Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Управление персоналом

Магистерский диплом (ВКР) на тему Совершенствование профессионально-квалификационного развития государственных служащих

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1
Теоретические основы профессионально-квалификационного развития государственных
служащих. 7

1.1 Профессиональное развитие государственных
служащих:  сущность и содержание. 7

1.2 Современные тенденции профессионального развития
государственных служащих в Российской Федерации. 15

1.3 Нормативно-правовое регулирование
профессионально-квалификационного развития государственных служащих. 22

2
Совершенствование профессионально-квалификационного развития государственных
служащих Федеральной службы охраны Российской Федерации. 29

2.1 Анализ практики
профессионально-квалификационного развития государственных служащих ФСО России. 29

2.2 Оценка профессионально-квалификационного
развития государственных служащих ФСО России. 37

2.3 Направления совершенствования
профессионально-квалификационного развития государственных служащих ФСО России. 50

Заключение. 59

Библиографический
список. 63

  

Введение:

 

Актуальность
темы. В настоящее время динамичные изменения в общественном
развитии, экономической, научной, политической и духовной сферах обуславливают
необходимость обновления знаний и компетенций специалистов во всех отраслях
жизнедеятельности, которое носит постоянный характер, в частности в сфере
управления. Вопрос относительно ускорения темпов роста в экономической сфере в
РФ не возможно решить без совершенствования кадровых ресурсов, повышения и
формирования специальной квалификации государственных служащих. Вызовы, которые
имеют место в сфере конкуренции как экономической, так и политической направленности,
обуславливают общее направление по активизации фактора человека, что
предусматривает наличие изменений в стратегиях по формированию и развитию
кадрового состава на государственной гражданской службе. В данной ситуации значимым
направлением государственной кадровой политики выступает профессиональное совершенствование
персонала государственной гражданской службы.

Кадры в настоящее время являются основным двигателем
стран, приоритетным условием их развития. Страны без существенных ископаемых
ресурсов, однако отдающие приоритет обучению кадров высокой квалификации  составляют группу развитых (большинство
европейских стран) и выступают лидирующими экономиками в мире. Для того, чтобы деятельности
органов государственной власти была эффективной необходимо по максиму
использовать ресурсы, которые они имеют. Человеческие ресурсы выступают базой
любой организации, основным ее капиталом. Уровень компетентности
государственных служащих, их профессиональные знания и навыки, готовность к
трудовой деятельности влияют на качество управленческих решений. Обозначенное
оказывает прямое влияние на социально-экономический вектор развития государства.

Развитие системы
профессионально-квалификационного развития государственных служащих находится в
тесной связи с формированием качественно новой системы государственной службы РФ
и выступает составляющей сферы по обеспечению кадрами. Состояние и уровень
организации системы профессионально-квалификационного развития
государственных служащих выступает в качестве важного условия, которое
обеспечивает действенность работы и совершенствования всей сферы государственного
управления, его успешности.

Степень научной разработанности проблемы. Отдельные направления
профессионально-квалификационного развития государственных служащих освещены в
различных научных источниках, тематических публикациях, в научной и
управленческой литературе.

Вопросы
профессионального развития государственных служащих, его особенности отражены в
трудах таких исследователей как: А.Н. Аверин, В.А. Гневко, В.Д. Граждан,
Д.О. Ежевский, А.Е. Когут, М.А. Маленькая, В.А. Сулемов и
др.

Однако,
несмотря на это остаются недостаточно изученными вопросы совершенствование
профессионально-квалификационного развития государственных служащих, в связи с
чем и выбрана тема данной работы.

Объект исследования
‒ профессиональное развитие государственных служащих.

Предмет исследования
– направления совершенствования профессионально-квалификационного развития
государственных служащих (на примере Федеральной службы охраны Российской
Федерации).

Цель исследования
заключается в теоретической разработке направлений повышения эффективности профессионально-квалификационного
развития государственных служащих (на примере ФСО России).

Для
достижения цели были определены следующие задачи:

− раскрыть сущность и содержание феномена
«профессиональное развитие государственных служащих»;

− охарактеризовать современные тенденции
профессионального развития государственных служащих в Российской Федерации;

− обзорно рассмотреть нормативно-правовую
базу профессионально-квалификационного развития государственных служащих;

− проанализировать практику
профессионально-квалификационного развития государственных служащих ФСО России;

− рассмотреть особенности проведения оценки
профессионально-квалификационного развития государственных служащих ФСО России;

− выделить направления по повышению
эффективности профессионально-квалификационного развития государственных
служащих ФСО России.

Научная
новизна: направления
повышения эффективности профессионально-квалификационного  развития государственных служащих ФСО России,
среди которых: усиление
контроля за оценкой результатов прохождения дополнительного обучения
государственными служащими ФСО в рамках переподготовки, повышения квалификации;
создание адаптивной системы профессионально-квалификационного развития
государственных служащих ФСО; внедрение принципа непрерывности
профессионально-квалификационного развития государственных служащих ФСО;
соблюдение взаимосвязи между повышением
профессионально-квалификационного уровня государственных служащих и их
карьерным ростом, оплатой труда посредством планирования в индивидуальных
планах профессионального развития государственных служащих; разработка системы
мотивации профессионально-квалификационного развития государственных служащих.

Теоретическая значимость
исследования: в работе раскрыта сущность и содержание
феномена «профессиональное развитие государственных служащих»; определены
современные тенденции профессионального развития государственных служащих в
Российской Федерации; осуществлен обзор нормативно-правовой базы
профессионально-квалификационного развития государственных служащих.

Практическая значимость исследования:
предложенные направления могут быть использованы для повышения эффективности профессионально-квалификационного
развития государственных служащих ФСО России.

Методы исследования:
анализ литературы по проблеме, синтез, обобщение.

Положения, выносимые на защиту:

− Профессиональное развитие государственных
служащих — процесс планомерного приобретения знаний, опыта, навыков и
совершенствования личных качеств, которые необходимы для эффективного
исполнения им должностных обязанностей.

− Профессионально-квалификационное развитие
государственных служащих ФСО России находится в ведомстве Управления кадров ФСО России
и осуществляется на основании индивидуальных планов в виде профессиональной
переподготовки, повышения квалификации и самообразования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведённое исследование позволяет сделать
ряд выводов:

Профессиональное развитие государственных
служащих — процесс планомерного приобретения знаний, опыта, навыков и
совершенствования личных качеств, которые необходимы для эффективного
исполнения им должностных обязанностей.

Составляющие профессионального развития
государственных служащих представлены:

−профессионально-квалификационным
развитием;


профессионально-должностным развитием;


личностно-профессиональным развитием.

В качестве современных тенденций
профессионального развития государственных служащих определены:


развитие личностного потенциала индивида;


применение системного и компетентностного подхода;


развитие мотивации к  получению
дополнительного образования;


создание адаптивной системы профессионального развития на основе
практико-ориентированного подхода;


использование института наставничества, в частности электронного; − внедрение
технологий смешанного обучения с преимущественным использованием методов
интерактивного обучения;


электронная форма обучения с применением современных программно-технических
средств, функционирование информационного портала и портала дистанционного
обучения;


коучинговый подход, что позволит получить высококвалифицированный ресурс,
который владеет: способностью решать проблемы регионов и страны в целом;
способностью принимать качественные управленческие решения и нести за них
ответственность; индивидуально-значимыми мотивами служения обществу и
государству, не противоречащими моральным стандартам и этике государственной
службы.

Нормативно-правовой базой профессионально-квалификационного
развития государственных служащих являются: Конституция Российской Федерации,
федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления и
распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы Министерства науки и
высшего образования РФ.

Установлено, что профессионально-квалификационное развитие
государственных служащих органов государственной охраны связано с:

− обучением и самообразованием,

− приобретением новых знаний, профессионального опыта
работы,

− повышением квалификации,

− расширением специализации.

Профессионально-квалификационное развитие
государственных служащих ФСО находится в ведомстве Управления кадров ФСО России
и осуществляется на основании индивидуальных планов в виде профессиональной
переподготовки, повышения квалификации и самообразования.

Дополнительное
образование государственных
служащих ФСО России осуществляется образовательными организациями, среди
которых: Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Академия
Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Московский институт новых
информационных технологий Федеральной службы безопасности Российской Федерации
и др.

Для
оценки профессионально-квалификационного развития государственных служащих ФСО
применяется методика всесторонней оценки профессиональной служебной
деятельности государственного гражданского служащего.

Оценка
профессиональных качеств государственного служащего заключается в оценке
соответствия проявляемых гражданским служащим в ходе профессиональной служебной
деятельности профессиональных качеств модели профессиональных качеств. Оценка
квалификации гражданского служащего заключается в оценке соответствия уровня и
направления подготовки (специальности), специализации профессионального
образования государственного служащего, стажа службы или стажа (опыта) работы
по специальности, направлению подготовки, знаний и навыков гражданского
служащего квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Определены основные проблемы профессионально-квалификационного
развития государственных служащих ФСО России, среди которых:

− формальный
подход к профессионально-квалификационному совершенствованию,

− низкий
уровень мотивации к обучению,

− отсутствие
взаимосвязи между фактом повышения квалификации и уровнем оплаты труда, а также
карьерного роста. Разработаны
конкретные предложения по повышению эффективности профессионально-квалификационного
развития государственных служащих ФСО России, среди которых:

− усиление
контроля за оценкой результатов прохождения дополнительного обучения
государственными служащими ФСО в рамках переподготовки, повышения квалификации;

− создание
адаптивной системы профессионально-квалификационного развития государственных
служащих ФСО;

− внедрение
принципа непрерывности профессионально-квалификационного развития
государственных служащих ФСО;

− соблюдение
взаимосвязи между повышением профессионально-квалификационного уровня
государственных служащих и их карьерным ростом, оплатой труда посредством
планирования в индивидуальных планах профессионального развития государственных
служащих;

− разработка
системы мотивации профессионально-квалификационного развития государственных
служащих.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы
профессионально-квалификационного развития государственных служащих

1.1 Профессиональное развитие государственных
служащих:  сущность и содержание Важным стратегическим
направлением кадровой политики государственных органов является
профессиональное развитие государственных служащих. Несоответствие квалификации
персонала квалификационным требованиям и потребностям государственной службы сказывается
на эффективности профессиональной служебной деятельности. Напротив, способность
организации оперативно реагировать на изменения внешней среды посредством
организации постоянного и комплексного профессионального развития служащих
является одним из наиболее важных факторов   успеха.
При этом вклад в развитие человеческих ресурсов играет более значительную роль,
чем в расширение и совершенствование производственных технологий.

Рассматривая сущность феномена
«профессиональное развитие государственных служащих», необходимо исходить из
того, что под государственной службой рассматривается служебная деятельность на
профессиональном уровне граждан РФ на должностях таковой. Она связывается с реализацией
полномочий, которые закреплены за органами государства федерального уровня, регионального
уровней РФ, граждан, которыми замещаются такие должности[1].

Функции относительно должности и
обязанности государственного   служащего задекларированы в должностных
регламентах. последние представлены: четки следованием законам, высоким уровнем
профессиональной деятельности, обеспечением соблюдения и защиты прав и свобод граждан,
нейтральной позиции в сфере политики, непредвзятым отношением касательно решения
проблемных ситуаций, корректным поведением с гражданами; недопущением конфликта
и ситуаций, с ним связанных, качественным выполнением долга службы, учетом
ограничений, действиями в рамках этики службы и др.»[2].

Соблюдая нормы и правила, обладая определенным
уровнем квалификации, служащему государства необходимо делать свою работу профессионально,
что является значимым условием успешной деятельности органа, и обусловливает
необходимость его профессионального развития.

В справочных изданиях профессиональное
развитие рассматривается в качестве:

− некоторого
целенаправленного процесса по проявления себя в профессиональной детельности, который
характеризуется восходящий характером[3];

− процесса,
который отражает личностные изменения, ее потребностей, мотивово, характера в
ходе профессионализации[4];

− получение
знаний, умений, навыков, опыта, развитие качеств, которые нужных для исполнения
обязанностей в рамках профессиональной деятельности, в течение нахождения на
должности[5].

Профессиональное развитие государственного
служащего Ю.М. Локонова трактует в качестве процесса по развитию личности
как профессионала, который характеризуется динамичностью, вариативностью, организованностью
и носит индивидуально-творческую направленность[6].

С.И. Василовым профессиональное развитие
служащих государства определяется в рамках с развитием компетентности и трактует
его в качестве направления кадровой работы, которое направлено на создание
условий для системного развития профессиональных компетенций, которыми
обеспечивается успешность реализации трудовых обязанностей[7].

И.П. Бушуева указывает на то, что развитие
служащих государства ориентировано на достижение одной цели — обеспечение
высококачественного выполнения служащими государства задач. Исходя из того, что
«профессиональное развитие» носит многосторонний характер, то исследователи
выделяют в нем ряд аспектов:

− профессионально-квалификационное
развитие имеет связь с обучением и самообразованием служащего на годолжности, овладением
им новым знанием и получением опыта;

− профессионально-должностное
развитие имеет связь с продвижением по должности в рамках служебы;

− личностно-профессиональное
развитие носит динамичный характер, выступая интегративным процессом, который
оказывает влияние на личность, ее профессиональные качества, создающим высший уровень
потребностей, готовность и условия для саморазвития и самореализации
специалиста в ходе службы[8].

Профессионально-квалификационное развитие
включает:

− профессиональную
переподготовку служащих государства,

− квалификационное
повышение,

− стажировку,

− самообразование[9].

Профессиональная переподготовка служащего направлена на  обучение служащих государства для того, чтобы
они могли получить дополнительные знания, умения и навыки практической
направленности, в которых имеет место необходимость для реализации других видов
работы в рамках службы, по программам образования, которыми задекларировано овладение
рядом дисциплин, технологиями. Необходимость профессиональной переподготовки производится
также для увеличения квалификации работника для его адаптации к новым условиям,
которые происходят в сфере экономики, управления, в частности с учетом
требований и стандартов международного значения.

Проведение профессиональной переподготовки осуществляется
в следующих случаях:

− при
перемещениях на должности, что требует более глубоких знаний в конкретных сферах;

− включения
в кадровый резерв;

− в
течение первых лет работы.

Профессиональная переподготовка осуществляется в соответствии
с программами переподготовки государственных служащих объемом свыше от 500 до
1000 учебных часов.

Продолжительность
профессиональной переподготовки составляет:

− с
отрывом от работы − от 3 до 6 месяцев,

− без
отрыва от работы − от шести месяцев до одного года.

В рамках профессиональной переподготовки
обучение может:

− «носить
равномернй харатер, что включает охват всех групп должностей;

− быть
разового характера и охватывать всех служащих той или иной группы должностей;

− быть
периодическим, то есть осуществляться раз в 5 лет для работников одних и тех же
должностных групп»[10].

Итогом профессиональной переподготовки государственных
служащих является защита аттестационной работы и получение диплома государственного
образца, который удостоверяет   право (квалификацию) осуществлять
профессиональную деятельность в определенной сфере управления.

Итогом профессиональной переподготовки может выступать присвоение
дополнительной квалификации к ранее полученной. «Осуществление последней для
того, чтобы получить такую квалификацию производится через освоение
дополнительной профессиональной программы образования»[11].

Повышение
квалификации служащих государства подразумевает получение актуальных знаний,
умений и навыков, что вызвано необходимостью в приобретении и освоении
актуальных инновационных методов для реализации профессиональных задач. Приоритетной
задачей здесь выступает  обеспечение
потребностей служащих государства в знаниях касательно новых достижений в научной
сфере и сфере техники, инновационном лучшем опыте.

Повышение
квалификации может включать:

− тематическое
обучение по профилю профессиональной деятельности (от 16 до 100 уч. часов),   носит
краткосрочный характер, и завершается защитой реферата;

− углубленное
обучение (свыше 160 часов), итогом которого является защита выпускной работы.

Продолжительность
повышения квалификации составляет:

− с
отрывом от работы − от двух до шести недель;

− без
отрыва от работы − от 6 недель до 6 месяцев.

 Важное место
занимает стажировка как одна из их форм. Стажировка является самостоятельным
видом образования, которое носит дополнительный характер; выступает разделом
плана учебы при повышении квалификации и переподготовке.

«Переподготовку
служащих государства реализуют:

− государственные
организации в сфере высшего и дополнительного профессионального образования;

− негосударственные
организации»[12], на основе планов в сфере профессионального
образовательния и программ (среди которых как основные, так и дополнительные) в
области государственной службы, составленные в соответствии с требованиями стандартов
образования, которые приняты в стране.

Переподготовка
государственных служащих осуществляется в: университетах, академиях,
институтах, которые осуществляют
переподготовку и (или) повышение квалификации государственных служащих:

− Российская
академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и
подведомственные ей образовательные учреждения;

− Финансовый
университет при Правительстве РФ;

− Государственная
академия управления;

− Высшая
школа экономики (университет);

− Всероссийская
академия внешней торговли Министерства промышленности и торговли РФ;

− Российская
правовая академия Министерства юстиции РФ;

− Московская
государственная юридическая академия;

− межотраслевые
институты повышения квалификации и переподготовки кадров при высших учебных
заведениях;

− отраслевые
академии и институты повышения квалификации руководящих работников и
специалистов[13].

С.А. Живодрова в процессе
профессионального развития служащего государства выделяет ряд этапов:

− первый
этап представляет собой адаптацию при поступлении на службу государства;

− овладение
новыми практическими навыками и умениями на службе;

− получение
образования, которое дополнительное профессиональное;

− осуществление
самообразования, имеющего место в ходе профессиональной карьеры[14].

По мнению С.А. Шачнева, профессиональное
развитие включает:

− профессиональное
образование, которое носит дополнительный характер, и осуществлется как
повышение квалификации или в форме переподготовки профессионала;

− прохождение
семинаров, тренинговых программ, мастер-классов, ориентированных на обретение
новых знаний и умений;

− участие
в конференциях, служебных стажировках, что предоставляет возможность для
изучения и обмена лучшим опытом;

− осуществление
программ самообразования с применением специального ресурса информации;

− образовательные
курсы[15].

Значительный уровень профессионализма,
который достигнут служащим государства выступает его личностным достоянием, а
также имеет значимость, и ценность в обществе. В связи с этим профессионализм и
формализм являются несовместимыми понятиями. «Успех имеет место у тех
государственных служащих, которые не только компетентны в процессах, которые
происходят, но проявляют готовность и способности к проведению действий в
нестандартных условиях, характеризуются критичностью ума и самокритикой в
оценивании личных действий, а также поведения сослуживцев»2.

Профессиональное развитие государственных служащих
основывается на следующих основных принципах:

− «создание
условий для обученя, которое носит опережающий характер,

− преемственности
обучающих процессов,

− учета
отечественного и зарубежного опыта подготовки, переподготовки»[16].

Реализация принципа обеспечения опережающего характера
обучения связана с необходимостью определения и анализа проблем развития страны,
региона, решение которых требует:

− выявления
приоритетных направлений и целей,

− дополнительного
обучения государственных служащих,

− формирования
системы мер, которые направлены на обеспечение дополнительного
профессионального обучения государственных служащих и создание действенной
системы контроля за ее реализацией.

Принцип преемственности предполагает такую организацию
обучения, содержание которого связано с предыдущим обучением и обеспечивает
необходимое качество выполнения обязанностей, которые являются должностными.

Реализация
принципа
учета опыта предусматривает изучение
опыта формирования, развития и функционирования системы профессионального
развития служащих государства, внедрение ценных наработок в данный процесс. Профессиональная
переподготовка государственных служащих может осуществляться на договорной
основе за счет бюджетных средств субъекта или муниципалитета.

Таким образом, профессиональное
развитие государственных служащих представляет собой процесс целенаправленного
и планомерного овладения знаниями, навыками, приобретения опыта и усовершенствования
качеств государственного служащего, которые нужны для успешного выполнения им
обязанностей. Составляющими профессионального развития государственных служащих
являются: профессионально-квалификационное развитие;
профессионально-должностное развитие; личностно-профессиональное развитие. [1] Федеральный закон
от 24.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215 [2] Федеральный закон
от 24.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215 [3] Чернышев
Я.А. Понятие «профессиональная карьера»: сущностно-содержательная
характеристика // Мир психологии. 2007. № 4. С. 257—267. [4] Профессиональное
развитие. Официальная терминология [Электронный ресурс]. – URL: https://official.academic.ru/13789 (дата обращения 28.10.2020). [5] Профессиональное
развитие. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. – URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/13775 (дата обращения
28.10.2020). [6] Локонова, Ю.М. Профессиональное развитие кадров системы
социальной защиты населения РФ / Ю.М. Локонова. — М.: Лира, 2015. – стр. 15. [7] Василов, С.И. Формирование и развитие профессиональных
компетенций работников в системе государственной гражданской службы: Дисс.
канд. экон. наук / С.И.Василов. – М., 2016. – стр.24. [8] Бушуева, И.П. Управление
профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный
аспект: Дисс. канд. соц. наук / И.П. Бушуева. — Нижний Новгород, 2015. –
стр. 59-60. [9] Бахрах, Д.
Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право:
учебник для вузов/ Бахрах, Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю.
Н.   ‒ М.: Амфора, 2014. – стр. 44. [10] Конькова, О. М. К вопросу о подготовке кадров
государственных служащих / Конькова О. М. // Государственная служба:
организация, кадры, управление. — М.: Луч, 2015.- стр. 28. [11] Переверзева, А.А.
Профессиональное развитие государственных гражданских служащих:
теоретико-методологические и правовые аспекты / А.А. Переверзева, Ю.Н. Трифонов
// Электронный научный журнал «Современное общество и власть». — 2016. — № 3
(9). — С.404-409. [12]
Переверзева, А.А. Профессиональное развитие
государственных гражданских служащих: теоретико-методологические и правовые
аспекты / А.А. Переверзева, Ю.Н. Трифонов // Электронный научный журнал
«Современное общество и власть». — 2016. — № 3 (9). — С.404-409. [13] Барциц, И.Н. Показатели и критерии оценки эффективности
государственного управления. / Барциц И.Н.  
‒ М.: Лира, 2015. – стр. 97 [14] Живодрова, С. А. Профессиональное развитие
государственных гражданских служащих Пензенской области / С. А. Живодрова, О.
Н. Мгдсян//Наука. Общество. Государство. – 2018. – № 2 (22) [15] Шачнев,
С.А. Профессионализация государственной службы: проблемные аспекты и пути
достижения эффективности [Электронный ресурс].
– URL: https://clck.ru/SGGct
(дата обращения 29.10.2020). [16] Свирина,
Л. Н. Направления совершенствования уровня подготовки профессиональных кадров
для государственной службы // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 15 (27)
[Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/SGGqo (дата обращения 29.10.2020).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы