Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Психология

Магистерский диплом (ВКР) на тему Социально-психологические детерминанты супружеских конфликтов в семьях с разным стажем совместной жизни в период пандемии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫХ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 6

1.1 Сущность семьи как социально-психологического феномена 6

1.2 Особенности функционирования семей с разным стажем семейной жизни 11

1.3. Супружеские конфликты в период пандемии: понятие, виды, особенности 23

2.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 51

2.1 Методология и программа исследования 51

2.2Методы и методики исследования 68

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 77

Выводы 98

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101

ПРИЛОЖЕНИЕ 108

  

Введение:

 

Актуальность проблемы. В современной социальной и демографической ситуации в Российской Федерации наблюдаются ряд негативных тенденций, которые заключаются в снижении рождаемости, снижении воспитательной функции семьи, увеличении количества неполных семей. Все эти явления могут быть связаны с тем, что происходит увеличение количества разводов, снижается уровень ценности семьи в картине мира молодых людей, находящихся в репродуктивном возрасте. Молодые люди зачастую отказываются создавать семьи, делают это в достаточно позднем возрасте. Большое количество семей распадается на разных стадиях семейной жизни. Следует отметить, что распадаются как семьи с достаточно большим стажем семейной жизни, так и семьи молодые, просуществовавшие небольшой период времени. В современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак не зная основных правил и закономерностей супружеской жизни. Необходимы серьезные, глубокие исследования особенностей супружеских отношений на различных этапах существования семьи, возможностей адаптации и прохождения наиболее сложных и ответственных периодов супружества, а тем более в условиях пандемии, в новых изменившихся условиях существования социума и семьи.

В последнее время в современных исследованиях конфликт перестает рассматриваться как сугубо негативное явление, все больше стали говорить о позитивном значении конфликта. А вот его восприятие супругами как конструктивного или негативного имеет огромное значение для последующего развития семьи. Также необходимо отметить, что конфликты и конфликтные ситуации совершенно по-разному понимаются супругами на разных этапах совместной жизни. Они имеют большое значение для развития семьи, так как ведут или к разрешению конфликта, или к разрушению семьи.

Цель исследования: сравнить психологические детерминанты супружеских конфликтов в семьях с различным стажем совместной жизни до и во время пандемии.

Задачи исследования:

1. Определить сущность семьи как социально-психологического феномена;

2. Проанализировать особенности функционирования семей с разным стажем совместной жизни, в том числе в условиях пандемии;

3. Изучить теоретические представления об социально-психологических детерминантах супружеских конфликтов в семьях с разных стажем совместной жизни;

4. Провести эмпирическое исследование социально-психологических детерминант супружеских конфликтов в семьях с разным стажем совместной жизни в условиях пандемии,

5. Проанализировать полученные данные эмпирического исследования, сформулировать выводы, обозначить пути решения проблемы, дать рекомендации.

На всех стадиях семейной жизни можно выделить определенные социально-психологические детерминанты, которые влияют на вероятность разрушения семьи. В частности, к подобным детерминантам может быть отнесено поведение супругов в семейных конфликтах. Более конструктивные стратегии поведения супругов, вероятно, будут способствовать сохранению семьи, тогда как неконструктивные стратегии взаимодействия в конфликте представляют собой фактор, повышающий вероятность развода супругов. Вероятно, что особенности поведения супругов в конфликте определенным образом связаны со стажем семейной жизни.

Объект исследования: супружеские отношения.

Предмет исследования: социально-психологические детерминанты конфликта.

Гипотеза. Мы предполагаем, что до пандемии конфликтные ситуации на разных этапах семейной жизни провоцируются определенными социально-психологическими детерминантами и стратегиями поведения, которые будут иметь значимые отличия в период пандемии.

Практическая значимость. Современная ситуация в мире, в частности, пандемия может быть определена как фактор обострения супружеских отношений, а связанные с ней социальные и психологические эффекты могут провоцировать возникновение супружеских конфликтов в жизни семьи. Можно предположить, что семьи с разным стажем совместной жизни, по-разному перенесут кризисную ситуацию пандемии и самоизоляции. Соответственно, исследование поведения супругов с разным стажем семейной жизни в конфликте в период пандемии является достаточно актуальным, для понимания возможностей оказания психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии.

Методики исследования. Методика анализа взаимодействия супругов в конфликтной ситуации Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской. Методика определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса и Р. Килмена. Методика изучения степени удовлетворенности браком В. В. Столина, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко. «Шкала семейной адаптации и сплочённости». Опросник «Психологический климат в семье». Авторская анкета.

База исследования. В исследовании примут участие 45 семейных пар с разным стажем совместной жизни, проживающие на территории Российской Федерации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Выводы

По результатам проведенного эмпирического исследования был осуществлен анализ гендерных различий в критериях удовлетворенности браком у мужчин и женщин. Была установлена иерархия семейных ценностей отдельно у мужчин и женщин. В частности, по личностной адаптированности рейтинг одинаков как у мужчин, так и у женщин; аспекты внешней, социальной активности выше у первых; родительско-воспитательный – выше у женщин; хозяйственно-бытовой – у мужчин; внешностно-привлекательный – у женщин, а аспект сексуальных отношений имел равные значения.

Кроме того, сравнительные характеристики ожиданий мужчин и притязаний женщин были следующими:

а) эмоционально-терапевтическая функция (ожидания мужчин выше, чем притязания женщин);

б) родительско-воспитательная функция (ожидания первых ненамного выше притязаний других);

в) внешняя социальная активность (ожидания мужчин значительно выше притязаний женщин);

г) внешняя привлекательность (притязания женщин ниже ожиданий мужчин);

д) хозяйственно-бытовые ценности (рейтинг одинаковый).

Из вышеприведенного следует, что структура показателей, которые влияют на удовлетворенность браком, у мужчин и женщин разная.

Изучение семьи как социального института позволяет обществу лучше понять взаимосвязь трансформации потребностей общества с развитием брачно-семейных отношений, выявить, что дезорганизует общество, определить типы семейного поведения, социальный механизм формирования и изменения семейных норм, ценностей в различных культурных, политических, экономических, идеологических условиях, а также соотношение этих норм, образцов поведения с реальным исполнением ролей в брачно-семейных отношениях, ответить на многие другие социальное важных вопросов, которые требуют определенного общественного регулирования. В общем, парадигма социального института ориентирована в основном на внешние связи семьи, а ее внутренние связи исследуются через призму понятий, характеризующих малую социальную группу.

Будущее института семьи во многом зависит от современной молодежи. Современная воспитательная среда, в которой формируется молодежь как гражданин и личность, не дает четких ориентиров на семью и формирования семейных ценностей. Представление молодежи о роли семьи и ее функции искажается из-за неправильного формирования мировосприятия и жизненных установок, в значительной мере влияет на желание создания собственной семьи. Неосведомленность молодежи об особенностях семейной жизни делает актуальным поиск путей стабилизации семьи и соответствующего подхода к ее образованию; формирование у молодежи представлений о будущей семье.

По результатам проведенного эмпирического исследования был осуществлен анализ гендерных различий в ожиданиях и притязаниях мужчин и женщин. Была установлена иерархия семейных ценностей отдельно у мужчин и женщин. В частности, по личностной адаптированности рейтинг одинаков как у мужчин, так и у женщин; аспекты внешней, социальной активности выше у первых; родительско-воспитательный – выше у женщин; хозяйственно-бытовой – у мужчин; внешностно-привлекательный – у женщин, а аспект сексуальных отношений имел равные значения.

Кроме того, сравнительные характеристики ожиданий мужчин и притязаний женщин были следующими:

а) эмоционально-терапевтическая функция (ожидания мужчин выше, чем притязания женщин);

б) родительско-воспитательная функция (ожидания первых ненамного выше притязаний других);

в) внешняя социальная активность (ожидания мужчин значительно выше притязаний женщин);

г) внешняя привлекательность (притязания женщин ниже ожиданий мужчин);

д) хозяйственно-бытовые ценности (рейтинг одинаковый).

Из вышеприведенного следует, что структура семейных ценностей, ожиданий / притязаний у мужчин и женщин разная и в период пандемии отношения принимают обостренные черты.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫХ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

1.1 Сущность семьи как социально-психологического феномена

Семья — это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [13].

Семья выполняет ряд функций. Воспитательная функция состоит в том, что она реализует потребности супругов в отцовстве и материнстве через общение с детьми и их воспитание. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.

Хозяйственно-бытовая функция заключается в обеспечении семьи родным домом, питанием, одеждой; содействует сохранению здоровья членов семьи. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается полноценный отдых и восстановление затраченных в общественном труде физических сил. Если общество не создает условий для обеспечения молодой семьи собственным жильем, то отсутствие семейного крова частенько становится причиной разладов и разводов. Молодые родители не выдерживают бремени материальных трудностей, что ведет к безотцовщине и безнадзорности детей [21].

Эротическая функция обеспечивает удовлетворение сексуально-эротических потребностей супругов. С точки зрения общества важно, что семья осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения, обеспечивает продление человеческого рода. Если в супружеских отношениях, с одной стороны, вследствие психологического барьера, присутствует сексуальная дисгармония, то получение супругами радости в интимном отношении становится невозможным. С другой стороны, если сексуальная распущенность и измены одного из супругов попирают чувство целомудрия другого, то это также становится причиной развода.

Эмоциональная функция способствует удовлетворению потребности домочадцев в симпатии, уважении, признании, поддержке, психологической защищенности. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию общества, содействует сохранению психического здоровья граждан. Если в семье отсутствует атмосфера мира и взаимопомощи, если супруги недоброжелательны друг к другу и агрессивны к детям, то происходит невротизация всех членов семьи. В детях формируется психология разрушителя с девиантным поведением. Неумение выстроить правильные отношения делает развод единственным выходом [21].

Социокультурная функция сохраняет национальные традиции; направлена на эстетическое взаимообогащение родственников; обеспечивает выполнение социальных норм поведения; реализует желание в совместном проведении отдыха; играет значительную роль в повышении культурного уровня развития общества. Если семья не живет национальными традициями и не формирует собственные, то она не складывается как единая система и живой организм родовой преемственности. Слабые внутриродственные связи не способны выдержать жизненных испытаний и приводят к разводу [28].

Духовно-нравственная функция утверждает ценность семьи; определяет необходимость исполнения божественной заповеди любви; реализует потребность быть с родными во всех жизненных обстоятельствах и иметь общую судьбу. В семье создаются наилучшие условия для раскрытия духовного роста и творческого потенциала каждой личности. Отсутствие духовных оснований в современной семье искажает всю эмоционально-смысловую систему внутрисемейных отношений, порождает безнравственность, сексуальную невоздержанность и пошлость, негативно влияет на все функции. Нарушение функций семьи — это особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют и препятствуют выполнению семьей своего предназначения. В таком случае супружеский союз в буквальном смысле «раздирается» внутриличностными противоречиями, растет число семей, духовно неграмотно и психологически беспомощно несущих последствия взаимных претензий, ссор, обид, конфликтов, кризисов и разводов

Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы XX столетия Людвигом фон Берталанфи. С точки зрения этой теории семья представляет собой открытую систему, — которая нуждается в обмене с окружающей средой. Однако каждая отдельная семья всегда скрывает свою тайну, и в этом она закрыта от окружающей среды. Значит, семья система открыто-закрытая. Уже здесь происходит смешение и наложение функций. Кроме того, семья — система самоорганизующаяся. А это значит, что она построена по принципу целесообразности и все ее поведение является целесообразным [4].

Источник преобразования находится внутри самой семьи. Необходима цель, которая бы определила всю жизнедеятельность семьи в целом и структурировала в нужном направлении. Семья — система первичная по отношению к каждому входящему в нее члену (элементу). Это значит, что закономерность, по которой существует семья, может отличаться и не соответствовать закономерностям, по которым существуют (стремятся существовать) члены семьи — ее элементы. Система «семья» регулирует членов семьи, иногда в противоположном их намерениям направлении. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными и подчиняются правилу функционирования систем. Но это семья, а не производственный коллектив, в котором все однозначно починены общей цели. И каждый член семьи как человек — тоже система, к тому же не менее сложная: соединяющая физическую, химическую, биологическую и социальную константы в единую суть, развитие которой идет через неустойчивость и последующее разветвление (бифуркацию) [16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы