Магистерский диплом (ВКР) Педагогика/Психология Педагогика

Магистерский диплом (ВКР) на тему Социально-педагогическая адаптация приёмных детей в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I. Теоретико-методологическое
исследование проблемы социально-педагогической адаптации приемных детей к школе. 9

1.1. Современные подходы к пониманию
социально-педагогической адаптации как психолого-педагогического явления. 9

1.2. Содержание и структура
социально-педагогической адаптации приемных детей к школе. 22

1.3. Технологии
социально-педагогического сопровождения приемных детей к условиям
общеобразовательной школы.. 27

Выводы по первой главе. 37

Глава II. Опытно-экспериментальная
работа по проектированию программы социально-педагогического сопровождения
приемных детей к школе. 39

2.1. Организация и содержание
опытно-экспериментальной работы.. 39

2.2 Разработка и реализация программы
по социально-педагогическому сопровождению приемных детей к школе. 47

2.3. Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы. 66

Выводы по второй главе. 77

Заключение. 80

Список литературы. 84

  

Введение:

 

Введение

Актуальность исследования.
Процесс адаптации — важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта
учебной деятельности. Во-первых, потому, что в ходе адаптации к школьному
обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, что надолго
определяет дальнейшую судьбу его развития. Во-вторых, в ходе этого процесса
формируется ученический коллектив с определенным уровнем
социально-психологической сплоченности. Взаимоотношения в школьном классе
выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым социальным
функциям, культуры, нормам поведения, характерных для школы. Самым важным
является то, что процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является
сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие
достаточно сложно, вследствие чего и вытекает проблема «школьной дезадаптации».

В соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего образования
(ФГОС НОО) для успешной адаптации первоклассника классный руководитель должны
обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику.

Школьная дезадаптация — потеря ребенком
учебной мотивации, низкая успеваемость, конфликтность в общении с учителями и
сверстниками. Склонность к асоциальному поведению, низкая самооценка,
доминирование негативного эмоционального напряжения. Пристальное внимание к
школьной адаптации вызвана тем, что, представляя собой динамический процесс
прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает
возрастное развитие; механизмы же приспособления, которые возникли во время
адаптации, снова и снова актуализируются и используются в подобных ситуациях,
закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Степень разработанности темы исследования.
Социально-педагогические условия адаптации приемных детей рассматриваются в
рамках теории и практики психолого-педагогической и социально-педагогической
поддержки и заботы, в сфере социально-педагогического сопровождения приемных
детей в школе (В.Г. Бочарова, О.С. Газман, М.А. Галагузова, А.П. Иванов, Н.М.
Иовчук, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и др.). Данный аспект рассматривается в
исследованиях как комплексная работа по адаптации приемных детей в новых
условиях воспитания и образования. Психолого-педагогические условия адаптации
детей в школе отчасти освещались в работах (Л.И Божович, П.Л. Блонского, Л.С.
Выготского, Л.Н. Захаровой, СИ. Иванова, Г.С. Красницкой, B.C. Мухиной, Т.Д.
Марцинковской и др.). Они показали, что психофизиологическое развитие
детей-сирот отстает от развития детей, воспитывающихся в семьях, а адаптация
этих детей отстает от результативных этапов их формирования.

Несмотря на значительный интерес
исследователей к проблеме адаптации приемных детей к обучению в школе многие
вопросы остаются слабо изученными, в частности, вопросы, касающиеся
педагогических условий адаптации детей к обучению в школе. Ведь основной целью
адаптационного периода обучающегося является создание педагогических условия,
обеспечивающих благоприятное течение адаптации детей к школьному обучению.

Противоречие:
между необходимостью социально-педагогической адаптации детей с приемных семей к
школе и отсутствием конкретной программы по социально-педагогической адаптации детей
с приемных семей к школе.

Проблема исследования.
какие формы, методы должны входить в содержание социально-педагогической
адаптации детей с приемных семей к школе?

Таким образом, актуальность исследования и
проблемы обусловили выбор темы научно-практического исследования:
«Социально-педагогическая адаптация приемных детей к школе».

Объект исследования:
процесс адаптации приемных детей в школе.

Предмет исследования:
условия социально-педагогической адаптации приемных детей к школе ГБОУ г.
Москвы «Школа № 1208».

Цель исследования
состоит в проведении комплексного теоретико-прикладного исследования проблемных
направлений социально-педагогической адаптации приемных детей к школе в ГБОУ г.
Москвы «Школа № 1208».

В соответствии с целью, объектом и
предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть современные подходы к
пониманию социально-педагогической адаптации как психолого-педагогического
явления.

2. Определить содержание и структуру
социально-педагогической адаптации приемных детей к школе.

3. Рассмотреть технологии
социально-педагогического сопровождения приемных детей к условиям
общеобразовательной школы.

4. Провести опытно-экспериментальную
работу по проектированию программы социально-педагогического сопровождения
приемных детей к школе.

5. Проанализировать результаты
опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования:
предполагаем, что успешность процесса социально-педагогической адаптации
приемных детей к школе может быть результативным, если будут учитываться и
реализоваться организационно — педагогические условия:

— в основе социально-педагогического
сопровождения лежит выявление социально-педагогических особенностей адаптации
приемных детей к школе;

— созданы необходимые условия,
обеспечивающие успешность социально-педагогического сопровождения приемных
детей к школе;

— разработана и реализована программа
социально-педагогического сопровождения детей в период их адаптации в школе.

Теоретико-методологической основой
исследования являются: концептуальные идеи современной
парадигмы воспитания (Е.В. Бондаревская, A.B. Волохов, И.А. Зимняя, И.А.
Колесникова, И.А. Липский, Л.М. Лузина, A.B. Мудрик, Н.Д. Никандров, Л.И.
Новикова, М.И. Рожков и др.); концепции социализации человека на различных
этапах жизнедеятельности (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, A.B. Волохов, И.С. Кон,
Т.В. Машарова, A.B. Мудрик, М.И. Рожков, В.А. Фокин и др.), роли семьи в этом
процессе (Ю.П. Азаров, JI.B. Байбородова, И.В. Бестужев-Лада, П.Ф. Каптерев,
П.Ф. Лесгафт, Т.В. Лодкина, М.А. Мацковский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский,
К.Д. Ушинский, А.Г. Харчев и др.), идеи социально-педагогической помощи,
поддержки, сопровождения ребенка и семьи в трудной жизненной ситуации (Л.И.
Аксенова, Е.А. Александрова, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман,
И.Ф. Дементьева, И.В. Дубровина, E.H. Дронова, Н.Б. Крылова, H.H. Михайлова,
Г.В. Сабитова, С.М. Юсфин, Ф.И. Кевля и др.); методики и технологии
предупреждения, преодоления социального сиротства, помощи приемным детям и
замещающим семьям (И.А. Бобылева, В.К. Зарецкий, И.П. Иванова, Г.М. Иващенко,
И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Г.В. Семья, М.Ф. Терновская, М.А. Хациева, А.Б.
Холмогорова и др.).

Методы исследования:

Методы теоретического анализа (анализ
философской, сравнение психологической и педагогической литературы);

Методы конкретизации (обобщение, синтез);

Прогностические методы (проектирование,
моделирование);

Метод педагогической диагностики
(наблюдение, опрос, анкетирование, беседы, изучение документации
образовательной организации количественных и качественный анализ)
статистическая обработка данных.

Этапы исследования:

1. Изучение литературы и опыта по теме
исследования.

2. Формулирование научного аппарата,
составление программы исследования.

3. Реализация программы исследования на
практике.

4. Анализ и систематизация результатов.

3. Обобщение результатов работы,
составление текста исследования.

Научная новизна исследования:

– заключается в определении и обосновании
системы методических рекомендаций, позволяющих оптимизировать процесс
социально-педагогической адаптации приемных детей к школе средствами технологии
социально-педагогического сопровождения приемных детей к условиям
общеобразовательной школы;

– в разработке авторской программы по
социально-педагогической адаптации приемных детей к школе средствами технологий
социально-педагогического сопровождения приемных детей к условиям
общеобразовательной школы с поэтапным включением их в учебно-воспитательный
процесс начальной школы.

Практическая значимость
обусловлена возможностью применения полученных прикладных результатов в
деятельности ГБОУ г. Москвы «Школа №1208», а также составление программы
социально-педагогического сопровождения приемных детей к школе, которая будет
полезна руководителям образовательных организаций.

Опытно-экспериментальной базой
исследования является ГБОУ г. Москвы «Школа № 1208».

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-педагогическая адаптация детей
с приемных семей к школе -сложный, трудный для ребенка процесс, направленный на
усвоение новой для него социально значимой деятельности. Социально-педагогическая
адаптация характеризует наибольшую приспособленность ребенка к обучению и
воспитанию и свидетельствует, что условия, в которых находится ребенок,
наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания.

