Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Экономика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Современные педагогические технологии обучения студентов танцам (на примере университетов Российской Федерации и Китайской Народной Республики)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основания современных педагогических технологий обучения студентов танцам в России и Китае 12

1.1. Современные тенденции развития профессиональной деятельности педагога хореографического образования 12

1.2. Структура профессиональной деятельности педагога в системе хореографического образования России и Китая 27

1.3. Ведущие подходы к совершенствованию профессионального мастерства педагога в системе хореографического образования России и Китая 38

Выводы по первой главе 65

Глава 2 Проектирование педагогических технологий обучения студентов танцам в России и Китае 67

2.1. Содержание обучения студентов танцам в России и Китае 67

2.2. Технологическая модель проектирования педагогических технологий обучения студентов танцам в России и Китае 88

2.3. Опытно-экспериментальная деятельность по совершенствованию педагогических технологий обучения студентов танцам в России и Китае 116

Выводы по главе 2 127

Заключение 128

Библиография 130

  

Введение:

 

Актуальность. Важным условием формирования хореографической деятельности является мотивация, развитие которой определяет характер деятельности студента и преподавателя и система его взаимодействий с окружающими людьми. По мнению ведущих психологов (И.В. Дубровина, А.К. Дусавицкий, М.В. Матюхина, Л.И. Божович, И.Ю. Кулагина, А.К. Маркова, В.Э. Чудновский и др.), специальное целенаправленное управление психолого-педагогическими условиями, создающими мотивацию как важнейшей характеристикой творческой направленности личности в настоящее время не менее важно, чем управление умственным развитием и усвоением знаний.

Проблема состоит в том, что специальных исследований, посвященных изучению психолого-педагогических условий организации хореографии в контексте педагогических технологий в настоящее время недостаточно.

Существование проблемы психолого-педагогических условий, которые лежат в основе формирования хореографических навыков сегодня рассматривается во всем мире. Несмотря на то, что абсолютно любая страна провозглашает педагогичность образовательных процессов, на практике достичь ее достаточно сложно.

Решение этих задач основывается в России на Концепции федеральных государственных стандартов общего образования. Образовательный стандарт является отражением социального заказа, согласующего требования к безопасному образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Введение Федерального государственного образовательного стандарта соответствует ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ставит на первое место требования к результатам образования, что достигается в том числе обеспечением безопасности образовательного процесса.

Только в том случае, если обеспечивается должная образовательная среда, можно говорить о полноценном развитии личности, в том числе и о межличностном взаимодействии, о котором пойдет речь в данной работе.

В настоящее время вопрос организации хореографического образования занимает позицию особой организации образовательной системы, в которой «педагогический процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия воспитанника». Движущей силой в этом процессе является педагог и его воспитанник.

В современном российском и китайском образовании практика внедрения специфических психолого-педагогических условий в становлении хореографических качеств личности обусловлена необходимостью индивидуализации обучения на всех его уровнях: в ДОУ, в начальной школе, в ВУЗах, а также в послевузовском обучении, в приобретении профессиональных знаний.

С позиции этого подхода хореограф – это не просто человек, преподающий знания по своему предмету, а более учитель, проводящий с совместный поиск индивидуальной личностной мотивации на обучение, вырабатывающий индивидуальный план ребенка к хореографическим занятиям. В то же время, говоря об особенностях образования, нельзя забывать о том, что оно опирается, в большинстве своем, на специфику традиций обучения, с одной стороны, и на инновации в хореографии с другой. Как следствие, основной целью в работе является организация специфических психолого-педагогических условий в работе хореографа.

В культуре каждой страны на протяжении ее развития оформляется национальное танцевальное искусство, обладающее выраженной спецификой и выражающее самобытную эстетику народа. Китайский национальный классический танец явление культуры с исключительно длительной историей, вобравшее в себя народные основы танца, придворные танцы, искусство китайской оперы, элементы боевых искусств и китайской философии. Развитие китайского классического танца происходило от поколения к поколению, от одной исторической эпохе к другой, и в своем современном виде он представляет собой комплекс традиционных основ, оформленных в стройную систему, изучение и сохранение которой — одна из приоритетных задач Министерства культуры Китайской народной республики: некоторые виды национального танца даже признаны нематериальным культурным достоянием страны.

В 80-е годы 20-го века усилиями профессоров Пекинской академии хореографии — Ли Жен И и Тан Мань Чэн, художественная система китайского национального искусства была оформлена в концепцию «Шень Юнь», содержащую в себе описание внутренней эстетики и теоретическую основу китайского классического танца. Были классифицированы основные приемы и движения китайской танцевальной традиции. Фактически, это стало теоретическим закреплением традиции китайского классического танца и его отделением от спектаклей Пекинской оперы.

Уникальность китайского классического танца коренится в его глубокой философской основе, а также — в элементах боевых искусств и фольклорных обрядов, ставших неотъемлемой частью танцевальной культуры Китая. На протяжении тысяч лет этот культурный феномен развивался самостоятельно, и постепенно оформился в совершенно самобытную традицию, обладающую собственными принципами тренажа и путями временной трансляции своего содержания. Поэтому педагогические основы китайского традиционного танца являются сложным и глубоким объектом исследований.

Педагогика хореографии является неразрывным единством педагогических основ и художественного творчества. Хореографическая педагогика вбирает в себя живые связи искусства, обучения и воспитания. Обучение танцу предъявляет высокие требования к способностям и возможностям будущего танцовщика, и исследование национальных основ педагогической традиции в области хореографии дает возможность выявить эффективные наработки данной системы с целью их укрепления и развития.

Исследование педагогической традиции национального танца имеет особое значение для теории и истории педагогики, так как оно способно показать факторы становления аутентичных условий и методов передачи мастерства, развития целостного вида искусства в контексте передачи опыта художественного творчества в аспекте хореографии.

Традиция национального танца в Китае, безусловно, во многих своих аспектах достигла совершенства, но меняющаяся социокультурная ситуация предъявляет новые требования к ее педагогическим основам.

В наши дни Китайская народная республика представляет собой стремительно развивающуюся страну, все больше интегрирующуюся в систему международных отношений. Процессы интеграции охватывают и сферу культуры и искусств — все большее количество людей во всем мире интересуется китайской традицией, а китайцы все активнее осваивают пространства других регионов. Безусловно, данные процессы порождают новые возможности для интеграции самобытной и богатой культуры Китая и культуры западных стран. Однако, эти позитивные интеграционные процессы не всегда могут быть эффективно реализованы в силу определенных социально-культурных и иных причин, ограничивающих возможности социального и культурного взаимодействия людей различных культур и стран.

В хореографическом искусстве разных стран интеграция педагогических основ достигается с особым трудом. Зачастую вступают в противоречия сами методические принципы овладения видом искусства, а также его эстетические основы. Так, опыты интеграции китайского и европейского хореографического искусства зачастую приводят к появлению совершенно эклектических произведений, например, таких, как акробатическая версия «Лебединого озера», что демонстрирует крайнюю сложность синтеза хореографических традиций разных культур и народов. Это определяет стоящие перед национальными педагогическими системами хореографии проблемы и задачи по их преодолению.

В современной системе хореографического образования Китая начинают развиваться очаги европейской хореографической традиции, но их развитие спорадично, и это не случайно: основанная на традиционно сформировавшейся системе тренажа подготовка классических танцовщиков Китая мало приспособлена к взаимодействию с европейской традицией, что выражено в организационно-педагогических условиях китайского хореографического образования. Поэтому насущные задачи ассимиляции педагогических основ зарубежных хореографических традиций в традиционную систему хореографической педагогики Китая и определяют актуальность темы настоящего исследования.

Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире уже не те ценности образования находятся в приоритете. Сегодня все образовательные ресурсы все более ориентируется на развитие интересов и талантов, на выработку особых знаний в плане интеллектуального, гражданско-правового, коммуникационного развития в различных сферах. И в том, чтобы помочь осуществлению этой функции нужно обязательно принимать во внимание познавательные способности, самостоятельность детей, анализировать динамику их развития в соответствии с их личностными интересами.

Именно отношение воспитанников во многом определяет специфику мотивированности. А отношение, как известно, целиком зависит от организации окружающей среды. Анализ зависимости мотивации дошкольников от образовательной среды в дальнейшем будет способствовать планомерному развитию мотивации к занятиям танцами и доказывает зависимость ее от психолого-педагогических условий.

Как следствие, современные педагогические технологии в обучении хореографии приобретает огромное значение. Связано это не только с формированием условий для продвижения программы танцев, но и формирования наиболее оптимальных условий для развития танцев.

В этом исследовании рассматриваются вопросы, неотъемлемые от педагогического образования, в том числе взаимосвязь между запланированной учебной программой и тем, как она реализуется в классе, а также динамика отношений между учителями и учениками. Исполнительское искусство обеспечивает основу для понимания артистизма в обучении, подчеркивая конвергенцию перформатива, творческого дизайна и оркестровки учебной программы, а также реляционных аспектов обучения, чтобы оживить богатый чувственный мир неявного измерения и то, как он создает атмосферу для обучения.

В ходе этого исследования возникают три отличительные, но взаимосвязанные темы: воплощенная, структурная и реляционная. Каждая тема внесла свой вклад в создание неявной учебной программы класса и предлагает отчетливое понимание неявного измерения общения, которое одновременно повсеместно и трудно сформулировать.

Первый набор результатов относится к тому, как учителя воплощают и сообщают учебный план, исследуя общие жесты, модели движения, темп и энергетическую динамику, используемые для оживления их лекций. Чтобы отразить воплощенные способы взаимодействия и общения, было важно разработать метод, который мог бы анализировать данные о движении. Навыки и техники изучения танцевальных движений использовались для изучения повседневных движений учителей и выдвижения на передний план конкретных способов передачи понятий каждым из них телу. Внимание к воплощенному выделено качественно-чувственным измерением учения. Например, я был настроен на то, как каждый учитель реагировал на отношение и уровень энергии учеников, и корректировал тон их голоса, темп урока или весь план урока, чтобы вовлечь учеников в процесс обучения.

Второй набор результатов исследует взаимосвязь между структурным дизайном курса и тем, как учителя организуют запланированный учебный план в классе. Хореографическая рамка расширяет границы исследования для изучения эстетических аспектов классной комнаты. Например, как каждый учитель решает варьировать темп, энергию и направленность класса, чтобы донести концепции и идеи до учащихся, а также переплетать несколько потоков информации посредством их воплощенного общения, содержания лекций, Power Point и визуальных материалов. иллюстрации и т. д. Исследуется роль учителя как дизайнера образовательного опыта в отношении того, как он оживляет учебную программу в перформативном пространстве класса.

Третий набор выводов исследует реляционные аспекты обучения и исследует, как каждый учитель концептуализирует и реализовывает заботу в классе. В этом разделе исследуются постоянные проблемы, с которыми сталкиваются учителя; как построить отношения доверия и понимания со студентами, одновременно предлагая задачи, которые будут способствовать их росту и процветанию.

Цель исследования: рассмотреть проблему создания психолого-педагогических условий работы педагога хореографа

Объект исследования: психолого-педагогические условия в работе педагога-хореографа в России и в Китае в современных условиях.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия в работе педагога-хореографа в организации современных педагогических технологий.

Задачи эмпирического исследования:

1. Провести теоретический анализ по проблеме исследований психолого-педагогических технологий,

2. Организовать эмпирическое исследование взаимозависимости психолого-педагогических условий и специфики музыкально-ритмических занятий

3. Провести анализ результатов исследования, сделать выводы по исследованию и составить рекомендации по развитию психологической образовательной среды

Теоретико-методологическая основа исследования: психолого-педагогические подходы к формированию психолого-педагогических условий (А.Н Леонтьев, А.И. Липкина, Н.Г. Лусканова, А К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Б. Орлов, А.Н. Поддьяков, В В. Репкин, Н.Ф. Талызина, Г.А Цукерман, В.И. Чирков и др).

В современной системе хореографического образования Китая начинают развиваться очаги европейской хореографической традиции, но их развитие спорадично, и это не случайно: основанная на традиционно сформировавшейся системе тренажа подготовка классических танцовщиков Китая мало приспособлена к взаимодействию с европейской традицией, что выражено в организационно-педагогических условиях китайского хореографического образования. Поэтому насущные задачи ассимиляции педагогических основ зарубежных хореографических традиций в традиционную систему хореографической педагогики Китая и определяют актуальность темы настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема национальных педагогических традиций, как в целом, так и применительно к хореографической педагогике, последние десятилетия получает все большее освещение в научной литературе. Идеи педагогических традиций были впервые развиты русским педагогом К.Д. Ушинским, и с его времени периодически находили развитие в трудах педагогов — исследователей. Проблемы педагогических традиций рассматривались такие учеными, как Р.Б. Вендровская, Е.О. Кабурнеева, И.Т. Касавин, Г.Б. Корнетов, O.A. Косино-ва, В.Ю. Троицкий, Цао Ян и др.

Исследованием художественных и культурных в широком смысле традиций, в том числе в Китае, занимались H.A. Абрамова, JI.C. Васильев, В.А. Ленинцева, В.В. Малявин, И.В. Суханов, Цзинь Цю и другие, сформировавшие комплекс представлений о сущности культурных традиций народа.

Специфический пласт исследований китайской культуры и китайского национального танца представляют работы Ван Кэфэна, Ван Юй Ку-ня, Ган Синя, Гэн Лунмина, Дин Фана, Дун Си Цзю, Е Чан Хая, Ли Хоу Цзэ, Лон Иньпы, Лю Цзиня, Лян Шумина, Сунь Цзин Шэня, Сюй Чэнбэя, Сяо Юя, Хэ Чжи Хао, Цао Яна. Цзя Цзогуана, Чжан Личжэня, Чжу Вэй Чжэна, Юй Пина и других, изнутри показавших специфику самобытной танцевальной культуры Китая. Особняком среди названных работ стоят труды Ван Кэфэна и Юй Пина — признанных классиков истории художественной культуры Китая.

Собственно педагогический аспект исследования традиций передачи опыта широко освещается в работах Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, Н.К. Баклановой, М.В. Богуславского, Б.С. Гершунского, А.Н. Джуринско-го, А.Д. Жаркова, В.И. Загвязинского, Г.Б. Корнетова, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, В.И Черниченко и многих других, обосновавших наиболее эффективные способы педагогических исследований в целом и в сфере культуры и искусств в частности.

Хореографическое образование и педагогика хореографии стали объектом исследований таких ученых, как Г.Д. Алексидзе, Н.В. Атитанова, Г.В. Беляева-Челомбитько, Л.Д. Блок, Г.В. Бурцева, А.Б. Вац, H.A. Дого-рова, O.A. Ивата, М.К. Леонова, Н.С. Посельская, Н.Б. Тарасова и многих других, определивших характерные черты данной сферы как в художественном, так и в педагогическом аспектах.

Таким образом, можно утверждать, что современное состояние разработанности научных проблем, смежных с темой данного исследования, позволяет осуществить изучение педагогических основ национального китайского танца в исторической динамике.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпирические методы: наблюдение, беседа, биографический метод, тестирование, проективные методы, статистические методы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе результатов можно разработать специфические для детей методики формирования психолого-педагогической среды

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение отметим, что танцевать умеют все люди. Неважно, профессиональный ты танцор или нет. Мы должны любить себя такими, какие мы есть. Это необходимое условие для других изменений. Самое главное в творческом процессе создания танца — войти в состояние. Выразительные жесты делают людей идеальными.

Индивидуальные психологические особенности личности каждого человека формируются с рождения и меняются в течение всей жизни.

Индивидуальные психологические особенности личности, повторяющиеся в разных стереотипных типичных ситуациях, закрепляются в качестве черт темперамента. Люди могут быть трусливыми и отважными, замкнутыми и общительными, грустными и веселыми, пессимистами и оптимистами, жадными и щедрыми и т. д.

Специалисты в этой области составили разнообразные классификации, которые могут описать индивидуальные психологические особенности каждого человека. Различаются два основных направления для систематизирования всего многообразия личностных особенностей диагноста.

Психические процессы, принимающие активное участие в формировании черт личности:

1. волевая сфера включает в себя такие черты, как самостоятельность, дисциплинированность, решительность, самообладание, организованность;

2. эмоциональная область наделяет личность такими качествами, как отзывчивость, впечатлительность, безразличие, вспыльчивость, инертность, резкость и др.;

3. степень интеллектуального развития определяет любознательность, глубокомыслие, находчивость, сообразительность и пр.

Мы создаем пространство, в котором живем, играя в различные ситуации и переживания. Сколько длится музыка, сколько длится танец. Внешняя форма отражает внутреннюю мотивацию. В результате человек может танцевать любовь, страсть, боль, рождение и смерть.

Каждый человек может двигаться или танцевать, независимо от его возраста, пола, социального статуса, образования, ценностей, взглядов и даже здоровья. Танец позволяет диагностировать личность, определять модели движений, мышечные зажимы, проблемные зоны.

Танец помогает снять стресс, уменьшить тревогу, агрессивность, высвободить сдерживаемые, подавленные чувства и эмоции, изучить новые движения, способствующие эффективному общению друг с другом, с миром, людьми;

Танец способствует проявлению индивидуальности, искренности и принятия себя. Он помогает повысить самооценку, обрести уверенность в себе, человек становится более успешным, привлекательным и довольным. Танец — это отражение нашего личного мира, в котором мы здоровы, счастливы и в гармонии с собой.


 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Современные тенденции развития профессиональной деятельности педагога хореографического образования

Современная практика профессиональной деятельности педагога хореографической специальности связана с внедрением государственного образовательного стандарта, предполагающего выпуск специалиста. Однако реализация Болонских соглашений требует перехода к многоуровневому высшему профессиональному образованию. Это, в свою очередь, вызывает актуальность вопросов, касающихся интеграции в образовании, обеспечения функциональной грамотности у студентов хореографической профессии и повышенного внимания к культурологическому содержанию профессиональной подготовки. В контексте модернизации хореографического образования особое значение приобретают научные статьи, раскрывающие культурные аспекты образования (Фрего Р. Д.Д.; Кульбекова А.К.; Мейсон П.).

Вопросы профессионального образования будущих хореографов активно разрабатываются в педагогической науке (Loo F.C. и Loo F.Y., 2014; Махашова П. и др., 2016; Крумхансл К.Л. и Шенк Д.Л., 1997), в то время как вопросы профессионального образования и подготовки студентов хореографических специальностей изучена недостаточно. Кроме того, современные тенденции в развитии хореографической деятельности (расширение специализированных знаний, появление новых форм культуры, развитие технологий и т.д.), а также требуют подготовки специалистов, специализирующихся на организации разнообразных хореографических мероприятий, которые способны обеспечить художественную и педагогическую коррекцию процесса социализации у детей и взрослые, чтобы организовать оптимальную среду, способствующую самореализации личности.

Поэтому, чтобы улучшить профессиональную профессионализм сотрудников хореографической специальности, нам необходимо определить те педагогические условия, которые позволили бы повысить эффективность этого процесса и соответствовать современным требованиям.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, касающиеся формирования профессиональной компетентности у хореографов на современном этапе развития становились предметом исследования большого количества специалистов. Авторы дают подробные общетеоретические обоснования основных понятий, таких как образование, обучение и готовность, а также раскрывают дидактические приемы, формы, методы и средства [14].

Теоретические исследования, связанные с формированием профессиональной компетентности у студентов хореографической специальности, раскрываются в исследованиях таких ученых, как Крумхансл, К.Л., и Шенк, Д.Л.; Арсамерзаев Г.А. и др.; Лайт, Дж.К; Лоо, Ф.К. и Лоо Ф. Я.). Важными являются исследования профессионалов в области социально-культурной и танцевальной деятельности, позволяющие выявить требования к специалисту, работающему в социально-культурной сфере, и организацию процесса обучения (Махашова П.; Гиффорд С.; Селче-Мурсия М. и др.,).

Анализ практики хореографического образования в средней школе (Оналбек, Ж.К. и др., 2013; Хаякава, Ю. и др., 2000) показывает пристальное внимание ученых к решению различных аспектов проблемы, касающейся подготовки специалистов хореографических дисциплин. Несмотря на довольно широкий спектр исследований, мы должны отметить недостаточное знание условий, необходимых для формирования профессиональной компетентности у студентов хореографической специальности в университетах культуры и искусств, которые отвечают современным тенденциям в развитии профессиональной деятельности и профессионального образования.

Анализ научной литературы и современной практики высшего профессионального образования в высших учебных заведениях выявил противоречия между потребностью общества в компетентных, творческих, конкурентоспособных хореографах, обладающих высоким уровнем профессиональной готовности, и в то же время недостаточной научной и методологической проработкой проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов хореографической специальности. Необходимость разрешения указанного противоречия позволяет определить проблему настоящего исследования, которая заключается в определении педагогических условий с учетом современных тенденций развития профессиональной деятельности и профессионального образования, способствующих процессу формирования профессиональной компетентности у студентов хореографической специальности [14].

Профессиональная компетентность, сформированная у специалистов хореографической профессии, а также творческие и педагогические теории и методики, которые студенты осваивают в процессе обучения, будут сильно влиять на эффективность и качество образовательного процесса в школах искусств, хореографических школах, ансамблях и студиях. Поэтому подготовка специалиста в системе высшего профессионального образования должна быть направлена в первую очередь на формирование и развитие специфических профессиональных компетенций у студентов хореографической профессии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы