Магистерский диплом (ВКР) на тему Связь образовательных результатов и вовлеченности в виртуальную жизнь обучающихся 6-7 классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы исследования связи вовлеченности в виртуальную жизнь обучающихся 6-7х классов на образовательные
результаты.. 8
1.1 Анализ исследований образовательных результатов в отечественной
и зарубежной литературе. 8
1.2 Характеристика вовлеченности в виртуальную жизнь. 25
1.3 Особенности роли вовлеченности в виртуальную жизнь
обучающихся 6-7х классов в формировании образовательных результатов. 39
Выводы по главе 1. 49
Глава 2. Эмпирическое
исследование специфики связи между вовлеченностью в виртуальную жизнь
обучающихся 6-7х классов и образовательными результатами 51
2.1 Программа исследования. 51
2.2 Описание методик исследования. 54
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования. 58
Выводы по главе 2. 2
Заключение. 3
Библиографический список. 9
Приложение 1. 20
Введение:
Актуальность темы исследования.
Одной из отличительных черт современного общества является динамичное развитие
информационно-коммуникативной сферы. На сегодня все более беспрепятственным
становится доступ к любой информации, совершенствуются способы обмена
информацией. Глобализируются процессы распространения в мировом пространстве
разного рода знаний, идей, убеждений, культур и тому подобное. Они не имеют
ограничений во времени и пространстве, существуют независимо от существующих
границ между государствами, обеспечивая тем самым пользователям обратную
коммуникативную связь. Со времени изобретения прототипа виртуального шлема
(видеошлема) Иваном Сазерлендом (Ivan Sutherland) в 1966 году, его идеи о
создании «вымышленных» или виртуальных миров до использования термина
«виртуальная реальность» (ВР) в программировании Джароном Ланье (Jaron Lanier)
в 1989 году, это понятие изменило много смыслов: от работы в Интернете до
создания иммерсивных 3-D информационных сред с помощью сложных технических
приспособлений – шлемов виртуальной реальности, комнат, сенсоров, трекеров,
гироскопов, сервокостюмов и пр. В педагогике в основном термин виртуальная
реальность используется в качестве особого информационного пространства, где
обучающийся может получить определенные сведения, осуществлять контакты, элементы
научно-учебной и проектной деятельности. Интересным представляется опыт
создания виртуального музея-библиотеки, в котором представлены научные труды,
статьи, творческие материалы, фото-, видео материалы, воспоминания ученых в
разные исторические периоды, современные информационные интерактивные ресурсы
(форумы, видеоконференции, интерактивные модели, обучающие курсы).
Значимым направлением современного
обучения является создание информационных ресурсов подобных «базам данных» с
использованием элементов интерактивности. Такие ресурсы дают обучающимся
возможность освоить моделирование идей ученых и научных направлений.
Наиболее активно взаимное информирование и
обсуждение разного рода вопросов в самых разнообразных жизненных сферах
происходит в социальных сетях. Социальные сети стали неотъемлемым элементом
общения большинства участников онлайн-коммуникации.
Однако, несмотря на наличие положительной
стороны в использовании виртуальной реальности, существует множество негативных
моментов, связанных с отрицательным влиянием вовлеченности обучающихся в
виртуальную жизнь, выражающуюся в Интернет-зависимости, зависимости от
компьютерных игр, снижении стремления к саморазвитию и уровня мотивации к
школьному обучению.
В настоящее время существует мало
исследований, посвященных изучению вовлеченности в виртуальную реальность и ее
влияния на развитие человека. В сфере психолого-педагогических исследований, в
частности, это касается исследования связи виртуальной реальности и
сформированности у обучающихся среднего звена образовательных результатов.
Одним из основных факторов сложившейся ситуации является сложность и высокие материальные
затраты подобных исследований.
А.Е. Войскунский, подчеркивая
необходимость расширения зон использования виртуальной реальности (ВР), писал,
что сегодня перед психологией обучения стоит большой объем задач в то время,
как способы организации обучения в виртуальной среде только начинают
разрабатываться [15].
В отечественной психологии образовательные
результаты представлены такими учеными как А.Г. Асмолов,
Т.Е. Демидова, И.М. Чижевская, А.В. Хуторской и др. А.Г. Асмолов
рассматривал образовательные результаты с точки зрения системно-деятельностного
подхода. Ученый выделил в качестве главных результатов обучения и воспитания
универсальные учебные действия как показатели гармоничного развития личности,
обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями,
навыками, компетентностями личности, способности и готовности к познанию мира,
обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию [5]. Т.Е. Демидова,
И.М. Чижевская образовательные результаты рассматривали в контексте
универсальных учебных действий как совокупность способов действий обучающихся,
которые обеспечивают его способность самостоятельно усваивать новые знания и
умения, включая организацию этого процесса [20]. А.В. Хуторской под
образовательными результатами понимал способность обучающегося к действиям в
различных проблемных ситуациях, а не только сумма усвоенных знаний [87].
Вопросами изучения интернет-зависимости и
ее роли в формировании образовательных результатов занимались такие ученые, как
А.Р. Дроздикова-Зарипова и Р.А. Кутбиддинова, В.Ю. Кирпичников и др. Так, А.Р.
Дроздикова-Зарипова [21] и Р.А. Кутбиддинова [21; 47] выделили психические признаки
чрезмерной вовлеченности школьников в виртуальную жизнь. В.Ю. Кирпичников
отмечал, что один из вариантов профилактики интернет-зависимости – это
выполнение на уроках информатики учащимися учебного проекта по исследованию
положительных и отрицательных сторон использования Интернет для обучения и в
повседневной жизни [34].
Объект исследования:
образовательные результаты и вовлеченность обучающихся в виртуальную
реальность.
Предмет исследования:
связь образовательных результатов и вовлеченности в виртуальную жизнь
обучающихся 6-7х классов.
Цель исследования:
выявить связь образовательных результатов и вовлеченности в виртуальную жизнь
обучающихся 6-7х классов.
Задачи исследования:
1. Провести анализ исследований
образовательных результатов в отечественной и зарубежной литературе.
2. Дать характеристику вовлеченности в
виртуальную жизнь.
3. Рассмотреть роль вовлеченности в
виртуальную жизнь обучающихся 6-7х классов в формировании образовательных
результатов.
4. Эмпирическим путем выявить связь
вовлеченности в виртуальную жизнь обучающихся 6-7х классов и образовательных
результатов.
Общая гипотеза исследования:
существует связь образовательных результатов и вовлеченности в виртуальную
жизнь обучающихся 6-7х классов.
Частные гипотезы исследования: Чем выше показатели вовлеченности в
виртуальную жизнь, тем ниже показатели академических результатов обучающихся.
Чем выше показатели вовлеченности в
виртуальную жизнь, тем ниже показатели готовности к саморазвитию обучающихся.
Чем выше показатели вовлеченности в
виртуальную жизнь, тем ниже показатели учебной мотивации обучающихся.
Методы исследования:
1) теоретические
методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) обобщение
и интерпретация научных данных;
3) методики исследования:
– анализ школьной документации (школьный
журнал) для выявления уровня успеваемости по таким предметам, как математика,
русский язык и литература;
– Тест Кимберли-Янг на
интернет-зависимость;
– Шкала Интернет-зависимости А. Жичкиной;
– Шкала готовности к саморазвитию А.М.
Прихожан;
– Анкета для оценки уровня школьной
мотивации Н.Г. Лускановой;
4) математическая обработка данных в
программе IBM SPSS Statistics 22 (применялся критерий Колмогорова-Смирнова для
определения нормальности распределения выборки, U-критерий Манна-Уитни,
используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками и
коэффициент ранговой корреляция ρ Спирмена для выявления связи признаков).
Эмпирическая база и выборка исследования:
исследование реализовано на базе Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа «Покровский квартал»;
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы
«Школа № 1381». В исследовании приняли участие обучающиеся 6-х классов в
количестве 50 человек, обучающиеся 7-х классов в количестве 50 человек.
Теоретико-методологическая основа
исследования: культурно-исторический подход
Л.С. Выготского (условия и окружающая среда оказывают существенное
влияние на формирование образовательных результатов);
системно-деятельностный подход А.Г. Асмолова, Н.Г. Лускановой и
А.М. Прихожан (образовательные результаты формируются в процессе системной
активной деятельности обучающихся); деятельностный подход А.Н. Леонтьева
(основан на признании единства сознания (психики) и деятельности (ведущий вид
деятельности), что проявляется во взаимосвязи внутренней и внешней деятельности
человека); теория Ю.А. Данько о том, что кибер-социализация человека –
процесс изменений структуры самосознания личности, который происходит под
влиянием и в результате использования ею (личностью) современных информационных
и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.
Теоретическая значимость и
новизна состоят в обобщении информации по вопросам связи образовательных
результатов и получении современных эмпирических данных по изучаемой проблеме.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что
педагоги могут использовать полученные результаты в работе с обучающимися 6-7х
классов по организации учебного процесса, для определения эффективности
формирования образовательных результатов обучающихся; педагоги-психологи при организации
мероприятий, направленных на профилактику Интернет-зависимости, при
планировании системы мер, направленных на создание благоприятных условий
обучения и развития обучающихся.
Структура магистерской диссертации:
диссертация состоит из введения, двух глав (в первой главе проведен
теоретический анализ вовлеченности в виртуальную жизнь обучающихся 6-7х классов
и ее связи с образовательными результатами; во второй главе представлены
результаты экспериментального исследования связи вовлеченности в виртуальную жизнь
обучающихся 6-7х классов и образовательных результатов, проведен анализ
полученных результатов исследования), заключения, библиографического списка
(100 источников). Объем основного текста составляет 91 страницу.
Заключение:
В результате проведенного исследования
была достигнута его цель: выявлена связь образовательных результатов и
вовлеченности в виртуальную жизнь обучающихся 6-7х классов.
Достижению поставленной цели
способствовало решение ряда задач исследования:
1. Проведен анализ исследований
образовательных результатов в отечественной и зарубежной литературе.
Проведенный анализ литературы позволил сделать вывод, что образовательные
результаты – это важная задача, реализуемая в процессе обучения в школе. Во
ФГОС основными видами образовательных результатов являются следующие четыре
вида: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
2. Дана характеристика вовлеченности в
виртуальную жизнь. Было установлено, что виртуальное пространство является
областью технических, технологических и социальных отношений, которые
возникают, изменяются и прекращаются в процессе использования компьютерной либо
другой электронной технической сети по поводу информации, информационных
ресурсов, информационных услуг и средств связи.
3 Рассмотрены особенности роли
вовлеченности в виртуальную жизнь обучающихся 6-7х классов в формировании
образовательных результатов. Проведенный анализ литературы показал, что сегодня
актуальным вопросом является вопрос влияния вовлеченности в виртуальную жизнь обучающихся
6- 7х классов на формирование образовательных результатов.
Вовлеченность в виртуальную жизнь является причиной возникновения
интернет-аддикции – навязчивого стремления использовать Интернет и избыточного
пользования им, проведения большого количества времени в сети.
При этом вовлеченность обучающихся 6-7х
классов в виртуальную жизнь препятствует эффективному формированию
образовательных результатов обучающихся, поскольку вызывает у детей
отстраненность, снижение стремления к получению знаний, снижение мотивации к
обучению.
4. Проведено эмпирическое исследование
специфики связи между вовлеченностью в виртуальную жизнь обучающихся 6-7х
классов и образовательными результатами. Данное исследование позволило
подтвердить гипотезу исследования.
Было установлено, что обучающиеся
с Интернет-зависимостью обладают низким уровнем успеваемости (по таким
предметам, как математика, русский язык и литературы). Также этим же испытуемым
свойственен низкий уровень готовности к саморазвитию и низкий уровень мотивации
к обучению в школе, а также негативное отношение к школе. Полученные результаты
подтверждают гипотезу исследования.
Таким
образом, цель исследования была достигнута, задачи решены. С целью эффективного внедрения
профилактических программ по предупреждению интернет-зависимости среди обучающихся,
в том числе обучающихся 6-7х классов, можно порекомендовать:
1. Налаживать сотрудничество с
организациями, работающими в сфере предупреждения Интернет-зависимости,
привлекать к сотрудничеству общественные организации.
2. Разнообразить формы и методы
профилактики, увеличивать применение вербальных методов: кроме лекций и бесед,
которые предусматривают пассивное восприятие информации, использовать диспуты,
дискуссии, викторины, которые активно привлекают слушателей, а также
интерактивные методы представления информации (тренинги, сюжетно-ролевые игры,
упражнения, просмотр художественных фильмов, мультфильмов).
3. Способствовать разработке и внедрению
программ, организующих досуг обучающихся.
4. Привлекать правоохранителей к совместным
мероприятиям досуга детей (спортивных соревнований, конкурсов) и для проведения
сюжетно-ролевых игр с целью ознакомления с работой правоохранительных органов.
5. Проводить мероприятия по правовому
образованию, формированию навыков безопасного поведения в Интернет-сетях
специалистами и по методике «равный-равному» – самыми несовершеннолетними.
6. Во время пребывания в школе учителям и
педагогам следует обращать внимание и следить за учениками, как они используют
ПК: только в учебных и познавательных целях в учебном заведении или не по
назначению;
7. Разработать правила пользования личными
средствами коммуникациями (мобильный телефон, планшет и т.д.) с целью
контролировать соблюдение регламента использования мобильных устройств во время
учебно-воспитательного процесса.
Не менее важны социально-педагогические и
психологические механизмы, способствующие повышению эффективности
профилактической работы:
1. Своевременное выявление обучающихся,
склонных к Интернет-зависимости в условиях школы.
2. Установление личных отношений. Ученики
могут поверить взрослым, только если видят в них друзей, а не врагов.
3. Внедрение в работу мероприятий по
созданию условий для формирования навыков адекватной самооценки подростков,
толерантного способа взаимодействия с учителями и одноклассниками, выбора
ценностных ориентиров, которые способствовали бы личностному совершенствованию
школьников.
4. Предоставление ученикам возможности
положительной самореализации, дружеской помощи.
5. Поддержка ситуации успеха в обучении,
поощрение их в проявлении творческой инициативы, создание общего эмоционального
фона в отношениях с подростками.
6. Запрет применять агрессивные формы
взаимодействия со школьниками: обзывание, унижение, подозрительность,
раздражительность. Наоборот – демонстрация в поведении образцов неагрессивных,
конструктивных, доброжелательных отношений.
7. Развитие в себе и обучающихся чувство
юмора, взаимоуважения, доверия.
8. Эмоциональная поддержка позитивных
изменений.
9. Помощь подростку почувствовать чувство
собственной компетентности. Любому ученику просто необходимо быть лучшим, хотя
бы в каком-то виде деятельности.
Также, создавая профилактические программы,
необходимо учитывать, что они направлены на всех участников
учебно-воспитательного процесса – учеников, родителей, учителей.
Родителям при появлении у детей склонности
к Интернет-зависимости в первую очередь необходимо:
1. Регламентировать время пребывания
подростка в Интернет-сети и за компьютером в целом. При наличии
интернет-зависимости позволять находиться 2 часа в будний день, и более двух
часов в выходные.
2. Показать личный положительный пример
(например, выработка правил обращения с мобильным телефоном дома и в школе).
3. Следует научить ребенка воспринимать
компьютер и Интернет как технические ресурсы в получении знаний и умений, а не
как средства получения эмоций. Например, овладение программированием,
веб-дизайном, заниматься компьютерной графикой, анимацией и тому подобное.
4. Предложить альтернативные способы
проведения свободного времени подростка. Это можно сделать с помощью
составления списка дел, которыми может заниматься подросток в свободное от
учебы время. Следует в список обязательно внести совместные дела или занятия
(походы в кино, на природу, спортзал, привлекать подростка к ведению домашнего
хозяйства с целью подготовки его к самостоятельной жизни в социуме).
5. В очень редких случаях можно
использовать компьютер и Интернет в качестве поощрения в процессе воспитания
подростка (например, в качестве вознаграждения за выполнение домашнего задания
или в помощи ведения домашних дел и т.д.).
6. Особое внимание следует уделять онлайн
играм, в которые играют дети, поскольку большинство из них могут вызвать
бессонницу, агрессию, раздражительность, специфические страхи и фобии.
7. Отдавать предпочтение развивающим играм,
а не развлекательным. При этом ребенку следует объяснять, что компьютер и
Интернет – это малая часть доступных развлечений, что жизнь вокруг
разнообразнее, что игра не в состоянии быть альтернативой для живого общения.
8. Запрещать детям есть и пить во время
пребывания онлайн в Интернет-сетях.
9. В случае нарушений договоренности об
использовании Интернета или компьютера подростком с родителями, следует
совместно обсуждать виды наказаний.
10. Если подросток добросовестно соблюдает
правила и все договоренности относительно Интернета, обязательно сообщить ему о
своих чувствах радости и удовольствия. Это приводит к закреплению желаемого
поведения.
11. В период подростковых кризисов и
переживаний (разочарование, печаль, образы, агрессия и т.д.), которые
подталкивают подростка получить облегчение в виртуальном мире, найти пути для
поддержки и преодоления их ребенком.
12. Необходимо вместе заниматься
творческой деятельностью, ведь дети нуждаются в похвале родителей.
13. Поддержать подростка в развития и поддержать
его самостоятельный выбор, если подросток будет заниматься любимым делом, то
времени на «вредные привычки» не хватит.
14. В семье начать семейные традиции и
ритуалы. Такие меры будут развивать у ребенка умения и навыки общения, будет
приучаться слушать других, рассказывать о своих проблемах, потребностях, и
чувствах, учиться сопереживать. Семейные традиции и ритуалы помогут и
подростку, и самим родителям узнать больше о внутреннем мире друг друга, стать
более открытыми друг к другу, лучше понимать друг друга.
15. Доброжелательное отношение и
доверительное общение с подростком является основным путем решения проблемы
Интернет-зависимости. Нужно объяснять детям, что не следует выкладывать свой
адрес в Интернете; не стоит обращать внимание на фото незнакомых людей, которые
предлагают «виртуальную дружбу»; не стоит давать свой адрес, номер телефона и
рассказывать подробности своей жизни. В случае возникновения таких ситуаций
следует предупреждать родителей перед тем, как начинать общение, идти на
встречу с «виртуальным другом».
Родителям не следует забывать, что
подросткам нужна поддержка и помощь постоянно, а не только тогда, когда у них
появляются ярко выраженные нарушения, прогулы школы, бродяжничество,
хроническая усталость и тому подобное. Необходимо интересоваться реальными
успехами ребенка чаще, периодически поддерживать, давать стимул к движению в
достижении поставленных целей, учить и рассказывать о жизни, которая имеет
место вне компьютера и собственно дома.
Итак, данная работа имеет свою
практическую значимость, поскольку собранный теоретический и фактический
материал исследования может быть использован в дальнейших исследованиях данного
вопроса; а также в том, что собранный материал может быть использован в качестве
лекционного материала для студентов психологической и педагогической
направленности; разработанные рекомендации можно использовать в работе с
учащимися с Интернет-зависимостью.
Фрагмент текста работы:
1.1 Анализ исследований образовательных результатов в
отечественной и зарубежной литературе Советское образование базировалась на
знаниевой парадигме. Реализовывалась дидактическая триада «знания – умения –
навыки» на дедуктивной основе. В приоритете было именно усвоение обучающимися
знаний. По нашему мнению, усвоение знаний имеет большое развивающее значение, поскольку
необходимые умения и навыки формируются в процессе обучения (на этом основана
теория развивающего обучения В.В. Давыдова). Но знаниевая парадигма обучения характеризовалась
отрывом знаний от практических умения применения этих знаний. В результате такого
образования возникала ситуация, характеризующаяся большим количеством
специалистов в различных сферах с высшим фундаментальным образованием в то
время, как реальной экономике не хватало квалифицированных практико-ориентированных
кадров.
Т.И. Краснова отмечает, что сравнительное
исследование выпускников общеобразовательных учебных заведений постсоветских
стран (Россия, Украина, Белоруссия) и развитых стран Запада (США, Франция,
Канада, Израиль), проведенное Всемирным банком в 2004 году [43],
зафиксировало, что у выпускников
постсоветских стран выявлены очень высокие результаты (9-10 баллов) по
критериям «знание» и «понимание», однако, по критериям «применения знаний на практике», «анализ»,
«синтез», «оценка» они показали очень низкие баллы (1-2 балла). Выпускники стран Запада (США,
Франция, Канада, Израиль) наоборот показали противоположные результаты: высокий
уровень развития навыков анализа, синтеза, умений принимать решения, относительно
невысокий уровень по показателю «знание».