Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Экологический менеджмент

Магистерский диплом (ВКР) на тему Совершенствование системы экологического менеджмента АО «АтомЭнергоСбыт»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ 7

ВВЕДЕНИЕ 8

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА (СЭМ) НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА 12

1.1 Экологическая ответственность в системе научных социоэкономических категорий 12

1.2 Формирование и регулирование экологической ответственности предприятий энергетического комплекса: отечественная и зарубежная практика 24

1.3 Система экологического менеджмента как неотъемлемая часть устойчивого развития бизнеса 32

1.4 Влияние предприятий энергетического комплекса на окружающую среду 43

1.5 Зарубежный опыт модернизации СЭМ на предприятиях энергетического комплекса 45

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 58

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ АО «АтомЭнергоСбыт» 62

2.1 Оценка воздействия предприятия АО «АтомЭнергоСбыт» на окружающую среду 62

2.2 Проведение процедуры экологического аудита в организации АО «АтомЭнергоСбыт» 75

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭНЕРГЕТИКЕ 82

3.1 Общие сведения о наилучших доступных технологиях в теплоэнергетике 82

3.2 Практическое применение наилучших доступных технологий на предприятии 90

3.2.1 Решения, рассматриваемые при выборе НДТ при сжигании газообразного топлива (эффективное использование энергии) 90

3.2.2 Решения, рассматриваемые при выборе НДТ при сжигании газообразного топлива (снижение выбросов NO) 92

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ 95

ГЛАВА 5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭФФЕКТА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СЭМ 106

ВЫВОДЫ 111

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 113

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 114

  

Введение:

 

Актуальность темы. Анализ современных методов снижения негативного воздействия предприятий энерго-атомной промышленности на частоту возникновения чрезвычайных ситуаций, позволяет определить комплекс природоохранных мероприятий и выбрать среди них приоритетные.

Во-первых, следует рассматривать меры, обеспечивающие нормативно правовую и финансовую реализацию основных направлений уменьшения негативного влияния предприятий пищевой промышленности на окружающую среду. Очень важным вопросом в продвижении устойчивого развития является экологическая осведомленность российского общества, которая, несмотря на такое большое количество публикаций по экологическим вопросам, выходящих ежегодно, все еще недостаточна. Обычное поведение людей противоречит знанию принципов экологии и необходимости защиты окружающей среды. Недостаточная экологическая осведомленность общества и предприятий характерна не только для молодежи и простых людей, но и для часто образованных.

Внедрение экологического менеджмента является приоритетом, потому что до тех пор, пока он не будет внедрен, окружающая среда будет продолжать разрушаться, и ее будет все труднее и труднее сохранить для будущих поколений. Незнание принципов устойчивого развития делает невозможным изменение цивилизационных структур, которые служили бы обновлению окружающей среды.

Среди методов управления реализацией принципов устойчивого развития приоритетным является внедрение системы экологического менеджмента, которая опирается на выполнение требований стандарта 1S0 14001: 2015.

Основным стимулом к совершенствованию систем экологического менеджмента на предприятиях энерго-атомной промышленности является выход на европейский рынок. Развитие отношений существенно облегчается при наличии у предприятия сертифицированной системы экологического менеджмента.

Недостаточно разработаны вопросы внедрения и дальнейшее совершенствование системы экологического менеджмента на предприятиях энергоатомной промышленности. Требует немедленного решения проблема внедрения экологического мониторинга, экологического налогообложения и страхования.

Цель исследования: усовершенствование существующих СЭМ предприятий энергетики для соответствия требованиям новой редакции стандарта и, как следствие, последующего снижения негативного воздействия энергетических организаций на окружающую среду.

Задачи исследования:

• Анализ воздействия предприятий энергетики на окружающую среду;

• Оценка применения и реализации требований стандарта ISO 14001:2004 в АО «АтомЭнергоСбыт»;

• Изучение наилучших доступных технологий для энергетического сектора;

• Обработка данных по НДТ и анализ возможностей их применения на АО «АтомЭнергоСбыт»;

• Разработка рекомендаций по внедрению новых инструментов экологического менеджмента.

Объект исследования. Система экологического менеджмента АО «АтомЭнергоСбыт».

Предмет исследования. Новые требования к системам экологического менеджмента версии стандарта ISO 14001:2015.

Степень изученности темы. Научные исследования по внедрению СЭМ освещены в работах Л.Ф. Кожушко, Л.И. Максимов, В.А. Онищенко, Н.С. Андрусяк, П.И. Скрипчук, А.А. Втайне, И.А. Брижань, В.Л. Чевганова и многих других. Однако отдельные вопросы требуют детальной проработки.

Новизна исследования: впервые исследована методика идентификации и оценки экологических аспектов в системе экологического менеджмента предприятий атомной энергетики. Предложено совершенствование методики на основе учета критерия возможности влияния на экологический аспект. Представлены результаты проведенной оценки экологических аспектов деятельности по усовершенствованной методике на примере обособленного подразделения АО «АтомЭнергоСбыт». Проведен аудит СЭМ исследуемого предприятия, дана ее оценка, а также разработаны рекомендации для ее совершенствования.

Практическая значимость исследования: результаты исследования, в частности рекомендации по совершенствованию НДТ, методологии оценки экологического и экономического ущерба предприятий атомно-энергетического комплекса, предложенные подходы анализа и планирования системы экологического менеджмента, могут быть внедрены в практическую деятельность АО «АтомЭнергоСбыт» и прочих предприятий энергетического комплекса

Методология исследования: Теоретической и методологической основой диссертационной роботы являются положения концепции устойчивого развития, исследования российских и зарубежных ученых относительно вопросов системы экологического менеджмента предприятий энергетического комплекса.

Для решения поставленных задач в работе использованы следующие общенаучные и специализированные методы: теоретического обобщения и метод абстракции – в процессе исследования теоретических основ современного состояния СЭМ предприятий энергетического комплекса; логико-аналитический метод – в процессе анализа экологических стратегий развития предприятий энергетического комплекса, стандаризации, нормирования переменных и экологического аудита – при разработке научно-методического подхода к оценке уровня негативного влияния исследуемого предприятия на окружающую среду. Помимо этого, применялись методы факторного, общего и специального анализа.

Информационной базой исследования стали законы РФ, директивы и постановления Европейского Союзв в сфере природопользования, международные стандарты качества и сертефикации ISO 1400, EMAS. К эмпирической и фактологической базе исследования были отнесены данные Государственной службы статистики РФ; результаты экспертных опросов, и также официальная финансовая и нефинансовая отчетность, в частности, данные годовых и статистических отчетов № 1 АО «АтомЭнергоСбыт».

Структура магистерской диссертации: работа состоит из списка сокращений и терминов, введения, пяти глав, выводов, списка литературы. Работа изложена на 120 листах компьютерного текста формата А4, иллюстрирована 2 таблицами и 10 рисунками. Список литературы содержит 70 наименований, из которых 65 отечественных исследователей и 5 – зарубежных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Создание и функционирование систем экологического менеджмента на основе МС ИСО 14001:2015 направлено на обеспечение высшего руководства АО «АтомЭнергоСбыт» информацией для достижения успеха на долгосрочный период и создание возможностей для собственного устойчивого развития.

Исходя из поставленных в работе задач были сформулированы следующие выводы:

• оценено воздействие предприятий энергетики на окружающую среду;

• определена степень применения и реализации требований стандарта ISO 14001:2004 в АО «АтомЭнергоСбыт»;

• изучены наилучшие доступные технологии в энергетическом секторе;

• обработаны данные по НДТ и проанализированы возможности их применения на АО «АтомЭнергоСбыт»;

• разработаны рекомендаций по внедрению новых инструментов экологического менеджмента.

Проведенный в ходе научно-исследовательской практики экологический аудит на предприятии выявил слабые и сильные стороны функционирования системы экологического менеджмента на АО «АтомЭнергоСбыт». Таким образом, к основным сильным сторонам можно отнести:

— обеспечение практической реализации обязательств экологической политики предприятия, обоснованное документальным и фактическим подтверждением;

— соблюдение законодательных требований, фиксируемое в отчетах Росприроднадзора и производственного экологического контроля;

— соблюдение четкой технологии получения энергии;

— проведение процедуры внутреннего аудита, охватывающего все элементы системы экологического менеджмента.

Руководствуясь анализом сильных и слабых сторон СЭМ на исследуемом предприятии, акцентируется внимание на особенности процедуры внедрения новой редакции стандарта ISO 14001, которую предстоит пройти всем компаниям, имеющим сертифицированные системы менеджмента. Итак, с момента официального опубликования ISO 14001:2015 начался отсчет времени трехлетнего переходного периода внедрения требований новой версии стандарта (до сентября 2018 года).

Установлены показатели эффективности службы экологического менеджмента, которые позволили не только проанализировать экологическую эффективность компании Лукойл в сравнении с другими компаниями отрасли, но и определить слабые стороны и наметить мероприятия по дальнейшему совершенствованию.

По результатам анализа выявлено, что по большинству показателей системы экологического менеджмента среди российских и зарубежных компаний, компания АО «АтомЭнергоСбыт» занимает лидирующие позиции, что связано с применением новых технологий, способствующих снижению негативного воздействия объектов на окружающую среду, в том числе собственно запатентованных разработок специалистов Группы АО «АтомЭнергоСбыт».

Исходя из анализа данных за пять лет, тенденции устойчивого развития компании АО «АтомЭнергоСбыт» в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка стремятся к улучшению показателей службы экологического менеджмента. Компания в соответствии с экологическими требованиями, сокращает выбросы вредных веществ в атмосферу, сбросы сточных вод и загрязнение земель.

В свете предстоящего перехода на нормирование воздействий на ОС на базе НДТ видно, что среди российских компаний АО «АтомЭнергоСбыт» по удельным показателям наиболее готов к переходу на новую систему нормирования, за счет реализованных эффективных технологий, утилизации СО и альтернативной энергетики.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА (СЭМ) НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА

1.1 Экологическая ответственность в системе научных социоэкономических категорий

Взаимоотношения человека и природы являются основополагающими в ряде философских, социальных, социоэкономических учений. Деятельность человека и его роль в преобразовании окружающей природной среды интересовала исследователей на протяжении многих веков.

Теоретико-экономическая основа исследования экологических проблем с комплексных позиций была сформирована в рамках неоклассического направления. В данном случае следует напомнить, что А. Маршалл был одним из первых, кто обратил внимание на внешние эффекты, которые вследствие их игнорирования ценам, приводили к нарушению условий эффективного функционирования рыночного механизма (Marshall A. S., 2013). В дальнейшем эти идеи были существенно развиты и дополнены А. Пигу в рамках экономической теории благосостояния (Блауг М., 1994).

А. Пигу не только сформировал учение о внешние эффекты в качестве одной из важных причин рыночных провалов в экологической сфере, но и обосновал экономический механизм реализации экологической ответственности бизнеса. Центральную роль в этом механизме играют специальные экологические налоги (позже названные в честь их автора, налогами Пигу), которые и вызывают превращение внешних отрицательных эффектов во внутренние издержки фирмы – загрязнителя природной среды. Данный механизм, именуемый в научной литературе механизмом интернализации внешних эффектов, играет центральную роль в реализации экологической ответственности бизнеса. Идеи А. Пигу сыграли важную роль в формировании экономического подхода к экологической ответственности бизнеса. Как отмечается в соответствующей литературе, «с экономической точки зрения право ответственности представляет собой определенную стратегию интернализации. Если загрязнитель должен возместить пострадавшему убытки, то он учитывает внешние затраты в своих решениях о размерах и качестве производства … тем же способом, что и внутренние, чем обеспечивается их интернализация» (Пахомова Н.В., 2013). Конкретизация этого подхода в дальнейшем воплотилась в известном принципе «загрязнитель платит», который занял одно из ведущих мест среди требований современной экологической политики и национальных экологических стратегий большинства стран.

Однако реальное влияние на хозяйственную практику данные теоретические идеи начали оказывать лишь на рубеже 60-х-70-х гг. XX века. Определенную роль здесь сыграло опубликование в 1972 году первого доклада Римского клуба, который получил широкую известность и привлек внимание к экологическим проблемам не только специалистов, но и широких кругов общественности, а также политиков и бизнеса.

Что касается бизнеса, изначально экологические проблемы, как и необходимость тратить на их решение все более растущие средства, нередко трактовались как «неизбежное зло». До середины 90-х гг. XX века природоохранная деятельность преимущественно анализировалась и оценивалась в качестве дополнительных расходов, которые накладывались на экономические и финансовые показатели фирмы, поставленной перед необходимостью соблюдения все более жестких экологических стандартов и ограничений. Тем самым, в данный период превалировала негативная мотивация к экологически ответственным действиям.

Такому подходу к охране окружающей среды соответствовали и сформированные представления о цели предпринимательской деятельности и о социальной ответственности бизнеса. Традиционно, с момента формирования рыночной экономики предпринимательские структуры рассматривались преимущественно как сугубо экономические институты, основной задачей и ответственностью которых является производство товаров и услуг экономически наиболее рационально (эффективно). Что касается окружающей среды, то она в рамках данных представлений также принималась во внимание, однако лишь как средство обслуживания человеческих потребностей, без надлежащего учета присущей ей внутренней. Согласно этому антропоцентристскому подходу, целью природной среды является обслуживание потребностей человеческого общества, как производственных, так и потребностей повышения человеческого благосостояния.

В соответствии со стандартными неоклассическими представлениями о рыночной рациональности и цели предпринимательской деятельности, ответственность бизнеса ограничивается чисто рыночными представлениями и критериями. Понятно, что для производства товаров, что находят на рынке спрос, а также для укрепления своих конкурентных позиций, бизнес должен экономно расходовать ресурсы. И в этом смысле, подчиняясь логике конкуренции, он должен «беречь» ресурсы природной среды. Но этим забота бизнеса об охране окружающей среды, по сути, нередко и ограничивается. Так, один из ведущих представителей монетаризма Милтон Фридман сформулировал глубоко символическую мысль о том, что «… социальная ответственность бизнеса заключается в максимизации прибыли» (Friedman M., 1970). Согласно данному постулату, социальная и этическая ответственность бизнеса ограничивается рыночными категориями. Если бизнес успешно выполняет свои экономические функции, то он автоматически реализует свою социальную и этическую ответственность.

Однако в дальнейшем, в результате осознания надвигающегося экологического кризиса, эта позиция была существенно поколеблена. Бизнес, с одной стороны, под влиянием мер государственного регулирования, нового природоохранного законодательства, усиления экологических стандартов, а, с другой при все более нарастающем недовольстве общественности, ученых, потребительских союзов, стал более полно принимать во внимание внешние (социальные и экологические) эффекты своей деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы