Магистерский диплом (ВКР) Экономические науки Социология управления

Магистерский диплом (ВКР) на тему Социологический анализ миграционных настроений учащейся молодежи Республики Алтай (на примере города Горно-Алтайска)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

Глава 1. Теоретические
аспекты изучения миграционных настроений учащейся молодёжи в Республике Алтай. 9

1.1. Миграция молодежи:
сущность и виды.. 9

1.2. Факторы, определяющие
миграцию молодежи. 18

1.3. Специфика миграционных
процессов в Республике Алтай. 28

Глава 2. Анализ миграционных
настроений студентов Республики Алтай. 34

2.1. Системный анализ объекта
исследования. 34

2.2. Обоснование метода
исследования. 38

2.3. Операционализация
основных понятий исследования. 40

Глава 3. Результаты
социологического исследования миграционных настроений учащейся молодежи
Республики Алтай (на примере города Горно-Алтайска) 42

3.1. Аналитический отчет по
результатам социологического исследования. 42

3.2. Практика государственной
политики по сокращению миграции молодежи: оценка результативности и направления
совершенствования. 53

3.3. Оказание социальной поддержки
как ключевые регуляторы миграционных настроений учащейся молодежи. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 74

Приложение. 81

  

Введение:

 

Социальные изменения XXI века вызвали активизацию
миграционных процессов во всем мире и в нашей стране в частности. С одной
стороны, миграционные процессы неизбежны, необходимы и желательны для решения
экономических, демографических и других проблем территорий и самих субъектов
переселения. С другой стороны, миграционные процессы приносят проблемы и
противоречия (культурные, социальные, психологические, правовые и др.), которые
вызывают острые дискуссии в обществе и требуют их решения. Существуют проблемы
прогнозирования развития и управления миграционными процессами. По этим
причинам изучение миграционных процессов актуально для различных наук.

Молодежная миграция — это сложный социальный процесс,
который изучается уже много лет. В России изучение миграционных процессов
приобрело наибольшее значение в XIX-XX вв. За это время тема молодежной
миграции рассматривалась с разных точек зрения, затрагивая политические,
социально-экономические и другие аспекты жизни.

Миграция молодежи по России — это проблема, которая не
способствует их развитию, а скорее усугубляет кризисные явления. Тенденция
молодежной миграции сегодня становится все более распространенной. В данной статье
мы рассмотрим миграцию молодежи на примере Республики Алтай.

По данным Федеральной службы государственной
статистики, в Республике Алтай численность молодежи в возрасте 15-29 лет
составила более 37,5 тыс. человек, что составляет 17% от общей численности
населения республики. Большинство молодежи проживает в  местности: в одном городе проживает 14,6 тыс.
человек этой возрастной группы (39%), а в 
местности – 22,9 тыс. человек (61%). В 2020 году Республика Алтай потеряла 26% возможных
абитуриентов, а 2020 году этот показатель достиг 33 % [1].

Многократное увеличение перемещений фиксируется среди
абитуриентов, поступающих в высшую школу или среднюю профессиональную
образовательную организацию.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена
популярностью высшего образования на фоне общего снижения его качественных
показателей, поскольку с 2010 года ведется активная работа по оптимизации
вузов, сокращению сегмента некачественных образовательных предложений, переходу
на болонскую систему подготовки кадров, закрытию некачественных программ. В
результате принятых мер в Республике Алтай остался только один университет, а в
Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане действуют десятки вузов[2].
Такая оптимизация заставляет говорить, с одной стороны, о неравенстве доступа к
высшему образовательному пространству граждан одной страны, а с другой — о
демократизации процесса приема молодежи в высшие учебные заведения Российской
Федерации, что становится катализатором их миграционной активности. Тенденция
реализации индивидуальных образовательных и карьерных траекторий в других
регионах рассматривается молодежью как вектор профессионального развития,
необходимый для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.

Степень научной разработанности.

В процессе написания были изучены и
проанализированы научные пособия, монографии, научные статьи ведущих российских
и зарубежных статистиков, демографов, юристов, социологов, экономистов: В. И.
Переведенцева, И. И. Елисеевой, В. А. Ионцева, М. Б. Денисенко, В. И. Мукомеля,
Л. П. Харченко, И. Г. Ушкалова, О. А. Хараевой, И. Г. Глушенко, И. Н. Шерер, Ж.
Зайончковской, Г. Витковской, Б. Коробкова, И. Молодиковой, И. В. Ивахнюк, В.
М. Моисеенко, Т. Н. Юдиной, Т. И. Заславской, официальные материалы
Международной организации по миграции (МОМ), Международной организации труда
(МОТ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Федеральной
службы государственной статистики, Федеральной миграционной службы,
Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов.

Однако вышеперечисленные исследователи мало отражали
особенности миграции современной молодежи. Таким образом, актуальность настоящего исследования
обусловлена, с одной стороны, социальной значимостью процесса миграционных
настроений молодежи в Республике Алтай и большим интересом научного сообщества
к данной проблематике, а с другой – ее недостаточной изученностью.

Объектом исследования миграционные
настроения молодежи Республики Алтай.

Предмет исследования – особенности миграционных
настроений молодежи.

Цель исследования – проанализировать
особенности миграционных настроений молодежи (на примере Горно-Алтайска).

Гипотеза исследования: на миграционный
настроения молодежи Республики Алтай являются: найти хорошо оплачиваемую работу, желание получить
хорошее образование и получить возможность улучшить качество жизни.

Задачи исследования:

1. изучить особенности миграционных процессов в молодежной
среде,

2. на основе социологического исследования определить
особенности миграционных настроений молодежи Республики Алтай,

3. определить социальные последствия молодежной миграции,

4. определить перспективы государственной политики в сфере
регулирования миграционных процессов.

Эмпирическая база исследования включает
статистические данные и итоги переписей населения.

Статистическую базу исследования также
составили сборники статистического ежегодника «Молодежь России».

В статистическом сборнике «Молодежь в
России», изданном Федеральной службой государственной статистики и Детским
фондом ООН (ЮНИСЕФ) собрана вся информация, охватывающая основные сферы жизни
молодежи: демография, состояние здоровья, образование, экономическая
активность, досуг, уровень жизни, правонарушения. Данные, опубликованные в
сборнике, относятся к возрастной группе 15-29 лет.

Методы исследования: анализ научной
литературы по теме исследования, статистические методы, социологический опрос,
описательный, качественный и количественный.

Научная новизна исследования
определяется приращением научного знания о сущности миграции молодежи и
региональной миграционной политики в отношении молодежи.

В исследовании получены следующие
научные результаты:

1) выявлены основные факторы, влияющие на миграцию
молодежи;

2) на основе данных социологического опроса выявлены
проблемы и особенности процесса молодежной миграции Республики Алтай;

3) разработана
концепция управления молодежной миграцией.

Практическая
значимость работы заключается в возможности использования эмпирических
материалов и выводов исследования для экспертных и аналитических разработок по
миграционной проблематике.

Эмпирический материал, собранный в
ходе исследования, результаты социологических исследований, а также отдельные
выводы могут найти практическое применение органами государственной власти и
местного самоуправления, институтами гражданского общества, политическими и
общественными объединениями и организациями при формировании и реализации
молодежной миграционной политики.

Исследование состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложений. [1] Официальный сайт Управления
Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике
Алтай [Электронный ресурс] // https://akstat.gks.ru [2] Галич Л.П. Социальное самочувствие
молодежи. — Минск: Право и экономика, 2017. — С. 38

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, миграция молодежи может быть трактована как в широком,
так и узком смысле.

В узком смысле, под миграцией молодежи понимаем переселение
как смену постоянного места жительства, а как более широкое понятие миграции,
включает помимо переселения еще и сезонные, маятниковые, эпизодические
перемещения.

Воспользуемся широкой трактовкой и будем понимать под
миграцией молодежи любые ее территориальные перемещения, за исключением
перемещений внутри населенных пунктов.

Мы опираемся на теоретическое представление о миграции
молодежи по факторам, к которым отнесли: движущие силы (или причины) миграции,
процессы- катализаторы (в частности развитие массовых коммуникаций, рост
образования и культуры сельского населения) и процессы-ингибиторы (изменение
характера сельскохозяйственного труда и сближение культурно-бытовых условий
жизни городского и сельского населения).

Миграция
молодежи рассматривается нами в качестве одной из стратегий реализации ее
жизненных планов.

Важным аспектом рассмотрения миграционного поведения является
его территориальность. Территориальность как аспект миграционного поведения в
нашем исследовании отражена через особенности Республики Алтай предоставить
молодежи качественное образование, а в последствии и экономическую свободу.

Результаты
социологического исследования миграционных настроений учащейся молодежи
Республики Алтай показали следующее:

— по
возрасту: представители младшей группы молодежи (16-24 года) по сравнению со
старшей группой (25-29 лет): 73% против 40%;

— по
образованию: молодежь со средним общим образованием (около 80%) и незаконченным
высшим образованием (более 90%) по сравнению с теми, кто имеет только начальное
профессиональное образование (25%). Миграционный потенциал молодежи со средним
профессиональным (специальным) и высшим образованием близок к среднему (47% и
55%).%);

— по
статусу занятости: безработные (61%) по сравнению с занятыми в экономике (48%).
Среди занятых самый высокий миграционный потенциал — у самозанятых (88%) и
студентов (82%), а самый низкий-у предпринимателей (29%). Он ближе к среднему
значению — для наемных работников (48%) и занятых в личных подсобных хозяйствах
(50%);

— по
доступности жилья: проживание с родителями, родственниками или аренда жилья
(79% и 75% соответственно) по сравнению с проживанием в собственном доме или
квартире (39%);

— по
материальному положению семьи: с одной стороны, бедная (84%) и чуть менее
крайне бедная (75%), а с другой, наоборот, обеспеченная (71%), что значительно
больше по сравнению со средней группой, представляющей относительную бедность
(56%);

— по
семейному положению: холостые (не состоящие в браке) (70%) по сравнению с теми,
кто создал собственную семью (42% среди женатых и замужних людей с учетом
официально незарегистрированных браков);


наличие собственных детей (живущих с респондентом): отсутствие детей (63%) по
сравнению с наличием собственных детей, живущих с ними (37%).

Согласно
результатам анкетного опроса, основные причины миграционного отношения к
отъезду носят социально — экономический характер. Во-вторых, это неразвитость
социальной сферы: сферы культуры и досуга молодежи (21%), низкая доступность,
низкое качество медицинских услуг (18%). Лишь немногим более 5% ссылаются на
жилищные проблемы и отсутствие общественных удобств в качестве причины
потенциальной миграции. Остальные планируют уехать в основном ради получения
профессионального образования, в основном высшего. Небольшая доля причин
потенциального отъезда связана с семейными обстоятельствами (более 5%) и менее
2% планируют вернуться на прежнее место жительства.

Значительное
сокращение численности молодежи уже привело к качественным изменениям в
демографической структуре, последствиями которых стали сокращение
трудоспособного населения на четверть, проблемы демографического
воспроизводства населенных пунктов и территорий, обеспечение экономики
квалифицированными кадрами.

Возрастает
значение таких причин потенциальной миграции, как отсутствие рабочих мест с
адекватной заработной платой, стремление повысить уровень образования, низкая
доступность и качество медицинских услуг, низкий уровень развития молодежного
досуга и спорта, привлекательность городского образа жизни.

Проблема
доступности и качества жилья для молодежи остается актуальной, а их
удовлетворенность жилищными условиями снизилась. В результате возросла роль
этой проблемы как фактора ее миграционного оттока. Менее половины молодых людей
обеспечены собственным жильем, и почти в половине случаев это молодые сельчане,
которые говорят о тесноте проживания, отсутствии коммунальных удобств, низком
качестве жилья (его ветхости, необходимости капитального ремонта и т. д.).

При оценке результативности и направления совершенствования
было отмечено, что больше
всего хотят поехать молодые люди младшего возраста (16-24 года), не имеющие
формального образования (как правило, окончившие среднюю школу и имеющие цели
обучения в крупном городе), безработные, молодые люди с относительно
неблагоприятным материальным положением, еще не оформившие брак, не
обеспеченные своим жильем и проживающие вместе с семьей и родственниками.

По
данным опроса, они были наиболее решительно настроены на смену места
жительства, имели более высокий миграционный потенциал:

Три четверти опрошенных согласны с
тем, что корень решения проблем молодежной миграции в первую очередь связан с
их трудоустройством, созданием новых рабочих мест с достойной оплатой труда и
условиями труда.

В то же время важнейшими задачами по
сокращению миграции молодежи являются улучшение их жизнедеятельности, в том
числе повышение качества и транспортной доступности медицинских услуг (как
считает большинство экспертов), улучшение жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройство населенных пунктов (около половины), развитие культуры,
физической культуры и спорта за счет расширения доступных форм молодежного
досуга, повышение качества его организации, развитие бытового обслуживания
(почти каждый третий), повышение доступности и качества дошкольных
образовательных учреждений (каждый шестой).

Особую роль в снижении миграции
молодежи, по мнению каждого третьего респондента, играет совершенствование
системы социальной поддержки молодых семей, семей с детьми, их жилищных
условий.

Перспективным направлением в решении
миграционной проблемы является также поддержка талантливой молодежи в получении
образования, развитие дистанционного обучения в высших учебных заведениях
мегаполисов, повышение транспортной доступности и качества школьного образования
и учреждений профессионального образования.

Повышена
роль государственной политики как ингибитора молодежной миграции на основе
анализа последствий (эффективности) влияния государственной политики на
молодежную миграцию, экспертных оценок и сдвигов в удовлетворенности населения
ситуацией и происходящими изменениями в социально-экономической сфере.
Существенными противовесами оттоку молодежи являются прежде всего меры
федеральной и региональной политики, реализуемые в рамках программ устойчивого
развития и направленные на развитие кредитования, поддержку занятости
населения, совершенствование дорожно-транспортной сети и обеспечение мобильной
связью и Интернетом, а также социальное развитие.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты
изучения миграционных настроений учащейся молодёжи в Республике Алтай 1.1. Миграция молодежи: сущность и виды Понятие «миграция населения» свое происхождение ведет от
латинского слова migratio
и этимологически
означает переселение, перемещение[1].

До
сих пор нет единой точки зрения на определение понятия «миграция населения».
Российские и зарубежные официальные органы по-разному определяют этот термин.

Федеральная
служба статистики Российской Федерации определяет миграцию населения как
территориальное перемещение населения на срок более шести месяцев со сменой
постоянного места жительства.

Статистические
службы ООН используют в качестве категорий миграции перемещения на короткие и
большие расстояния. Миграция на короткие расстояния относится к движению, при
котором не происходит существенных изменений в экономическом и социальном
положении мигрантов; миграция на большие расстояния, напротив, относится к
значительным изменениям в экономическом и социальном положении мигрантов.
Однако следует отметить, что это очень расплывчатые определения, не отражающие
сути явления[2].

Наиболее
широкое определение дает И.Ю. Сизов: «Миграция населения понимается как
совокупность всех перемещений людей в пространстве»[3].

Определение,
уточняющее пространственное перемещение, дано в учебнике Е.А. Горбачевой: «Миграция
населения — это перемещение лиц или семей через границы определенных
территориальных образований как внутри страны, так и с пересечением
государственных границ, обычно связанное со сменой места жительства»[4].

Подавляющее
большинство миграционных перемещений населения осуществляется в молодом
возрасте. По оценкам Организации Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры (ЮНЕСКО), молодежь в настоящее время составляет около трети
международных мигрантов. Интенсивность этих миграционных потоков в глобализированном
мире накладывает отпечаток на общество, и поэтому возникает необходимость
управления молодежной миграцией[5].

Согласно
статистическому ежегоднику, она включает в себя молодежь в возрасте 15-29 лет и
в то же время является классово дифференцированной, обладает специфическими
социально-психологическими свойствами, зависящими от условий, а также
особенностей социализации [51].

В
рамках социологического подхода определение молодежи как социальной группы
базируется на следующих функциях:


социальное созревание (молодежь как возрастная группа);


социализация (молодежь как группа на определенном этапе жизненного цикла);


формирование собственного социального статуса (молодежь как группа с
определенными статусными характеристиками);


самоорганизация (молодежь как группа с определенной субкультурой);


репродуктивный, инновационный, трансляционный (молодежь как группа, имеющая
определенное место и роль в общественном воспроизводстве)

Молодежь
является наиболее мобильной частью населения с точки зрения миграции и
характеризуется особой ролью в демографическом воспроизводстве. Миграция
молодежи изменяет не только численность и структуру населения, но и оказывает
непосредственное влияние на социально-экономические процессы. Характеризующаяся
энергичностью, инновационностью, профессиональной и образовательной
мобильностью, молодежь выступает локомотивом экономического развития.
Миграционный приток молодежи может сгладить негативные демографические
тенденции. В то же время миграционный отток молодежи отражает различия в уровне
и качестве жизни населения, приводит к ускоренному старению населения,
замедлению экономического роста, негативному отбору в районы выезда[6].

Молодежная
миграция является отдельной самостоятельной областью исследований, прежде всего
из-за ее связи с образованием. В то же время фокус внимания постепенно
смещается на самый молодой возраст — на период, когда принимается
первоначальное решение о миграции с целью получения образования. Такое решение
оказывает огромное влияние, как на последующую жизнь молодого человека, так и в
целом на пространственное распределение человеческого капитала[7].
Конкуренция за лучшую молодежь становится значимым фактором развития регионов[8].

Молодежная
миграция, являясь частью общей миграции населения, сохраняет общие для этого
явления черты, но имеет и свои особенности[9]. [1] Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В. Роль
миграции в усилении контрастов расселения на муниципальном уровне в России //
Известия Российской академии наук. Серия географическая. — 2016. — № 5. — С.
46-59 [2] Миграция населения: статистика, выборочные
обследования, политика / под ред. М. Б.Денисенко. – М.: МАКС Пресс, 2018. -С.
88 [3] Сизов, И.Ю. Особенности миграционной политики
Российской Федерации / И.Ю.Сизов. — Брянск: Идея-АГС, 2019. -С. 37 [4] Горбачева,
Е.А.
Миграционное поведение студенческой молодежи: теория и практика /
Е.А.Горбачева. — Москва: Ин-т социально-политических исслед. РАН, 2018. -С . 10 [5] Миграция населения: статистика, выборочные
обследования, политика / под ред. М. Б.Денисенко. – М.: МАКС Пресс, 2018. -С.
89 [6] Карачурина Л.Б. Демографические
трансформации городов постсоветской России // Региональные исследования. 2018.
№ 3(41). С. 23—36 [7] Леденева В.Ю. Международная образовательная
миграция в России: потенциал и перспективы / В.Ю. Леденева // Социология
образования. — 2018. — №3. —
С. 68-7 [8] Лисовский В.Т. Социология
молодежи. — СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2016. -С. 82 [9] Миграционная ситуация в регионах России / Центр
миграц. исслед., Ин-т географии РАН, Ин-т народнохозяйств. прогнозирования РАН.
— М. : Центр миграц. исслед., 2018 -С. 2

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы