Магистерский диплом (ВКР) на тему Социально-психологические факторы семейных конфликтов и способы их коррекции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 2490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБОВ ИХ КОРРЕКЦИИ 9
1.1. Содержание понятия «конфликт» и характеристика семейных конфликтов 9
1.2. Стратегия поведения в конфликте и конфликтность как личностная характеристика 20
1.3. Межличностные отношения супругов как социально-психологический фактор развития семейных конфликтов 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 42
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 44
2.1. База, выборка и организация эмпирического исследования 44
2.2. Методики эмпирического исследования 46
2.3. Методы математико-статистической обработки полученных данных 50
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБОВ ИХ КОРРЕКЦИИ 52
3.1. Анализ стратегии поведения в конфликте и личной конфликтности у супругов 52
3.2. Анализ межличностных отношений и супружеского общения у супругов 55
3.3. Разработка программы преодоления семейных конфликтов и ее апробация 60
3.4. Оценка эффективности программы преодоления семейных конфликтов 65
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Введение:
Общая характеристика исследования. Данное психологическое исследование посвящено проблеме выявления социально-психологических факторов семейных конфликтов и способов их коррекции.
Актуальность выбранной темы. Исследования проблем семьи и брака заняли прочное место в науках о человеке и обществе, в том числе психологии, поскольку они характеризуют не только межличностное взаимодействие в ведущих социальных институтах, но и специфичные, во многом уникальные социально и личностно значимые практики. В ряду важных и наиболее интересных аспектов такого рода работ находится проблематика стабильности брачно-семейных отношений. Ее популярность обусловлена практической задачей социальной политики – необходимостью совершенствовать существующую систему социальной поддержки семьи и брака.
Современное российское общество развивается в направлении демократизации и гуманизации. Изменившемуся социуму соответствует обновленная модель семьи, которая уже нашла отражение в массовом сознании и фиксируется в массовом поведении. Состояние брачно-семейных отношений характеризуется как показателями бесспорного прогресса, так и рядом очевидных негативных тенденций. К числу последних в первую очередь следует отнести устойчивый рост процента разводов и возрастание числа неполных семей – явное свидетельство усиления нестабильности браков в условиях сложных общественных деформаций.
Рост числа разводов, зафиксированный в Российской Федерации Федеральной службой государственной статистики (Росстат) за период с января по июнь 2022 года, составил 3,3%. К новым причинам, обуславливающим увеличение частоты разводов в современных условиях, относят:
— распространенность удаленной работы как последствие эпидемиологических ограничений, вызванных пандемией ковида, приведшую к увеличению совместно проведенного времени у супругов и усилению проблем с распределением между ними бытовых обязанностей;
— политическую напряженность и медийную турбулентность, которые подчеркивают разность взглядов супругов на политическую и социальную обстановку в стране.
К традиционным причинам для обращения за разводом в супружеских союзах являются: тяжелое материальное положение, измена и ревность одного из супругов, отсутствие взаимопонимания, частые семейные конфликты.
Необходимо отметить, что на настоящий момент большинство психологических исследований, затрагивающих проблему кризисного состояния брачно-семейных отношений, все же интерпретируют разводы и конфликты как исключительно негативные явления, показатель нарушения функционирования семьи, свидетельство дезинтеграции брака. В подавляющем большинстве случаев речь идет только об открытых конфликтах, скрытые же практически выпали из поля зрения исследователей. Таким образом, следует также учесть, что комплексное исследование проблем, связанных с дезорганизацией и распадом брачно-семейных отношений в современных условиях с необходимостью должно включать в себя как теоретико-методологическую, так и эмпирическую составляющую.
Изученность проблемы. Исследования по изучению благополучия семейных отношений, так или иначе, затрагивали вопросы конфликтности в семейных отношениях, а также изучали составляющие благополучного брака. В работах Ю.Е. Алешиной, С.И. Голод, А.В. Кононовой, В.А. Сысенко, Н.Г. Юркевич были выделены следующие составляющие благополучного брака: стабильность и устойчивость брака, совместимость супругов, роли семьи в обществе.
Влияние различных психологических факторов на снижение уровня конфликтности в семейных отношениях изучали A.Я. Анцупов, О.А. Добрынина, Е.С. Калмыкова, Н.Н. Обозов, В. Сатир, В.А. Сысенко, В.С. Торохтий, Т.М. Трапезникова и др.
Несмотря на значительную изученность проблематики конфликтов в сфере семейных отношений, наблюдаемые изменения социально-экономической ситуации и политические изменения в обществе актуализируют обращение к проблематике изучения социально-психологических факторов семейных конфликтов и разработке методов их коррекции.
Объект исследования: конфликты в сфере семейных отношений.
Предмет исследования: социально-психологические факторы семейных конфликтов и способы их коррекции.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу преодоления семейных конфликтов, учитывающую социально-психологические факторы конфликтов в сфере семейных отношений.
Гипотеза исследования:
— предполагается, что основными социально-психологическими факторами семейных конфликтов выступают преобладающие стратегии поведения в конфликте супругов, уровень их личной конфликтности, характер межличностных отношений и супружеского общения;
— предполагается, что программа преодоления семейных конфликтов будет результативной при учете основных социально-психологических факторов конфликтов в сфере семейных отношений.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Проанализировать содержание понятия «конфликт» и характеристику семейных конфликтов.
2. Изучить стратегию поведения в конфликте и конфликтность как личностную характеристику.
3. Рассмотреть межличностные отношения супругов как социально-психологический фактор развития семейных конфликтов.
4. Выполнить анализ стратегии поведения в конфликте, межличностных отношений и супружеского общения, личной конфликтности у супругов.
5. Разработать и реализовать программу преодоления семейных конфликтов.
6. Провести оценку эффективности программы преодоления семейных конфликтов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные позиции Ю.Е. Алешиной, М. Боуэн, А.Я. Варги, Л.Я. Гозман, В.Н. Дружинина, О.А. Карабановой, Н.Ф. Михайловой, В. Сатир, А.С. Спиваковской, В.В. Столина, Э.Г. Эйдемиллера по вопросам конфликтов в сфере семейных отношений.
В рамках проведения дипломного исследования были применены следующие научные методы:
— теоретический анализ литературы;
— синтез научных теорий и обобщение;
— тестирование;
— качественная и количественная обработка эмпирических данных;
— эксперимент;
— математико-статистическая обработка эмпирических данных.
Математико-статистическая обработка эмпирических данных в дипломной работе была проведена с помощью пакета статистических программ «Statistica 17.0», в рамках математико-статистической обработки данных был использован t-критерий Стьюдента.
Методики исследования:
— тест-опросник стратегий поведения в конфликте К. Томаса;
— методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева;
— тест выявления особенностей супружеского общения (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.Ж. Дубовская);
— опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (А.Н. Волкова, модификация В.И. Слепковой).
Выборку испытуемых составили 30 семейных пар (60 человек). Все – студенты Российского государственного социального университета.
Научная новизна исследования заключается в уточнении характера влияния некоторых социально-психологических факторов, в частности: преобладающих у супругов стратегий поведения в конфликте, уровня конфликтности супругов, характера межличностных отношений и супружеского общения, на конфликтное поведение в супружеской паре.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы в следующих целях:
— для реализации консультативной работы с супругами, имеющими проблемы с высокой семейной конфликтностью;
— для самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям при обучении студентов в вузе;
Положения, выносимые на защиту:
1. К основным социально-психологическим факторам семейных конфликтов следует относить преобладающие стратегии поведения в конфликте супругов, уровень их личной конфликтности, характер межличностных отношений и супружеского общения.
2. Для супругов свойственно преобладание соревнования и приспособления как стратегий поведения в конфликте; склонность к личной конфликтности; недостаточно поддерживающее и принимающее супружеское общение и нехватка понимания в межличностных отношениях.
3. Для разработки результативной программы преодоления семейных конфликтов следует учитывать основные социально-психологические факторы конфликтов в сфере семейных отношений.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка использованной литературы (100 наименований), а также 4 приложения. Рукопись насчитывает 83 страницы основного текста, включает 8 рисунков, 8 таблиц. Материалы приложений занимают 29 страниц.
Заключение:
Сохранение устойчивых и эмоционально благополучных супружеских отношений, снижение разводимости и конфликтности – важнейшие цели современной политики в отношении семейных пар. Благоприятные супружеские отношения ценны как сами по себе, так и как фундамент здоровых детско-родительских отношений. Поэтому поиск социально-психологических факторов, обуславливающих возникновение конфликтов в сфере семейных отношений, обладает высокой практической значимостью, отражает социальный запрос. Проведенное исследование было ориентировано на рассмотрение социально-психологических факторов семейных конфликтов и выявления результативности способов их коррекции.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило теоретически обосновать, составить и апробировать программу преодоления семейных конфликтов, учитывающую социально-психологические факторы конфликтов в сфере семейных отношений.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— было проанализировано содержание понятия «конфликт» и характеристика семейных конфликтов;
— была изучена стратегия поведения в конфликте и конфликтность как личностная характеристика;
— были рассмотрены межличностные отношения супругов как социально-психологический фактор развития семейных конфликтов;
— был выполнен анализ стратегии поведения в конфликте, межличностных отношений и супружеского общения, личной конфликтности у супругов;
— была разработана и реализована программа преодоления семейных конфликтов;
— была проведена оценка эффективности программы преодоления семейных конфликтов.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутые гипотезы исследования о том, что:
— основными социально-психологическими факторами семейных конфликтов выступают преобладающие стратегии поведения в конфликте супругов, уровень их личной конфликтности, характер межличностных отношений и супружеского общения;
— программа преодоления семейных конфликтов будет результативной при учете основных социально-психологических факторов конфликтов в сфере семейных отношений.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Научные перспективы разработки темы исследования мы видим в уточнении роли отдельных социально-психологических факторов в возникновении семейных конфликтов, в выявлении влияния индивидуально-психологических особенностей супругов на длительность и интенсивность конфликтов в семье. Реализация исследований по указанным вопросам способствовала бы индивидуализации психокоррекционной работы с семьями, страдающими от систематических и затяжных конфликтов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБОВ ИХ КОРРЕКЦИИ
1.1. Содержание понятия «конфликт» и характеристика семейных конфликтов
В психологической науке термин «конфликт» используется довольно часто и под ним понимаются разнообразные явления, которые взаимосвязаны с человеческой психикой. При помощи данного понятия принято обозначать как сложности межличностного общения, так и внутриличностные переживания или кризисные явления, а также много другое.
К получившим наибольшее распространение точкам зрения на проблему конфликта в психологической науке мы можем отнести следующие:
— конфликт – это противоречия, порожденные эмоциональными переживаниями, и которые сложно поддаются разрешению (В.П. Ратников [50]);
— конфликт – это способ, при помощи которого происходит разрешение основополагающих противоречий и который невозможно разрешить логическим путем (А.В. Дорохова [36]);
— конфликт – это столкновение двух начал, т.е. биполярное явление, принимающее форму активности обоих начал, которая ориентирована на преодоление противоречия, при этом оба начала (стороны конфликта) – это активные субъекты (Н.В. Гришина [28]);
— конфликт – это максимально напряженный разрешения принципиальных противоречий, формирующихся в ходе взаимодействия и приобретающий форму противодействия субъектов конфликта, и, как правило, влекущее за собой отрицательные переживания (А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов [8]).
Согласно точке зрения К. Лоренцо [59] агрессивность толпы и индивида – это причина конфликта, при этом агрессия является перманентным состояние каждого живого организма. При этом, по мнению ученого, у человеческой природы нет внутренней специфики, а выражение агрессии у человека и животного схожи.
Тем не менее, не смотря на схожесть оценок признаков и элементов конфликта у различных ученых, ни одну из трактовок не следует рассматривать как универсальную, так как они охватываю либо ограниченное явление, либо это явление многозначно.
В рамках трактовки понятия «конфликт» в психологической науке принято выделять нижеследующие подходы к его изучению: психоаналитический; ситуационный (бихевиористский); когнитивный [91].
Согласно психоаналитическому подходу, конфликт – это интрапсихическое явление. Данная трактовка понятия «конфликт» базируется на взглядах З. Фрейда [94]. В рамках психоанализа, конфликт – это основополагающее теоретическое построение, которое лежит в основе представления о психической жизни индивида. В виду того, что само естество человека отличается парадоксальностью, конфликту приписывается изначальный характер. В рамках психоаналитических концепций особое внимание отводится неосознаваемым внутренним конфликтам. Согласно представлениям психоанализа формирование конфликта происходит в глубинах психики, он является итогом взаимодействия между ее тенденциями и внутренними структурами, обусловленного законами ее существования. Лишь обратившись к данным законам мы можем надлежащим образом охарактеризовать и протрактовать интрапсихический феномен. В рамках психоаналитической концепции интерперсональные конфликты можно также объяснить и посредством внутриличностных характеристик индивида.
Ситуационный подход к пониманию понятия «конфликт» основывается в первую очередь на бихевиористской научной концепции, которая уделяет особое внимание внешним факторам, приводящим к его возникновению. В рамках данного подхода ученые обращаются к анализу внешних наблюдаемых конфликтов, а также их поведенческих параметров. Согласно данному подходу, конфликт – это форма реагирования на внешнюю ситуацию. Согласно ситуативному подходу, неизменная склонность индивида к конфликтному реагированию – это результат фиксации соответствующей модели в его поведенческом репертуаре.
В рамках когнитивного подхода к исследованию конфликта, ученые обращаются к когнитивной диагностике конфликта, при этом сам конфликт трактуется как особая когнитивная схема, в рамках которой конфликт – это не свойство ситуации, а заключение, к которому индивид приходит по его итогам [3].
Как правило, при трактовке конфликта указывают на три базовых его компонента:
— специфика мироощущения, интересы, ценности, цели и потребности, т.е. важнейшие стороны человеческого бытия, первопричины и движущие силы активности индивида, его мотивация и побудители конфликта;
— противоборства, столкновения и противоречия, которые рассматриваются человеком как опасность для его идентичности, в связи с этим данные формы взаимодействия выступают основанием для возникновения ярко проявляющихся негативных эмоций;
— напряженность психическая и социальная, которая обнаруживает факт противостояния, раскрывающая существенные смыслы и трудности развития, которая сопровождающая трансформацию субъекта, а также обуславливающая возможности ресурса, задействованного в конфликте [3].
Данные компоненты выступают основополагающими параметрами состояния участника конфликта, выражающиеся через мотивацию, формы взаимодействия, а также напряженность, и которые указывают на текущие трудности в его жизни и развитии. На основании вышесказанного мы можем утверждать, что «субъект конфликта» – это активная сторона, которая в состоянии породить ситуацию конфликта, а также оказывать, основываясь на свих потребностях, воздействие на его развитие. То есть это те участники взаимодействия, коммуникации и жизнедеятельности, которые напрямую совершают активные действия друг против друга. Субъектом конфликта могут стать конкретные индивиды или их группа, структура социума, государство, этнос, нация и пр. [96].
Таким образом, обобщая вышесказанное под «конфликтом» мы будем понимать психологическое и социально-психологическое, природное, полифункциональное и многомерное явление.
Одним из наиболее распространенных видов конфликтов являются межличностные, с которыми можно повстречаться в каждой области человеческой жизнедеятельности. В виду того, что практически любой резвившийся конфликт может быть представлен в форме межличностного, межличностный конфликт первичен по отношению к другим формам конфликта, за исключением внутриличностного. Понимание особенностей межличностного конфликта, причин, которые к нему привели, а также способов управления им и путей его разрешения является одним из основополагающих моментов воспитания подростков.
В рамках конфликтологии опросом исследования межличностного конфликта как правила занимаются последователи ее психологического направления. Например, по мнению К. Хорни [95] под межличностным следует понимать итог внутриличностного конфликта, иными словами, он вторичен в отношении внутриличностного.
Способ, которым индивид разрешает внутриличностные конфликты предопределяют его межличностные отношения. Согласно точке зрения К. Левина [55], межличностный конфликт является несоответствие «собственных и вынуждающих сил» – столкновение собственных потребностей индивида и внешней объективной действительности. То, насколько будет глубок межличностный конфликт, обуславливается важностью вовлеченных потребностей.
Как утверждал М. Дойч [35], межличностный конфликт является компонентом общей системы межличностных взаимодействий. Так же необходимо подчеркнуть, в ходе межличностного конфликта индивид может быть и вовлеченным участником, и его инициатором. При этом необходимо учитывать, что «межличностность» предполагает существование двух участников, которые находятся во взаимосвязи, а межличностный конфликт имеет две стороны: психологическую и содержательную. Содержательная сторона – это приведший к конфликту предмет спора либо вопрос, не нашедший решения, в то время как психической стороной конфликта выступают специфические черты (психологические и социальные) вовлеченных в конфликт лиц, их отклик на вызвавшую конфликт причину, его течение, а также друг на друга на эмоциональном уровне.
Под структурой конфликта принято понимать систему отдельных частей и компонентов, а те отношения, что формируются между ними, способные стать причиной единства этой структуры. К компонентам принято относить: участников конфликта; предмет и объект конфликта; условия возникновения конфликта, т.е. макро- и микросреду [40].
Проанализируем все эти компоненты более подробно: