Магистерский диплом (ВКР) на тему Субъектная позиция педагога как условия формирования мотивации учащихся в системе дополнительного образования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения субъектной позиции педагога как условия
формирования мотивации учащихся в системе дополнительного образования. 7
1.1. Субъектная позиция педагога – сущностные
характеристики.. 7
1.2. Психолого-педагогические аспекты мотивации
учебно-познавательной деятельности.. 25
1.3. Роль субъектной позиции педагога в становлении
мотивации учащихся в системе дополнительного образования.. 37
Глава 2.
Исследование особенностей субъектной позиции педагога и мотивации учащихся в
системе дополнительного образования. 48
2.1 Организация и методы исследования субъектной позиции
педагога и мотивации учащихся в системе дополнительного образования.. 48
2.2. Анализ особенностей профессиональных позиций педагогов,
работающих в системе дополнительного образования.. 55
2.3. Особенности мотивации учащихся в системе
дополнительного образования 60
2.4. Взаимосвязь субъектной позиции педагога с мотивацией
учащихся в системе дополнительного образования.. 62
2.5. Рекомендации.. 67
Заключение. 82
Список литературы.. 85
Введение:
Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу
неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребёнка в
культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в
соответствии со своими желаниями и потребностями, где одновременно происходит
его обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование
оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включён
ребенок [45], создает «мостики» для перехода личности из
одного образования в другое, оно может предшествовать стандартизированным видам
деятельности, а может следовать за ними. Сегодня действительно, учреждения
дополнительного образования детей, располагая уникальным опытом внешкольного
воспитания, прекрасными традициями и высокопрофессиональными
специалистами-педагогами, воспитавшими успешных учеников, становятся центрами
реализации дополнительных общеобразовательных программ и услуг в интересах
личности, общества, государства. Дополнительное образование детей создаёт
особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для
опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного
развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для
отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация
дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования
в XXI веке. В этом аспекте вопросы мотивации к учебной деятельности школьников
и тема личности педагога как ведущий фактор формирования положительной
мотивации к обучению; представляют особый интерес.
Главная особенность системы дополнительного образования детей состоит
в том, что обеспечение развития обучающегося происходит посредством приращения
социального опыта личности за счёт культурно-досуговых и
социально-профессиональных форм. В особой среде дополнительного образования
детей, свободной от классно-урочной системы и образовательных стандартов,
старшеклассники на основе свободного выбора каждым образовательной программы,
детского объединения, педагога, режима работы, области знаний, выходящих за
рамки обязательного образования, имеют возможность обогащать свой субъектный
опыт как опыт пережитого и переживаемого поведения; осваивать опыт организации
жизни через широкий спектр предметной и общественно-полезной деятельности,
участие в детском самоуправлении; учатся ответственно работать.
Дополнительное образование детей разворачивается в системе образования
в учреждениях разных типов. При этом образовательные учреждения дополнительного
образования детей отличаются от других типов образовательных учреждений
самостоятельностью в разработке образовательных программ с учётом запросов
обучающихся, потребностей семьи, детских организаций, определения численного
состава объединений и расписания занятий, права на ведение профессиональной
подготовки и производственной практики обучающихся.
Вместе с тем дополнительное образование детей не всегда становится
территорией взросления, социально-значимых дел юношей и девушек; недостаточна
методическая подготовка специалистов в области педагогического сопровождения
развития субъектности молодых людей, а также в использовании для развития
субъектных качеств старшеклассников возможностей интеграции подсистем
образования, дополнительного образования детей и внеурочной деятельности в
формате федерального государственного образовательного стандарта общего
образования.
Объект исследования – субъектная позиция педагога в системе дополнительного образования.
Предмет исследования – взаимосвязь субъектной позиции педагога с особенностями мотивации
учащихся в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: высокоразвитая профессиональная позиция педагога способствует
повышению уровня мотивации учащихся в системе дополнительного образования.
Цель исследования.
Изучить влияние субъектной позиции педагога на становление мотивации, учащихся
в дополнительном образовании.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущностные характеристики
субъективной позиции педагога.
2. Изучить психолого-педагогические аспекты мотивации
учебно-познавательной деятельности.
3. Раскрыть роль субъектной позиции педагога в
становлении мотивации учащихся в системе
дополнительного образования.
4. Проанализировать особенности
профессиональной позиции педагогов, работающих в системе дополнительного
образования.
5. Изучить особенности мотивации учащихся в
системе дополнительного образования.
6. Определить взаимосвязь субъектной позиции
педагога с мотивацией учащихся в системе дополнительного образования
7. Разработать практические рекомендации по
развитию профессиональной позиции педагогов, работающих в системе
дополнительного образования.
Методологической основой исследования является принцип единства сознания и
деятельности личности, принцип субъектности, взаимообусловленности и взаимосвязи
объективных и субъективных факторов в формировании личности; научные положения
деятельностного (А. Леонтьев, С. Рубинштейн), субъектного (К.
Абульханова-Славская, А. Брушлинский, А. Гогоберидзе, В. Петровский), личностно
ориентированного (Г. Балл,
Е. Бондаревская, В. Сериков, И. Якиманская), аксиологического (Н. Асташова, М.
Боришевский, Д. Леонтьев), компетентностного (И. Зимняя, А. Овчарук, А.
Хуторской) подходов; теоретико-методические основы профессиональной подготовки
педагога (А. Антонова, Н. Волкова, Л. Кондрашова, А. Кучерявый) теоретические
положения о сущности и содержании профессиональной позиции педагога (М.
Боритко, А. Маркова, В. Сластенин, В. Слободчиков, А. Трещов) теория отношение
(В. Мясищев), теоретические основы рефлексивной деятельности (Г.
Звенигородская, А. Карпов, И. Семенов).
Для изучения профессиональных установок педагогов нами был использован
модифицированный вариант психогеометрического теста С. Деллингер. Проективный
характер методики позволяет выявлять черты личности тестируемого на основе его
предпочтений в отношении геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника,
прямоугольника и зигзага. Ассоциирование различных объектов с фигурами теста
может свидетельствует об имплицитном отношении тестируемого к предъявляемым им
категориям-ценностям и приписывании им качеств, обнаруживающих имплицитные
представления о данных объектах, субъективно положительных и отрицательных их
признаках.
Научная новизна.
Доказано, что фактором формирования мотивации учащихся в системе дополнительного
образования является субъектная позиция педагога.
Теоретическая ценность: понятие субъектной позиции педагога как интегративного личностного
образования, выступающего в единстве ценностно-смыслового, мотивационного,
деятельностного, регуляционно-волевого и рефлексивного компонентов,
характеризующегося готовностью педагога к формированию мотивации учащихся в
системе дополнительного образования.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты исследования могут быть
использованы в целях повышения эффективности методической работы для развития
профессиональной позиции педагогов в системе дополнительного образования
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключение и списка литературы.
Заключение:
Анализ теоретических основ проблемы
субъективной профессиональной позиции педагогов в системе дополнительного
образования позволяет сделать ряд выводов о сущности понятия «профессиональная
позиция педагога» и влияние данной позиции на уровень развития мотивации
учащихся.
Изучение исследуемого феномена на
междисциплинарном уровне удостоверяющий его сложность и многоаспектность,
необходимость обращения к таким понятий, как «жизненная позиция», «личная
позиция», «социальная позиция», «профессиональная позиция личности», «педагогическая
позиция», «активность», «субъектность». Анализ сущности понятия
«профессиональная позиция педагога» позволяет сделать вывод о наличии различных
подходов к изучаемому явлению как интегральной характеристики личности, способа
реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими людьми,
центрального компонента образованности личности, источники активности личности
педагога.
Современное состояние научной разработки
проблемы профессиональной позиции педагога позволяет понимать профессиональную
позицию педагога как форму проявления активного отношения личности к
учебно-профессиональной действительности и к педагогической профессии,
направленного на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, на превращение
собственного интеллектуального уровня, достижения личностно и социально
значимых целей, становления индивидуального стиля познания и деятельности.
Сложность формирования профессиональной
позиции педагога связана с поиском эффективных путей реализации принципа
диалогичности как основы актуальной для настоящего личностно ориентированной
образовательной парадигмы на основе саморефлексии, самооценки,
самоидентификации; выработкой умений и навыков самостоятельно овладевать
актуальными знаниями и трансформировать их в практическую деятельность.
С учетом научных подходов к сущности
профессиональной позиции личности, особенностей педагогической деятельности
профессиональную позицию педагога определена как интегративная характеристика
личности как активного субъекта деятельности, что отражает систему ценностных
отношений педагога к профессионально-педагогической деятельности и к участникам
педагогического процесса.
В личностном и профессиональном
становлении педагога профессиональная позиция выполняет мировоззренческую,
мотивационную функции, функцию профессиональной социализации,
самоидентификации, рефлексивной, мобилизационную, регулятивную, функцию
самопрезентации.
Деятельность педагога дополнительного
образования направлена как на развитие познавательной мотивации обучающихся,
так и на решение образовательных задач, непосредственных отвечающих жизненным
потребностям учащихся, что позволит им в будущем прогнозировать в различных
жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в
системе дополнительного образования.
Исследование проводилось на базе
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования «Детский технопарк «Кванториум». Целью проведенного исследования
являлось изучить особенности влияния субъектной позиции педагога на становление
мотиваций учащихся в дополнительном образовании. В исследовании приняли участие
41 педагог МБОУ ДО Кванториум и 287 детей в возрасте от 7 до 17 лет.
В результате исследования была выявлена
прямая взаимосвязь между показатели по шкале «Педагог», «педагог ДО» и показателями
уровня развития мотивации среди учащихся. Полученные данные свидетельствуют о
том, что чем выше у педагога результаты по шкале «педагог», «педагог ДО», то
тем выше уровень развития мотивация у его учащихся. Также прямая взаимосвязь
была выявлено между шкалой «Ученик» и уровнем развития мотивации у учащихся.
Кроме этого, положительная взаимосвязь была выявлена между шкалами
«профессиональная карьера», «компетентность» и уровнем развития мотивации
учащихся. Таким образом, в результате корреляционного анализа была выявлена
взаимосвязь между субъектной позиции педагога и уровнем развития мотивации у
учащихся, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.
На основе полученных данных была
разработана программа по развитию профессиональной позиции педагогов ДО.
Современный этап развития системы образования требует от педагога таких знаний,
умений и способностей, таких личностных качеств, которые позволяли бы ему
достигать поставленных перед ним целей и задач в области его профессиональной
деятельности. Проектируя развитие профессиональной компетентности педагогов
МБОУ ДО Кванториум, мы ориентируемся на востребованность педагога как
профессионала своей деятельности, владеющего не только знаниями в той или иной
области, но и эрудита в разных областях и сферах жизни; как человека
творческого и креативного, интересного для коллег, учеников, родителей; как
человека, ведущего здоровый образ жизни, пропагандирующего на собственном
примере необходимость заниматься физической культурой и спортом. Нами определены
основные направления развития профессиональной компетентности педагогов, каждое
из которых реализуется через разнообразные формы организации
профессионально-личностного взаимодействия педагогов, как ставшие традиционными
для педагогического коллектива школы, так и новые, которые апробируются в
процессе в практической деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
аспекты изучения субъектной позиции педагога как условия формирования мотивации
учащихся в системе дополнительного образования 1.1. Субъектная позиция
педагога – сущностные характеристики Модернизация системы
педагогического образования на современном этапе актуализирует необходимость
усиления внимания к личностному развитию всех субъектов образовательного
процесса, подготовке педагога, способного ответственно, компетентно, креативно
работать в условиях выбора профессиональной позиции, что определяет личностное
отношение к профессии, активность личности. Обращаем внимание на то, что
проблема формирования профессиональной позиции педагога начала изучаться еще в
90-е годы ХХ века (А. Маркова, А. Гуторова, И. Луценко, К. Лаптева, Л.
Красовская и др.) через выделение ряда направлений исследования этого феномена
(философского, социологического, психолого-педагогического).
А. Баранова, К. Качалина,
А. Литовка, Г. Холодова и др. показали наличие научных исследований,
посвященных изучению отдельных аспектов профессиональной позиции, которую
рассматривают как интегральную характеристику развития личности (К.
Абульханова-Славская и др.), показатель активности и проявление образованности
личности педагога (И. Исаев, В. Сластенин, А. Гуторова и др.) систему отношений
к профессии (С. Вершловский и др.).
Прежде всего отметим, что
понятийно-категорийное измерение исследования проблемы формирования
профессиональной позиции как научного феномена лежит в плоскости характеристики
таких понятий, как «позиция» («позиция личности»), «педагогическая позиция»
(«позиция педагога»), «профессиональная позиция». Это предопределяет
необходимость внести уточнения по их трактовке.