнутый результат облегчит и модернизирует работу как государственных органов, так и бизнес – сообществ и участников ВЭД.

Итак, по итогам проведенного научного исследования можно сделать вывод о том, что нормативно-правовая база на сегодняшний день закрепляет все необходимые правила и принципы внедрения механизма «единого окна». Для успешного создания механизма государствам требуется формировать свое законодательство с учетом международных стандартов.

В связи с этим важно отметить, что на начальном этапе формирование права ЕАЭС в данной сфере, основываясь на международном инструментарии, прогнозирует успешное пользование «единым окном» в будущем.

Выявленные проблемы функционирования «единого окна» позволяют государствам составить общее видение ситуации и проработать необходимые шаги. Средний уровень текущего состояния национальных механизмов «единого окна» в странах ЕАЭС показал, что проделано уже больше половины работы. Сегодня все информационные процессы развиваются стремительно, поэтому всем государствам необходимо оперативно реагировать на предстоящие изменения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» В ЕАЭС

1.1. Понятие, структура и содержание административно-правового механизма «единого окна»

На сегодняшний день большинство компаний, как иностранных, так и российских, участвующих в международной торговле, обязаны собирать и представлять различным государственным органам огромный объем информации и документов, которые в свою очередь подтверждают соблюдение всех требований, установленных законодательством государств в сфере осуществления международного передвижения товаров, путем импорта, экспорта или транзита. Чаще всего эти документы проходят через значительный ряд государственных органов, у которых зачастую существует своя внутренняя система или же установлены собственные образцы заполнения бумажных документов.

Все это приводит к тому, что создается барьер для осуществления международной торговли. Наиболее рациональный способ решения данной проблемы – это создание механизма «единого окна». В соответствии с Рекомендацией №33 СЕФАКТ ООН, принятой в июле 2005 года, данный механизм представляет собой систему, в которую все участники торговых и транспортных операций представляют стандартизированную информацию и необходимые документы, с помощью использования единого пропускного канала. Таким образом, вся информация представляется всего один раз, что позволяет обеспечить ее доступность.

С практической точки зрения данная система ускоряет и упрощает обмен необходимыми данными между участниками внешнеторговой деятельности и государственными органами. Главным достоинством данной системы является то, что она сокращает издержки и соответственно приносит незамедлительную выгоду, как государственным органам, которые больше не будут затрачиваться на фактический контроль, так и участникам международной торговли, которым больше нет необходимости затрачивать свои ресурсы на сбор и повторную отправку документов.

При этом, следует отметить, что «единое окно» не требует от государства огромных затрат, так как вовсе не обязательно с самого начала применять самые передовые информационно-коммуникационные технологии. Достаточно лишь правильным образом закрепить данную систему на законодательном уровне, что можно сделать с помощью использования уже существующих международных рекомендаций и стандартов, которые достаточно подробно разъясняют, как правильно внедрять и использовать механизм «единого окна».

На данный момент в государствах – членах ЕАЭС проводятся мероприятия по внедрению и развитию системы «единого окна» на основе установленных международных стандартов и рекомендаций ЕЭК ООН, а также на основе зарубежного опыта. Для того, чтобы избежать дальнейших проблем, при создании механизма необходимо учитывать мнение всех пользователей создаваемой системы, а именно, нужно добиться согласованности действий государственных органов, бизнес – сообществ и участников внешнеэкономической деятельности. Таким образом, для начала следует установить уполномоченный государственный орган, который будет ответственен за реализацию данной системы; принять единую концепцию развития системы; оптимизировать процесс осуществления взаимодействия между государственными органами и участниками внешнеэкономической деятельности; а также учесть предложения бизнес – сообществ по реализации механизма «единого окна». В этой связи внедрение концепции «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС рассматривается как возможность реализации системного подхода к совершенствованию государственных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности.

В целях содействия государствам при разработке и внедрении «единого окна» некоторые международные организации и межправительственные учреждения приняли различные рекомендации, стандарты, сервисные программы и иные инструменты регулирования. Международные стандарты призваны обеспечить совместимость систем с аналогичными разработками в других странах и способствуют обмену информацией между такими механизмами в будущем. Учет имеющегося практического инструментария поможет сократить издержки, связанные с осуществлением проекта по внедрению механизма «единого окна».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы