Магистерский диплом (ВКР) на тему Совершенствование поддержи социального экономического развития Московской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Научные основы социально экономического развития субъекта Российской Федерации 6
1.2 Нормативно-правовая база социально экономического развития субъектов 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
2.1 Характеристика Правительства Московской области 35
2.2 Основные направления деятельности Правительства Московской области по ее социально экономическому развитию 42
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Российской Федерации происходят качественные изменения в социально-экономическом развитии регионов. Начало экономической реформы послужило усилению дифференциации в социально-экономическом положении регионов, что привело к обострению социальных противоречий между богатыми и бедными регионами, стало причиной для дальнейшего развития процессов сегментации рыночного пространства и развития отдельных регионов.
Также, в настоящее время, актуальность социально — экономического развития Московской области обусловлена влиянием пандемии коронавирусной инфекции Covid-19, а также наличием недостатков
в процессах их государственного и муниципального управления.
Проблемы недостаточного уровня финансирования Московской области включают в себя отсутствие должного внимания и отсутствие комплексного подхода к их решению.
Существующие различия в экономических, социальных, политических, природно-климатических и экологических условиях регионов определяют необходимость поиска оптимальных путей решения данных проблем путем повышения социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Во многих российских регионах разрабатываются собственные стратегии социально-экономического роста, реализуются свои особые методы и механизмы обеспечения устойчивого и поступательного развития. Вместе с тем, методологическая база реализации этих сложных и многоаспектных задач в полной мере еще не разработана, в регионах существуют различные условия и трудности как объективного, так и субъективного характера.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды российских и зарубежных ученых в области муниципального и государственного управления, в том числе: И.А. Астафьевой,
А.Ю. Беленьковой, В.И. Голованова, В.Б. Зотовой, А.В. Герасимова,
А. Г. Ворониной, А. Г. Гранберга, С. Ф. Жилкиной, А. И. Татаркина и др.
Так, в учебном пособии В.И. Голованова и В.Б. Зотова раскрыты теоретические основы социально-экономического развития. В работах
А.В. Герасимова выявлена социальная политика экономического развития. Однако, что касается темы настоящего исследования, в этих работах далеко не все раскрыто с точки зрения социально-экономического развития Московской области в условиях пандемии (коронавируса).
Объектом исследования является Правительство Московской области по ее социально-экономическому развитию.
Предметом исследования выступает деятельность Правительства Московской области.
Целью данной выпускной квалификационной работы является,
на основе исследования теоретических основ проанализировать деятельность Правительства Московской области по ее социально-экономическому развитию и определить пути улучшения.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Исследовать научные и правовые основы социально-экономического развития субъектов Р.Ф.
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу социально-экономического развития субъекта Р.Ф.
3. Проанализировать деятельность Правительства Московской области по ее социально-экономическому развитию.
4. Рассмотреть основные направления деятельности Правительства Московской области по социально-экономическому развитию Московской области. Выявить основные недостатки этой деятельности.
5. Разработать пути по совершенствованию социально-экономического развития Московской области.
Методы исследования: Анализ, синтез, оценки, сравнение, а также методы статистического, системного, графического, ситуационного
и логического анализа, экономико-математического прогнозирования.
Научная новизна заключается в комплексном анализе состояния социально-экономической политики с выявлением проблем, разработке
и обосновании рекомендаций по совершенствованию управления социально – экономическим развитием Московской области.
Практическая значимость исследования. Предложенные рекомендации могут быть использованы при разработке планов, прогнозов, целевых программ, концепций социально-экономического развития субъектов РФ.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что цель, поставленная в начале исследования достигнута, а задачи выполнены в полном объеме.
Так, под социально-экономическим развитием региона понимается любое прогрессивное изменение, происходящее прежде всего в экономической сфере, но и также связанное с позитивными изменениями в социальной сфере регионов, в том числе, связанных с повышением уровня и качества жизни населения субъектов РФ.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует 85 субъектов РФ, каждый из которых является сложной социально-экономической системой, в которой социально-экономическое развитие осуществляется в соответствии со спецификой каждого конкретного региона.
Анализ основных аспектов социально-экономического развития регионов РФ и России в целом за 2020 показал, что пандемия коронавирусной инфекции Covid-19 привели к существенному снижению деловой активности в экономике страны. При этом, для поддержания регионов произошло смягчение бюджетной политики, но это привело к росту дефицита бюджета. Так, по итогам 2020 г. размер дефицита, объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионах.
На практике, обеспечение социально-экономического развития субъектов РФ предполагает достижение достаточно большого количества целей, в том числе обеспечение роста доходов субъекта РФ, снижение уровня бедности населения субъектов РФ, улучшение социальной инфраструктуры субъектов РФ, повышение уровня и качества жизни населения субъектов РФ и т.д.
Для обеспечения социально-экономического развития субъектов РФ на уровне государства и самих субъектов РФ разрабатываются различного рода государственные программы развития, основанные в том числе, на сформированной в России нормативно-правовой базе, включающей в себя как указы Президента РФ, так и распоряжения и постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовых актов субъектов РФ, обеспечивающих социально-экономическое развитие конкретных регионов с учетом их специфики.
Нормативно-правовое обеспечение социально-экономического развития субъектов РФ на федеральном уровне включает в себя Конституцию РФ, Указы Президента РФ, распоряжения и постановления Правительства РФ. Помимо прочего, в каждом регионе формируется своя правовая база региональной политики в области социально-экономического развития, основанная на положениях Конституции РФ, в том числе: стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, прогноз социально-экономического развития субъекта РФ, государственные программы субъекта РФ.
Правительство Московской области является высшим, постоянно действующим, коллегиальным органом исполнительной государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.
Основными задачами Правительства Московской области являются: обеспечение в Московской области условий для реализации конституционных прав и свобод граждан; обеспечение социально-экономического развития Московской области.
В Московской области Правительством Московской области утверждена Стратегия социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года.
При этом, несмотря на наличие положительной динамики в социально-экономическом развитии Московской области, выделяется ряд проблем, препятствующих развитию Московской области.
Для выявления приоритетных путей поддержки социально-экономического развития Московской области был проведен SWOT-анализ Московской области, по результатам которого были определены следующие проблемные моменты в развитии региона: снижение количества трудоспособного населения и уменьшение рождаемости; отток рабочих кадров в г. Москву из-за дифференциации заработной платы; недостаток квалифицированных кадров рабочих профессий. Данный вывод привел к тому, что для обеспечения социально-экономического развития московского региона является развитие занятости и рынка труда в Московской области.
Причем, развитие данного направления видится в следующем:
1. Реализация регионального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда».
2. Совершенствование работы служб занятости населения Московской области.
3. Популяризация и развитие деятельности ЦОПП.
4. В целом, совершенствование государственной политики в области содействия занятости населения.
Реализация предложенных мероприятий может стать эффективным инструментом для обеспечения социально-экономического
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Научные основы социально экономического развития субъекта Российской Федерации
За последний год социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов, в частности, оказалось под большим влиянием пандемии коронавирусной инфекции Covid-19. Так, введенные с начала 2020 года карантинные меры, направленные на борьбу с распространением Covid-19, привели к существенному снижению деловой активности в экономике страны.
Экономика Российской федерации в 2020 году столкнулась с небывалой остановкой деловой активности для борьбы с пандемией, обвалом цен на нефть и падением спроса на экспорт. Пандемический спад привел к значительному снижению российского ВВП, рекордному снижению действительных располагаемых доходов граждан, росту безработицы, торможению потребления и инвестиций и, в итоге, по оценке самих российский властей, «гигантскому» дефициту бюджета. Оценки масштаба и возможностей завершения пандемического кризисного состояния менялись на протяжении всего года, и на сегодняшний день интервал прогнозов остается широким .
В октябре 2020 года Счетная палата в качестве «элемента конструктивной критики» в начале опубликовала собственный макропрогноз. Он оказался негативнее ожиданий правительства: незамедлительного отскока экономики в 2021 году за счет «эффекта базы», по мнению государственных аудиторов, не произойдет в различие от большинства прочих стран. В 2021 году российский ВВП увеличится лишь на 2,2%, а в 2022–2023 годах темпы роста экономики не достигнут целевых 3%. На докризисный степень 2019 года истинный ВВП Российской федерации вернётся лишь в 2022 году, полагают в ведомстве Алексея Кудрина.
2020 год показал важность умения вовремя адаптироваться к трансформирующейся реальности.
В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение бюджетной политики. Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета. По итогам 2020 г. размер дефицита, объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионах .
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности и необходимости постоянного исследования социально-экономического развития РФ и ее субъектов.
Под термином «социально-экономическое развитие» в научной литературе часто понимаются и такие понятия, как «экономическое развитие», «развитие экономики России», «развитие региона» и т.д.
В целом, под социально-экономическим развитием понимается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. При количественном изменении можно говорить об экономическом росте, при качественном изменении происходят структурные изменения или изменения содержания развития .
Наряду с экономическими параметрами развития, выделяются и социальные параметры, которые не в меньшей степени отражают степень развития страны в целом и региона в частности.
Характерными чертами социально-экономического развития являются:
1. Установленная цель развития.
2. Четкая направленность.
При этом, если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей .
Специфика государственного и административно-территориального устройства России обусловила актуальность обеспечения развития каждого субъекта РФ, т.к. каждый регион страны является сложной социально-экономической системой, обладающей своими характерными чертами .
На сегодняшний день в соответствии со ст. 65 Конституции РФ в России существует 85 субъектов РФ, в структуре которого выделяются:
1. 3 города федерального значения.
2. 22 республики.
3. 9 краев.
4. 46 областей.
5. 1 автономная область.
6. 4 автономных округа.
На рисунке 1 представлена карта субъектов РФ.