Магистерский диплом (ВКР) на тему Социально-правовые функции адвокатуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 3
Глава 1. Исторические аспекты
осуществления социально-правовых функций российской адвокатурой. 9
§ 1. Зарождение социальной адвокатуры.. 9
§2. Советский период и становление
социальной адвокатуры в России. 16
§3. Социальная адвокатура
переходного периода. Современная социальная адвокатура. 24
Глава 2. Правовая природа
социально-правовых функций адвокатуры.. 31
§1. Понятие и содержание
социально-правовых функций адвокатуры.. 31
§2. Регулирование осуществления
социально-правовых функций адвокатурой на территории Российской Федерации. 40
Глава 3. Особенности осуществления
социально-правовых функций адвокатуры в Российской Федерации. 52
§ 1. Особенности оказания
адвокатами юридической помощи по назначению.. 52
§ 2. Осуществление
социально-правовых функций адвокатурой в рамках Федерального закона «О бесплатной
юридической помощи в Российской Федерации». 57
§3. Особенности осуществления
социально-правовых функций адвокатами в Ханты-Мансийском автономном округе –
Югре. 63
Заключение. 74
Список использованных источников и литературы.. 79
Введение:
Введение Актуальность
проблемы исследования. Права человека составляют один из основополагающих
институтов гражданского общества любого развитого правового государства, являясь
ценностным ориентиром в формировании государственно-правовой политики.
Закономерным достижением современной российской государственности является признание
в качестве высшей ценности прав и свобод человека и гражданина, важнейшие из
которых закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации.
Право на
получение квалифицированной юридической помощи является одним из основных в социальном
правовом государстве. В России такую квалифицированную помощь призваны
оказывать адвокаты. Поэтому адвокатуру можно охарактеризовать как правовой
институт, способствующий полноценной защите прав граждан. В то же время
адвокатура является именно институтом гражданского общества, так как, будучи
независимой от органов государственной и муниципальной власти, отражает интересы
отдельных граждан и общества в целом. Актуальность исследования
обусловлена также реформированием рынка юридических услуг. Основная цель
предлагаемой реформы – повышение качества оказываемых услуг, уровень защиты
прав и законных интересов граждан, эффективность исполнения судебных решений.
Степень
изученности проблемы исследования. Историко-правовой анализ развития адвокатуры
содержится в трудах О.В. Бирюковой, А.В. Бобылевой, В.О. Бондарева, Т.П.
Веснина, С.О. Гаврилова, В.В. Домбровского, И.А. Ивановой, М.Е. Кондратьева,
Р.В. Макаровой, и др. Роль и значение социальной адвокатуры в современном
российском государстве, проблемы и перспективы ее развития исследовали Л.И.
Богданова, Т.Н. Буторина, А.А. Власов, А.Ю. Гусев, И.Б. Качурина, Т.С. Коваленко,
О.А. Кухарева, М.В. Мархгейм, В.А. Медведева, А.Ю. Меркулова Б.Г. Юмадилов и
др. Специфику
адвокатской деятельности при защите прав и свобод коренных малочисленных
народов Севера исследовали И.В. Квач, Л.В. Ельмендеева, С.С. Квач, И.Н.
Федулов. Имеющиеся научные исследования послужили основой для
более детального и осмысления.
Объект исследования –
правовые отношения, складывающиеся в сфере функционирования института
адвокатуры в процессе реализации социально-правовых функций.
Предметом исследования
определены нормы отечественного законодательства, определяющие сущность и
значение социально-правовых функций адвокатуры.
Цель исследования – комплексный
анализ института социальной адвокатуры, выявление актуальных проблем, связанных с реализацией
социально-правовых функций адвокатуры, и определение возможных путей решения
выявленных проблем.
Задачи исследования:
1) изучить
исторические аспекты осуществления социально-правовых функций российской
адвокатурой;
2) исследовать
правовую природу социально-правовых функций адвокатуры;
3) выявить
особенности осуществления социально-правовых функций адвокатуры в Российской
Федерации.
Нормативно-правовая основа исследования: положения
Конституции Российской Федерации[1],
Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[2],
и других нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в
сфере социально-правовой деятельности адвокатуры.
Теоретическая основа
исследования – труды выше перечисленных ученых и практиков.
Методологической основой
исследования послужили составили системный, функциональный подходы,
сравнительно-правовой, формально-юридический методы, анализ нормативного
материала и материалов правоприменительной практики.
Эмпирическую базу
исследования составили материалы правоприменительной практики, официальные
документы Федеральной палаты адвокатов РФ, Адвокатской палаты Ханты-Мансийского
автономного округа.
Научная
новизна магистерской работы заключается в следующем настоящая
работа представляет комплексное исследование, в котором рассматривается
эволюция развития социальной адвокатуры, в том числе, на основе анализа
современного российского законодательства с учетом изменений в условиях реформирования судебной системы и
формирования государственной правовой политики и через призму идей научной
школы В.Ф. Анисимова «Эффективное развитие правоохранительной и правозащитной
деятельности в условиях специфики северных территорий» федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский
государственный университет». Автором
работы в процессе исследования сформулированы несколько положений,
отличающихся, как представляется, характеристиками научной новизны, которые
выносятся на защиту:
1. XV век является
начальным этапом создания института отечественной адвокатуры. Советской
адвокатуре отводилась роль своеобразного инструмента государства в борьбе за
укрепление могущества советской власти, деятельность советской адвокатуры
сводилась к содействию социалистическому правосудию и
пропагандистско-воспитательному воздействию на население, адвокаты выступали в
качестве верных партии и идеологии, на деле осуществлялось умышленное занижение
значения адвокатуры, моральные принципы советских адвокатов соответствовали
общественной и государственному строю. В современных условиях адвокатура выступает
как правовой институт, направленный на защиту прав и законных интересов
граждан, и ей отведена ведущая роль в обеспечении прав человека.
Выступая важнейшим институтом гражданского общества, адвокатура, с одной
стороны, включена в механизм общественного контроля за деятельностью
государства, с другой – осуществляет защиту конкретных лиц, чьи права и свободы
являются предметом адвокатской деятельности.
2. Адвокатской деятельности отведено ключевое место в
механизме защиты прав человека и гражданина. Адвокатура участвует в формировании
и реализации правовой политики в сфере квалифицированной юридической помощи на
уровне всех адвокатских образований. Под адвокатурой предлагается
понимать организованное особым образом объединение юристов-профессионалов,
перед которыми поставлены задачи по содействию охране прав и законных интересов
всех физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдению и
укреплению законности и правопорядка. Правовое регулирование
деятельности социальной адвокатуры осуществляется на федеральном и региональном
уровнях. В настоящее время в России законодательно предусмотрены три основные
формы реализации социально-правовой деятельности адвокатуры: осуществление
защиты и представительства по назначению, оказание бесплатной юридической
помощи гражданам, оказание бесплатной юридической помощи военнослужащим. Каждое
из указанных направлений развивается и дополняется, поскольку каждой из форм
реализации социально-правовых функций адвокатуры требуется комплексная
доработка, а развитие рассмотренных направлений должно проводиться не только по
инициативе государства, но и исполнителями – самими адвокатами.
Нами отмечена необходимость закрепления статуса
адвокатуры в тексте Конституции Российской Федерации, что будет отвечать
потребностям сегодняшнего дня объективно существующего публично-правового
статуса адвокатуры как института гражданского общества, что обусловливает и
значимость определения ее ведущей роли в системе механизмов защиты прав,
свобод, интересов, обеспечения доступа к правосудию и обеспечит повышение
престижа и эффективности адвокатской деятельности, дальнейшему позитивному организационному
развитию адвокатуры и ее элементов.
3. Деятельность адвоката по назначению становится все
более распространенной, в связи с чем, неуклонно повышается и
качество оказания юридической помощи, оказываемой защитниками, назначенными
органами предварительного расследования и судами. Действующая в настоящее время
система распределения адвокатов, включенных в график участия по назначению, нивелирует
зависимость последних от следователей, дознавателей и судов, что повышает
доверие к ним со стороны подзащитных. Выявлены проблемные аспекты при оказании
бесплатной юридической помощи: неравномерное распределение нагрузки на
адвокатов; сложности, влекущие недополучение адвокатами расходов по оказанию
бесплатной юридической помощи, сказываются на качестве оказываемой помощи и на
их дальнейшем участии в данной системе; низкий уровень осведомленности граждан
о возможностях ее предоставления; недостаточность финансирования региональных
систем оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи. Целесообразно
на федеральном уровне разработать методические рекомендации для субъектов РФ по
правовому просвещению граждан.
В целом адвокатское сообщество должно быть нацелено на
оказание максимальной помощи гражданам в любых ее проявлениях. Чтобы качество
оказываемой квалифицированной юридической помощи бесплатно было высокое
необходимо соблюсти баланс интересов всех участников системы и учесть интересы
и тех, кто имеет право на ее получение и тех, кто ее оказывает.
В
деятельности социальной адвокатуры на территории ХМАО – Югры имеется ряд
особенностей: создаются правовые условия с целью достижения эффективного
взаимодействия адвокатуры с региональными органами государственной власти при
оказании адвокатами бесплатной юридической помощи с учетом исторической
принадлежности территории округа к исконному проживанию малочисленных народов;
реализация механизма взаимодействия учитывает особенности предоставления бесплатной
юридической помощи гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера; при
организации взаимодействия с коренными жителями ХМАО – Югры важная роль в
профессиональной деятельности отводится психологической культуре адвоката,
которая способствует реализации гарантий по защите прав и свобод коренных малочисленных
народов Севера; рассматривая поведение адвоката в отношениях с доверителями –
гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера, отмечено, что наряду
с общими правовыми положениями, регулирующими адвокатскую деятельность,
необходим учет традиций малых народов, условий их проживания и ведения
традиционного образа жизни, основ культуры и религии.
В
условиях пандемии очевидна необходимость дополнительной действенной государственной
поддержки адвокатуры. Введение ограничительных мер не должно повлиять на
порядок осуществления адвокатами своих профессиональных обязанностей.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая
значимость работы заключается в уточнении понятия социальной адвокатуры,
правовой характеристики данного института.
Практическая
значимость работы: выявлены актуальные проблемы правоприменительной практики,
кроме того, результаты проведенного исследования возможно использовать в
дальнейшем в практической профессиональной деятельности.
Структура работы выстроена
в соответствии с поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения,
основной части, представленной тремя главами (восемь параграфов), заключения,
списка используемых источников, приложения, содержащего пояснительный материал. [1] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
[Электронный ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. [2] Федеральный закон
от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10.06.2002.
№ 23. Ст. 2102.
Заключение:
Заключение По итогам
проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
XV век является
начальным этапом создания института отечественной адвокатуры. Развитие
адвокатуры в дореволюционный период проходило на основании следующих принципов:
независимость от государственных органов; появляются всевозможные корпорации,
что положительно сказывается на обмене опыта между адвокатами, а так же их
совместной деятельности.
Советская адвокатура
представляла собой своеобразный инструмент государства в борьбе за укрепление
могущества советской власти, несмотря на то, что адвокатура была юридически
независимая, фактически же она выполняла функцию государственного органа;
деятельность советской адвокатуры сводилась к содействию социалистическому
правосудию и пропагандистско-воспитательному воздействию на население, адвокаты
выступали в качестве верных партии и идеологии; отмечалось умышленное занижение
значения адвокатуры; моральные принципы советских адвокатов отвечали
общественной и государственному строю.
В современных условиях адвокатура – это правовой институт, направленный на
защиту прав и законных интересов граждан, и ей отведена ведущая роль в
обеспечении прав человека. Выступая важнейшим институтом
гражданского общества, адвокатура, с одной стороны, включена в механизм
общественного контроля за деятельностью государства, с другой – осуществляет
защиту конкретных лиц, чьи права и свободы являются предметом адвокатской
деятельности.
Адвокатская деятельность занимает ключевое место в
механизме защиты прав человека и гражданина. Адвокатура участвует в формировании
и реализации правовой политики в сфере квалифицированной юридической помощи на
уровне адвокатских образований (адвокатских кабинетов, коллегий адвокатов,
адвокатских бюро и юридических консультаций), адвокатских палат субъектов Федерации.
Под адвокатурой понимается
организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, перед
которыми поставлены задачи по содействию охране прав и законных интересов всех
физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдению и укреплению законности
и правопорядка. Участие в процессе профессиональных юристов – адвокатов,
обладающих высокой квалификацией, уровень которой подтвержден способом,
установленным законом, обеспечивает оказание квалифицированной юридической
помощи.
Выделены
основные
признаки современной адвокатуры: адвокатура представляет собой сообщество
независимых профессиональных советников по правовым вопросам, отвечающих
установленным законом критериям и приобретших статус адвоката, имеющих равные
права и равные обязанности в рамках осуществления адвокатской деятельности и в
рамках участия в процедурах корпоративного самоуправления; к сообществу
адвокатов фактически относятся и лица, содействующие осуществлению адвокатской
деятельности (стажеры адвоката, помощники адвоката, иные лица – сотрудники
адвокатских образований, сотрудники органов адвокатского самоуправления
(корпоративного управления) и общественных объединений адвокатов); структурными
элементами сообщества, прямо предусмотренными законодательством являются органы
адвокатского самоуправления (органы корпоративного управления), адвокатские
образования, общественные объединения адвокатов, которые имеют определенные
структурно-функциональные взаимосвязи с каждым из адвокатов как членов
сообщества, в определенных законом рамках адвокатура как институт обладает
независимостью, самоуправляемостью, корпоративностью; отсутствие принадлежности
как всего адвокатского сообщества, так и существующих в его составе структурных
единиц, к числу органов государственной власти и органов местного
самоуправления; осуществление адвокатами деятельности по оказанию
квалифицированной юридической помощи, имеющей как публично-правовое, так и
частно-правовое значение, назначением которой является защита прав, свобод и
интересов доверителей и обеспечение доступа к правосудию; институциализация
сообщества в качестве публичной корпоративной организации, являющейся составным
элементом гражданского общества, выполняющей специфическую публично-правовую
функцию надзора за соблюдением государством правовых норм; выполнение
сообществом патерналистской, профилактической, социально-психологической,
медиаторной, социально-критической и социально-педагогической функций, а также
функции корпоративной защиты.
В современных условиях независимая адвокатура является единственным инструментом
реализации на практике защиты прав, свобод и законных интересов граждан, основной
функцией которой стала правозащитная функция, нацеленная на осуществление
общественного служения идеалам равенства всех перед законом, свободы, справедливости,
ибо по нашему убеждению, иное понимание принципов, функции, статуса и роли
адвокатуры в судопроизводстве неприемлемо, так как состязательный процесс
эффективен только при наличии адвоката, действия которого в форме гласной юридической
защиты помогают избежать судебных ошибок, способствуют воспитанию у граждан,
общества уважительного отношения к закону, праву, принципам правового,
демократического государства.
Правовое регулирование деятельности социальной
адвокатуры осуществляется на федеральном и региональном уровнях.
В настоящее
время в России законодательно предусмотрены три основные формы реализации
социально-правовой деятельности адвокатуры: осуществление защиты и представительства
по назначению, оказание бесплатной юридической помощи гражданам, оказание
бесплатной юридической помощи военнослужащим. Каждое из указанных направлений развивается
и дополняется, поскольку каждой из форм реализации социально-правовых функций
адвокатуры требуется комплексная доработка, а развитие рассмотренных
направлений должно проводиться не только по инициативе государства, но и
исполнителями – самими адвокатами.
Нами отмечена необходимость закрепления статуса
адвокатуры в тексте Конституции Российской Федерации, что будет отвечать
потребностям сегодняшнего дня объективно существующего публично-правового
статуса адвокатуры как института гражданского общества, что обусловливает и
значимость определения ее ведущей роли в системе механизмов защиты прав,
свобод, интересов, обеспечения доступа к правосудию и обеспечит повышение
престижа и эффективности адвокатской деятельности, дальнейшему позитивному организационному
развитию адвокатуры и ее элементов.
Деятельность адвоката по назначению становится все
более распространенной, в связи с чем, неуклонно повышается и
качество оказания юридической помощи, оказываемой защитниками, назначенными
органами предварительного расследования и судами. Действующая в настоящее время
система распределения адвокатов, включенных в график участия по назначению, нивелирует
зависимость последних от следователей, дознавателей и судов, что повышает
доверие к ним со стороны подзащитных.
Выявлены проблемные аспекты при оказании бесплатной
юридической помощи: неравномерное распределение нагрузки на адвокатов;
сложности, влекущие недополучение адвокатами расходов по оказанию бесплатной
юридической помощи, сказываются на качестве оказываемой помощи и на их
дальнейшем участии в данной системе; низкий уровень осведомленности граждан о
возможностях ее предоставления; недостаточность финансирования региональных
систем оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи. Целесообразно
на федеральном уровне разработать методические рекомендации для субъектов РФ по
правовому просвещению граждан.
В целом адвокатское сообщество должно быть нацелено на
оказание максимальной помощи гражданам в любых ее проявлениях. Чтобы качество
оказываемой квалифицированной юридической помощи бесплатно было высокое
необходимо соблюсти баланс интересов всех участников системы и учесть интересы
и тех, кто имеет право на ее получение и тех, кто ее оказывает.
В
деятельности социальной адвокатуры на территории ХМАО – Югры имеется ряд
особенностей: создаются правовые условия с целью достижения эффективного
взаимодействия адвокатуры с региональными органами государственной власти при
оказании адвокатами бесплатной юридической помощи с учетом исторической
принадлежности территории округа к исконному проживанию малочисленных народов;
реализация механизма взаимодействия учитывает особенности предоставления бесплатной
юридической помощи гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера; при
организации взаимодействия с коренными жителями ХМАО – Югры важная роль в
профессиональной деятельности отводится психологической культуре адвоката,
которая способствует реализации гарантий по защите прав и свобод коренных
малочисленных народов Севера; рассматривая поведение адвоката в отношениях с
доверителями – гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера, отмечено,
что наряду с общими правовыми положениями, регулирующими адвокатскую
деятельность, необходим учет традиций малых народов, условий их проживания и
ведения традиционного образа жизни, основ культуры и религии.
В
условиях пандемии очевидна необходимость дополнительной действенной государственной
поддержки адвокатуры. Введение ограничительных мер не должно повлиять на
порядок осуществления адвокатами своих профессиональных обязанностей.
Фрагмент текста работы:
Началом
формирования и развития исследуемого института является XV в., так как именно
тогда впервые был закреплен институт защиты и представительства в органах
власти.
История
зарождения и развития адвокатуры является примером бесконечного столкновения
многочисленных интересов. Из официальных источников известно, что впервые о
поверенных (современный прообраз адвоката) упоминается в Новгородской и
Псковской судных грамотах[1].
В Псковской
судебной грамоте претендовать на наличие поверенных лиц могла только незначительная
часть населения: дети, женщины, старики, глухие, представители монашества. В
тоже время Новгородская судебная грамота позволяла любому человеку иметь
доверенное лицо, которым могли стать родственники тяжущихся, а также любые
другие правоспособные граждане, помимо облеченных государственной властью или
состоящих на службе[2].
Кроме этого,
в правовых источниках был закреплен перечень прав и обязанностей поверенных. К
примеру, институт представительства в то время был развит настолько, что
Псковская судная грамота содержала в себе и ограничения к участию представителей.
Следовательно, этот источник доказывает наличие первых зачатков законодательного
оформления деятельности представителей или поверенных в судах.
Позже в Судебниках
1497[3]
и 1550 гг.[4]
появляются упоминания о правозаступниках, которые вели работу с лицами, не
обладающими необходимыми юридическими знаниями, занимаясь с ними подготовкой к
судебному процессу.
В дальнейшем
институт судебного представительства получил толчки развития в 1497 и 1550 гг.,
в Судебниках, а также в 1649 г. – в Соборном уложении[5],
в соответствии с которыми стало возможным замещение лиц представителями в случае
неявки сторон, а также появились нормы судебного процесса.
В процессе
развития государства меняется и судопроизводство, которое приняло две формы
(гражданскую и уголовную), и, естественно, это привело к изменению роли
представителей и поверенных.
Анализ
Судебника 1497 г. позволяет отметить, что существенно изменилась категория лиц,
которые могли прибегнуть к помощи поверенных, а также обязанность по возмещению
убытков за работу поверенного возлагалась на проигравшую сторону. Подобные положения
содержались в Соборном уложении 1649 г., где встречается неоднократное упоминание
о поверенных как о действующем институте.
Правовой
статус стряпчих был неоднозначным. Соборное уложение 1649 г., с одной стороны, разрешало
подвергать стряпчих телесному наказанию, а иногда и тюремному заключению, т.е.
они полностью зависели от мнения и воли судьи. С другой стороны, сомнительные
приемы и способы деятельности не приумножали уважение стряпчих в обществе, а
снижали их репутацию. Вместе с тем в обществе увеличилась потребность в
ходатаях, которые помогали в написании необходимой документации для судебного
разбирательства, что, по нашему мнению, тоже доказывает общность с адвокатским
делом.
Указ Петра I
«О форме суда» от 5 ноября 1723 г.[6],
дал толчок к развитию представительства. Представители получили возможность кроме
физической замены оказывать правовую помощь в рамках судебного производства.
Представители
российской правящей династии негативно относились к идее создания в России
института адвокатуры по западному образцу. Петр I воспринимал «ходатаев» как
ябедников, товарищей воров и душегубцев. Он считал, что поверенный скорее
затрудняет работу судьи и усложняет дело своими пространными ходатайствами,
нежели ускоряет процесс судопроизводства. Адвокатами выступали государственные
чиновники низкого ранга в свободное от службы время или после отставки. Стоит
отметить, что термин «адвокат» был впервые использован в Воинском уставе Петра
I от 1716 г. Такое негативное отношение к устройству системы адвокатуры по
западному образцу сохранялось практически до упразднения крепостного права[7]. [1] Новгородская и
Псковская судные грамоты: тексты с предисловием и кратким объяснительным
словарем, сост. канд. прав А.Б. Гинцбургом. – С.-Петербург: типография и литография Л.
Бермана и Г. Рабиновича, 1888. 41 с. [2] Домбровский В.В.
История развития правозащитной функции адвокатуры Российской Федерации //
Закон. Право. Государство. 2019. № 2 (22). С. 299. [3] Судебник 1497 г.
// Информационно-правовой портал Гарант. URL: https://base.garant.ru. [4] Судебник 1550 г.
Перевод В.Б. Цыганова URL: http://russiahistory.ru/download/library/istochniki/1073676_96334_sudebnik_1550_goda.pdf. [5] Соборное уложение
1649 г. // Информационно-правовой портал Гарант. URL:
https://base.garant.ru. [6] Именной указ от 5
ноября 1723 г. «О форме суда». // Информационно-правовой портал Гарант. URL: https://base.garant.ru. [7] Домбровский В.В.
История развития правозащитной функции адвокатуры Российской Федерации. С. 300.