Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Структура идентичности практических психологов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы и исследования проблемы профессиональной идентичности 8

1.1. Теоретические подходы к проблеме профессиональной идентичности 8

1.2. Исследования проблемы профессиональной идентичности 17

1.3. Профессиональная идентичность практических психологов как объект исследования 26

Выводы по первой главе 31

Глава 2. Эмпирическое исследование структуры идентичности практических психологов 33

2.1. Организация и методы эмпирического исследования 33

2.2. Результаты исследования отличий структуры профессиональной идентичности практических психологов от идентичности представителей других профессий (школьных учителей, предпринимателей, силовиков-офицеров) для дальнейшего использования 39

Выводы по второй главе 75

Заключение 77

Список используемой литературы 80

Приложения 88

  

Введение:

 

На сегодняшний деть в социальной и экономической сферах нашей жизни наблюдается тенденция к все более активному развитию науки и техники. Такая ситуация приводит к тому, что в жизни каждого человека все большую роль выполняют новые современные технологии. Это требу-ет обновления системы подготовки будущих специалистов, в частности, психологов, которые способны работать в условиях современного социу-ма.

Человек в современном мире постоянно сталкивается с большими нагрузками на психику, в результате чего он испытывает потребность во владении мобилизацией всех внутренних процессов, обеспечивающих жизнедеятельность человека. В современном обществе отмечается тенден-ция к тому, что человек часто подвержен стрессам и стрессовым ситуациям в силу довольно ускоренного жизненного темпа. Поэтому каждый день че-ловеку нужно адаптироваться к окружающему миру. Все это приводит к тому, что на психологическое здоровье людей влияют многие негативные факторы, что приводит к потребности обращения за квалифицированной психологической помощью, становящейся все более востребованной. Это вызывает особую актуальность вопроса изучения структуры идентичности практических психологов.

Идентичность как необходимое условие развития личности, ее твор-ческой направленности и производительности важна для самореализации не только отдельных лиц, но и общества в целом и выступает показателем уровня этого развития. Гармоничной может считаться только та личность, которая отошла свою идентичность и не переживает ее как источник кон-фликта и стресса. Идентичность личности во многом обусловливается эко-номическими, политическими, культурными и другими проблемами, воз-никающими в современном социуме. В связи с этим у ученых возникает вполне обоснованный интерес к теоретическому осмыслению процесса са-моопределения личности.

Истоки понимания идентичности в качестве понятия уникальной природы, самобытности человека заложены в трудах многих философов: Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейерба-ха и др. Введение в научное обращение и распространение термина «иден-тичность» связано с трудами Э. Эриксона, который предшественниками собственной концепции называл В. Джеймса, З. Фрейда, Ч. Дарвина и др. Современными исследователями (Н.В. Антоновой, Б.С. Братусем, В.И. Бочелюком, Н.В. Чепелевой и др.) рассматриваются вопросы иден-тичности, идентификации как составляющих самосознания, механизма со-циализации.

С именами В. Джеймса и Э. Эриксона связывается введение в науч-ный оборот термина «идентичность», который был определен учеными в качестве внутреннего тождества личности, важнейшей характеристики ее целостности и зрелости. Кроме этого, по мнению В. Джеймса и Э. Эриксо-на, идентичность является интеграцией переживаний человеком неразрыв-ной связи себя с определенными социальными группами. Именно это по-ложение составляет ценность для нашего исследования структуры иден-тичности практических психологов. Разрабатывая проблему идентичности, Э. Эриксон выделил в ее пределах три базовых уровня: индивидный, лич-ностный и социальный, которые в совокупности составляют сложное инте-грированное образование. Понятие личностной идентичности, предложен-ное ученым, обозначает постоянную характеристику индивида, свойство, существенное достижение, свидетельствующее о личностной зрелости че-ловека. Согласно такой позиции это совокупность конституционных задат-ков, базовых потребностей, способностей, значимых идентификаций, успешных сублимаций и постоянных ролей Ego [4]. Социальная идентич-ность отражает особенности взаимодействия личности с социальной сре-дой: усвоенные в процессе социальной активности, роли, речевые и пове-денческие паттерны. По Э. Эриксону, идентичность личности строится на основе культуры, с которой она взаимодействует, поэтому автор отмечает существование неразрывной связи между идентичностью и социокультур-ной средой. С точки зрения же Х. Таджфела, Дж. Тернера, Н. Антоновой и Т. Яблонской, идентичность существует в двух измерениях – личностном и социальном. По отношению к социальной идентичности личностная явля-ется вторичной. Формирование личностной идентичности основывается на использовании понятий, выработанных в процессе социальной категори-зации [11]. Что касается места профессиональной идентичности в системе идентичностей личности, то мнения ученых разделились: одни определяют профессиональную идентичность компонентом личностной идентичности (Н. Иванова, Д. Завалишина, Е. Ермолаева), другие считают ее разновид-ностью социального самоопределения (Ю. Поваренко, А. Корниенко). С точки зрения ученых, структурными компонентами идентичности высту-пают ее элементы. В частности, Дж. Мид, Х. Теджфел и Д. Тернер в каче-стве структурных единиц рассматривают Я-концепцию личности [1]. Наиболее распространен подход, согласно которому идентичность являет-ся результатом активного рефлексивного процесса (идентификации), отра-жающего представление субъекта о себе сопровождается ощущением лич-ностной определенности. Наряду с этим вопрос структуры профессио-нальной идентичности практических психологов остается не исследован-ной до конца.

Между профессиональной идентичностью и развитием в процессе профессионализации существует тесная связь, которая состоит в следую-щем: 1) формирование идентичности происходит в профессиональном развитии; 2) идентичность ‒ один из самых важных показателей личности, в частности, личности практического психолога. Иначе говоря, практиче-ский психолог должен постоянно развиваться, анализировать собственное место в социальной и профессиональной среде. Все это позволит ему вы-жить в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях, вы-держать конкуренцию, обеспечить благополучие и стабильность на буду-щее. Однако вопрос структуры идентичности практических психологов остается не до конца раскрытым.

Итак, актуальность темы исследования обусловливается недоста-точной изученностью вопроса структуры идентичности практических пси-хологов.

Цель исследования выявить особенности структуры идентичности практических психологов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы и исследования про-блемы профессиональной идентичности.

2. Рассмотреть исследования проблемы профессиональной идентич-ности.

3. Охарактеризовать профессиональную идентичность практических психологов как объект исследования.

4. Исследовать особенности и специфику профессиональной иден-тичности психологов по сравнению с профессиональной идентичностью представителей других профессий (школьных учителей, предпринимате-лей, силовиков-офицеров).

5. Определить отличается ли структура профессиональной идентич-ности практических психологов от идентичности представителей других профессий (школьных учителей, предпринимателей, силовиков-офицеров).

Объект исследования: практикующие психологи.

Предмет исследования ‒ структура идентичности практических пси-хологов.

Гипотеза исследования: структура идентичности практических пси-хологов имеет значимые отличия от структуры идентичности учителей, во-еннослужащих, предпринимателей.

Для достижения цели работы будут использованы следующие мето-дики исследования:

1. Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ).

2. Методика «Личный Дифференциал».

3. Методика «Кто я?» М. Куна, Т. Макпартленда.

Выборка исследования состоит из 4 групп испытуемых по 20 чело-век: практические психологи, предприниматели, силовики-офицеры, школьные учителя.

Методами исследования будут являться:

‒ теоретико-методологический анализ научных источников;

‒ опрос;

‒ тестирование;

‒ количественный и качественный анализ полученных данных;

‒ методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).

Практическая значимость работы состоит в том, что собранный материал и полученные результаты исследования могут быть использова-ны в дальнейших разработках данной проблемы; а также при составлении и реализации программы по формированию и коррекции профессиональ-ной идентичности личности, в частности, практикующих психологов.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использован-ной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута цель дан-ной работы: выявлены особенности структуры идентичности практических психологов.

Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследования:

1. Проанализированы теоретические подходы и исследования про-блемы профессиональной идентичности. В результате проведенного ана-лиза литературы мы пришли к выводу, что профессиональная идентич-ность ‒ это интегративное личностное образование, сформированность ко-торого предполагает сформированность у специалиста представлений о значимых для него признаках, системе ценностей и целей профессиональ-ного сообщества, а также о том, какое место отводится психологу в данном сообществе.

2. Рассмотрены исследования проблемы профессиональной идентич-ности. Был сделан вывод, что профессиональная идентичность – это инте-гративное понятие, содержащее взаимосвязь когнитивных, мотивацион-ных, поведенческих, ценностных характеристик личности, которые позво-ляют профессионально сориентироваться человеку, реализоваться в про-фессии, спрогнозировать перспективу развития молодого специалиста. Становление профессиональной идентичности опосредовано длительным, поэтапным развитием индивида как субъекта, личности и индивидуально-сти. В процессе профессиональной подготовки профессиональная иден-тичность является предметом становления личности профессионала.

3. Охарактеризована профессиональная идентичность практических психологов как объект исследования. В результате решения данной задачи мы пришли к выводу, что для профессиональной идентичности практиче-ских психологов огромное значение имеет их личностное развитие, высо-кий уровень самосознания, являющегося важным ресурсом профессио-нального формирования и развития специалистов в данной сфере.

4. Исследованы особенности и специфику профессиональной иден-тичности психологов по сравнению с профессиональной идентичностью представителей других профессий (школьных учителей, предпринимате-лей, силовиков-офицеров). Для этого было проведено эмпирическое иссле-дование, цель которого состояла в выявлении особенностей структуры идентичности практических психологов.

Также была выдвинута следующая гипотеза исследования: структура идентичности практических психологов имеет значимые отличия от струк-туры идентичности учителей, военнослужащих, предпринимателей.

В исследовании приняли участие 80 испытуемых, разделенных на 4 группы: практические психологи в количестве 20 человек; предпринима-тели в количестве 20 человек; силовики-офицеры в количестве 20 человек; школьные учителя в количестве 20 человек.

В результате исследования было установлено, что уровень профес-сиональной идентичности не определяется выбранной сферой деятельно-сти, а во многом зависит от личностных особенностей практических пси-хологов. Так, практические психологи с высокими показателями профес-сиональной идентичности обладают адекватной самооценкой, уравнове-шенным типом личности, прямо выраженной идентичностью, эмоциональ-но-положительным отношением к собственной идентичности. Типом иден-тичности у таких психологов является «Коммуникативное Я».

Наиболее близким образ себя к образу представителей своей про-фессии оказался образ практикующих психологов и предпринимателей.

Было установлено, что образ представителей таких профессий, как предприниматели и силовики-офицеры, у психологов существенно отли-чаются от образа представителей собственной профессии. Наиболее близ-ким является образ школьного учителя.

Образ представителей таких профессий, как психологи и силовики-офицеры, у предпринимателей существенно отличаются от образа пред-ставителей собственной профессии. Наиболее близким является образ школьного учителя.

Образ представителей таких профессий, как психологи и предпри-ниматели, у силовиков-офицеров существенно отличаются от образа пред-ставителей собственной профессии. Наиболее близким является образ школьного учителя.

Образ представителей таких профессий, как психологи и предпри-ниматели, у школьных учителей существенно отличаются от образа пред-ставителей собственной профессии. Наиболее близким является образ си-ловика-офицера.

Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические подходы и исследования проблемы

профессиональной идентичности

1.1. Теоретические подходы к проблеме профессиональной

идентичности

Идентичность как интегральная глубинная характеристика личности не может и не должна рассматриваться как постоянное, неизменное, стати-ческое свойство, приобретаемое личностью на определенном этапе разви-тия. Идентичность – это структура, характеризующаяся динамичностью, ей свойственно изменение и развитие на протяжении жизни человека. Про-цесс развития идентичности обладает такими характеристиками, как нели-нейность и неравномерность, определяется стремлением личности к обре-тению идентичности и разрушительностью последствий ее утраты. Дости-жение идентичности связано с инициированием желаемых для личности тенденций саморазвития. Идентичность как новообразование личности в общем виде определяется как устойчивое переживание тождества «Я» во времени и пространстве. Значимыми характеристиками личности со сфор-мировавшейся идентичностью являются следующие: аутентичность само-восприятия, высокий уровень интеграции в единую систему отдельных ди-намических и противоречивых образов «Я». Наличие таких характеристик у практического психолога со сформировавшейся идентичностью позволя-ет ему сохранить устойчивое, обобщенное и целостное индивидуально-личностное самоопределение, поддерживаемого и разделяемого сообще-ством значимых других [Вигель 2018; Гальчук 2017; Злоказов 2014; Ку-черенко 2021].

Идентичность предполагает самоопределение относительно базовых отношений Я с социальным окружением [Соколова 2001]. По мнению Э. Эриксона, развитие идентичности происходит как взаимодействие трех процессов – биологического, социального и «эго». Отметим, что индивид постоянно стремится к оптимальному эго-синтезу, а общество и культура ‒ к оптимальному метаболизму. Интегрирующая деятельность «эго» имеет место тогда, когда происходят определенные биологические или социаль-ные изменения. Структура «эго» представлена следующими компонента-ми: телесной самостью, обеспечивающей опыт тела; эго-идеалом, то есть идеями, образцами, конфигурациями, постоянно сравниваемыми [Erikson 1968].

Э. Фромм отмечал, что обрести собственную идентичность значит быть, а не иметь. Данное состояние предполагает, что у человека не возни-кает чувства тревоги и неуверенности, вызванные страхом потери приоб-ретенного ранее. В таком случае ничто не может угрожать безопасности индивида и лишить его чувство идентичности [Фромм 1989]. Дж. Мид, представитель символического интеракционизма, идентичность рассмат-ривает в качестве способности человека к восприятию как единое целого своего поведения и жизни. Согласно концепции символического интерак-ционизма, взаимодействие рассматривается как исходный пункт любого социально-психологического анализа. То есть в становлении человеческо-го «Я» решающую роль играет взаимодействие, потому что при ситуациях взаимодействия формируется личность, которая осознает себя, действуя совместно с другими [Орбан-Лембрик 2009] или система конструктов. Возникновение чувств волнения и тревоги приводит к реконструкции внутри системы конструкций. Тревожность, в свою очередь является сви-детельством попадания индивида в ситуацию, которую невозможно струк-турировать с помощью имеющихся у него конструктов.

С точки зрения представителей когнитивно ориентированной психо-логии (Х. Теджфелла, Дж. Тернера, Г. Брейкуэлла) идентичность является когнитивной системой, функция которой состоит в регуляции поведения. Данная когнитивная система состоит их двух подсистем, к которым отно-сится лингвистическая и социальная подсистемы. Отметим, что лингвисти-ческая подсистема предполагает самоопределение личности в аспекте про-фессионального развития происходит посредством терминов, обозначаю-щих физические, интеллектуальные и нравственные характеристики. Соци-альная подсистема идентичности предполагает самоопределение личности через ее принадлежность к роду, полу, национальности [Заковоротная 1999], а также определенной профессии.

Ж. Пиаже в контексте теории когнитивного развития отмечает о наличии связи между термином «идентичность» и развитием понятия объ-ектной неизменности. Из этого следует, что ученый эквивалентными счита-ет идентичность и неизменность объектов. Понятия «индивидуальная иден-тичность» и «объектная идентичность» совпадают с формальной точки зрения [Пиаже 1997].

Согласно взглядам Г. Теджфела, «Я-концепция» содержит две под-системы: личностную идентичность и групповую. Смещение от личностной идентичности к групповой в сознании соответствует смещению от межлич-ностных форм социального взаимодействия к межгрупповым формам, и наоборот [Орбан-Лембрик 2009]. В трудах Г. Теджфела, Дж. Тернера и их последователей, кроме употребления понятия «личностная идентичность», вводится понятие социальной идентичности. Подробнее социальную иден-тичность как один из видов идентичности будем рассматривать ниже. Тер-мин «Я-идентичность» был предложен немецким философом и социологом Ю. Хабермасом в качестве обозначения совокупности личностной и соци-альной идентичностей, постоянно взаимодействующих друг с другом [Лы-сак 2016].

Согласно взглядам А. Гидденса, идентичность – это континуальность в пространстве и во времени; самоидентичность является той же контину-альностью, однако она рефлексивно интерпретируется человеком. Иден-тичность и самоидентичность создаются и поддерживаются в рефлексив-ной активности повседневной жизни [Giddens 1991, с. 201].

Следует заметить, что в советской психологии и социологии до И.С. Кона термин «идентичность» почти не применялся. Вместо этого го-ворили об явлении идентификации, понимаемого как уподобление челове-ка социуму. По мнению И.С. Кона, идентичность является условным кон-структом личности, обладающий такой характеристикой, как динамич-ность. Кроме этого, ему свойственны динамические мотивационные тен-денции, участие в уравновешивании внутренних и внешних импуль-сов [Кон 1984].

Д.В. Колесов определяет идентичность как бытия явление, типичное для человеческого, при этом оно не случайное и не редкое. Соответствен-но, оно выражает определенную потребность. Идентичность дает индиви-ду все то, чем владеет группа индивидов, с которой он себя идентифициру-ет [Канаева 2010; Кулезнева 2008]. Идентичность – это отношение, испол-ненное положительных эмоций, прежде всего радости и уверенности инди-вида в своем статусе, поскольку, собственно, благодаря идентичности по-следний становится более надежным [Колесов 2004].

Согласно точке зрения некоторых современных ученых, идентич-ность можно трактовать в качестве субъективно-психологической реально-сти «Я» человека, в качестве продукта реальности и ментальности [Бурла-ченко 2020; Кубатина 2018; Мосиенко 2017; Шибаева 2017].

Л.Б. Шнайдер считает, что идентичность необходимо рассматривать через призму опыта, общения, языка. Поскольку единство данных компо-нентов влияет на формирование самобытной сущности человека ‒ его идентичности. Л.Б. Шнейдер акцентирует на наличии связи между иден-тичностью и самосознанием личности. При этом ученый дает определения самосознания и идентичности Первое, по его мнению, является сложным феноменом, психической реальностью, отображенной в сознании личности на символическом и рациональном уровнях. Идентичность, согласно точке зрения Л.Б. Шнейдер, представляет собой психический компонент самосо-знания, формирующийся и существующий в мире человека [Шнейдер 2001].

В психологии активное изучение феномена профессиональной иден-тичности приходится на конец XIX – нач. XX вв. в контексте психотехни-ческого направления [Бурлаченко 2020; Ховайло 2021; Sadieva 2021].

Как отмечает Н.Ф. Шевченко [Шевченко 2005], исследование фено-мена профессиональной идентичности достаточно противоречиво, по-скольку она играет важную роль в структуре процесса идентификации личности в целом, а также является подчиненным элементом, формируе-мым под влиянием личностных качеств человека. Поскольку исследование этого вопроса в зарубежной психологии началось значительно раньше, поэтому уместно в первую очередь представить научные исследования именно зарубежных ученых.

Согласно точке зрения М. Аргайл, взаимодействие с другими члена-ми профессионального сообщества является базовым компонентом в про-фессиональной идентичности. В данном случае это взаимодействие стано-вится весомым фактором усвоения профессиональных стандартов и оцени-вания уровня овладения профессиональными навыками [Грязнова 2019].

Также интересной является мысль М. Аргайл о том, что именно про-цессе овладения профессией личность осознает профессиональные требо-вания, профессиональные ценности, этические нормы. В связи с этим про-цесс становления профессиональной идентичности основывается на соотне-сении индивидуальных особенностей и социальных влияний в процессе профессионализации. Все это дает индивиду возможность осуществления профессиональной саморегуляции [Аргайл 1990].

Предпосылкой профессиональной идентичности Д. Сьюпер усматри-вает в «профессиональной Я-концепции», которую предложил в 1943г. Профессиональная Я-концепция, согласно мнению ученого, является ре-зультатом компромисса между способностями личности и теми генетиче-скими качествами, которые он унаследовал; между возможностями выпол-нять различные социальные роли и оценкой того, в какой степени это соче-тается с ожиданиями других [Андреева 2000].

Следует отметить, что поиск своего профессионального Я достаточ-но длительный процесс, который автор представил в этапах:

1. Этап роста ‒ (до 14 лет) через игровую и учебную деятельность дети проигрывают разные социальные роли, в частности роли-профессии, испытывают себя в различных занятиях. Так индивид выясняет, что ему нравится, на что он способен. Так у человека возникают конкретные инте-ресы в плане выбора профессии, которые в последствии будут играть ключевую роль в профессиональном самоопределении.

2. Этап исследования (от 15 до 24 лет), когда индивид пытается разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способно-стях; в конце этого этапа происходит уже выбор профессии и ее овладения.

3. Этап укрепления профессии (от 25 до 44 лет) люди стараются найти прочную позицию в выбранной сфере деятельности, в первой поло-вине этого этапа наблюдается смена профессий (иногда даже нескольких), но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к выбранному виду занятий.

4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет) – люди стре-мятся сохранить за собой положение, достигшее на предварительном этапе профессиональной реализации.

5. Этап спада (после 65 лет) завершения профессиональной дея-тельности.

Подобный подход использовал также Э.Зеер [Зеер 1997; Зеер 2007], исследовавший профессиональную идентичность через понятие професси-ональный образ. Автор замечал, что профессиональное становление со-провождается личностными изменениями (кризисами развития, стагнаци-ей, деформацией), что обусловливает неравномерность и прерывность профессионального развития. Иначе говоря, профессиональное развитие определяется тем опытом, который получает специалист в процессе своей профессиональной деятельности, как успешной, так и не успешной.

В своей работе Н. Иванова выделяет важные критерии профессио-нальной идентичности [Иванова 2004], которые представлены на Рисунке 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы