Магистерский диплом (ВКР) на тему Современные американо-китайские отношения и их влияние на формирование нового мирового порядка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.. 8
1.1. Современные
подходы в оценке перспектив мироустройства. 8
1.2. КНР и США как
Центры актуальных векторов трансформации миропорядка 19
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ
АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: КОНКУРЕНЦИЯ ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО?. 39
2.1. Национальные
интересы КНР и США: совпадения и разломы.. 39
2.2. Китайский
проект «Один пояс. Один путь» в контексте американского гегемонизма. 58
2.3. Торговая и
санкционная война США и Китая в борьбе за мировое лидерство 75
2.4. Американская и
китайская модели развития в поиске перспективы цивилизационного развития. 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 124
Введение:
Актуальность исследования. США и Китай занимают важное
место в общей системе международных отношений не только ввиду их экономических
и политических особенностей, но также и геополитического положения.
При этом, оба государства
в последние годы сталкиваются с определенным давлением, вызванным, с одной
стороны, относительным ослаблением США и все более усиливающимися сомнениями по
поводу их способности выполнять роль сверхдержавы, и, с другой стороны,
растущей роль КНР, которая уже не просто теснит страны Запада во главе с США,
но и готова бросить открытый вызов их господству.
Китай, представляя все
боле растущую опасность для гегемонистских амбиций США, становится
государством, которое требует к себе особого отношения со стороны Вашингтона.
Сотрудничество США и КНР
на протяжении последних десятилетий формировалось вокруг вопросов экономической
взаимозависимости, в политической же сфере отношения между державами не были ни
конфронтационными, но союзническими.
Однако по мере того, как
экономический рост Китая стал угрожать позициям США, конфронтационные тенденции
стали постепенно набирать обороты. Уже при президенте Д. Трампе конфронтация
перешла в стадию открытого противостояния на уровне санкций и войны тарифов,
которая наносит ущерб обеих государствам
Именно в этой связи процесс
сотрудничества и соперничества КНР и США предусматривает необходимость
комплексного анализа, тогда как актуальность данного вопроса возникает на фоне
попыток двух государств создать собственный мировой порядок.
Объект
исследования – отношения США и КНР.
Заключение:
Проведенное исследование
дало возможность сформулировать следующие выводы.
При анализе
американо-китайские отношения требуют исходить из фундаментальных положений
политического реализма и отдельных положений неолиберальных теорий, дополняющих
и развивающих его основные принципы. Политика США и КНР в отношении друг друга
представляет собой пример приоритета национальных интересов и стремления к
власти как основы внешней политики государства.
Стремительно меняющиеся
обстановка и непрочные договоренности между ними подтверждают принцип
изменчивости наполнения понятия национальных интересов и постулат о том, что
государства руководствуются исключительно соображениями выгоды, а не любыми
иными, в том числе такими принципами международного права, как невмешательство,
территориальная целостность и нерушимость границ.
В контексте исследования
данной темы особый интерес представляет концепция конструктивизма, прежде всего
теория региональных комплексов безопасности Б. Бузана и О. Вевера, которая
позволяет подойти к тем или регионам, где происходит основное противостояние
США и КНР, как к комплексам безопасности со своими особенностями, сложившимися
отношениями между государствами и группами государств.
Китай исторически
позиционирует себя как глобальную державу, претендующую на роль ведущего
государства мира, олицетворяющего собой целую цивилизацию. КНР стала одним из
полюсов формирующего нового мирового порядка. И по мере политического и
экономического роста Пекин сталкивается со все более жестким сопротивлением США
и их союзников.
В этих условиях для Китая
все большее значение обретают отношения с Россией. РФ воспринимается как
ключевой стратегический партнер КНР, с которым разделяется во многом общее
видение глобальной повестки дня. В условиях нарастания международной
напряженности именно отношения КНР и РФ могут сыграть ключевую роль в формирующейся
международной системе.
Для внешней политики США характерно стремление к распространению
либеральных идей. Либерализм присущ внутренней и внешней политике США буквально
с самого их основания, базируясь на особенностях создания североамериканского
государства. Принципы либеральной демократии, укоренившиеся в фундаментальных
основах государства, содержатся и в представлении о себе и своей роли в мире.
Либеральные ценности они привносят в мировую политику, начиная с Первой мировой
войны и 14 принципов В. Вильсона.
Либерализм США традиционно колеблется между изоляционизмом, когда он не
может изменить нелиберальный мир, и мессианством, когда это считается возможным.
Общий импульс, связывающий эти две разные внешние политики — это либерализм. Он
побуждает Соединенные Штаты либо «уйти от чужих вещей», либо «преобразовать
их», но никак не «жить в комфорте рядом с ними».
В настоящее время
Соединенные Штаты, находясь перед дилеммой развития многостороннего
сотрудничества или определенного изоляционизма, решают ее исходя из реалий
постепенной утраты ими своего глобального превосходства. Нынешняя администрация
США в работе с международными организациями придерживается избирательного
подхода, одновременно заявляя о намерениях уделять приоритетное внимание
двустороннему сотрудничеству или односторонним действиям.
Сотрудничество в рамках региональных организаций
занимает свою нишу во внешнеполитической повестке дня Соединенных Штатов,
однако изменения в их стратегии последних лет показывают все более явно
выраженную избирательность. Для Вашингтона наибольшую роль играют НАТО и
отношения с ЕС. В рамках НАТО США продвигают политику
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 1.1.
Современные
подходы в оценке перспектив мироустройства Современные подходы в
оценке перспектив мироустройства варьируются достаточно широко, однако в
основном основаны на традиционных парадигмах теории международных отношений.
Основные подходы в рамках теории международных отношений включают в себя
теории, которые основываются на двух базовых парадигмах: политический реализм и
политический либерализм (идеализм). В конце 20 – начале 21 веков появляются
концепции, претендующие альтернативное реализму и либерализму место в науке о
международных отношениях.
Концептуальным подходом
современных международных отношений является политический реализм. Как
теоретическое направление он начал формироваться в 1930-1940-е годы. Основные
положения попытался разработать британский дипломат и исследователь Э. Карр. Он
подверг критике господствовавший между двумя мировыми войнами подход, согласно
которому вооруженные конфликты можно предотвращать коллективными усилиями
мирового сообщества, в том числе посредством Лиги наций, идеи верховенства
международного права и заключения многочисленных международных договоров,
призванных предотвратить гонку вооружений и войны[1].
Полноправным
основоположником политического реализма считается Г. Моргентау[2]. Он
ссылается на историю и доказывает, что человеческой природе всегда присущи
такие качества, как анархия, жажда власти, эгоизм. Человека изменить
невозможно. Следовательно, требовать от международных отношений какой-либо
эволюции, перехода от войн к вечному миру неправильно. Природа международных
отношений так же, как и человеческая природа, анархична. В этой анархии
доминирует право силы. Поэтому правила международных отношений определяют
сильнейшие. К их числу относятся ведущие государства мира. Мировая политика
развивается по их правилам. Они стремятся к увеличению власти и могущества. По
этой причине войны неизбежны.
По мнению Г. Моргентау,
те государства, которые не в состоянии конкурировать с ведущими державами,
выполняют подчиненную роль в международных отношениях. Их самостоятельность
ограничена интересами наиболее могущественных государств. Это хорошо
проявляется на примере ирано-сирийских отношений, где Иран выступает в роли
ведущей региональной державы, а Дамаск, особенно после начала гражданской войны
и открытого или скрытого вмешательства внешних сил, в попытках укрепить свое
положение, превратилась по существу в «младшего партнера» Тегерана.
Небольшие страны могут решать свои локальные
вопросы до тех пор, пока не столкнутся с интересами государства, равного или
превосходящего [1]
E. Carr. The Twenty Years Crisis,
1919—1939: an Introduction to the Study of International Relations,
London: Macmillan, 1939, revised edition, 1946. 243 p. [2] Hans Morgenthau and Kenneth Thompson, Politics Among Nations, 6th edition,
New-York: McGraw-Hill, 2005, 752 р.