2. Классификация факторов, влияющих на
процесс социально-педагогической адаптации детей с приемных семей к обучению в
школе, по источнику и содержанию. Главные источники, влияющие на процесс социально-педагогической
адаптации детей к обучению в школе — сам ученик, его семья, школа, социальное
окружение. По содержанию различаются психологические, педагогические, бытовые,
медицинские.

3. Программа по адаптации детей с приемных
семей к школе предусматривает комплексную систему педагогических действий
участников педагогического процесса: формирование ведущей деятельности как
важнейшего фактора развития школьника; использование игры при формировании
учебной деятельности; сбалансированность репродуктивной и творческой
деятельности, совместной и самостоятельной активности.

Публикации автора:______________

Выпускная квалификационная (магистерская
диссертация) состоит из введения, глав: теоретической
эмпирической; выводов, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Адаптация ребенка к школе – значит
приспособление его к выполнению учебных и социальных требований, принятию на
себя ролевых обязательств школьника. Приспособление происходит не только на
внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном: формируются
определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником
– послушным и старательным.

В современной образовательной науке и
практике адаптацию к школе рассматривают как единый процесс социальной и
социально — психологической адаптации. При некоторых особенностях личности
ребёнка процесс социальной адаптации будет протекать затруднительно, и это
потребует помощи не только школьного психолога, но и, в первую очередь,
родителей. Важными аспектами, на которые необходимо обратить внимание взрослым
– это адаптация к режиму дня, к классному коллективу, взаимоотношениям с
учителем и отношение родителей к изменившемуся положению ребёнка – ученика.

Пока жизнь ребенка подвергается глобальным
изменениям, к которым надо успевать подстраиваться, на учебу и адаптацию к
школе просто не остается сил. В основании этой пирамиды находятся витальные
потребности: еда, вода, тепло, сон, жилище. Следом идет потребность в
безопасности. Это базовые потребности. Далее располагаются социальные
потребности: потребность в любви и принятии, принадлежности к группе (ощущение
себя своим человеком), потребность в общественной деятельности. Выше находятся
психологические потребности: самоуважение, чувство достижения, т, е.
познавательные потребности. И наконец, вершина пирамиды — потребность в
самоактуализации, реализации личностного потенциала. Согласно А. Маслоу, люди
стараются удовлетворить сначала базовые потребности, а потом все вышестоящие по
иерархии.

Зная все эти особенности, а также их
причины, педагог-психолог легче найдет подход к ребенку, наладит отношения с
учителями и одноклассниками. Приемные дети, для которых адаптация в семье
совпала с адаптацией в школе, испытывают двойную нагрузку на психику и
находятся в очень уязвимом положении. Они легко могут стать объектом насмешек и
даже травли. В связи с этим в первую очередь следует работать над отношениями в
классе, повышением самооценки приемных детей, поиском их сильных сторон. Только
затем можно заняться проблемами педагогической запущенности и пробелами в
учебе.

Кроме того, учителям обязательно нужно
знать основные проблемы приемных детей и причины их возникновения. О причинах
возникновения подобной проблемы у детей из обычных семей опытные школьные
учителя знают практически всё. Однако плохая успеваемость приемного ребенка
может быть вызвана несколькими специфичными причинами, 1. В связи с имеющимся
тяжелым жизненным опытом ребенок не доверяет взрослым. Он привык полагаться
только на себя, жизнь научила его не ждать помощи со стороны. Если он чего- то
не поймет или не расслышит на уроке, то ему даже не придет в голову сказать об
этом учителю, переспросить его. По той же самой причине простой вопрос учителя
по поводу того, все ли ему ясно, он часто воспринимает как попытку уличить его
в незнании или непонимании материала.

2. Приемный ребенок не всегда признается в
том, что у не го что-то болит. Вполне возможно, что во время урока он был не в
состоянии воспринять материал из-за плохого самочувствия, но не сказал об этом,
а учитель не догадался.

3. Приемный ребенок обычно имеет очень
узкий кругозор. В свои восемь, а то и одиннадцать лет он может не знать,
казалось бы, элементарных понятий, о которых обычные дети имеют представление
уже в три года. Например, девочка одиннадцати с половиной лет не знала, из
каких цветов состоит радуга и никогда не слышала фразу; «Каждый охотник желает
знать, где сидит фазан».

Сведения об окружающем мире у такого
ребенка часто скудны или перекошены. Ему никогда не рассказывали на ночь
сказок, потому что его родители либо были пьяны, либо не находились дома, и
малышу приходилось засыпать в одиночестве. Зато он с ранних лет усвоил,
например, расписание работы продуктового магазина и цену на хлеб, а также
знает, у кого можно выпросить недостающие рубли на покупку. По сути,
общеобразовательная программа рассчитана на детей с минимальным багажом
житейских знаний, но имеющих нормальное детство с играми и сказками. В
программе не предусмотрено время на изучение и объяснение вещей, с которыми
дети обычно знакомятся в возрасте двух-четырех лет.

4. В отношении такого ребенка упущено
время. Для развития каждого навыка, каждой психической функции и, конечно же,
речи есть свой сензитианый период, т. е. наиболее подходящее время. Если на
этом благоприятном этапе те или иные навыки либо функции не были развиты, то в
дальнейшем для их освоения по требуется гораздо больше времени и усилий.
Пробелы в развитии такого ребенка не связаны с дурной наследственностью или
психическим статусом. Это результат депривации — негативного психического
состояния, вызванного лишением возможности удовлетворения самых необходимых
жизненных потребностей.

Такой ребенок не может понять условий
задачи или пересказать текст не из-за плохой памяти, а просто потому, что не
знает значения половины слов

На успеваемость приемного ребенка может
влиять любая из перечисленных причин, но чаще всего они все имеют место, только
выражены в той или иной степени,

Однако практика показывает, а теория
подтверждает необходимость более тесного взаимодействия семьи и школы в вопросе
организации периода адаптации первоклассников к школе. Такое сотрудничество
должно быть построено на основе социально-педагогического взаимодействия,
учитывающего личностные особенности детей и особенности микросоциума.

Экспериментальное исследование,
проведённое на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения,
средняя общеобразовательная школа по осуществлению специально разработанной и
реализованной программы социально — педагогического взаимодействия семьи и
образовательного учреждения по адаптации первоклассников к школе оказалась
достаточно эффективной, по сравнению с предыдущим учебным годом. Тесное
взаимодействие родителей и образовательного учреждения помогает лучше
адаптироваться первокласснику к новому виду деятельности, к новым условиям
общения, к новому режиму дня, к новым требованиям и обязательствам.

Необходимо отметить, что программа носила
комплексный характер и не исключала традиционных форм работы с учащимися в
адаптационный период. Осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение
периода адаптации первоклассников. Оказывалась традиционная консультативная
помощь родителям, проводились родительские собрания, осуществлялась
воспитательная работа с детьми.

Особенность нашей программы в том, что
была добавлена важная составляющая–социально-педагогическая работа с родителями
первоклассников. Именно более тесное сотрудничество школы и семьи дало
положительные результаты. Причём можно с уверенностью утверждать, что такое
сотрудничество необходимо и в дальнейшем, только при традиционном подходе
сделать это труднее: нет той базы, которая была заложена именно в работе с
родителями первоклассников.

Таким образом, цель исследования
достигнута, а гипотеза нашла своё подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретико-методологическое исследование проблемы
социально-педагогической адаптации приемных детей к школе 1.1. Современные подходы к пониманию
социально-педагогической адаптации как психолого-педагогического явления

Адаптация детей раннего школьного возраста
к социальной жизни особенно интенсивно начинается с обучения в школьном
образовательном учреждении и определяется как интенсивный и динамичный,
многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид
на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые
навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляются к нему в ходе
обучения и воспитания в школьном образовательном учреждении. При этом
происходит адаптация к образовательной и социокультурной среде.

В настоящее время в психолого-педагогической
литературе под адаптацией понимают сложный, многоаспектный процесс включения
человека в новые условия жизнедеятельности, новую систему требований и
контроля, в новый коллектив [4, с.15].

Адаптация – это не только приспособление к
успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему
психологическому, личностному, социальному развитию [1].

Ускорение процессов адаптации детей к
новому для них образу жизни и деятельности, исследование особенностей
психических состояний, возникающих в новой деятельности на начальном этапе
обучения в школьном образовательном учреждении, а также оптимизация условий
среды, в которой происходит этот процесс, являются чрезвычайно важными
задачами. От того, как долго по времени и по различным «затратам» происходит
процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи детей, процесс их
дальнейшей социализации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы