Магистерский диплом (ВКР) на тему Связь эмоционального интеллекта и стратегий совладания с конфликтными ситуациями в юношеском возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБОВ СОВЛАДАНИЯ КАК ПРЕДМЕТА ИССЛЕДВОАНИЯ 9
1.1 Понятие эмоционального интеллекта в психологии 9
1.1.1 Концепции изучения эмоционального интеллекта в отечественной психологии 9
1.1.2 Изучение эмоционального интеллекта в зарубежной психологии 16
1.2. Психология совладающего поведения 23
1.3 Психологические особенности юношеского возраста 34
1.3.1 Ведущая деятельность 34
1.3.2 Социальная ситуация развития 36
1.3.3 Новообразования 37
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ С КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 41
2.1 Описание методов и методик исследования 41
2.2 Характеристика выборки исследования 45
2.3 Организация, процедура и этапы исследования 46
2.4 Описание результатов исследования 47
2.4.1 Выявление эмоционального интеллекта 47
2.4.2 Выявление совладающего поведения 52
2.4.3 Взаимосвязь эмоционального интеллекта и совладания в конфликте в общей группе 55
2.5 Рекомендации 65
ВЫВОДЫ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
Введение:
Современная социальная среда предъявляет повышенные требования к человеку, особенно в плане поиска оптимальных решений в трудных стрессовых ситуациях, поскольку они преследуют человека всю его жизнь.
В настоящее время тема эмоционального интеллекта является одной из самых исследуемых и обсуждаемых. Само понятие возникло лишь в 1990-х годах, и до сих пор не теряет своей актуальности. Особенно интересной эта тема становиться в условиях современного мира, когда количество факторов, влияющих на развитие эмоционального интеллекта, стало так велико. Важным является и то, как формируется эмоциональный интеллект в юношеском возрасте и влияет ли он на выбор стратегий совладения с конфликтными ситуациями. Вследствие этого можно сказать о том, что актуальность этого исследования заключается в том, что на настоящий момент связь эмоционального интеллекта и стратегий недостаточно изучена.
Все стрессовые ситуации и конфликты требуют выработки умения решать их конструктивно, с применением позитивных поведенческих стратегий и осознанной саморегуляции, поскольку в современном обществе наметилась тенденция на повышение культуры общения, развитие эмоционального интеллекта и поиск совместных решений проблемных ситуаций, которые устраивали бы все стороны конфликта.
При этом быстрый темп развития современных технологий, постоянных изменений, происходящих в социальной, экономической и политической жизни страны, требует от человека постоянно повышать свою стрессоустойчивость, вырабатывать гибкие стратегии поведения, чтобы успевать за происходящими изменениями, гармонично вписываться в постоянно меняющееся общество и адаптироваться в нем.
В этом ключе развитие способности к использованию эффективных стратегий совладания с конфликтом и способов саморегуляции становится особенно актуальным для юношеского возраста, поскольку именно в этот период они готовятся вступить во взрослую самостоятельную жизнь, которая сопряжена с возрастанием ответственности, необходимостью решения сложных проблем и конфликтов, а значит и с ростом стрессов.
В юношеском возрасте уровень развития саморегуляции еще недостаточно высокий, что не всегда позволяет применять эффективные стратегии совладения с конфликтом. При этом часто не осознаются, какие именно факторы влияют на выбор той или иной стратегии поведения и действует больше интуитивно или исходя из ранее полученного опыта. Поэтому возникает противоречие между необходимостью повышения эффективности совладания с конфликтом и недостатком знаний о способах саморегуляции, которые помогают повысить эффективность.
Потребность в разрешении данного противоречия определила актуальность и цель исследования.
Цель исследования: выявить связь эмоционального интеллекта и стратегий совладания с конфликтными ситуациями в юношеском возрасте.
Объект: эмоциональный интеллект в юношеском возрасте.
Предмет: связь эмоционального интеллекта и стратегий совладания с конфликтными ситуациями в юношеском возрасте.
Гипотеза: существует связь эмоциональным интеллекта и способов совладания в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте. Так мы предполагаем, что такие способы совладания с конфликтом как избегание, соперничество будут иметь обратные взаимосвязи с эмоциональным интеллектом и эмпатией, то есть чем выше эмоциональный интеллект и эмпатия, тем менее характерно использование избегание и соперничества в конфликтной ситуации. Так же мы предполагаем, что компромисс и приспособление имеют прямую взаимосвязь с эмпатией и эмоциональным интеллектом, то есть высокий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта будут проявляться совместно с высоким уровнем склонности использования компромисса и приспособления.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический обзор психолого-педагогической и методической литературы по проблеме связи эмоционального интеллекта и стратегий совладания с конфликтными ситуациями в юношеском возрасте;
2. Проанализировать особенности эмоционального интеллекта в юношеском возрасте;
3. Выявить способы совладания в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте;
4. Выявить и проанализировать связь эмоционального интеллекта и стратегий совладения с конфликтными ситуациями в юношеском возрасте.
Методологическая основа исследования:
В основу работу легли идеи об эмоциональном интеллекте, отраженному в отечественных и зарубежных исследованиях Д.В. Люсина, И.Н. Андреевой, Ю.А. Кочетовой, Д.В. Ушакова, В.С. Юркевич, Дж. Мейера, П. Сэловей, Ч. Спирмена, Д. Векслера, С. Шехтера, П. Сифнеоса и др.
Идеи о совладающем поведении (Корытова Г.С., Крюкова Т.Л., Белорукова Н.О., Гущина Т.В., Сергиенко Е.А. и др).
Подходы к возрастной периодизации (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Слободчикова).
Методы исследования: анализ теоретических данных, статистические методы (корреляционный анализ и описательная статистика), психодиагностические методы.
Для сбора эмпирических данных использованы следующие психодиагностические методики:
1. Диагностика эмоционального интеллекта «Эмоционального интеллекта» (Д.В. Люсина)
2. Методика предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас).
3. «Диагностика эмпатических способностей» (В.В. Бойко).
Обработка результатов исследования проведена путем математико-статистического анализа с использованием корреляционного анализа.
База исследования и выборка.
В исследовании приняло участие 76 респондентов, возраст участников от 17 до 19 лет. При этом основная часть – 18 лет, в этом возрасте приняло участие 81,6 % (всего 62 человека), в возрасте 19 лет – 13,2 % (всего 10 человек) и в возрасте 17 лет – 5,3 % (всего 4 человека). В состав участников вошло: 59,2 % девушек (всего 45 человек) и 40,8 % юношей (всего 31 человек).
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по формированию конструктивных стратегий совладающего поведения, которые могут быть использованы в рамках психологического консультирования в условиях общеобразовательных учреждений.
Структура работы.
Работа состоит из трех глав. Первая глава носит теоретический характер, представляет собой анализ теоретических данных по проблеме развития эмоционального интеллекта и способов совладания с конфликтом в юношеском возрасте. Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования, в том числе выявленные взаимосвязи эмоционального интеллекта и способов совладания в конфликте. Третья глава носит рекомендательный характер. Работа включает в себя 13 таблиц, 8 рисунков и 1 приложение.
Заключение:
Нами было проведено исследование особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмпатии с особенностями стратегий совладания с конфликтами в юношеском возрасте. На основании проведенного исследования можно сделать ряд заключительных выводов.
В первой части проведен анализ эмоционального интеллекта как объекта исследования. Было выявлено, что эмоциональный интеллект является неким образование, состоящим из аффективной и когнитивной составляющей. Также проведен теоретический анализ особенностей эмпатии и ее механизмов. Отмечено, что эмпатия включает в себя эмоциональный канал и когнитивный канал.
Далее был проведен анализ особенностей взаимосвязи эмпатии и эмоционального интеллекта с особенностями стратегий совладания с конфликтами в юношеском возрасте.
Проведенное исследование отражает, что имеются значимые взаимосвязи следующих компонентов:
Соперничество как способ совладания с конфликтом имеет следующие взаимосвязи в общей группе: с межличностным эмоциональным интеллектом. Компромисс как способ совладания с конфликтом имеет следующие взаимосвязи в общей группе: с эмоциональным интеллектом, с межличностным эмоциональным интеллектом, с пониманием эмоций, с проникающей способностью. Избегание как способ совладания с конфликтом имеет следующие взаимосвязи в общей группе: с эмоциональным интеллектом, с установками, способствующими эмпатии. Приспособление как способ совладания с конфликтом имеет следующие взаимосвязи в общей группе: с интуитивным каналом эмпатии.
Так можно отметить, что было проведено исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмпатии с особенностями стратегий совладания с конфликтами в юношеском возрасте, что являлось целью исследования.
Гипотеза о том, что особенности развития эмоционального интеллекта имеет корреляционные связи с особенностями стратегий совладания в конфликтных ситуациях подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБОВ СОВЛАДАНИЯ КАК ПРЕДМЕТА ИССЛЕДВОАНИЯ
1.1 Понятие эмоционального интеллекта в психологии
1.1.1 Концепции изучения эмоционального интеллекта в отечественной психологии
Рассмотрим особенности постановки проблемы эмоционального интеллекта в отечественных исследованиях. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева разработаны основные методологические основы данной проблемы.
Анализируя концепции С. Рубинштейна, К. Изарда, можно утверждать, что особенности эмоциональной сферы личности, ее эмоциональные состояния во многом влияют на все сферы жизни личности. Особенно значимым является влияние эмоциональной сферы на профессиональную деятельность.
Исследуя вопрос природы эмоциональных переживаний, их места и функции в деятельности, А.Н. Леонтьев приходит к выводу, что эмоции выполняют роль внутренних сигналов и стимулов. Они являются внутренними в том смысле, что сами по себе не несут информации о внешних объектах, об их связи и отношениях, об объективных сторонах ситуации, в которых проходит деятельность субъекта, а, прежде всего, выражают отношение между мотивами деятельности и ее предметом. Иначе говоря, эмоции, выполняя важную функцию мотивации деятельности, сами по себе не могут быть сведены к мотивам. Эмоции обычно возникают тогда, когда предмет и явления удовлетворяют или не удовлетворяют потребности личности [19].
В работах Л.С. Выготского указывается на связь аффекта и интеллекта, кроме этого, исследователь указывал, что в психологии имеется сильная разрозненность эмоционально-аффективной стороны и когнитивной, что приводит к ограниченности исследований, формирует проблему психологии.
В работах М.А. Холодной подчеркивается единство интеллекта и аффекта, которая проявляется в возможности регулирования, управления эмоциями и т.д.
С.Л. Рубинштейн рассматривал взаимосвязь интеллекта с эмоциями; А.Н. Леонтьев указывал, что мышление регулируется эмоциями, раскрывается это через единство смыслов, личностные смыслы формируются в сознании субъекта, что обуславливает регуляцию деятельности.
А.Р. Лурия разработал «теорию системной динамической локализации высших психических функций», которые отражают идеи взаимовлияния эмоциональной и интеллектуальной сферы.
По мнению А.А. Бодалева имеются некие «эмоциональные способности», что может быть выделено в особую категорию «социальная одаренность», в данную категорию включены интеллектуальная, эмоциональная и когнитивная составляющая, сочетания данных качеств обеспечивают успешность или неуспешность социальных связей, так человек оценивает и формирует представления о особенностях их поведения, прогнозирование и интерпретацию поведения.
На основании проведенного анализа можно отметить, что исследователями активно разрабатываются идеи взаимосвязи эмоционального и интеллектуального, что привело к выведению феномена «эмоциональный интеллект», данная категория более присуща зарубежным теориям, однако в отечественных подходах можно выделить наличие признания основных идеи: имеется взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных компонентов, которые обуславливают специфики протекания и результаты процессов.
В данной части работы нами будут рассмотрены особенности современных взглядов на эмоциональный интеллект в отечественной психологии.
Одним из наиболее видных разработчиков теории эмоционального интеллекта сегодня является Д.В. Люсин, эмоциональный интеллект рассматривается им как способность понимать свои и чужие эмоции и управление ими.
Способность понимать эмоции проявляется в способности распознать эмоцию, то есть установить факт наличия эмоционального переживания у себя и другого человека, возможность идентификации эмоции – установить эмоцию, обозначить словесным выражением, понимание причин появившийся эмоции.
В подходе Д.В. Люсина рассматривается способность управлять эмоциями, которая проявляется в:
1. Способности контролировать собственные эмоции, их проявления;
2. Выражение и интенсивность эмоций может регулироваться, так, например, чрезмерно сильные эмоции могут приглушаться;
3. Способность вызывать в себе какую-либо эмоцию.
Таким образом, эмоциональный интеллект связан не только с пониманием собственных эмоций и их осознанием, но и с эмоциями другого человека. Так в работах автора выделяется условно внутриличностный эмоциональный интеллект и межличностный эмоциональный интеллект.
Не зависимо от типа эмоционального интеллекта можно всегда обнаружить связь эмоционального интеллекта с когнитивными компонентами.
Кроме когнитивных структур особыми связями выделяются личностные структуры, так связь эмоционального интеллекта проявляется в личностных характеристиках, формирование эмоционального интеллекта обусловлено:
1. Когнитивными способностями – специфика восприятия, переработка полученной информации;
2. Отношение к эмоциям – особенности ценностного отношения к эмоциям, как особого компонента информации о себе самом, о других людях;
3. Характеристики эмоциональной стороны личности: устойчивость, чувствительность и т.д.
Д.В. Люсин рассматривает эмоциональный компонент как когнитивную способность и личностную характеристику, но не смотря на это автор отличает предложенную модель эмоционального интеллекта от смешанных моделей, так в предложенную модель не вводятся характеристики личности, которые коррелируют с пониманием эмоций, а вводятся лишь те характеристики, которые влияют непосредственно на эмоциональный интеллект.
Так эмоциональный интеллект рассматривается исследователем как совокупность способностей и их направленности:
Д.В. Люсин рассматривает эмоциональный интеллект как способность понимать свои и чужие эмоции, а также способность управлять ими.
При этом способность распознать эмоцию связана со следующим процессом: человек способен распознать эмоцию, так эмоция становится распознанной, замеченной, после чего – может идентифицировать эмоциональное переживание, то есть назвать эмоцию, понять причины, которые вызывают эмоцию.
Способность управлять эмоциями означает, что человек может контролировать силу и интенсивность эмоций, чаще – приглушать эмоцию, осуществлять контроль внешних проявлений эмоций, готовность произвольно вызывать ту или иную эмоцию.
Данная методика прошла валидизацию среди испытуемых от 16 лет, что позволяет ее использовать при исследовании эмоционального интеллекта в данном исследовании. Методика показала внутреннюю согласованность субшкал.
Выделенные Д.В. Люсиным разновидности эмоционального интеллекта рассматриваются им как исключительно когнитивные способности, подлежащие объективному измерению.